Второе место конкурса «КОД науки» в номинации
«Развитие и воспитание личности» (2024 г.)

Аннотация. Данное исследование сосредоточено на серьезном потенциале танцевального спорта с точки зрения педагогики, поскольку развитие в молодом человеке данного вида активности и профессионального мастерства обусловливает многостороннее влияние на личность спортсменов. На основе критического и сравнительного анализа литературы, связанной с проблемами организации танцевального спорта и инструментов развития личности выявлено четыре основных аспекта влияния: межличностное взаимодействие, социальное поведение, спортивная идентичность, культурное образование. Дополнительный аспект влияния - продуктивная саморефлексия - был выявлен в результате качественного исследования, проведенного автором.

Ключевые слова: организация танцевального спорта, педагогика, культурно-продуктивная личность, развитие личности.

С начала 2000-х индустрия танцевального спорта набирает все большую популярность в России, что позволяет ей стать одним из ведущих видов активности населения [1]. Несмотря на то, что данный вид спорта и танцев – один из самых дорогостоящих, танцевальный спорт неизменно привлекает потребителей своей красотой и сложностью.

За последние два десятилетия бальные танцы стали актуальной темой социологических, этномузыкологических и антропологических исследований. Популяризация бальных танцев в информационно-коммуникационной среде (в первую очередь, с помощью телевизионных шоу) привлекла внимание исследователей в области различных социальных наук, появились различные публикации, посвященные таким темам:

  • эволюция развития бальных техник [8], [17];
  • собственная трансформация исследователя во время занятий бальными танцами [6], [9], [20], [21];
  • эстетика и внешний вид как ключевые характеристики этого жанра [10], [14];
  • соответствующее стереотипное гендерное разделение [20].

Исследование, проведенное автором данной статьи, в отличие от указанных тематик, сосредоточено на огромном потенциале танцевального спорта с точки зрения педагогики, так как обучение данному виду активности влечет за собой многогранное влияние на личность спортсменов.

Так, современная педагогическая система России переживает определенные трансформации, причинами которой являются [2]:

  • информатизация и гаджетизация среды подростков;
  • потеря самостоятельности, мотивации к познанию;
  • сокращение способностей к налаживанию социальных контактов;
  • умение обрабатывать большие объемы информации и находить ей применение.

Танцевальный спорт, феноменально соединяющий в себе черты танцевальных и спортивных практик [19], может стать уникальным инструментом для воспитания зрелой личности, которая в состоянии вести здоровую коммуникацию, брать на себя ответственность, находить варианты самореализации в творчестве, спорте, в профессии, в личной жизни.

Влиянию танцевального спорта на личность спортсменов посвящено большое число исследований, однако в большинстве из них охвачен како-то один из аспектов влияния. Данная статья ставит своей целью раскрыть весь спектр потенциала танцевального спорта как педагогической практики, воспитывающей зрелую личность.

Для реализации обозначенной цели был проведен критический обзор литературы, посвященный влиянию танцевального спорта на личность спортсменов. Результаты обзора показывают, что весь спектр положительного воздействия танцевального спорта на личность спортсменов можно разделить на следующие сферы: межличностное взаимодействие, социальное поведение, спортивная идентичность, культурное образование.

Первая группа исследований объединяет исследования, посвященные связи танцевального спорта и межличностного взаимодействия [11], [12], [13], [24]. Так, танцевальный спорт, являясь парным спортом, обеспечивает уникальную платформу для развития навыков общения. Согласно исследованиям, во время танца между партнерами происходит невербальный диалог, который требует внимательности, понимания невербальных сигналов и синхронизации движений, что способствует развитию эмпатии - ключевого элемента зрелой личности в современном мире. Кроме того, индустрия танцевального спорта развивает социальные навыки в рамках разрешения конфликтов, и развития сотрудничества. Суть успешного танцевального представления заключается в единстве и сплоченности танцевальных партнеров, где вклад каждого человека так же важен, как и их комбинированная синергия. Этот совместный аспект бальных танцев учит участников важности совместной работы над достижением общей цели, навыка, который можно перенести в различные социальные и профессиональные условия.

