Третье место конкурса «КОД науки» в номинации
«Развитие и воспитание личности» (2025 г.)

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения интерактивного квеста, созданного по мотивам литературного произведения, для совершенствования речевых навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Также в статье рассматривается потенциал такого подхода в контексте коррекционной педагогики.

Ключевые слова: квест, речевые навыки, общее недоразвитие речи.

Речь для ребёнка дошкольного возраста – важнейший инструмент развития, оказывающий влияние на все сферы его жизни. Ребенок, свободно владеющий речью, эффективнее усваивает информацию, получаемую из окружающего мира – будь то рассказы родителей, книги или обучение в детском саду. Он учится взаимодействовать со сверстниками, решать конфликты, сотрудничать, выражать свои мысли, желания и эмоции и учитывать точку зрения других. Навыки вербального общения – это основа для построения крепких дружеских отношений и успешного взаимодействия во взрослой жизни. Дефицит речи может привести к трудностям в социализации, формированию низкой самооценки и проблемам в обучении в детском саду, затем в школе.

К сожалению, из года в год увеличивается количество детей, имеющих различные речевые расстройства. По данным Министерства просвещения 87% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи. Среди детей с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу – около 40% [3].

Среди выдающихся учёных, внесших значительный вклад в понимание и коррекцию общего недоразвития речи (ОНР), особо выделяются работы Р.Е. Левиной [7] и Н.С. Жуковой [3]. Их работы заложили основы современных методов диагностики и коррекционной работы с детьми, страдающими этим речевым расстройством.

Р.Е. Левина разработала классификацию общего недоразвития речи, в ней детально описала различные уровни речевого недоразвития, учитывая степень нарушения фонетики, лексики, грамматики и связной речи. Эта классификация до сих пор является основой для диагностики и планирования коррекционной работы. Её подход подчеркивал необходимость комплексного воздействия на все компоненты речевой системы, а не только на устранение отдельных симптомов [7]. В своих исследованиях Р.Е. Левина подчеркнула значимость создания специально организованной речевой среды, которая бы включала в себя интенсивные речевые упражнения, применение дидактических игр и тесное сотрудничество с родителями.

Н.С. Жукова и её коллеги создали эффективные методики развития фонематического слуха и формирования произносительных навыков – способности различать звуки речи, что чрезвычайно важно для развития правильного произношения [3]. Их методики, основанные на использовании специально подобранных упражнений и игр, ориентированы на развитие артикуляционной моторики (движений речевого аппарата), дифференциацию звуков и автоматизацию правильного их произношения в речи. Методики Жуковой отличаются практической направленностью и доступностью для применения как специалистами, так и родителями.

Эффективность коррекции общего недоразвития речи (ОНР) зависит не только от применяемых методик, но и от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, его мотивации и поддержки со стороны окружающих, от своевременности её начала. По мнению учителей-логопедов Г.Р. Шашкиой, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [6, с. 5].

Современные реалии создают дополнительные сложности в развитии речи у детей дошкольного возраста. Стремительное развитие цифровых технологий приводят к снижению интереса к чтению и общению. Экранные истории, видеоигры, интернет-контент – всё это конкурирует за внимание ребёнка, делая художественную литературу менее привлекательной. В результате, формирование связной монологической речи, одной из ключевых задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), осложняется. Ф.А. Сохин отмечал, что «связная речь – не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» [2, с. 7-8]. Коррекция речевых нарушений, формирование связной (диалогической и монологической) речи эффективно осуществляется с помощью художественной литературы. Е.А. Флёрина утверждала, что «…литературное произведение даёт готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребёнок». В связи с этим, со стороны воспитателей дошкольных образовательных учреждений повышенного внимания требуют вопросы воспитания интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Традиционные методы и приемы коррекции речи, хотя и эффективны, зачастую требуют длительного времени и могут быть недостаточно интересны для детей. Это может привести к снижению мотивации и, как следствие, к менее эффективным результатам. Важным аспектом в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) является создание увлекательной интерактивной среды, которая бы способствовала развитию их интереса к художественной литературе. Интерактивная форма работы повышает мотивацию к обучению. Именно поэтому использование интерактивных форм работы с игровыми элементами в обучении, является перспективным направлением в коррекции речевых нарушений.

