Второе место конкурса «КОД науки» в номинации
«Филологические исследования» (2025 г.)

Аннотация. В настоящей статье произведение «Остин и его жена» А. Оупи рассматривается в парадигме жанра романа воспитания, получившего развитие в английской литературе реализма в XIX столетии. В исследовании излагаются традиционные черты данного жанра, описываются их эстетические функции и особенности художественного воплощения в романе А. Оупи, вошедшим в сборник «Истории о настоящей жизни» (1813). Социальный институт семьи изучается английской писательницей в контексте родительского влияния на формирование личности ребенка, что определяет идейно-тематическое своеобразие произведения. Система образов, специфика сюжетосложения, проблема воспитания и образования индивида, мотив духовно-нравственной трансформации анализируются в статье в качестве характерных жанровых признаков романа воспитания, нашедших отражение в романе «Остин и его жена». Авторские интенции обращены к дидактической, морально-этической функции художественного текста. В рамках трагического модуса, детерминированного мотивом преступления, А. Оупи изображает центральный конфликт между гуманистическим началом и духовным разрушением личности. В романе «Остин и его жена» обнаруживаются традиционные черты романа воспитания и реализуются индивидуальные эстетические категории творческого метода А. Оупи.

Ключевые слова: зарубежная литература, английский роман XIX века, роман воспитания, Bildungsroman, творчество Амелии Оупи, женская проза, жанровые признаки, образ ребенка, хронотоп.

Английская литературная традиция в динамике своего развития обнаруживает тесную взаимосвязь с жанром романа воспитания, идейно-эстетическая основа которого формировалась в ходе литературного процесса XIX столетия. Жанровое своеобразие романа воспитания реализуется в художественной парадигме ярких представителей реализма: Ш. Бронте [14], Ч. Диккенс [16] и У. Теккерей [21] разрабатывают сюжеты о пути взросления и духовной эволюции личности в 50-60-е годы в эпоху викторианской Англии. Ключевой в творчестве авторов предстает проблема становления человека, с которой непосредственно связаны «идеи воспитания и образования, отношение к социальной несправедливости, взгляд в будущее в эпоху бурного развития и постоянной нестабильности» [6, с. 107].

Однако истоки английского романа воспитания как самостоятельного художественного явления обнаруживаются на более раннем этапе развития литературы Англии. Подобно немецкому Bildungsroman, вершинным образцом которого стала дилогия И.В. Гёте о Вильгельме Мейстере [19], английский роман воспитания формируется в эпоху Просвещения и утверждается в литературной жанровой системе в XIX веке: «Обратившись сначала к теме растущей преступности и закону о бедных, английские писатели первой половины века подошли к проблеме нравственности и общества, которые необходимо было разрешать» [12, с. 444]. Незамедлительная общественная реакция на возникновение данных мотивов в литературе, безусловно, объясняется острой необходимостью в морально-поучительной направленности произведений искусства в контексте литературного дискурса.

В начале XIX столетия к вопросам формирования характера, проблеме воспитательных методов, специфике социально-детерминированных личностных качеств в своей прозе обращается английская писательница А. Оупи (1769-1853).

«Истории о настоящей жизни» («Tales of Real Life») [20] – сборник 1813 года, представляющий собой непростой литературный феномен относительно жанровой принадлежности произведений, которые в него вошли, а именно: «Lady Anne and Lady Jane», «Austin and His Wife», «The Mysterious Stranger», «Appearance Is Against Her». Обращаясь к эпическим формам и самостоятельно объединяя свои работы в сборники, А. Оупи не уделяет особого внимания дифференциации своих произведений по признаку жанра. Английская писательница обозначает разные по объему и повествовательной структуре произведения термином «tale». Рассматривая проблему употребления данного термина в рамках американской романтической прозы, М.О. Эрштейн отмечает следующее: «История бытования термина «tale» в американской романтической литературе первой половины XIX века не ограничивается областью «малой прозы». Ситуация выглядит гораздо сложнее, поскольку американские романтики обозначали как «tale» не только свои рассказы или новеллы, но и повести, и даже романы» [13, с. 223]. Данные результаты исследования, несомненно, применимы и в отношении английских писателей XIX века: например, романтик Дж.Г. Байрон определял жанр своих «восточных поэм» как «tale» («Гяур» – «a Fragment of Turkish Tale», «Корсар» и «Лара» – «a Tale» [15]). Аналогичный метод использует А. Оупи применительно к своей прозе, что иллюстрирует ряд названий ее сборников и отдельных романов: «Simple Tales» (1806), «New Tales» (1818), «Tales of the Heart» (1820), «Madeline: A Tale» (1822).

