Победитель конкурса «КОД науки» в номинации
«Развитие и воспитание личности» (2025 г.)

Аннотация. С тех пор, как стали появляться и развиваться платформы искусственного интеллекта для генерации текста, студенты начали активно использовать их в процессе освоения учебных программ. При помощи ChatGPT можно выполнять домашние работы, писать проектные, курсовые и даже дипломные работы. Часто вместо того, чтобы стать помощником для студентов, ChatGPT думает и анализирует за них, а что остаётся студенту? Перед образовательным сообществом встаёт вопрос о том, как использование ChatGPT влияет на развитие критического мышления у студентов.

Ключевые слова: искусственный интеллект, критическое мышление, высшее образование.

30 ноября 2022 года состоялся релиз чат-бота ChatGPT. Всего за 5 дней ChatGPT привлек миллион пользователей, а два месяца спустя число пользователей достигло 100 миллионов человек по всему миру. ChatGPT стал самым быстрорастущим интернет-приложением в истории [1, с. 1].

Согласно данным Semrush на ноябрь 2024, ChatGPT ежемесячно привлекает 464 миллионов пользователей. При этом, примерно 6 часть от общего числа – это люди 18-29 лет (согласно данным YouGov). Соответственно, ChatGPT (искусственный интеллект в целом) становится неотъемлемой частью жизни современного человека в различных сферах деятельности, в том числе в образовании.

Генеральный директор OpenAIIT-компании, создавшей ChatGPT – Сэм Альтман в интервью у Лекса Фридмана отмечает, что инструменты искусственного интеллекта призваны в первую очередь усилить способности человека и сделать его работу более продуктивной [6, 50:10]. Получается, что ChatGPT – помощник человека? Прогресс всегда противоречив и относителен, а следовательно использование искусственного интеллекта и нейронных сетей – это в то же время и вызов, особенно для образовательного сообщества. В том же интервью Сэм Альтман выразил и опасения по поводу дезинформации и последствий, к которым она может привести [6, 1:09:05]. В таком случае, чтобы жизнь людей не превратилась в хаос, современному человеку важно обладать способностью критически мыслить.

Однако проблема состоит в том, что критическое мышление не заложено в нашей природе. Совершенствование мышление должно быть привычкой, особенно для современного человек. Критическое мышление – это искусство анализа и оценки мышления с целью его совершенствования [4, с. 4] Научить молодое поколение анализировать, ставить под сомнения, рассматривать вопросы всесторонне и в целом думать – одна из главных задач образования в XXI веке.

В итоге, проблема закольцовывается: на помощь студентам приходит ChatGPT, который выполняет за них мыслительную деятельность. Он изучает информацию, анализирует и даже ставит вопросы под сомнения, а затем выдаёт конечную работу. А что тогда остаётся человеку? Как ChatGPT влияет на развитие критического мышления студентов – молодого поколения, которому впоследствии предстоит жить в мире, где искусственный интеллект – реальность, а не призрачное будущее?

Согласно ряду исследований использования искусственного интеллекта в высшем образовании, платформы ИИ для генерации текста (как, например, ChatGPT) предлагают точные ответы на вопросы студентов, обеспечивая большую гибкость и иммунитет к внешним или внутренним факторам по сравнению с ответами человека, что снижает усилия, необходимые для создания структурированного контента, и способствует самообучению [5, с. 4]. С одной стороны, это говорит о том, что использование нейронных сетей и искусственного интеллекта с положительными намерениями ведёт к повышению самостоятельности студентов. С другой же стороны, появляется проблема упрощения мыслительного процесса, и как следствие интеллектуальной деградации.

Студенты часто пассивно потребляют готовые решения, полученные от ChatGPT, но при этом сохраняя в голове иллюзорный образ того, что в диалоге человека и «машины» они – всё ещё активные участники. Тенденция упрощения мыслительной деятельности способна привести к формированию того, что психологи и нейробиологи называют «ленивым мозгом» – состояния, когда мыслительный аппарат постепенно теряет способность к самостоятельному решению задач, критическому мышлению и творческому осмыслению проблем [7].

