Аннотация. В статье рассмотрено понятие дислексия и в связи с чем появляется данное частичное расстройство процесса овладения чтением, с акцентом на ее нейропсихологические особенности и пути коррекции. Описаны причины возникновения дислексии, включая особенности работы левого полушария головного мозга. В качестве эффективного метода коррекции описан мультисенсорный структурированный подход; метод Ортона-Гилленгема, направленный на использование различных сенсорных каналов восприятия. Также, приведены рекомендации по адаптации учебного процесса для детей с дислексией.
Ключевые слова: дислексия, мультисенсорный подход, трудности чтения, образовательная адаптация.
Статистические данные говорят, что на территории Российской Федерации, дислексия встречается у 5-7% школьников [13], но проблема актуальна не только среди младшеклассников, но и у обучающихся старшей школы. Более того, Министерство просвещения Российской Федерации стало обращать внимание на то, что в последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся на отсутствие специальных условий обучения категории детей, имеющих нарушения чтения и письма, но сохранный интеллект, слух и зрение [10]. Поэтому можно сделать вывод о том, что данная проблема имеет особую значимость. Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением: при дислексии наблюдаются стойкие замены букв, перестановки, пропуски, трудности понимания слова, предложений, текста [9].
Работа мозга и дислексия в реестре заболеваний
Ряд учёных предполагает, что нарушения чтения нередко связаны с органическими патологиями речевых функций. Исследователи Б. Хальгрен и М. Рудинеско подчёркивают, что склонность к дислексии может быть унаследована, поскольку в некоторых случаях наблюдается функциональная незрелость определённых участков мозга, отвечающих за процессы письменной речи [11].
Результаты нейропсихологических исследований показывают, что у детей с дислексией часто прослеживается неблагоприятный органический анамнез. В частности, фиксируются остаточные признаки перенесённого органического поражения мозга, несформированность латеральной организации речевых функций, а также характерные нарушения, свидетельствующие о нарушении работы отдельных участков левого полушария. [1].
Существуют различия в теменно-височной области левого полушария, затылочно-височной области и передней области вокруг нижней лобной извилины, которые представляют собой нейронные системы, связанные с чтением. У читателей- дислексиков наблюдается недостаточная активность теменно-височной и затылочно- височной систем, а также повышенная активность задней левой лобной доли, включая зону Брока.
М. Ролл, профессор фонетики Лундского университета (Швеция), в своем новом исследовании заявляет, что чтение развивает левое полушарие мозга, в особенности переднюю часть височной доли и извилину Гешля, которая помогает связывать визуальные, сенсорные и моторные образы для понимания слов [5].
Таким образом, нарушения в области чтения коренятся в ранних отклонениях психомоторного и речевого развития, сформировавшихся под влиянием негативных факторов во внутриутробный период и на ранних этапах послеродового развития [12].
Согласно международному реестру заболеваний, дислексия – это не психическое заболевание, а особенность нейронных процессов, влияющих на функционирование основной части нервной системы [4]. Распознавание печатных символов, таких как буквы и числа, осуществляется мозгом посредством сложных и запутанных путей, что может вызвать искажения при обработке зрительной информации.
Однако в классификации расстройств отдельно выделяется такое расстройство, как «F81.0 (код болезни) – Специфическое расстройство чтения» [9]. Проявляется нарушением навыков чтения, понимания прочитанного и связанных с этим заданий. Отмечаются трудности в заучивании текста, освоении алфавита, медленный темп чтения, замена текста своими словами или добавлениями. Р. Лалаева считает, что уровень недостаточности различных психических функций при дислексии может значительно варьироваться [7]. Соответственно, логопедическая работа выстраивается с учетом специфики проявлений и степени выраженности нарушений. Основной задачей коррекции дислексии является различение фонем, формирование навыков фонематического анализа и синтеза и других связанных с этим процессов.