Совокупность данных особенностей свидетельствует о том, что для А. Оупи первостепенно не жанровое своеобразие собственных сочинений, а представленный в них конфликт, проблема как таковая. Сюжеты писательницы самобытны, и методом их реализации служат разные по объему, но единые в своей эпической природе формы художественного текста. В связи со спецификой конфликтов и особенностями авторской поэтики мы характеризуем прозу А. Оупи как романическую и рассматриваем одно из произведений сборника «Tales of Real Life» – «Остин и его жена» (1813) – в контексте традиций романа воспитания.

Роман воспитания, широко известный в литературоведении как Bildungsroman, сконцентрирован на процессе формирования и эволюции личности путем освоения окружающей реальности и познания собственного «я». Среди имманентных черт романа воспитания – дидактичность, назидательность и нацеленность на нравственное воспитание читателя. «Роман воспитания в отечественном и зарубежном литературоведении понимается как исторический жанр, в основе которого лежит философски детерминированная идея становления» [11, с. 10], – утверждает Е.И. Чупракова, называя целью воспитания героя романа его «внутреннюю гармонию и духовную зрелость, на пути к которым он проходит свою школу жизни – преодолевает конфликты с внешним миром» [11, с. 10].

Опираясь на систему типичных жанровых признаков романа воспитания [5], рассмотрим специфику их реализации в произведении А. Оупи «Остин и его жена».

Одной из отличительных особенностей романа воспитания является образ протагониста, который часто сопряжен с темой сиротства. В этом отношении центральный персонаж романа А. Оупи имеет противоположную судьбу и, следовательно, изначально помещен в иные условия социальной среды: Эдвин Остин растет в полной семье, будучи окруженным заботой и вниманием отца и матери. Более того, именно образы родительских фигур лежат в основе названия произведения – «Остин и его жена» – что свидетельствует о значимости их влияния на Эдвина. А. Оупи намеренно смещает центр повествования с образа ребенка на образы родителей (Джеймса и Сары Остин), подчеркивая их ведущую роль в формировании тех ценностей и поведенческих тенденций, которые в течение жизни усваивает Эдвин. Идея родительской ответственности и семьи как первостепенного социального института, регулирующего процесс становления личности, существенно отличает данный роман воспитания от тех произведений жанра, где человек становится продуктом среды вне семейно-родственных отношений.

Следующая жанровая черта также соотносится с системой образов произведения: второстепенные персонажи романа воспитания оказывают конструктивное или деструктивное влияние на развитие героя [5, с. 296]. Характеры Сары и Джеймса Остин, несомненно, представляют особую художественную и смысловую ценность, однако данные образы в пространстве романа непосредственно подчиняются образу Эдвина. Отец и мать оказывают преимущественно деструктивное влияние на личность сына. Несмотря на то, что их воспитательный подход основан на мягкости, доброте и снисходительности, именно эти качества в их крайнем проявлении становятся главным источником вреда для их сына. Эдвин не приобретает четких представлений о добре и зле, о нравственных и безнравственных поступках, так как этические категории оценивания его собственных действий со стороны родителей отсутствуют.

Развитие персонажа, проходящего школу жизни, является основным идейно-тематическим содержанием романа воспитания, что является еще одним традиционным жанровым признаком [5, с. 296]. Сюжет выстроен последовательно от детства к отрочеству и зрелости. В произведении «Остин и его жена» также воплощается данная особенность, однако авторская манера изложения этапов взросления героя имеет фрагментарный, а не последовательный характер. В начале романа Эдвин Остин – ребенок пяти лет («a little boy, not quite six years old» [20, с.144]), затем герой предстает на страницах произведения в возрасте пятнадцати («… at fifteen, when his father began to think it time to bind him out apprentice…» [20, с. 159] и семнадцати лет («a poor youth, only just seventeen» [20, с. 163]). Достигнув семнадцатилетнего возраста, Эдвин «замирает» в своем личностном становлении, так как следующим этапом для него оказывается не зрелость, а трагическая смерть.

Рассмотрим каждый из обозначенных этапов жизни героя более подробно.

