Аннотация. Объектом исследования в данной статье выступает существующее в рамках культурной универсалии отношение к природе явление фатализма. Рассматривается становление фатализма в корейской и русской культурах посредством изучения религиозных оснований и предпосылок с древности до настоящего времени. Отслежены современные тенденции отношения к фатализму в Корее и России и его проявления.

Ключевые слова: Корея, Россия, фатализм, культурные универсалии, религия, астрология.

Работы многих известных социологов, таких как Э. Холл, Г. Хофстеде и других позволили концептуализировать систему культурных ценностей, называемую культурными универсалиями, которые находят отражение во всех существующих культурах. Понимание культурных ценностей важно для освоения иностранного языка, так как изучение иностранного языка для возможности эффективной коммуникации необходимо в сочетании с постижением особенностей менталитета носителей изучаемого языка и культуры, что предполагает не только усвоение необходимого лексического запаса и изучение грамматических конструкций, но и усвоение реалий культуры. Освоение корейского языка может быть более эффективным при условии формирования мышления обучающегося для создания межкультурно ориентированной личности через предлагаемую Е.Г. Таревой инокультурную составляющую межкультурной компетенции [13, с. 43].

Одной из таких культурных универсалий является отношение человека к природе. В рамках данной универсалии природа воспринимается либо как контролируемая человеком, либо как находящаяся в гармонии с ним, либо как ограничивающая его. В соответствии с этим, выделяются два типа культур: в первой приписывается ценность контролю над природой и обстоятельствами, ожидается, что человеку все подвластно и при должном усилии все может быть исполнено в совершенстве. Второй тип культуры считается фаталистическим – в такой культуре принимается неизбежность происходящего в природе вообще и с человеком в частности, положение дел не подлежит контролю.

В данном контексте фатализмом можно назвать учение о предопределённом порядке вещей, которое берёт начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед силами природы [15, с. 559]. Нельзя утверждать, что основания для становления фаталистической культуры сугубо мифологические или религиозные, однако именно их рассмотрение позволяет установить, к какому из двух типов культур исторически относятся корейская и русская культуры.

Рассмотрение становления фатализма также полезно для освоения корейского языка, так как являет собой лингвокульторологический подход к изучению иностранного языка, в котором язык признаётся феноменом культуры. Эффективность овладения языком повышается вместе с тем, как обучающийся получает знания о том, что именно делает носителя языка представителем данной культуры: о религии, обычаях и так далее [14, с. 307].

Религиозные основания становления фатализма в Корее

Главной религиозной предпосылкой для становления фатализма в корейской культуре является шаманизм. Шаманизм – одна из универсальных ранних форм религии, которая долгое время господствовала на Корейском полуострове [5, с. 2]. Несмотря на то, что шаманизм не являлся доминирующей религиозной формой на протяжении всей истории страны, он всегда оставался важной частью религиозной жизни Кореи [7, с. 2]. Шаманизм основывается на вере в то, что у всего в природе есть духовное начало, а значит, её населяют безграничное множество духов, которым нужно угождать, чтобы сохранить благополучие. Это уже отсылает нас к тому, что всё зависит не от человека непосредственно, а от воли природы. Примечательно, что шаманы передают свои способности преимущественно наследственным путём. Считается, что после смерти шамана его дух переходит к потомкам, причём духи сами выбирают людей, в которых они переселяются [6, с. 53]. Единственное, на что человек может повлиять – качество обряда. Ведь от того, насколько качественно будет проведён обряд в честь того или иного духа, зависят, например, урожай или благополучие отдельного человека или общины. Соответственно, непосредственной частью корейского шаманизма являются церемонии, в рамках которых совершается поклонение огромному количеству духов, связанных с окружающим природными элементами.

Шаманских ритуалов существует большое количество, но самым значительным шаманским обрядом является кут, который состоит из множества различных элементов: подношения ритуальной пищи и вина, создания декораций в виде бумажных цветов, фонарей и лодочек, которые должны привлечь внимание духов, группового исполнения шаманами танцев, пения заклинаний, акробатических трюков, шуток и прочего [6, с. 60]. Во время данного ритуала шаман исполняет и некоторые другие функции: например, лечение, управление явлениями природы, предсказания, сопровождение умерших душ в потусторонний мир и др. [3, с. 3]. Это снова указывает на то, что благополучие человека как во время жизни, так и после смерти зависит от воли высших сил.