Ошибки, встречающиеся у детей с дислексией
Ф. Ранальди отмечает следующие ошибки, встречающиеся у детей с дислексией:
- затруднения при чтении вслух, осмыслении и переработке прочитанной информации;
- проблемы с выстраиванием логической цепочки;
- затруднения при сокращении текста и выделении ключевой информации, и последующей ее обработке;
- ошибочное восприятие сложных формулировок в вопросах;
- нарушения в выполнении заданий по памяти;
- нарушения в выполнении заданий согласно инструкциям;
- плохое запоминание имён, названий, лиц и мест;
- склонность к быстрой утомляемости;
- непостоянная успеваемость;
- возможные пропуски или написание слов дважды;
- трудности с записыванием под диктовку;
- неумение следить за строкой при чтении, трудности с удержанием внимания на тексте [16];
- неполное усвоение алфавита, ошибки при сопоставлении звуков и графем, что можно отследить при чтении. Проявляются разнообразные смешения и замены букв: подмены и смешения звуков, схожих по звучанию (глухих и звонких); изменения графически похожих символов; вариативные замены при чтении – недифференцированные замены букв;
- чтение по буквам;
- изменение расположения слогов в словах: отсутствие согласных или гласных; прибавление ненужных звуков; неправильный порядок звуков; пропуски и перестановки слогов;
- ошибки угадывающего чтения;
- ошибки в окончаниях слов (данные ошибки обусловлены неверной смысловой догадкой – ребенок стремится заранее предугадать окончание слова, не завершая полного прочтения);
- замены слов на основе смыслового сходства;
- пропуски и повторы строк [12].
Количество перечисленных трудностей у детей, страдающих дислексией, указывают на то, что необходим гибкий подход, с помощью которого можно учесть все особенности и сделать обучение наиболее эффективным. Поэтому следует использовать подходы, которые учитывают индивидуальные особенности восприятия и переработки информации. Одним из часто рекомендуемых является мультисенсорный структурированный подход, который был разработан Р.Л. Спарксом и Л. Ганшоу [2].
Эффективные методы коррекции дислексии
Метод Р.Л. Спаркса и Л. Ганшоу используется чтобы сбалансировать работу полушарий. Основная идея состоит в том, что ребёнок в процессе обучения смотрит, слушает, трогает разнообразные предметы, перекладывает, меняет форму, и даже двигается. В рамках данного метода применяется широкий спектр заданий, включающих в себя работу со звуками, музыкальными фрагментами, песнями, визуальными образами, предметами из реальной жизни и прочими средствами. Благодаря такому разнообразию заданий, ориентированных на разные каналы восприятия, удаётся эффективно удерживать внимание каждого обучающегося на изучаемом материале в течение занятия. Мультисенсорный подход способствует развитию способности к концентрации, а также помогает закреплять языковую информацию в долговременной памяти. Мультисенсорный подход подразделяется на четыре направления: 1) использование своего собственного тела; 2) использование предметов; 3) использование картинок, сенсорных заданий; 4) разыгрывание историй, для лучшего усвоения новой информации [2].
А. Шуватова предполагает, что дети лучше усваивают материал, когда обучение происходит через три канала восприятия: слуховой, зрительный и кинестетический. Для улучшения визуальных навыков рекомендуется использовать тексты и изображения на бумаге, которые будут в матовых и пастельных тонах. В процессе работы с лексическими единицами эффективным является ведение визуального словаря, что поможет закрепить образ слова и легче его запомнить. В связи с этим, в условиях видеовербальной парадигмы особенно востребованными являются креолизованные тексты, в которых сочетаются языковая и неязыковая части, а именно: изображения, цвета, шрифты и схемы, а также мультимодальные тексты, где используются текст, звук, изображения, видео, анимация и жесты [12].
Слуховые методы включают аудиозаписи, парное чтение, разговорную речь, скороговорки, песни. При кинестетических методах используют задания такие как, лепка из пластилина, подделки из бумаги, физкультминутки или игры с мячом.
Кроме мультисенсорного подхода, стоит отметить подход Ортона-Гиллингема, который представляет собой целенаправленный и последовательный подход в обучении соответствию графических знаков звукам речи и активно использует три ведущие сенсорные системы, включая зрительную, слуховую и тактильную. Ортон- Гиллингем основной целью подхода считал формирование у детей фонематического, морфологического и синтаксического восприятия языка для приобретения навыков чтения и правописания, а к числу основных принципов относил: мультисенсорность, структурированность, системность, кумулятивность, где каждый последующий этап изучения языка должен быть основан на ранее изученных понятиях, важна регулярность повторения и эксплицитность [17].