Обратимся к повестке СМИ начала 2023 года. Тогда образовательное сообщество столкнулось с первым в истории публичным случаем, когда студент защитил дипломную работу, написанную за 23 часа с помощью ChatGPT [2]. Как отмечает студент в интервью Коммерсантъ FM, он давал искусственному интеллекту не бездумные запросы, а создал целый алгоритм действий для написания работы, а это говорит о креативном подходе. Он подчёркивает, что «ChatGPT или другой искусственный интеллект не заменит работу человека <…> Важно не столько получить ответ и сразу его использовать, сколько осмыслить его и так же переработать его самому…» [2]. Таким образом, для получения качественной работы, выполненной при помощи ChatGPT, студенты должны критически смотреть на информацию, которую он предоставляет. Однако для того, чтобы утверждать о благотворном влиянии ChatGPT на развитие критического мышление, необходимо знать степень вовлечённости студентов в совместную с ChatGPT работу – всегда ли это осознанная, активная работа?

В том случае, когда студенты обращаются к ChatGPT, чтобы выполнять работу эффективнее, использование генеративных моделей помогает развивать критическое мышление. Так, например, в 2024 году студенты НИУ ВШЭ приняли участие в пилотном проекте с Яндексом, который подразумевал использование ЯндексGPT при написании дипломных работ. Как отмечается, на защите своих работ студенты рассказывали, для решения каких задач использовали искусственных интеллект, а также как проводили проверку на дезинформацию [3]. Соответственно, эксперимент, проводимый Яндексом, иллюстрирует положительное влияние ChatGPT на развитие критического мышления студентов.

Таким образом, в симбиозе сил и ресурсов человека и «машины» возможна более глубокая и детальная проработка поставленных перед студентами задач, что положительно сказывается на способности критически мыслить. Однако это не исключает факт того, что использование студентами ChatGPT может также вести к интеллектуальной деградации, если цель обращения к искусственному интеллекту – получить готовую работу. Важная роль отводится осознанности и личному участию студентов.

Безусловно, исключать возможность использования ИИ в процессе обучения, во-первых, неэффективно, а, во-вторых, бессмысленно, поскольку активно развивающиеся технологии прочно вошли в жизни каждого человека. В таком случае преподаватель может помочь студентам научиться обращаться к ChatGPT с пользой для его когнитивных способностей. Нами разработан и предложен возможный план действий, который поможет достичь осознанного использования студентами ChatGPT и, как следствие, развития критического мышления. Главным условием для преподавателя будет умение работать с платформами для генерации текста и искусственным интеллектом в целом – речь идёт о разумном использовании.

  1. Фейк или правда: дезинформация, обращение к фейковым источникам при выполнении работ, неспособность оценивать полученную информацию – одно из самых значительных последствий бездумного использования ChatGPT. Соответственно, педагог может помочь студентам научиться находить достоверную информацию среди фейковой:

Действия педагога – подготовить к занятию факты и источники, часть из которых будет недостоверными. Предложить обучающимся определить, что стоит использовать при написании работ, а что лучше избегать. Факты и источники должны оставаться в рамках учебной программы, соответствовать изучаемым с педагогом темам. Поскольку преподаватели сейчас имеют дело с зумерами, активность лучше проводить в непривычных форматах – например, устроить дебаты, где студенты будут спорить и доказывать свою позицию насчет той или иной информации (кто-то из обучающихся может выполнять роль ведущего). Также стоит уделить внимание наглядности на таком занятии – в каком виде будет представлена информация? Это не должен быть сплошной текст на экране или на раздаточном материале. Экранному поколению сложно удерживать внимание на большом тексте, поэтому педагог может не получить обратной связи от студентов во время активности.

Результатами данных занятий может стать разработка стратегий проверки фактов, а уже после того, как студенты сами вывели принцип действий при анализе и оценки информации на достоверность, педагог может поделиться методами, которые уже были описаны ранее. Индукция в данном вопросе будет работать лучше за счет вовлеченность участников в рабочий процесс, в то время как дедукция может быть воспринята, как обычная лекция, на которых зумеры зачастую теряют заинтересованность к обучению.

  1. Свобода написания проектов, курсовых, дипломных работ: по опыту НИУ ВШЭ и других университетов, официально разрешивших использовании ИИ при написании работ, преподавателю также стоит обсудить со студентами возможность использования ChatGPT при выполнении определённых задач в рамках учебной дисциплины – подсказать студентам более надёжные платформы для генерации текста, объяснить алгоритм осознанной работы с искусственным интеллектом, всегда проверять студентов на знания и понимание информации, представленной в их работе. Ограничения часто воспринимаются, как вызов, поэтому одобрение использования платформ для генерации текста – это путь к тому, что студенты станут относиться к помощи ChatGPT «с холодной головой».
  2. Вопрос ChatGPT: от правильного запроса зависит результат. Цель данной активности – наглядно продемонстрировать, как формулировка вопроса влияет на ответ, полученный от ChatGPT.