Анализ выявил, что вторая группа исследований направлена на изучение влияния танцевального спорта на социальное поведение спортсменов [4], [7], [18], [22]. Согласно этой группе исследований, практика танцевального этикета, уважение к своему партнеру и элегантность, присущая бальными танцам, способствуют развитию личных качеств, таких как вежливость, уважение и уверенность в себе. Кроме того, физический аспект танцев, включая осанку и изящество, усиливает физическое присутствие человека, способствуя его общей уверенности в социальных взаимодействиях.

Наконец, третья группа исследований обращает наше внимание на то, что танцевальный спорт активно формирует и воспитывает спортивную идентичность спортсменов [15], [17]. Конкретно, во время занятий формируются такие положительные личные качества, такие как терпение, храбрость и способность выдерживать трудности и усталость. Структурированное обучение на танцевальных занятиях способствует дисциплине и сосредоточенности, в то время как физическая активность, связанная с танцами, улучшает физическое здоровье и координацию.

Последняя группа объединяет исследования, которые изучают влияние танцевального спорта на культурное образование спортсменов [5], [23]. Так, все десять танцев, которые входят в программу танцевального спорта, отражают культурное разнообразие разных стран и традиции различных обществ: европейские баллы XVIII-го века, бразильские карнавалы, ритуальные танцы народов Кубы, танцы Века джаза. Этот аспект танцевального спорта не только расширяет культурное понимание человека, но и воспитывает понимание разнообразия, способствуя культурной чувствительности в социальном взаимодействии.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что образовательные возможности, предлагаемые бальными танцами, огромны. Они играют важную роль в интеграции людей в социальные группы, в их эмоциональном и интеллектуальном развитии.

Для полноценного представления танцевального спорта как вида деятельности, разносторонне воспитывающего личность, было проведено качественное исследование, посвященное влиянию танцевального спорта на личность спортсменов. Качественная часть исследования представляет собой три полуструктурированных интервью со спортсменами, занимающимися танцевальным спортом. Интервью, основанные на гайде (см. таблицу 2) длительностью – от 30 до 40 минут. проводились устно с помощью онлайн-платформы Telegram.

В таблице 1 представлено описание респондентов, включающее гендер, возраст, образование, вид деятельности, количество лет в бальных танцах, класс мастерства.

Таблица 1. Описание респондентов

Гендер

Возраст

Образование

Вид деятельности

Кол-во лет в бальных танцах

Класс мастерства

1

М

24

высшее (магистратура)

тренер по бальным танцам

19

M

2

М

22

высшее незаконченное (бакалавриат)

тренер по бальным танцам

17

S

3

Ж

23

высшее (магистратура)

тренер по бальным танцам

13

S

Таблица 2. Гайд интервью

Вступление и знакомство

Представление интервьюера.
Здравствуйте! Я студент 2 курса магистратуры МГПУ Гришин Иван. В рамках своей учебной программы «Экономика и управление ресурсами» я провожу исследование, посвященное изучению танцевального спорта. Спасибо, что вы согласились принять участие в интервью.
Все ваши ответы будут использованы конфиденциально, поэтому отвечайте, пожалуйста, честно. Тут нет правильных и неправильных ответов, нам важно узнать ваше мнение и опыт.
Расскажите немного о себе: имя, возраст, род занятий, хобби и др.

Часть 1. Ценность танцев для спортсмена

Как я знаю, вы являетесь танцором бальных спортивных танцев.
- Расскажите о вашей танцевальной карьере
- Какие чувства у вас вызывают занятия танцами?
- С какими трудностями вы сталкиваетесь в танцевальном спорте?
- Что заставляет вас вновь и вновь возвращаться к занятиям?
- Если расположить жизненные сферы по приоритетам, на каком месте были бы танцы?

Часть 2. Статус танцора

- Вы чувствуете себя танцором бального танца? В чем это выражается?
- Чем танцоры бального танца отличаются от других людей?
- В обществе есть определенные стереотипы, связанные с бальными танцами. Вы сталкивались с этим? Можете описать ситуации? Как они влияли на вас?