В процессе обучения рекомендуется вводить языковые компоненты постепенно, начиная с самых элементарных и переходя к более сложным структурам: начиная с отдельных звуков, затем охватывая слоги, слова, предложения и завершая формированием навыков работы с цельными текстами. Неотъемлемой частью каждого нового занятия является повторение ранее изученного материала, которое служит фундаментом для усвоения информации. Более того, закрепление стабильных языковых навыков зависит от регулярной практики и многократного повторения.
Грамматические явления языка также осваиваются по принципу возрастающей сложности, опираясь на уже сформированные представления. Формирование образов букв можно добиться упражнениями с ручным алфавитом, которые способствуют созданию зрительно-моторных представлений о буквах и являются наиболее эффективными, поскольку ребенок сможет определять образ буквы наощупь.
Ортон-Гиллингем в качестве коррекционных заданий предлагает создание букв с помощью различных подручных материалов, таких как пластилин, крупа, макароны или пуговицы. Такой тип задания направлен на активное вовлечение кинестетического восприятия, что способствует более прочному запоминанию графического образа буквы [2].
Для визуального восприятия графем можно применять упражнения на сортировку (например, ㄱ-ㄴ, ㅈ-ㅊ, ㅑ-ㅕ, ㅁ-ㅂ), когда обучающимся предлагаются карточки с буквами, и их задача – распределить их по соответствующим категориям.
Для обеспечения комплексного подхода в обучении детей, страдающих дислексией, следует не только использовать мультисенсорность, структурированность и системность, но и придерживаться следующих рекомендаций:
- обучение буквам по приведенной классификации разделения: ㅏ ㅜ ㅓ ㅗ ㅡ ㅐ ㅣ; ㄱ ㅋ ㄲ; ㄴ ㄷ ㅌ ㄸ; ㅁ ㅂ ㅍ ㅃ; ㅑ ㅠ ㅕ ㅛ; ㅖ ㅒ ㅢ; ㅝ ㅞ ㅟ; ㅘ ㅙ ㅚ; ㄹ ㅎ;
- снижение темпов и объема выполнения письменных заданий;
- изменение способа выполнения заданий (замена чтения вслух и письменных работ устными ответами);
- демонстрация образца выполненного задания;
- неиспользование упражнений, где нужно вставлять пропуски;
- чёткое и краткое формулирование инструкций;
- применение мультисенсорного подхода, который задействует визуальные, слуховые и кинестетические каналы восприятия, сочетая прослушивание, чтение и проговаривание текста одновременно;
- использование цвета и символов для выделения ключевых терминов, грамматических явлений и понятий;
- написание должно быть чётким и разборчивым;
- деление текста на короткие смысловые фрагменты с последующим четким проговариванием каждого слова;
- использование методов мнемотехники, например методов «запоминание слова (буквы) через образы и формы», «фонетические ассоциации» и т.д.;
- использование аудиозаписей учебного материала;
- использование вспомогательного дидактического материала (орфографических словарей, схем).
Эффективная работа с детьми требует не только использования методических рекомендаций, но и применения специальных коррекционных упражнений, направленных на смягчение или устранение проявлений дислексии. Такие задания разрабатываются с учетом характера нарушений и способствуют различным каналам восприятия. Сюда входит работа с глазодвигательным аппаратом и мелкой моторикой. В современных реалиях часто можно встретить использование компьютеризированной системы тренировки зрения (CVTS). Это компьютерная программа, которая решает проблемы бинокулярного зрения и улучшает обработку информации зрительного восприятия посредством тренировки зрения. Более того, существуют другие системы, такие как: HTS (Home Vision Training System): тренировка движения глаз; PVT (Perceptual Vision Tracking System): тренировка отслеживания движения глаз; PTS (Perceptual Training System): тренировка улучшения визуального восприятия; TVPP (Temporal Vision Processing Program): тренинг по улучшению визуального восприятия.
Для развития межполушарного взаимодействия следует использовать упражнения, обеспечивающие согласованную работу правого и левого полушарий мозга.
Примеры коррекционных заданий включают разнообразные упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, а также работу с текстом. В такие задания входят упражнения на выявление количества слогов в каждом слове; называние слов или предложений, которые были произнесены по слогам; идентификация определенного звука в слове; вычленение первого и последнего звука, а также его позиции в начале, середине или конце; распознавание конкретного звука в списке слов; определение количества звуков в слове и их последовательности, включая соседние звуки. Кроме того, используются воспроизводящие и реконструктивно-вариативные упражнения при работе с текстом, такие как: соединение слов стрелками по образцу, нахождение лишнего слова, группировка по типу чтения. Эффективным приёмом также является фонематический синтез – называние целого слова, представленное с паузами между звуками.