При рассмотрении корейского фатализма уделить внимание также стоит даосизму, получившему распространение на Корейском полуострове в период борьбы с танской агрессией. Даосизм изначально был воспринят шаманскими кругами, которые нашли нечто родственное в его трактовке, и оставил ощутимый след в народном сознании и последующих литературных творениях [2, с. 26]. Можно сказать, что и даосизм, побуждающий человека жить в гармонии с природой, принимая её волю, стал основанием для укрепления корейского фатализма.

В одном из своих текстов «만남» (встреча) южнокорейский философ Ан Бёнук также косвенно затрагивает фаталистичное понятие 인연 (судьба), связывая его с буддизмом, который продолжительное время являлся государственной религией на территории Корейского полуострова. Буддийский взгляд на мир подчёркивает многократность жизней, утверждая, что прошлая жизнь была, просто люди потеряли о ней воспоминания. Вследствие этого в нашей настоящей жизни ничего не происходит случайно, и все люди, которых мы встречаем, – это люди, с которыми у нас была связь в каждой из предыдущих жизней. Встреча была предопределена ещё до того, как мы переродились в настоящей жизни, и никто не способен на это повлиять.

Ещё одно основание для становления корейского фатализма – явление пхунсу. Пхунсу частно понимают как адаптированное под корейское восприятие мира китайское учение фэншуй. К слову, пхунсу фэншуем в полном его понимании не является, ведь пхунсу, которым занимались монахи, вобрало в себя элементы различных религий и учений: конфуцианства, буддизма, даосизма, а также местного корейского шаманизма [11, с. 3]. Фатализм пхунсу проявляется в связи данного учения с природой, так как природа существует изначально, и человек может только подстраиваться под неё, взаимодействуя с ней, но не меняя целиком. Одной из идей, формировавших пхунсу, является теория о пяти первоэлементах, правильная последовательность взаимодействия которых сулит созидание, а неправильная – разрушение. Немаловажное значение в системе пхунсу имеют горные цепи и вода [11, с. 4].

Ландшафт в пхунсу – нечто магическое, то, что оказывает позитивное или негативное влияние на судьбу человека. В этом можно увидеть подтверждение того, что всё уже предопределено природой, ведь именно от природы, от ландшафта зависит то, будет ли человек хорошо чувствовать себя в конкретном месте, будут ли ему сопутствовать удача и успех. Человек, желая жить безбедно, таким образом лишается свободы воли, ведь вынужден искать гармонию между природными условиями, которая принесёт гармонию и ему тоже.

Современные проявления фатализма в корейской культуре

Имея тенденцию к фатализму с древности, корейская культура и в современности проявляет себя больше как фаталистическая. Наиболее ярким проявлением фатализма в современной корейской культуре можно считать особую традицию давать ребёнку имя и также особенную разновидность древней астрологии 사주팔자 (судьба человека с рождения). 사주팔자 – корейский вариант Ба-цзы – раздела китайской астрологии, дословный перевод которого обозначает «восемь иероглифов» или «восемь знаков». С корейского – восемь слогов, означающих год, месяц, день и час рождения человека [16].

사주팔자представляет из себя анализ данных, с помощью которого можно узнать о талантах человека, его характере, предпочтениях, способностях к учёбе, лучших периодах для открытия бизнеса, выборе сферы деятельности, благоприятных периодах для создания семьи и многом другом. Это снова указывает на то, что жизнь человека заранее считается предопределённой, ведь весь анализ проводится на основе даты рождения.

Современные носители корейской культуры также верят, что судьба человека напрямую связана со значением его имени, поэтому к данному аспекту относятся особенно трепетно [1, с. 1]. Корейские имена уникальны, так как помимо того, что несут в себе многовековую историю той или иной семьи, выбираются с расчётом на то, что будут способны повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка. Пытаясь подобрать благоприятное имя, носители корейской культуры часто прибегают к консультации с 장명가 (тот, кто профессионально занимается созданием имён) или, может быть, 스님 (буддийским монахом).

Религиозные основания становления фатализма в России

Главным религиозным основанием для становления фатализма в русской культуре стало язычество. Так же, как и в корейском шаманизме, в славянском язычестве существовало огромное множество духов – в случае язычества – богов, от которых зависело благополучие населения. Каждый из богов отвечал за различные вещи. Так что и поклонялись разным богам, например божествам плодородия – Роду, Ладе, Ярилу.