В современной системе дошкольного образования одной из наиболее интересных и инновационных форм организации учебного процесса является интерактивный квест. Квест – приключенческая игра (анг. Quest – поиски, анг. Adventure -приключение), требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределенным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока [1, с. 20]. Это создаёт эффект погружения и вовлеченности, который особенно важен для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), часто испытывающих трудности с концентрацией внимания и мотивацией к обучению. Для детей дошкольного возраста игра – ведущий вид деятельности. Именно через игру дети познают мир, осваивают социальные навыки, учатся взаимодействовать друг с другом. Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является общепринятой практикой. Тем не менее, я считаю, что квест-технология остается недостаточно изученной. Грамотно разработанный квест, основанный на сюжете художественного произведения, существенно повысит эффективность коррекционной работы и сделает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.

Хочется отметить, что простое использование готовых квестов из интернета, часто не учитывающих специфику работы с детьми с речевыми нарушениями, может быть недостаточно эффективным. В интернете можно найти множество квестов посвящённых художественным произведениям. В отличие от многих квестов, представленных на различных образовательных ресурсах, мой квест вовлекает ребёнка в активное взаимодействие с сюжетом. Моя работа предполагает не просто следование за героем или переход от одного задания к другому, а сотворчество с автором. Ребенок будет не только наблюдать за развитием событий, но и примет активное участие в формировании повествования: ему будет предлагаться выбрать действия героя, предложить альтернативные решения в ключевых моментах сюжета, влияя тем самым на развитие событий и конец истории. Такая иммерсивная модель обучения будет способствовать развитию не только речевых навыков, но и критического мышления, творческого потенциала и способности к принятию решений. Возможность «отмотать назад» и попробовать другой вариант развития событий позволит ребёнку экспериментировать, исследовать различные сценарии и последствия своих решений без страха ошибиться – это сформирует уверенность в себе и способность к самокоррекции, что особенно важно для развития свободного практического владения речью.

Квест для детей с общим недоразвитием речи будет состоять из трех частей: пролога, экспозиции и эпилога. Вводная часть – пролог будет представлять собой интригующее начало сказки, например описание загадочного места или необычного события, требующего решения. В основной части квеста – экспозиции будет художественный текст с выбором сюжетных линий, следует добавить, что это часть квеста будет включать в себя разнообразные игры и активности, направленные на развитие речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Проходя квест, дети смогут столкнуться с играми, в которых нужно будет пройти по «лабиринту», выбирая путь, на котором встречаются картинки с заданным звуком, правильно подобрать синонимы или антонимы к ключевым словам, вспомнить описание предмета из текста, будут игры, связанные с составлением предложений по картинкам. Эти игры позволят не только укрепить понимание сюжета, но и расширят словарный запас, будут развивать грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух и способность к логическому мышлению. В заключительной части квеста – эпилог дети примут участие в живом обсуждении проделанной работы, отвечая на специально подобранные вопросы, стимулирующие анализ и самооценку: «Чью сказку мы слушали?», «Кто из персонажей вам больше всего понравился и почему?», «Какие игры вам понравились?», «Было ли что-то интересное?», «Что-то вызвало затруднения?».

В рамках квеста будет предусмотрена работа в парах или небольших группах, что будет стимулировать коммуникацию и развивать навыки сотрудничества у детей с общим недоразвитием речи. Важно отметить, что все игры будут соответствовать возрастным особенностям детей дошкольного возраста и будут учитывать их индивидуальные особенности.

Успешная реализация подобного квеста, помимо повышения эффективности коррекционной работы, будет способствовать формированию у детей устойчивого интереса к чтению. Когда художественная литература предстаёт не как скучный учебный материал, а как увлекательное приключение, дети с гораздо большей охотой обращаются к книгам и с удовольствием исследуют мир литературы.

Квест так или иначе затрагивает все 5 образовательных областей. В частности, квест способствует развитию речи – дети учатся формулировать свои мысли, отвечать на вопросы, обсуждать полученную информацию. Познавательное развитие стимулируется благодаря необходимости поиска информации, решения логических задач и развитию аналитических навыков. Например, задания могут включать в себя расшифровку загадок, поиск предметов по описанию, сопоставление иллюстраций с текстом. Социально-коммуникативное развитие также является важным аспектом квеста. Работая в команде (если квест рассчитан на групповое прохождение), дети учатся сотрудничать, распределять обязанности, приходить к консенсусу, уважать мнение друг друга.

