Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при обучении иностранному языку учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Автор обращается к различным исследованиям в области инклюзивного образования с целью выявления и обобщения сложностей обучения детей с аутизмом в целом и конкретно иностранному языку.

Ключевые слова: инклюзивное образование, аутизм, иностранные языки

Инклюзивное обучение – сравнительно новый подход в нашей системе образования использующийся далеко не в каждой российской школе. Тем не менее, вопрос об обучении учащихся с особенностями развития стоит довольно остро, ведь абсолютно каждый ребенок имеет право на образование. Понятие инклюзивного образования закреплено на законодательном уровне и предполагает обеспечение обучения для всех категорий учащихся с учетом разнообразных индивидуальных образовательных потребностей и возможностей здоровья. Таким образом, все дети включаются в общую систему образования, несмотря на какого бы то ни было рода особенности развития.

Однако на практике успешно удовлетворить особенные образовательные потребности всех учащихся далеко не всегда удается. На то есть ряд причин, и в нашем исследовании мы попытаемся осветить проблемы, которые возникают у учителей при обучении иностранному языку учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) в инклюзивных классах массовой школы. В различных статьях на тему инклюзивного образования содержится множество взглядов на проблему обучения детей с ОВЗ, в особенности с такими ментальными нарушениями, как РАС, однако все авторы сходятся в одном – такие дети могут многому научиться и добиться успехов в различных областях, если специалист, работающий с ними, будет способен нивелировать сложности, неизбежно возникающие в ходе учебного процесса.

В обзорной статье «Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы» авторы дают следующее определение аутизма: «расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися стереотипными действиями» [1, с.112].

Существует несколько видов РАС: ранний детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера и некоторые другие. Все эти виды отличает друг от друга тяжесть некоторых проявлений расстройства, однако в статье Ю.С. Русановой «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра иностранному языку при помощи современных информационных технологий» приведены общие для различных РАС симптомы: «Качественное нарушение коммуникации, стереотипное использование речи или отставание и полное отсутствие речи <…> Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности.» [5, с.767]. У детей с аутизмом затруднено понимание звуков, а также невербальных средств общения, поэтому им так трудно дается взаимодействие с окружающими людьми. Они не понимают, что означают жесты (кивки головой, щелчки пальцами, потирание рук), мимические проявления, например, приподнятые или сдвинутые брови, не различают интонацию, не соотносят её с демонстрируемыми эмоциями.

В то же время такие дети проявляют невероятные таланты и способности в обучении, а также способны фокусировать внимание на одном и том же достаточно длительное время, что является довольно важным качеством для изучающего иностранный язык. Стоит отметить, что в настоящее время занятия иностранным языком обретают всю большую популярность в России и за рубежом, поскольку они направлены не только на то, чтобы научить ребенка использовать изучаемый язык, как средство общения, но кроме того, как пишет в своей статье «Иностранный язык как компонент системы инклюзивного образования младших школьников» Л.Р. Денисова, иностранный язык как метапредметная дисциплина, помогает «сформировать культуру общения, способствует общему речевому развитию обучающихся, а также дает детям возможность познакомиться с географией, историей, мировой художественной культурой, литературой страны изучаемого языка» [4, с. 54]. Однако многие другие симптомы РАС являются довольно ощутимыми и затрудняют процесс обучения.

Одной из самых главных и основных проблем обучения детей с аутизмом является затруднение коммуникации. Это может быть либо проблемы с взаимодействием со сверстниками и взрослыми, либо частичное или полное отсутствие речи. Проблемы с коммуникацией неразрывно связаны с еще одной немаловажной проблемой – сложности с установлением личного контакта педагога с учащимся. Как уже было сказано детям-аутистам довольно трудно образовывать социальные связи с окружающими. Для таких учащихся коммуникация – это сильнейший стресс и их круг общения зачастую ограничен лишь родителями и несколькими хорошо знакомыми ребенку людьми. Это не означает, что такие дети не нуждаются в общении вовсе, просто детей с аутизмом необходимо специально обучать тому, как общаться с людьми, в то время как обычные дети получают навыки общения естественным образом. При работе с аутичным ребенком, учителю потребуется довольно продолжительное время, чтобы найти к нему подход и установить с ним личный контакт, но в условиях массовой школы на это просто нет времени. Учителю необходимо уделять время всем учащимся в классе равномерно, но на то, чтобы установить контакт с ребенком с аутизмом обычно уходит намного дольше времени, а пока контакт не налажен такой ребенок просто не сможет приступить к занятиям. Соответственно, страдает успеваемость такого ученика в сравнении с его нейротипичными одноклассниками. Кроме того, проблемы с взаимодействием негативно влияют на процесс овладения иностранной устной речью. Выполнение такими детьми коммуникативных упражнений, когда им необходимо работать в паре или в группе, затрудняется, поскольку аутистам тяжело общаться с другими даже на родном языке, и просьба учителя поработать вместе с одноклассниками может вызвать резкую иногда даже агрессивную реакцию.