Склонность к жестокости, лжи и безнравственным поступкам проявляется в характере Эдвина уже на этапе детства. Мать, замечая странности в поведении сына, не только не желает их признавать, но и всячески им потворствует: скрывает проступки Эдвина от более строгого и требовательного отца, не пытается предотвратить будущие ошибки Эдвина воспитательными мерами ограничения или наказания, а также собственным примером нормализует нечестное поведение в глазах сына и помогает ему сочинять ложь. Показателен в этом отношении эпизод, в котором Сара Остин лично сталкивается с физической жестокостью со стороны Эдвина: узнав, что сын осознанно совершил кражу, мать обещает всё рассказать отцу. Эдвин, пришедший в ярость от подобной угрозы, наносит матери удар, о чем Сара, жалеющая и оправдывающая сына, ничего не рассказывает мужу: «Do you threaten me?» exclaimed the young tyrant; «take that then», and he gave her with his fist a blow on the face, which made the blood gush from her nostrils over her handkerchief and gown» [20, с. 155]. Следовательно, «юный тиран» (так называет своего персонажа А. Оупи, давая вполне определенную авторскую оценку и таким образом влияя на формирование этических воззрений читателя) не имеет авторитетной фигуры взрослого и растет в условиях вседозволенности и безнаказанности, что предопределяет всю его дальнейшую судьбу и личностное становление. Глубокий психологизм, использованный автором при изображении мироощущения ребенка и деструктивного начала в его взаимоотношениях с окружающими и, в частности, с родителями, является характерной чертой поэтики А. Оупи и способствует наиболее полной реализации центрального конфликта в романе «Остин и его жена».

Следующий этап взросления Эдвина – юношество – протекает вдали от дома, за пределами привычного ему замкнутого мира. Мотив духовного упадка как результата внешнего деструктивного влияния на индивида приобретает еще более явные очертания: не имея морально-нравственных ориентиров, сын Остинов предается порокам, вступает в губительную для него связь с замужней женщиной, становится преступником и впоследствии вынужден скрываться от правосудия.

Переход Эдвина от юношества к зрелости в высшей степени трагичен. Личностная трансформация персонажа сопряжена с мотивами преступления, убийства и смерти; кульминационной точкой в процессе формирования главного героя становится его роковая гибель. Е.И. Чупракова, исследуя повествовательные механизмы романа воспитания, утверждает, что сюжет произведений данного жанра «строится от идеи воспитания полезного для общества человека к ее воплощению» [11, с. 13]. А. Оупи преломляет данную сюжетную схему. Благие намерения Остина и его жены на деле оказываются чрезвычайно вредоносными, их меры воспитания наносят непоправимый ущерб характеру Эдвина, чьи проступки всегда встречали родительское снисхождение, чья вина не воспринималась всерьез, и чья ложь неизменно находила оправдание в устах родителей. В финале романа Эдвин становится убийцей собственной матери («Her assailant exclaimed with a dreadful oath, «I'll silence you woman». Then with a knife he instantly struck her bleeding, dying, though not insensible, on the ground» [20, с. 198]), а затем погибает от рук разбойников. Экзистенциальный путь Эдвина Остина символически завершается и духовной, и физической смертью.

Следовательно, А. Оупи актуализирует проблему значимости нравственного воспитания, разрабатывая образы-антипримеры, которыми являются как Остин и его жена, так и их сын. Этим обусловлена художественная убедительность сюжета: дидактический по своей природе роман воспитания в данном случае реализуется в мрачной тональности, и его трагедийный пафос призван оказать особое духовно-нравственное воздействие на читателя.

Кроме того, особую роль в романе воспитания играет хронотоп произведения, который соотносится с циклами жизни главного героя. Для романа «Остин и его жена» данная нарративная структура оказывается актуальной: детство Эдвина проходит в родительском доме, затем временно-пространственные рамки расширяются, и герой на этапе юношества отправляется в путь, чтобы получить работу и обрести финансовую независимость («…the Austins must part with their son, in order that he might be taught a business and gain his own livelihood» [20, с. 160]). Согласно традиционной схеме, «в конце романа хронотоп сужается до размеров домашнего очага/родного города/нового дома, т.е. возвращение домой характеризует зрелость и завершение формирования человека» [5, с. 296]. И, если предыдущие два хронотопических аспекта соблюдены А. Оупи в классическом варианте, то при изображении следующего цикла жизни героя автор обращается к нетипичному ходу событий.