Действия педагога – предложить студентам несколько ситуаций, в которых нужно обратиться за помощью к ChatGPT. Вывести на экран сайт, через который будут выполняться запросы. Студенты в это время составляют список запросов. Педагог предлагает проверить варианты студентов на платформе для генерации текста, а также вместе проанализировать полученные ответы.

  1. Всё заканчивается рефлексией: проведение занятий по рефлексии помогут как обучающемуся, так и преподавателю понять, куда необходимо двигаться в вопросах овладения платформами для генерации текста. На таких занятиях студенты смогут поделиться своими впечатлениями от работы с ChatGPT, рассказать, что они узнали и какие трудности возникли при использовании данного инструмента.

Таким образом, современный мир требует от человека идти в быстром темпе, быть готовым осваивать каждую новую технологию, которая находит своё место в деятельности общества. Вместо того, чтобы запрещать и ограничивать использования ChatGPT, педагог может помочь студентам открыть для себя больше возможностей и развить способность критически мыслить. Искусственный интеллект хоть и имеет «силу» сделать человека ленивым, безразличным и лишённым любопытства, но он также способен стать инструментом, положительно влияющим на развитие критического мышления и интереса к обучению.

Список литературы:

  1. Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT // Новости образования в НИУ ВШЭ [сайт], 2024. (дата обращения: 01.04.2025).
  2. Искусственный интеллект не заменит работу человека. Студент Александр Жадан – о написании диплома с помощью ChatGPT // Коммерсанть [сайт], 2023. (дата обращения: 01.04.2025).
  3. Фирсов А. «Ленивый мозг» – как ИИ влияет на когнитивные способности человека // Академия социальных технологий [сайт], 2024. (дата обращения: 01.04.2025).
  4. Altman S. Interview – OpenAI CEO on GPT-4, ChatGPT and the Future of AI // YouTube, 2023. (дата обращения: 01.04.2025).
  5. Niloy A.C. Why do students use ChatGPT? Answering through a triangulation approach / A.C Niloy, M.A Bari, J. Sultana [et al] // Computers and Education: Artificial Intelligence, 2024: 13 p. (дата обращения: 01.04.2025).
  6. Paul R., Elder L. The Miniature Guide to Critical thinking. Concept and Tools / Foundation for Critical thinking, 2007: 24 p. (дата обращения: 01.04.2025).
  7. 苏自由 著. 重启世界: ChatGPT之父山姆 ‘ 奥特曼传. 南京: 译林出版社,2024. 394 p.

The impact of ChatGPT on the development of students' critical thinking

Zagorodnikova P.I.,
bachelor of 3 course of the Samara campus of Moscow City University, Samara

Research supervisor:
Lizunova Elena Vladimirovna,
Senior lecturer of the Department of Pedagogy of the Samara campus of Moscow City University

Abstract. Since artificial intelligence platforms for text generation appeared and developed, students have begun to actively use them in the process of mastering educational programs. Thanks to ChatGPT, it is possible to do homework, write project papers, term papers, and even graduation works. However, instead of becoming an assistant for students, ChatGPT thinks and analyzes for them, but what should students do in this case? Nowadays the educational community faces the question of what impact the use of ChatGPT has on the development of critical thinking among students.
Keywords: artificial intelligence, critical thinking, higher education.

References:

  1. HSE students successfully defended their diplomas, in the work on which YandexGPT was used // Education News at the HSE [website], 2024. (date of the address: 01.04.2025).
  2. Artificial intelligence will not replace human work. Student Alexander Zhadan – about writing a diploma using ChatGPT // Kommersant [website], 2023. (date of the address: 01.04.2025).
  3. Firsov A. «Lazy Brain» – how AI affects human cognitive abilities // Academy of Social Technologies [site], 2024. (date of the address: 01.04.2025).
  4. Altman S. Interview – OpenAI CEO on GPT-4, ChatGPT and the Future of AI // YouTube, 2023. (date of the address: 01.04.2025).
  5. Niloy A.C. Why do students use ChatGPT? Answering through a triangulation approach / A.C Niloy, M.A Bari, J. Sultana [et al] // Computers and Education: Artificial Intelligence, 2024: 13 p. (date of the address: 01.04.2025).
  6. Paul R., Elder L. The Miniature Guide to Critical thinking. Concept and Tools / Foundation for Critical thinking, 2007: 24 p. (date of the address: 01.04.2025).
  7. Su ZiYou. Restart the World: The Father of ChatGPT by Sam Altman // Nanjing: Yilin Publishing House, 2024. 394 p.