Другая проблема, возникающая при обучении детей с РАС, это склонность к стереотипии. Как известно, в любом языке существует множество различных способов выражения одной и той же мысли, например, при помощи синонимов или фразеологизмов. Дети с РАС не способны понимать такого рода различия, а также имеют трудности с определением контекста, поэтому учителя вынуждены использовать одни и те же фразы для выражения мысли, чтобы не сбивать учащихся с толку, а это в свою очередь способствует формированию ограниченного словарного запаса. Для таких детей важно, чтобы каждый день повторял предыдущий, чтобы все действия шли четко по расписанию один за другим, малейшие отклонения от привычного хода действий – это стресс для ребенка с РАС. В статье «Проблемы обучения аутичных детей в условиях ДДИ» Л.В. Усачева пишет, что дети-аутисты «усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией <…> они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем» [7, с.64]. То же самое касается и иностранного языка. Главной целью изучения любого языка в настоящее время является практическое владение им, что предполагает не простое заучивание слов и выражений, а понимание того, в какой ситуации их можно использовать. У детей аутистов, как уже было сказано, затруднено понимание речевого контекста даже на родном языке, и научить их этому на иностранном языке – задача не из легких.

Еще одна немаловажная проблема для детей с РАС – это их восприятие реальности, которое значительно отличается от мировосприятия нейротипичных детей. Многие аутисты намного чувствительнее к обычным звукам, запахам, прикосновениям или даже объему информации. Е.Д. Костина в своей статье «Проблемы обучения иностранному языку детей с аутизмом» приводит следующий пример особенного восприятия реальности ребенком с РАС: «на уроке английского языка педагог включает песню, и ребенок закрывает уши, это происходит потому, что для них этот звуковой шум воспринимается сильнее, чем для детей нормы» [4, с. 172]. Точно таким же неприятным для ребенка с РАС может быть определенный запах, прикосновение к волосам, объятия, касание какого-либо материала и даже чрезмерное обилие информации. Естественно, если такой ребенок сталкивается с подобным триггером, он выражает свое недовольство привычным для себя образом, как уже упоминалось выше, это может быть крики, порча имущества, агрессия по отношению к окружающим и т.п, что может не только помешать нормальному ходу урока, но и вызвать сильнейший стресс у ребенка. Таким образом, урок иностранного языка будет ассоциироваться у такого учащегося с негативными эмоциями и стрессом, что может привести к полному нежеланию заниматься.

Нельзя обойти стороной недостаточную подготовку педагогов в вопросах специального образования. Преподавателей неспециализированных школ не обучают тому, как планировать занятие и как взаимодействовать с учащимися с ОВЗ. Того количества часов, которое выделяется для чтения лекций по специальной педагогике в непрофильных педагогических вузах, не хватает для полного понимания принципов работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Из этой проблемы вытекают те, что были описаны выше. Если преподаватель не подготовлен к работе с особенными детьми, он не сможет грамотно спланировать занятие, взаимодействовать с таким учащимся, должным образом реагировать на резко проявляющиеся симптомы. К сожалению, в настоящее время выпускники непрофильных педагогических университетов уже в ходе работы в школе, сталкиваясь с учеником с аутизмом, вынуждены на собственном опыте, не имея даже теоретической подготовки, учиться взаимодействовать с ним, но не всегда такая практика имеет успех, и учителя обвиняют в непрофессионализме.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно проблема недостаточной квалификации учителей является основной при работе с учащимися с РАС в массовой школе. На наш взгляд, для преодоления всех трудностей при обучении с детьми-аутистами, необходимо для начала обеспечить необходимыми знаниями педагогов, работающих с такими детьми в обычных школах. Преподаватели должны знать, как правильно установить контакт с учеником, имеющим РАС, какие методы и материалы можно использовать при работе с ним на уроках иностранного языка, как и в каких ситуациях могут проявляться симптомы РАС. Если учителя будут подготовлены должным образом для работы с детьми-аутистами, тогда их обучение иностранному языку будет проходить также эффективно, как и у обычных учащихся.

