Аннотация. Театральная педагогика создаёт максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. В данной статье рассматривается приёмы организации театральной деятельности на уроках. Более подробно представлен такой элемент театрализованной деятельности как инсценирование текста. Автор делится опытом использования данного активного метода обучения на уроках. Данный формат занятия позволяет ученику сконцентрировать своё внимание, научиться думать и отстаивать свои личностные взгляды, творчески мыслить.

Ключевые слова: младший школьник, театрализованная деятельность, читательский интерес, инсценировка, театрализация, литературное чтение.

Современные образовательные стандарты имеют прямую направленность на формирование у младших школьников творческого начала, что в свою очередь определяет нестандартные решения в преподавании различных школьных предметов. Нестандартные формы организации учебного процесса мотивируют школьника к познавательной деятельности, в процессе которой создаются условия для самореализации ученика. К одной из данных форм можно отнести проведения урока литературного чтения, посредством совмещения учебного процесса с театрализованной деятельностью [1, с. 471].

Обращаясь, к русской и зарубежной художественной литературе, можно отметить, превалирование в сюжетной линии драматических концепций. Наряду с усвоением в рамках урока литературного чтения сущностного начала произведения, младшие школьники в облегченной форме усваивают данный материал посредством познания драматического искусства. Данный аспект предполагает посещение учениками театральной постановки, базирующейся на художественном произведении [2, с. 167]. Однако, не у каждого ученика имеется возможность к посещению данных мероприятий. Взаимозаменяемым будет являться театрализованная деятельность, организованная учителем на уроках литературного чтения. Ретроспективное рассмотрение исследований в данной области позволяет отметить, что такие российские учёные в области педагогики и психологии, как Е.Н. Герасимова, Т.Г. Галактионова отмечают эффективность применения театрализованной деятельности в рамках преподавания [3, с. 196].

Эффективность данной формы проведения занятия, определяется психологией младших школьников и главенствующим значением в жизни ребенка игровой формы познания мира. Однако, проводя разграничение, в отличие от дошкольного обучения, где игровая форма преимущественно носит характер подражания деятельности родителей и окружающих лиц, в рамках школьной подготовки игра носит иной характер. Данная форма организации учебного процесса позволяет младшим школьникам сформировать личностные предпочтения относительно литературных героев, и их поступков, примерить на себя те или иные роли, определиться с базовыми категориями «добра» и «зла». В научных исследованиях отмечается, что возрастная категория учеников второго класса в своей игре предпринимает попытки отражения поведения, как реальных людей, сопровождающих их взросление, так и литературных героев.

Рассматривая понятие «театрализация», его можно определить как прием использования театрального искусства в педагогическом процессе. В процессе обучения возможно гармоничное сочетание театральных атрибутов (декорации, особенности характера произношения текстов) с директивными особенностями учебной деятельности (главенствующая роль – учителя, коллективность познавательного процесса).

Среди основных приемов использования театрализации в процессе освоения дисциплины литературного чтения являются:

  • Прочтение художественного текста по ролям, что позволит ученику на эмоциональном уровне освоить материал, в процессе декламации будет развиваться скорость зрительного восприятия букв и слов. Данный формат рассматривается как подготовка к дальнейшей инсценировке произведения. Поскольку, после прочтения возможно полноценное преобразование в театрализованную постановку с использованием декораций.
  • Персонификация – представление сюжетной линии произведения в образе действующих лиц. Учитель, используя творческое начало, может предстать перед учениками в образе героя.
  • Ролевая игра «Кто я?» – персонификация в данном случае налагается на самих учеников. Ученик в костюме героя, осуществляет изложение сюжетной линии, производит краткую биографию представляемого героя.
  • Историческое представление. Сюжетная линия произведения, как правило протекает в рамках конкретной исторической эпохи. Историческое представление позволяет ученикам ознакомиться с конкретными историческими фактами, сопутствующими произведению, путем воспроизведения во времени и пространстве. Данному формату предшествует подготовка театральных атрибутов, отражающих исторические вехи. В процессе данного формата формируется образное мышление ученика, путем ретроспективной реконструкции исторических событий.
  • Театрально-игровые упражнения – учащиеся и педагог составляют диалоги между главными действующими лицами литературного произведения, конкретизируются поведения лиц, их реакция на те или иные повороты сюжетной линии. Могут быть использованы такие виды театрализованных игр как: этюды на выражение эмоций героев произведения, сценические этюды, составление словесного портрета героя, пантомима. Данный формат способствует развитию речевых характеристик и игровых данных ученика.
  • Драматизация – ученики воссоздают литературное произведение путем распределения ролевого участия. В рамках совместной деятельности учитель и ученики отрабатываются характерные для героев мимические и речевые особенности, интонационные характеристики. При этом воплощение данного формата возможно как путем осмысления сказок, коротких рассказов, так и поэм. Драматизация в рамках урока литературного чтения может воплотиться в совместное переложение «сказки на новый лад», что развивает творческий потенциал учеников.

Реализации театрализованного урока литературного чтения способствует предварительная работа над декорациями. В нее включаются такие этапы: создание эскизов костюмов, пошив костюмов, реконструкция исторической утвари, музыкальное сопровождение театрализованного произведения. В качестве работы для развития творческих начал у учеников необходимо подготовка творческих работ, по итогам проведения театрализованного представления. В рамках данной работы будет описан вклад каждого учащегося в совместный проект, будут подготовлены иллюстрации, афиши и обложки.