Часть 3. Значение танцев в жизни

- Как на вас повлияли и влияют бальные спортивные танцы?
Уточнение, если не упомянули:
- в плане внешности, тела
- в плане отношения к себе, своего характера
- в плане отношения к другим людям, к другому полу

Благодарность за участие

Интервью со спортсменами позволили выделить еще одну сферу влияния танцевального спорта на личность спортсменов – продуктивная саморефлексия. Ниже представлены вырезки из интервью, которые указали на этот пункт:

«Всегда танец – эксперимент, в каждом есть определенная доля риска. Ты не знаешь, как тебя оценят: у всех субъективные оценки, разные видения. И трактовку информации педагогами, и танцорами, и спортсменами, всеми судьями. То есть какая-то нестабильность, неопределенность. Ну, если бы всё было так, как мы хотим, было бы скучно, правильно? В этом, может быть, и есть мой путь в том, чтобы в этом неопределенном мире сделать что-то определённое и занять в нём своё место. Ну, мне нравится бороться с этим минусом. Где-то, может быть, влиять на общество как-то пытаться».

«То есть твой профессионализм заключается в том, насколько стабильно ты можешь воспроизводить свою функцию, независимо от, ну, внешних обстоятельств. Потому что когда выходишь на паркет, это становится уже, ну, неважно зрителю. Настолько хорошо это, как бы, ну, в определенном смысле имитируешь, что в итоге сам в это веришь, и, как бы, у тебя улучшается настроение. Все зависит от уровня, наверное, самообладания, самоконтроля, и, наверное, и от самовнушения».

«Как бы парадоксально ни звучало – в танцах мы постоянно думаем. Мы пытаемся найти себя, построить свою идентичность, но сделать это так, чтобы это и подходило телу и вызвать эмоции и у зрителей, и у судей».

«Это ответственность. Потому что с самого раннего возраста закладывают ответственность. Ты должен прийти на тренировку в хорошем виде. То есть, это идёт с детства и до того, пока человек, наверное, понимает это. И я думаю, что, ну, маленькие они в целом очень ответственные люди. У них же есть там турниры, они должны к определенному времени».

Анализ результатов интервью позволяет сделать выводы о том, что разноплановость танцевального спорта в танцевальных и спортивных аспектах ставит перед спортсменом задачи самоконтроля, самоорганизации, самовнушения, поиска себя, борьбы с внешней неопределенностью для достижения максимального результата. Спортсмен вынужден уметь осуществлять самоанализ, чтобы добиваться максимальной продуктивности.

Решение данных задач закладывает в спортсменах фундамент культурно-продуктивной личности [3], которая ориентирована на результат, обладает чувством перспективы, способна вырабатывать различные стратегии поведения в разных ситуациях и подходить к проблеме с различных точек зрения, ставить долгосрочные цели.

На основе проведенного исследования можно сделать выводы о том, что занятия танцами являются не просто видом спорта, в котором спортсмены могут добиваться высоких результатов. Танцевальный спорт – это действенный инструмент воспитания гармонично развитой в физическом, социо-культурном, творческом и других аспектах личности. Выявлены основные эффекты, связанные с занятиями танцами: межличностное взаимодействие, социальное поведение, спортивная идентичность, культурное образование и продуктивная саморефлексия.

В силу этого танцевально-спортивная деятельность требует профессионального управления, основанного на планировании, разработке стратегий, контроля результативности и эффективности. В целом, можно сказать, что танцевально-спортивная деятельность – это важная часть государственной молодежной политики, сохранения здоровья и повышения качества жизни населения.