В коррекционные задания, также, можно включить сравнение и сопоставление букв на основе артикуляции. Например, «сравните звучание букв из списка: ㅁ ㅂ ㄴ ㄷ ㅇ ㄱ ㄹ». Или «сгруппируйте одинаковые звуки вместе: «ㄱ ㅋ ㄲ; ㅍ ㅂ; ㄷ ㅅ ㅈ ㅊ ㅌ ㅎ ㅆ».
Упражнения, которые были адаптированы для детей с дислексией:
- ребенок читает слова, выданные учителем, после чего ему необходимо составить слово из первых букв и выбрать нужную картинку;
- необходимо составить текст из предложений, составленных из слов, которые были даны в хаотичном порядке;
- необходимо ознакомиться с группой слов и выбрать лишнее;
- фонематический анализ и синтез:
소리를 듣고 단어 맞히기 (прослушивание и угадывание слова):
선생님: «ㄱ-ㅏ-ㅁ» → 아이: «감»
«ㄷ-ㅗ-ㅅ-ㅣ» → «도시»;
- игровое чтение с пропущенными слогами:
카드에서 빠진 글자를 찾아 넣기:
_ㅏ다 → «가다», «자다», «나다»ㄱ_ㅏ → «가», «고가», «기자»;
- упражнения на составление слов из карточек:
아이가 주어진 글자 카드(예: ㅁ, ㅏ, ㄴ)를 보고 단어를 만들기 → «만», «남», «마», и т.п.
Карточки раскладываются по цветам для визуальной опоры: согласные – синие, гласные – красные, но цвет карточек не очень яркий.
- распознавание рифмующихся слов:
아이가 들은 단어와 같은 운(음)을 가진 단어를 고르기
«학교» → «비행기 / 덕후 / 잡초» → (ответ: «잡초»)
«마차» → «도마 / 바다 / 김치» → (ответ: «도마»)
В дополнение, следует отметить, что существуют упражнения, связанные с пением песен на корейском языке, что позволяет развивать слуховой аппарат. Можно использовать в работе такие песни, как: «리리리자로 끝나는 말은...»; «하나하면 할머니가...»; «그그그그 그아~~ 그아~ 그아 그아 가» [19].
Подводя итог, можно сделать вывод об актуальности разработки материалов для детей дислексиков, поскольку есть возможность столкнуться с серьезными трудностями в освоении навыков чтения. Поэтому в обучении каждого ребенка рекомендуется использовать системный и индивидуальный подход, направленный на формирование устойчивых языковых навыков. Только комплексный подход может обеспечить полноценное развитие детей в процесс обучения и раскрыть их потенциал.
Список литературы:
- Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Mат-лы I межд. Конференции Российской ассоциации дислексии. M.: Изд-во MCT, 2004. 296 с.
- Газетдинова Ю.В. Мультисенсорный подход как способ обучения чтению и письму на английском языке младших школьников с дислексией // Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice, 2024. Том 9. Выпуск 6. (дата обращения: 01.04.2025).
- Дислексия в России: как решить проблему // Центр дислексии Татьяны Гогуадзе, 2022. (дата обращения: 20.03.2025).
- Дислексия: симптомы, причины и как ее заподозрить у ребенка // Кубань 24, 2025. (дата обращения: 10.03.2025).
- Жариков Н.М., Хритинин Д.Ф., Лебедев М.А. Справочник по психиатрии. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2014. 440 с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М.: «Просвещение», 1983. 136 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. 3-е изд., стер. М.: Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 08.02.2019 №ТС-421/07 «О направлении рекомендаций». (дата обращения: 01.04.2025).
- Штерц О.М. Когнитивные процессы у детей с дислексией и дисграфией // Проблемы современного педагогического образования. Вып. 71. Ч. 2. Ялта, 2021. 476-480 с.
- Шуватова А.Е. Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе // Молодой ученый, 2024. №38(537). С. 266-268.