Работа после прохождения квеста может охватывать следующие образовательные области: художественно-эстетическое развитие: рисование, лепка по мотивам литературного произведения, физическое развитие: подвижные игры, поиск предметов по писанию в пространстве.

Вышесказанным обусловлена актуальность и практическая значимость моей работы.

Таким образом, цель заключается в создании интерактивного квеста для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, направленным на воспитание интереса к художественной литературе.

Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд важных задач:

  • подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблематике;
  • изучить психологические особенности развития детей общего недоразвития речи (ОНР), что позволит адаптировать задания квеста так, чтобы они соответствовали возможностям и потребностям детей с рассматриваемым речевым нарушением, а также способствовали развитию их речевых навыков;
  • подобрать систему методик – различные игровые элементы, задания на взаимодействие;
  • разработать квест, включающий бы в себя разнообразные задания, которые будут стимулировать интерес детей к художественному произведению, способствовать их активному участию в учебном процессе, развивать когнитивные и социальные навыки;
  • апробировать квест;
  • составить методические рекомендации, в которых содержатся указания к организации и проведению квеста в группе старших дошкольников с третьим уровнем общего недоразвития речи.

Из вышесказанного можно заключить, что литературный квест станет не только увлекательным мероприятием, но и эффективным инструментом для коррекции речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи. В процессе слушания текста, наглядного восприятия, выполнения игр дети смогут не только развивать свои навыки, но и получать удовольствие от обучения, новые знания, что, безусловно, является важным аспектом в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Гизатулина О.И. Сетевой образовательный проект как форма организации самостоятельной деятельности // Вестник науки и образования, 2021. №7(110). С. 18-25.
  2. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 236 с. (дата обращения: 20.03.2025).
  3. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. М.: Соц.-полит. журн., 1994. 96 с.
  4. Кудрявцева А.В. Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода // Молодой ученый, 2023. №6(453). С. 237-239. (дата обращения: 20.03.2025).
  5. Левченко Е.В., Карелина Н.А. Роль художественной литературы в развитии речи детей // Вопросы дошкольной педагогики, 2018. №7(17). С. 9-12. (дата обращения: 20.03.2025).
  6. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для вузов / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. М.: Издательство Юрайт, 2024. 247 с. (дата обращения: 20.03.2025).
  7. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967. 367 с.

Literary quest as a means of fostering interest in fiction of senior preschool children with general underdevelopment of speech

Ivanova M.Y.,
student of 4 course of the ISPO named after K.D. Ushinsky, Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ivanova Elena Nikolaevna,
Teacher of professional disciplines of the ISPO named after K.D. Ushinsky, Moscow City University

Abstract. The article considers the possibilities of using an interactive quest, created on the motives of a literary work, to improve the speech skills of
older preschoolers with general underdevelopment of speech. The article considers the potential of this approach in the context of correctional pedagogy.
Keywords: quest, general underdevelopment of speech.

References:

  1. Gizatulina O.I. Network educational project as a form of organization of independent activity // Bulletin of Science and Education, 2021. №7 (110).: 18-25.
  2. Glukhov V.P. Methodology of forming skills of coherent statements in preschoolers with general underdevelopment of speech: textbook for universities. 3rd ed., revised. and ext. Moscow: Yurait Publishing House, 2024. 236 p. (date of the address: 20.03.2025).
  3. Zhukova N.S. Formation of oral speech. Study method, manual. Moscow: Socio-political journal, 1994. 96 p.
  4. Kudryavtseva A.V. Organization of correctional and speech therapy work in a preschool educational organization on the basis of an integrated approach // Young scientist, 2023. №6(453).: 237-239. (date of the address: 20.03.2025).
  5. Levchenko E.V., Karelina N.A. The role of fiction in the development of children's speech // Issues of preschool pedagogy, 2018. №7(17).: 9-12. (date of the address: 20.03.2025).
  6. Shashkina G.R. Logopedic work with preschoolers : textbook for universities / G.R. Shashkina, L.P. Zernova, I.A. Zimina. Moscow: Yurait Publishing House, 2024. 247 p. (date of the address: 20.03.2025).
  7. Fundamentals of the theory and practice of speech therapy. Edited by R.E. Levina. Moscow: «Prosveshchenie», 1967. 367 p.