Список литературы:

  1. Волхонская Г.П., Окунева А.Г. Танцевальный спорт России: история становления и развития // ОНВ., 2015. №1. C. 25-28. (дата обращения: 18.11.2024).
  2. Зверева Т.С. Актуальные проблемы современного образования // Теория и практика современной науки, 2020. №1(67). С. 424-427.
  3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
  4. Сидоренко Р.А., Сафронова М. Влияние спортивных бальных танцев на физическое и социальное формирование личности // Проблемы Науки, 2019. №2(135). C. 59-63. (дата обращения: 06.04.2025).
  5. Berdnik M. The Impact of Historical Choreographic Origins on Forming Emotional Content in Latin American Ballroom Dance // Culture of Dance, 2023. №2.: 60-62.
  6. Bosse J. Becoming Beautiful: Dance in the American Heartlan // Champaign, IL: University of Illinois Press, №65.: 67-79.
  7. Byczkowska-Owczarek J. Performing On The Boundary Of Art And Sport: The Case Of Competitive Ballroom Dancers // Czech Sociological Review, 2019. №55.: 369-
  8. Davis K. Dancing Tango: Passionate Encounters in a Globalizing World. New York: NYU Press, №7.: 78-80.
  9. Ericksen J.A. Dance with Me: Ballroom Dancing and the Promise of Instant Intimacy // New York: New York University Press, 2011. (дата обращения: 31.03.2025).
  10. Ericksen J.A. Dancing the Body Beautiful // Contexts, 2012. №1.: 48-53.
  11. Kim D., Park J. Effects of Couple Communication and Sports Passion on Partnership in Dance Sport Players // The Korean Society of Sports Science, 2015. №24.: 591-600.
  12. Kim S., Lee K. The Gazes and Interactions in Dance Sport Couples: Focusing on Sartre’s Concept of Néantisation // The Journal of the Korean Society for the Philosophy of Sport, Dance, & Martial Arts, №23.: 570-589.
  13. Liu X., Yang G., Wang S. Partnership between Chinese Dance Sport Couples: A Consensual Qualitative Research Analysis // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022. №19.: 690-699.
  14. Marion J.S. Ballroom: Culture and Costume and Competitive Dance // London: Bloomsbury Publishing, 2008. №20.: 45-56.
  15. Allen M.S, Greenlees I., Jones M.V. Personality in sport: a comprehensive review // Bloomberg, 2013. №78. (дата обращения: 31.03.2025).
  16. McMains J. Dancing Latin/Latin Dancing. Salsa and DanceSport // IL: University of Illinois Press, 2009. №89. P. 302-322
  17. Milne A., Atkinson M., Kerr G., Stirling A. Competitive dancers’ social identities and experiences of harm // Research in Dance Education, 2023.: 1-19.
  18. Molnár A., Prisztóka G. A tánc komplex hatása a (test)nevelésben // Testnevelés Sport Tudomány, 2021.: 300-312.
  19. Nastase V. Theoretical Design Definition of Dance Sport // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2012. №51.: 888-890.
  20. Picard C.J. Dancing through Different Worlds: An Autoethnography of the Interactive Body and Virtual Emotions in Ballroom Dance // Qualitative Inquiry. 2003. №8(3).: 348-361.
  21. Picard C.J. From Ballroom to Dance Sport: Aesthetics, Athletics and Body Culture // Albany, NY: State University of New York Press, 2006. 167 p.
  22. Rebrikova T. The role of ballroom dances in the formation of social skills and interaction with others // Baltic Journal of Legal and Social Sciences, 2024. №4.: 49-55.
  23. Sparkes A., Brown D., Partington E. The «Jock Body» and the Social Construction of Space The Performance and Positioning of Cultural Identity // Space and Culture, 2010. №13.: 333-347.
  24. Wu X., Lu X., Zhang H. Wang H., Kong Y. The association between ballroom dance training and empathic concern: Behavioral and brain evidence // Human Brain Mapping, 2023. №44.: 315-326.

Problems of development and education of personality based on ballroom dancing

Grishin I.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Lomovtseva Olga Alekseevna,
Professor, Department of Economics and Management, Institute of Economics, Management and Law, Moscow City University, Doctor of Economics, Professor

Abstract. This study focuses on the serious potential of dance sports from the point of view of pedagogy, since the development of this type of activity and professional skills in a young person determines a multifaceted influence on the personality of athletes. Based on a critical and comparative analysis of the literature related to the problems of dance sports organization and personality development tools, four main aspects of influence have been identified: interpersonal interaction, social behavior, sports identity, and cultural education. An additional aspect of the influence – productive self-reflection – was revealed as a result of a qualitative study conducted by the author.
Keywords: dance sport, pedagogy, culturally productive personality, personality development.