Эдвин Остин действительно оказывается дома, однако не в качестве любящего сына, а в качестве грабителя и преступника, ворвавшегося в частные владения с группой разбойников с намерением ограбления. Чужими эти владения только кажутся – Эдвин не знает, что хозяевами дома с недавних пор являются его родители. Юноша жестоко нападает на «незнакомую» женщину и впоследствии узнает в умирающей жертве родную мать: «…he in his victim, saw and recognised his mother [20, с. 198]. Элемент узнавания реализуется непосредственно после акта кровного убийства, что в значительной мере усиливает трагедийный пафос. Бросившись на защиту отца, Эдвин получает ранение от разбойников и погибает рядом с убитой им миссис Остин.

Трагизм и остродраматический пафос в нарративной структуре романа А. Оупи становятся вершиной конфликта противоположных убеждений относительно формирования личности, в рамках которого семья Остин отстаивала идею о необходимости исключительно лояльного и снисходительного подхода в воспитании детей. Остин и его жена являют собой крайнее проявление подобной идеи: даже на пороге смерти миссис Остин испытывает материнскую нежность при виде сына, ставшего ее убийцей, («maternal tenderness, the ruling passion still strong in death» [20, с. 198]), а мистер Остин видит в Эдвине героя-спасителя, защитившего его от настоящих преступников. Более того, Остин отрицает причастность сына к гибели любимой жены. Бытовая трагедия обретает масштабы трагических сюжетов античной эпохи.

Морализаторство – следующая отличительная особенность романа воспитания – присуще авторской поэтике А. Оупи и также реализуется в художественной системе романа «Остин и его жена». Морально-этические проблемы, освещаемые писательницей, дидактическая тональность ее романного творчества высоко ценились и поощрялись английскими литературными критиками начала XIX века.

О воспитательной и назидательной функции романов А. Оупи говорится на страницах периодического издания «The Monthly Review» [22]. Сборнику «Истории о настоящей жизни» посвящена отдельная статья, в которой обнаруживается следующая рецепция: «В то время, как некоторые авторы довольствуются развлекательной функцией, а другие почти оскорбляют читателей настойчивостью своих увещеваний, миссис Оупи, по-видимому, придерживается золотой середины; демонстрируя влияние какой-либо добродетели или последствия какой-либо ошибки, и редко теряя из виду эту цель, она при этом любезно позволяет своим читателям делать собственные выводы из ее историй» (перевод автора статьи) [22, с. 326–327].

Из вышесказанного следует вывод о том, что творческий метод А. Оупи предполагает духовно-нравственную, поучительную направленность, репрезентацию социальных и индивидуальных этических конфликтов. На уровне мотивов и образов романы А. Оупи приобретают подчеркнуто мрачное и пессимистичное начало: в противовес мотиву созидания и пользы автор обращается к мотивам разрушения и вреда, составляющих идейно-тематический центр ее произведений. Проблемы духовного упадка, утраты гуманистических идеалов, деструктивных подходов к воспитанию и образованию личности воплощаются у А. Оупи в трагедийном контексте, где эстетическая функция трагических элементов определяет назидательную и поучительную тональность произведения и напрямую соотносится с ней.

Таким образом, данное исследование позволяет заключить, что традиции жанра романа воспитания воплощаются в произведении А. Оупи «Остин и его жена» на содержательном, композиционном и образном уровнях. В произведении реализуется ряд отличительных жанровых признаков: 1) процесс взросления и духовного становления главного героя (Эдвина Остина) определяет проблематику и идейно-художественное своеобразие романа; 2) хронотоп как формально-содержательная категория выстраивается в соответствии с этапами жизни центрального образа; 3) авторские интенции сконцентрированы на воспитательной, дидактической, морально-этической функции художественного текста; 4) второстепенные образы подчинены образу протагониста и оказывают существенное влияние на его личностное формирование.

Наряду с этим главный герой романа не является сиротой, что не соотносится с одним из жанровых признаков, однако подобное преломление позволяет отвести первостепенную роль институту семьи, который, согласно автору, детерминирует процесс развития личности. Конфликт решается в рамках нарочито драматического, трагедийного модуса, занимающего особое место в эстетической системе А. Оупи. Нравственный урок, составляющий основу смыслового наполнения романа, сопряжен с мотивом преступления и идеей духовной и физической смерти, что определяет специфику авторской поэтики и способствует художественной разработке социальной проблематики жанра романа воспитания.