- IV Международная Неделя осведомленности о дислексии в России // Ассоциация родителей детей с дислексией. (дата обращения: 20.03.2025).
- British Dyslexia Association. (дата обращения: 20.03.2025).
- World population review. (дата обращения: 20.03.2025).
- Ranaldi F. Dyslexia and Design & Technology // Bda Curriculum 2003. 1st ed. 104 p.
- Causes of Dyslexia // The Reading Well a Virtual Will of Dyslexia Resources. (дата обращения: 10.03.2025).
- 이원기, 김혜연 (2020). 난독 교정 훈련 프로그램 참여자의경험 분석 – 난독과 읽기 부진 경계성 중학생을 중심으로. 리터러시연구 제11권 3호(통권 35호).
- 김복실 (2015). 난독 조기 발견, 조기 개입을 위한 교사의 역할. 교육 을 바꾸는 사람들.
Development of Korean language educational materials for dyslexic primary school students
Bushueva V.S.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Voronina Lyudmila Alexandrovna,
Associate Professor of the Chinese Language Department of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Annotation. The article examines the concept of dyslexia and the factors contributing to this partial disorder of the reading acquisition process, with a focus on its neuropsychological characteristics and methods of correction. The causes of dyslexia are analyzed, particularly the functional features of the left hemisphere of the brain. The multisensory structured approach is presented as an effective method of correction, along with the Orton-Gillingham method, which emphasizes the use of various sensory perception channels. The article also provides recommendations for adapting the educational process for children with dyslexia.
Keywords: dyslexia, multisensory approach, reading difficulties, educational adaptation.
References:
- Vizel T.G., Dmitrova E.D. Dysorthography in middle and high school students. In Study of writing and reading disorders. Results and prospects: Proceedings of the 1st International Conference of the Russian Dyslexia Association. Moscow: MCT Publishing, 2004. 296 p.
- Gazetdinova Y.V. A multisensory approach as a method of teaching reading and writing in English to young schoolchildren with dyslexia. Pedagogy. Theory & Practice, 2024. Vol. 9, №6. (date of the address: 01.04.2025).
- Dyslexia in Russia: how to solve the problem. Tatiana Goguadze Dyslexia Center, 2022. (date of the address: 20.03.2025).
- Dyslexia: symptoms, causes, and how to recognize it in a child. Kuban 24, 2025. (date of the address: 10.03.2025).
- Zharikov N.M., Khritinin D.F., Lebedev M.A. Psychiatry Handbook. Moscow: Medical Information Agency Publishing, 2014. 440 p.
- Kornev A.N. Reading and writing disorders in children: A teaching manual. St. Petersburg: MiM Publishing, 1997. 286 p.
- Lalaeva R.I. Reading acquisition difficulties in schoolchildren. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 136 p.
- Luria A.R. Fundamentals of Neuropsychology: A textbook for university students. Moscow: Akademia Publishing Center, 2003. 384 p.
- Pedagogical Encyclopedic Dictionary / Chief editor B.M. Bim-Bad. 3rd ed., stereotyped. Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2009. 527 p.
- Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 08.02.2019 №TS-421/07 «On sending recommendations». (date of the address: 01.04.2025).
- Shterts O.M. Cognitive processes in children with dyslexia and dysgraphia. Problems of Modern Teacher Education, 2021, Issue 71, Part 2, Yalta: 476-480.
- Shuvatova A.E. A multisensory approach in teaching foreign languages in secondary school. Young Scientist, 2024, №38(537).: 266-268.
- IV International Dyslexia Awareness Week in Russia. Association of Parents of Children with Dyslexia. (date of the address: 20.03.2025).
- British Dyslexia Association. (date of the address: 20.03.2025).
- World population review. (date of the address: 20.03.2025).
- Ranaldi F. Dyslexia and Design & Technology // Bda Curriculum, 2003. 1st ed. 104 p.
- Causes of Dyslexia // The Reading Well a Virtual Will of Dyslexia Resources. (date of the address: 10.03.2025).
- Lee Won-ki, Kim Hye-yeon. Analysis of the experience of participants in the dyslexia correction training program – focusing on middle school students with borderline dyslexia and reading difficulties. Literacy Study, Vol. 11, №3(№35).
- Kim Bok-sil. Early detection of dyslexia, the role of teachers for early intervention. People Changing Education, 2015.