Литература:

  1. Божкова Е.Д. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор). / Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. // Соврем. Технол. Мед. 2020. № 2. С. 111-120 (дата обращения: 24.10.2022).
  2. Бондарева А.В. Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе. // Молодой ученый. 2017. № 5 (139). С. 471-474 (дата обращения: 31.10.2022).
  3. Бурлакова М.А. Проблемы обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивной школы. / Бурлакова М.А., Федорова Н.Н. // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 5. С. 14-18 (дата обращения: 18.10.2022).
  4. Денисова Л.Р. Иностранный язык как компонент системы инклюзивного образования младших школьников. / Л.Р. Денисова, Г.В. Сороковых // Иностранные языки в школе. 2017. № 1. С. 53-57.
  5. Костина Е.Д. Проблемы обучения иностранному языку детей с аутизмом. // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2020. № 14. С. 169-174 (дата обращения: 24.10.2022)
  6. Русанова Ю.С. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра иностранному языку при помощи современных информационных технологий. // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2020. № 12.С. 763-772 (дата обращения: 24.10.2022).
  7. Северина В.Ф. Организация обучения детей с ранним детским аутизмом в системе инклюзивного образования. / Северина В.Ф., Кириенкова Н.В. // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 150-154 (дата обращения: 31.10.2022)2022).
  8. Усачева Л.В. Проблемы обучения аутичных детей в условиях ДДИ. // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 4. С. 63-68 (дата обращения: 02.11.2022)

General problems of schoolchildren with autism spectrum disorders a foreign language

Smetanina A.E.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Alexandrovna,
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article deals with the problems that arise when teaching a foreign language to students with autism spectrum disorders (ASD). The author refers to numerous studies in the field of inclusive education in order to identify and summarize the difficulties of teaching children with autism in general and specifically a foreign language.
Keywords: inclusive education, autism, foreign languages

Literature:

  1. Bozhkova E.D. Autism spectrum disorders: the current state of the problem (review). / Bozhkova E.D., Balandina O.V., Konovalov A.A. // Sovremennye tehnologii v medicine 2020. № 2. Page: 111-120 (date of the address: 24.10.2022).
  2. Bondareva A.V. Realization of inclusive education in the lessons of the English language in the secondary school. // Molodoi ucheniy. 2017. № 5(139). Page: 471-474 (date of the address: 31.10.2022).
  3. Burlakova M.A. Problems of teaching children with autism spectrum disorder in the conditions of an inclusive school / Burlakova M.A., Fedorova N.N. // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 5. Page: 14-18 (date of the address: 18.10.2022).
  4. Denisova L.R. Foreign language as a component of the system of inclusive education of younger schoolchildren. / Denisova L.R., Sorokovykh G.V. // Foreign languages in school. 2017. № 1. Page: 53-57.
  5. Kostina E.D. Problems of teaching a foreign language to children with autism. // Actual problems of philology and methods of teaching foreign languages. 2020. № 14. Page: 169-174 (date of the address: 24.10.2022).
  6. Rusanova Y.S. Education of children with disorders of the autistic spectrum of a foreign language with the help of modern information technologies. // Scientific and educational journal for students and teachers «StudNet». 2020. № 12. Page: 763-772 (date of the address: 24.10.2022).
  7. Severina V.F. Organization of education of children with early childhood autism in the system of inclusive education. / Severina V.F., Kirienkova N.V. // Problems of modern pedagogical education. 2022. № 75-1. Page: 150-154 (date of the address: 31.10.2022).
  8. Usacheva L.V. Problems of education of autistic children in the conditions of DDI. // Education and upbringing: methods and practice. 2013. № 4. Page: 63-68 (date of the address: 02.11.2022).