Аксиологические доминанты, ключевые мотивы и образы, хронотоп романа А. Оупи «Остин и его жена» позволяют заключить, что в жанровом отношении данное произведение является образцом английского романа воспитания начала XIX века.

Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 3. Теория романа (1930-1961 гг.). М.: 1996. 877 с.
  2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: 2001. 510 с.
  3. Крупенина М.И. Эстетика фантастического в романах воспитания Ч. Диккенса. дис. ... канд. филологических наук: 10.01.03 / Крупенина Мария Игоревна. М.: 2021. 209 с.
  4. Маслова Т.Е. Роман воспитания в творчестве Теккерея 1850-х годов. дис. ... канд. филологических наук: 10.01.03 / Маслова Татьяна Евгеньевна. СПб.: 2002. 153 с.
  5. Махмудова Н.А. «Оливер Твист» Ч. Диккенса как роман воспитания: детство – отрочество / Иностранные языки в Узбекистане. Ташкент, 2020. №2(31). С. 292-313.
  6. Махмудова Н.А. Своеобразие жанра романа воспитания в творчестве Чарльза Диккенса / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: 2010. №3(7). С. 106-110.
  7. Пашигорев В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-XX веков. Генезис и эволюция. дис. ... доктора филологических наук: 10.01.03 / Пашигорев Владимир Николаевич. Ростов-на-Дону: 2005. 333 с.
  8. Садриева А.Н. Роман воспитания как социальная институция культуры / Мировая литература в контексте культуры. Пермь: 2019. №8(14). С. 91-96.
  9. Сулейманов А.А. «Годы странствования Вильгельма Мейстера» Гете и немецкий роман первой трети XIX века. дис. ... канд. филологических наук: 10.00.00 / Сулейманов Александр Антонович. М.: 1968. 349 с.
  10. Фомина Е.М. Черты романа воспитания в «Трилогии желания» Теодора Драйзера / Евразийский союз ученых. М.: 2015. С. 74-76.
  11. Чупракова Е.И. Роман Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» в контексте немецкого романа воспитания XVIII века. автореферат дис. ... канд. филологических наук: 10.01.03 / Чупракова Елена Ивановна. Воронеж: 2003. 20 с.
  12. Шааев Ш.Р. Черты романа воспитания в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» / Вестник Башкирского университета. Уфа, 2013. Т. 18. №2. С. 444-448.
  13. Эрштейн М.О. Проблема употребления терминов «новелла» и «рассказ» в исследованиях американской романтической прозы / Вестник Поморского университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2011. №7. С. 222-227.
  14. Bronte C. Jane Eyre. London: 1994. 447 p.
  15. Byron G. The poetical works of Lord Byron, complete. London: 1867. 685 p.
  16. Dickens C. David Copperfiel. М.: 2002. 267 p.
  17. Ercolino S. Dialecticizing realism: aesthetics, forms, and the European bildungsroman / Neohelicon. Budapest: №2.: 719-738.
  18. Frow J. The Bildungsroman: form and transformations / Textual Practice. London,: №12.: 1905-1910.
  19. Goethe J.W. Wilhelm Meisters Lehrjahre. München: 1988. 727 p.
  20. Opie A. Tales of Real Life. Boston: 1827. 380 p.
  21. Thackeray W.M. The works of William Makepeace Thackeray. London: 1872. 627 p.
  22. The Monthly Review. Vol. 72. London: 1813. 544 p.

«Austin and His Wife» by Amelia Opie in the context of Bildungsroman genre traditions

Yukhanova A.A..
postgraduate student of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ivanova Elena Radifovna,
Professor, Deputy Head of the Department of Philology for Science, Institute of Humanities, Moscow City University, Doctor of Philology, Associate Professor

Abstract. The article reveals specific features of a novel «Austin and His Wife» (1813) by A. Opie. This piece of literature belongs to the collection «Tales of Real Life» and is considered in the paradigm of Bildungsroman genre, which was actively developing in English realism discourse throughout the XIX century. In this research the traditional features of the genre are set out, their aesthetic functions along with A. Opie’s implementation forms are described. Family as a social institution is studied by the English writer in the context of parental influence on a child's personality, which determines ideological originality of the novel. The system of images, the narrative structure, the problem of upbringing and education of a child, the motif of moral transformation are analyzed in the article as Bildungsroman specific characteristics, reflected in «Austin and His Wife». The author's intentions are addressed to didactic and ethical function of the text. Within the tragic mode framework, determined by the motif of a crime, A. Opie depicts the central conflict between humanistic principles and moral decline. In the novel «Austin and His Wife» the traditional features of Bildungsroman are revealed, and the individual aesthetic categories of A. Opie's work are realized.
Keywords: foreign literature, English novel of the XIX century, coming-of-age story, Bildungsroman, Amelia Opie’s literary works, women writers, genre characteristics, child characters, chronotope.