Важная часть славянского язычества – обряды. Обряды проводили в праздничные дни, и главной их целью было обращение к богам с каким-то конкретным вопросом: люди просили богатый урожай, покровительство и защиту, удачу в битве [8, с. 10-11]. Согласно этому, можно сделать вывод, что все протекающие в мире процессы – воля высших сил, благосклонность которых, по аналогии с шаманизмом в Корее, зависит от качества выполнения обряда.

Христианство тоже нашло отражение в языковых проявлениях фатализма в русской культуре. В христианстве душа человека воспринимается как то, что задумано, создано и дано богом. Носители русского языка и культуры часто полагаются на «волю божью», если их ждёт, например, важное дело. В русском языке есть множество выражений, которые так или иначе отсылают к тому, что всё, происходящее в мире, заслуга высших сил, в данном случае – бога. Например, «слава богу», «ради бога», «как бог даст» и другое.

Современные проявления фатализма в русской культуре

Несмотря на то, что сейчас снижается процент россиян, верящих в такое понятие, как судьба (по данным ВЦИОМа, россияне стали реже верить в судьбу: показатели на 2004 год – 40%, на 2024 год – 16%) [4], проявление фатализма в современной русской культуре можно отследить в возрастающем интересе населения к таким явлениям, как астрология и эзотерика. По данным ВЦИОМа абсолютное большинство россиян – 97% – знают свой знак зодиака. Почти половина – 42% – с той или иной регулярностью смотрят или читают астрологические прогнозы. Остальные, как правило, ими просто не интересуются. И лишь 11% считают астрологию антинаучной и вредной [12].

Интерес к услугам гадалок и ясновидящих продолжает расти. По итогам 2023 года объем рынка оккультных услуг приблизился к 2 трлн рублей. Прибыль индустрии почти сравнялась с тратами на продукты питания [9]. Люди всё больше интересуется вопросами о том, как узнать своё будущее, возможно ли повлиять на него, и к каким «магическим ритуалам» нужно прибегнуть, чтобы улучшить своё благосостояние.

По аналогии с корейским사주팔자 в русской культуре большим спросом пользуются так называемые натальные карты – это персональный гороскоп, который рассчитывается строго по дате, времени и месту рождения. Это своего рода рисунок положения планет, запечатлённый раз и навсегда, по которому тоже можно рассчитать и отследить весь жизненный путь человека, его слабые и сильные стороны, а также якобы узнать всё о прошлых жизнях человека [10]. Составление натальной карты в современной России – довольно прибыльный бизнес, цены за услуги в котором начинаются от тысячи рублей и заканчиваются несколькими сотнями. Это показывает, что многие носители русской культуры склонны считать, что всё заранее предопределено.

Заключение

Религиозные основания, прослеживающиеся с древности (в древности выражающиеся в форме существования на территории Корейского полуострова и Древней Руси шаманизма и язычества соответственно) и до наших дней (выражающиеся в особом интересе населения к астрологии и понятию «высших сил», которые предопределяют жизнь человека), формируют культурную универсалию отношения к природе таким образом, что в обеих культурах природа воспринимается как то, что контролирует человека и ограничивает его свободу воли. Соответственно, обе культуры, в результате, по религиозным основаниям можно назвать фаталистическими.

Также стоит отметить, что религиозный фатализм больше присущ корейской культуре, так как на протяжении веков на территории Корейского полуострова главенствующую роль от одной к другой перенимали несколько религий, непосредственно содержащих в себе фаталистические убеждения. В то время как религиозный фатализм русской культуры больше относится к одной форме религии – язычеству, совсем немного затрагивая христианство именно в языковом проявлении. В русской культуре фатализм скорее эзотерический.

Список литературы:

  1. Абдуллина Л.Б. О некоторых особенностях Корейской антропонимики // Russian Linguistic Bulletin, 2023. №1. С. 1-6.
  2. Андронова Л.А. Культура Кореи. Часть 1 (с древнейших времён до 1910 г.): учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. 139 с.
  3. Балданова Д.В. Понятие корейского шаманизма и шаманского ритуала «Кут»: история и современность // Система ценностей современного общества, 2010. №14. С. 18-22.
  4. ВЦИОМ: четверть россиян не верят ни во что сверхъестественное // ТАСС (сайт), 2025. (дата обращения: 21.11.2024).
  5. Желобцов Ф.Ф. О шаманизме в Корее // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, 2014. №5. С. 42-48.
  6. Ким Г.Н. История религий Кореи: учеб. пособие. Алматы: Қазақ университеті, 2001. 230 с.
  7. Кириллова Е.Н. Развитие корейского шаманизма и его историческое значение в современной Корее // Корееведение в России: направление и развитие, 2022. №3. С. 68-72.
  8. Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период: учеб. электр. текст. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. 28 с.
  9. Лысак Ирина. Оборот оккультного рынка приблизился к 2 трлн рублей, почти сравнявшись с тратами россиян на питание // Фонтанка.ру (сайт), 2023. (дата обращения: 23.11.2024)
  10. Панеш Бэла. Натальные карты: что это и почему люди в них верят // РБК (сайт), 2025. (дата обращения: 21.11.2024).
  11. Смертин Ю.Г. Пхунсу: корейское искусство гармоничной жизни // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история, 2017. №3. С. 205-214.
  12. Таинственное и потустороннее, или россияне о магах и астрологах // ВЦИОМ Новости (сайт), 2024. (дата обращения: 21.11.2024)
  13. Тарева Е.Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов // Межкультурное многоязычное образование как фактор социальных трансформаций: становление и развитие научной школы: сборник научных статей. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2021. С. 34-44.
  14. Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура: науч. журн. на тему: Языкознание и литературоведение. Томск: Федер. гос. бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», 2017. С. 302-320.
  15. Шумилкина О.Г. О феномене свободы в философско-исторической традиции фатализма // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №74. С. 558-562.
  16. 사주팔자, 어디까지 믿으시나요? // Ohmynews (сайт). (дата обращения: 23.11.2024)

Fatalism among the speakers of Korean and Russian cultures: religious prerequisites

Tereenkova E.K.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research Supervisor:
Efimova Anna Ivanovna,
Associate Professor of the Chinese Language Department of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, PhD, 

Abstract. The object of research in this article is the phenomenon of fatalism existing within the framework of the cultural universal about nature. The article examines the formation of fatalism in Korean and Russian cultures through the study of religious foundations and prerequisites from antiquity to the present and the current trends in attitudes towards fatalism in Korea and Russia and its manifestations.
Keywords: Korea, Russia, fatalism, cultural universals, religion, astrology.

References:

  1. Abdullina L.B. Not some Korean features of anthroponymy // Russian Linguistic Bulletin, 2023. №1.: 1-6.
  2. Andronova L.A. Culture of Korea. Part 1 (from ancient times to 1910): textbook. Tomsk: Publishing House of Tomsk Polytechnic University, 2014. 139 p.
  3. Baldanova D.V. The concept of Korean shamanism and the shamanic ritual «Kut»: history and modernity // The value system of modern society, 2010. №14.: 18-22.
  4. VTSIOM: a quarter of Russians do not believe in anything supernatural // TASS (website), 2025. (date of the address: 21.11.2024).
  5. Zhelobtsov F.F. About Shamanism in Korea // Bulletin of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, 2014. №5.: 42-48.
  6. Kim G.N. The history of religions of Korea: textbook. Almaty: 2001. 230 p.
  7. Kirillova E.N. The development of Korean shamanism and its historical significance in modern Korea // Korean studies in Russia: direction and development, 2022. №3.: 68-72.
  8. Krupina A.N. Beliefs, traditions and rituals of the Eastern Slavs in the pre-Christian period: textbook. text. ed. Yekaterinburg, 2005. 28 p.
  9. Lysak Irina. The turnover of the occult market approached 2 trillion rubles, almost equal to the spending of Russians on food // Фонтанка.ру (website), 2023. (date of the address: 23.11.2024).
  10. Panesh Bela. Natal maps: what it is and why people believe in them // RBC (website), 2025. (date of the address: 21.11.2024).
  11. Smertin Y.G. Phunsu: the Korean art of harmonious life // Bulletin of the RUDN University. Series: Universal History, 2017. №: 205-214.
  12. Mysterious and otherworldly, or Russians about magicians and astrologers // VTSIOM News (website), 2024. (date of the address: 21.11.2024).
  13. Tareva E.G. An intercultural approach to the training of modern linguists // Intercultural multilingual education as a factor of social transformation: the formation and development of a scientific school: collection of scientific articles. Moscow: LLC « Languages of the World», 2021.: 34-44.
  14. Tareva E.G. A system of culturally-based approaches to teaching a foreign language // Language and culture: scientific journal. on the topic: Linguistics and literary studies. Tomsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «National Research Tomsk State University», 2017.: 302-320.
  15. Shumilkina O.G. About the phenomenon of freedom in the philosophical and historical tradition of fatalism // News of RSPU named after A.I. Herzen, 2008. №74.: 558-562.
  16. How much do you believe in fortune telling? // Ohmynews (website). (date of the address: 23.11.2024).