References:

  1. Volkhonskaya G.P., Okuneva A.G. Dance sport of Russia: history of formation and development // ONV. 2015. №1(135). (date of the address: 18.11.2024).
  2. Zvereva T.S. Actual problems of modern education // Theory and practice of modern science, 2020. №1(67).: 424-427.
  3. Kochyunas R. Fundamentals of psychological counseling // Academic project, 1999. 240 p.
  4. Sidorenko R.A., Safronova M.V. The influence of sports ballroom dancing on the physical and social formation of personality // Problemy Nauki, 2019. №2(135). (date of the address: 06.04.2025).
  5. Berdnik M. The Impact of Historical Choreographic Origins on Forming Emotional Content in Latin American Ballroom Dance // Culture of Dance, 2023. №2.: 60-62.
  6. Bosse J. Becoming Beautiful: Dance in the American Heartlan // Champaign, IL: University of Illinois Press, 2015. №65.: 67-79.
  7. Byczkowska-Owczarek J. Performing On The Boundary Of Art And Sport: The Case Of Competitive Ballroom Dancers // Czech Sociological Review, 2019. №55.: 369-392.
  8. Davis K. Dancing Tango: Passionate Encounters in a Globalizing World. New York: NYU Press, 2015. №7.: 78-80.
  9. Ericksen J.A. Dance with Me: Ballroom Dancing and the Promise of Instant Intimacy // New York: New York University Press, 2011. (date of the address: 31.03.2025).
  10. Ericksen J.A. Dancing the Body Beautiful // Contexts, 2012. №1.: 48-53.
  11. Kim D., Park J. Effects of Couple Communication and Sports Passion on Partnership in Dance Sport Players // The Korean Society of Sports Science, 2015. №24.: 591-600.
  12. Kim S., Lee K. The Gazes and Interactions in Dance Sport Couples: Focusing on Sartre’s Concept of Néantisation // The Journal of the Korean Society for the Philosophy of Sport, Dance, & Martial Arts, 2015. №23.: 570-589.
  13. Liu X., Yang G., Wang S. Partnership between Chinese Dance Sport Couples: A Consensual Qualitative Research Analysis // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022. №19.: 690-699.
  14. Marion J.S. Ballroom: Culture and Costume and Competitive Dance // London: Bloomsbury Publishing, 2008. №20.: 45-56.
  15. Allen M.S, Greenlees I., Jones M.V. Personality in sport: a comprehensive review // Bloomberg, 2013. №78. (date of the address: 31.03.2025).
  16. McMains J. Dancing Latin/Latin Dancing. Salsa and DanceSport // IL: University of Illinois Press, 2009. №89.: 302-322
  17. Milne A., Atkinson M., Kerr G., Stirling A. Competitive dancers’ social identities and experiences of harm // Research in Dance Education, 2023.: 1-19.
  18. Molnár A., Prisztóka G. A tánc komplex hatása a (test)nevelésben // Testnevelés Sport Tudomány, 2021.: 300-312.
  19. Nastase V. Theoretical Design Definition of Dance Sport // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2012. №51.: 888-890.
  20. Picard C.J. Dancing through Different Worlds: An Autoethnography of the Interactive Body and Virtual Emotions in Ballroom Dance // Qualitative Inquiry. 2003. №8(3).: 348-361.
  21. Picard C.J. From Ballroom to Dance Sport: Aesthetics, Athletics and Body Culture // Albany, NY: State University of New York Press, 2006. 167 p.
  22. Rebrikova T. The role of ballroom dances in the formation of social skills and interaction with others // Baltic Journal of Legal and Social Sciences, 2024. №4.: 49-55.
  23. Sparkes A., Brown D., Partington E. The «Jock Body» and the Social Construction of Space The Performance and Positioning of Cultural Identity // Space and Culture, 2010. №13.: 333-347.
  24. Wu X., Lu X., Zhang H. Wang H., Kong Y. The association between ballroom dance training and empathic concern: Behavioral and brain evidence // Human Brain Mapping, 2023. №44.: 315-326.