References:

  1. Bakhtin M.M. Collected Works in Seven Volumes. Vol. 3. Theory of the Novel (1930-1961). Moscow: 1996: 877 p.
  2. Berkovsky N.Ya. Romanticism in Germany. Saint Petersburg: 2001: 510 p.
  3. Krupenina M.I. Aesthetics of the Fantastic category in Charles Dickens's Educational Novels. dis. ... of PhD in Philology: 10.01.03 / Krupenina Maria Igorevna. Moscow: 2021. 209 p.
  4. Maslova T.E. The Educational Novel in Thackeray's Works of the 1850s. dis. ... of PhD in Philology: 10.01.03 / Maslova Tatyana Evgenievna. Saint Petersburg: 2002. 153 p.
  5. Makhmudova N.A. «Oliver Twist» by Charles Dickens as a Bildungsroman: from Childhood to Adolescence / Foreign Languages in Uzbekistan. Tashkent: Issue 2(31).: 292-313.
  6. Makhmudova N.A. The Peculiarities of the Bildungsroman Genre in the Works of Charles Dickens / Philological Sciences. Theoretical and Practical Issues. Tambov: Issue 3(7).: 106-110.
  7. Pashigorev V.N. Bildungsroman in German Literature of the 18th-20th Centuries. Genesis and Evolution. dis. ... Doctor of Philology: 10.01.03 / Pashigorev Vladimir Nikolaevich. Rostov-on-Don: 2005. 333 p.
  8. Sadrieva A.N. Bildungsroman as a Cultural Social Institution / World Literature in the Context of Culture. Perm: Issue 8(14).: 91-96.
  9. Suleimanov A.A. Goethe's «Wilhelm Meister's Journeyman Years» and the German Novel of the First Third of the 19th Century. dis. ... of PhD in Philology: 10.00.00 / Suleimanov Alexander Antonovich. Moscow: 1968. 349 p.
  10. Fomina E.M. Bildungsroman Features in Theodore Dreiser's «Trilogy of Desire» / Eurasian Union of Scientists. Moscow, 2015.: 74-76.
  11. Chuprakova E.I. The novel by E. T. A. Hoffmann «The Life and Opinions of the Tomcat Murr» in the Context of the German Bildungsroman of the 18th Century. Abstract of the dis. ... of PhD in Philology: 10.01.03 / Chuprakova Elena Ivanovna. Voronezh: 2003. 20 p.
  12. Shaaev Sh.R. Bildungsroman Features in John Fowles's Novel «The French Lieutenant's Woman» / Bulletin of the Bashkir University. Ufa: Vol. 18. Issue 2.: 444-448.
  13. Ershtein M.O. The Problem of Using the Terms «Novel» and «Story» in Studies of American Romantic Prose / Bulletin of the Pomor University. Series: Humanities and Social Sciences. Arkhangelsk: 2011. Issue 7.: 222-227.
  14. Bronte C. Jane Eyre. London: 1994: 447 p.
  15. Byron G. The poetical works of Lord Byron, complete. London: 1867: 685 p.
  16. Dickens C. David Copperfiel. М.: 2002: 267 p.
  17. Ercolino S. Dialecticizing realism: aesthetics, forms, and the European bildungsroman / Neohelicon. Budapest: №2: 719-738.
  18. Frow J. The Bildungsroman: form and transformations / Textual Practice. London: №12.: 1905-1910.
  19. Goethe J.W. Wilhelm Meisters Lehrjahre. München: 1988: 727 p.
  20. Opie A. Tales of Real Life. Boston: 1827: 380 p.
  21. Thackeray W.M. The works of William Makepeace Thackeray. London: 1872: 627 p.
  22. The Monthly Review. Vol. 72. London: 1813: 544 p.