Немаловажную роль играет такой элемент театрализованной деятельности на уроках литературного чтения, как инсценирование текста. Инсценирование – перевод текста в сценический вариант для постановки на сцене. Учащиеся могут выступать в роли героев, перевоплощаться в героев произведения, передавая их чувства, характер, эмоции. Данный прием эффективно влияет на развитие читательского интереса, поскольку обучающиеся могут углубленно разобраться в конфликтах произведения, проследить сюжетные линии, прочувствовать эмоциональное состояние героя, включить воображение и эмоции, перед тем, как выступить с результатом своей работы.

Итогом разработки проекта должно стать методическое пособие для педагогов начальных классов, в котором будут грамотно распределены темы и по данным темам рассортированы задания, игры, включающие театрализованную деятельность. Таким образом, будет получен сборник упражнений, заданий и игр с элементами театрализованной деятельности, используемых на уроках литературного чтения. Цель пособия – оказание помощи учителям начальной школы в подготовке к урокам литературного чтения и создания на них творческой атмосферы. У каждого упражнения, задания или игры существует идентичная структура, т.е. указана цель упражнения, форма проведения, вспомогательный материал. Уместно будет включить методические рекомендации для учителя, где описаны приемы, методы, условия, организация творческой, театрализованной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения с использованием комплекса упражнений, заданий и игр. Одно из таких видов заданий – это театрализованное представление, т.е. инсценировка по теме «Басни И.А. Крылова», которое было апробировано на практике в школе.

После ознакомления с биографией И.А. Крылова и с его известными произведениями, у ребят домашним заданием было – выучить одну из пройденных басен наизусть. На данном уроке, у учащихся были пригласительные билеты в театр, которые они получили путём выполнения задания по пройденному материалу. Сделано это для создания реальной обстановки, пробуждающей к выразительному чтению. Также на уроке были атрибуты, маски, которые ученики должны были выбрать самостоятельно перед выступлением. Для оценивания друг друга, ребятам был выдан бланк с таблицей, где нужно отметить выразительность и артистичность, исходя из этого поставить отметку. Учащиеся с горящими глазами выходили к доске, т.е. на сцену, отлично вживались в роль героев басни и представляли себя настоящими актёрами. В итоге, получилось организовать такую яркую, не стандартизированную творческую работу, в ходе которой, у учащихся появилась отличная мотивация к насыщенному чтению произведений И.А. Крылова. После проведения такого удачного урока, проделанный нами и ребятами труд опубликовали в новостях школы, тем самым по учебному заведению пошёл «флешмоб», где приняли участие некоторые классы, на уроках ребята выразительно читали произведения И.А. Чуковского по ролям для лучшего усвоения материала.

Можно сделать вывод о том, что театрализация является одним из самых эффективных методов для развития читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения, так как делает урок более увлекательным и разнообразным. Следует отметить, что театрализация является весьма широко употребляемым приемом в рамках занятий по литературному чтению. Данный формат занятия позволяет ученику сконцентрировать свое внимание, научиться думать и отстаивать свои личностные взгляды, творчески мыслить. Посредством театрализации ученики формируют компетенции в рамках коллективной и самостоятельной работы, развиваются сенсорные способности детей.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. / Общ. Ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  2. Колпащикова Ю.С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? / Ю.С. Колпащикова, В.А. Рожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 104-109.
  3. Малышева О.К. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе. / О.К. Малышева, Е.А. Жесткова // Молодой ученый. 2015. №18(98). С. 471-474.
  4. Парфенова О.Ю. Использование приема инсценирования в произведениях эпического рода на уроках литературного чтения. // Наука и школа. 2017. №5. С. 166-172.
  5. Парфенова О.Ю. Использование элементов школьного театра в процессе обучения учащихся третьего класса литературному чтению. // Наука и школа. 2018. №2. С. 195-201.

Development of interest in reading of younger schoolchildren through tetralized activity in the classroom

Ermolova A.S.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolokolchikova Ekaterina Sergeevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Leontieva Irina Sergeevna,
teacher at the highest category, honorary employee of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Аnnotation. Theater pedagogy creates maximum conditions for free emotional contact, looseness, mutual trust and a creative atmosphere. This article discusses the methods of organizing theatrical activities in the classroom. Such an element of theatrical activity as dramatization of the text is presented in more detail. The author shares the experience of using this active method of teaching in the classroom. This format of the lesson allows the student to concentrate his attention, learn to think and defend his personal views, think creatively.

Keywords: junior schoolboy, theatrical activity, reader's interest, dramatization, theatricalization, literary reading.

Literature:

  1. Vygotsky L.S. Psychology of Art. / General Ed. by V.V. Ivanov, comment. L.S. Vygotsky and V.V. Ivanov, intro. art. A.N. Leontiev. 3rd ed. Moscow: Iskusstvo, 1986. 573 pages.
  2. Kolpashchikova Yu.S. How to develop interest in reading in a younger student? / Yu.S. Kolpashchikova, V.A. Rozhina // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2017. Vol. 29. Page: 104-109.
  3. Malysheva O.K. Elements of theatricalization at the lessons of literary reading in elementary school. / O.K. Malysheva, E.A. Zhestkova. // Young scientist. 2015. №18(98). Page: 471-474.
  4. Parfenova O.Yu. The use of staging techniques in works of epic kind at the lessons of literary reading. // Science and School. 2017. №5. Page: 166-172.
  5. Parfenova O.Yu. The use of elements of school theater in the process of teaching third grade students to literary reading. // Science and School. 2018. №2. Page: 195-201.