Аннотация. В статье рассматривается потенциал электронных медиатекстов как инструмента повышения внутренней мотивации школьников к изучению английского языка. На основе анкетирования учащихся выявлено, что современные форматы, обладающие гипертекстуальностью, мультимедийностью и интерактивностью, соответствуют интересам молодежи и способствуют естественному усвоению языка.
Ключевые слова: электронные медиатексты, английский язык, цифровизация, внутренняя мотивация, гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность.
В современном мире владение английским языком превратилось из преимущества в необходимость. Как основной язык международного общения, он проник во все сферы человеческой деятельности – от профессиональной до повседневной. Однако при такой очевидной значимости английского языка многие школьники проявляют слабую мотивацию к его изучению. Основные причины зачастую кроются в подходах к обучению: традиционные подходы часто не учитывают потребности цифрового поколения, предлагая оторванные от реальности материалы.
В условиях активного развитии цифровых технологий и реализации политики цифровизации образовательного пространства все большее распространение получает так называемое цифровое чтение [6, с. 173], причем чтение электронных текстов стало универсальным способом получения информации, проникающим во все сферы человеческой деятельности. В соответствии с определением С.Д. Дегтярёвой электронный текст представляет собой «совокупность линейных или нелинейных текстов, представленных на экране цифрового устройства, характеризующихся наличием медиа-объектов и мультимедийности, позволяющей читателю воздействовать и реагировать на усвоенную им информацию» [3, с. 686].
Такой формат работы с информацией открывает новые возможности для повышения вовлеченности учащихся, поскольку соответствует их цифровым привычкам и предоставляет интерактивные, динамичные способы взаимодействия с языком. В этом контексте ключевым становится вопрос учебной мотивации – внутреннего стремления, которое заставляет учеников активно включаться в процесс обучения. В научной литературе мотивация рассматривается как процесс образования мотива.
А.Н. Леонтьев в своей концепции определяет мотив как «объект, способный удовлетворить потребность человека». При этом под «объектом» он понимает не только материальную вещь, но и любое явление или цель. Ученый выделяет два ключевых типа мотивов. Первый тип – смыслообразующие мотивы – те, что определяют значимость деятельности для личности, наполняют ее глубоким смыслом. Второй тип, а именно мотивы-стимулы, выполняют функцию внешних побудителей, активизирующих деятельность, но не обязательно связанных с личностной значимостью [5, с. 20].
В 1957 американский психолог Ф. Херцберг впервые выделил два основных вида мотивации: внутреннюю и внешнюю, что соотносится с классификацией мотивов, предложенной А.Н. Леонтьевым. Внутренняя мотивация отвечает за интерес к деятельности и получение удовольствия от нее, в то время как внешняя мотивация строится лишь на внешнем вознаграждении (положительная оценка, подарок от родителей, похвала от учителей и др.). Учёный подчеркивал, что «внутренняя мотивация – это то, что всегда приводит к самым позитивным следствиям для развития личности, для эффективности деятельности, для устойчивости деятельности» [9, с. 122]. Таким образом, руководствуясь лишь внешней мотивацией невозможно удовлетворить основные психологические потребности, достичь автономии в изучении английского языка и прийти к желаемому результату. Именно поэтому главным вопросом в образовательном процессе является трансформация внешней мотивации учащихся во внутреннюю.
В современных образовательных реалиях именно электронные медиатексты обладают уникальным потенциалом для формирования внутренней мотивации к изучению английского языка. Под медийным текстом понимается «конкретный результат медиапроизводства, медиапродукт – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, рекламное сообщение, фильм и пр.), адресованное массовой аудитории» [6, с. 27]. Современные подростки ежедневно и с удовольствием потребляют англоязычный контент через различные медиатексты, которые привлекают их мультимедийностью, «живым языком» и связью с их личными интересами.
Так, в 2024 году нами было проведено анкетирование московских школьников (всего 28 респондентов), которое отразило читательские интересы старшеклассников в отношении современных электронных медиатекстов на английском языке. Его результаты показали, что учащиеся предпочитают разнообразные форматы электронных медиатекстов, среди которых лидируют посты в соцсетях (83,3%) и блоги (83,3%), личные или тематические (см. рисунки 1-3). Половина опрошенных также интересуется интервью с известными людьми.
Рис. 1. Ответы участников на вопрос «Какой формат электронных медиатекстов тебе больше нравится?»
Большинство учащихся читает англоязычные медиатексты ежедневно или несколько раз в неделю, что свидетельствует о высокой вовлеченности в цифровой контент.
Рис. 2. Ответы участников на вопрос «Как часто ты читаешь электронные медиатексты?»
Основными мотивами для чтения электронных текстов являются личный интерес (83,3%) и желание быть в курсе происходящего (83,3%). Мотивы, связанные с учебной деятельностью, занимают менее значимое место (33,3%), что говорит о том, что школьники чаще обращаются к медиа, руководствуясь внутренней, а не внешней мотивацией.
Рис. 3. Ответы участников на вопрос «Что чаще всего мотивирует тебя читать электронные тексты?»
Эти данные подтверждают, что современные медиа, особенно интерактивные и визуально привлекательные, служат источниками повышения внутренней мотивации для чтения.
Также следует отметить, что авторы УМК по английскому языку, понимая значимость таких текстов, иногда включают их в УМК, однако информация, используемая авторами, быстро устаревает, поэтому такие тексты зачастую не представляют большого интереса для учащихся, что ведет к снижению мотивации к обучению.
Современная коммуникация характеризуется стремительной цифровизацией всех сфер общественной жизни, что закономерно приводит к трансформации традиционных форм текста. На смену линейному печатному слову приходит новая, комплексная форма передачи информации – электронный медиатекст. Электронный медиатекст – это текст, созданный и распространяемый в цифровой среде (интернет, социальные сети, онлайн-СМИ, блоги и т.д.), который «сопровождается изображениями, звуко- и видеофайлами» [7, с. 55].
Электронный формат медиатекстов обладает рядом уникальных характеристик, среди которых гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность.
Интерактивность – это особенность цифрового текста, позволяющая читателю взаимодействовать с контентом, автором и другими пользователями благодаря цифровым инструментам [2, c. 81]. Текст, размещенный в интернете, особенно медиатекст, требует активного участия пользователя. Е.В. Какорина, анализируя интернет-СМИ, отмечает, что «общение в сети задает наиболее явный тип речевого поведения, провоцирует говорящих на проявление личностного начала и языковой свободы» [4, с. 281]. Например, в сетевых медиатекстах это проявляется через возможность комментирования, оценки, пересылки материала или его распространения через соцсети («репосты»).
Гипертекстуальность означает способность текстов связываться между собой, образуя единое информационное пространство [8, c. 67]. Это позволяет углубить понимание темы за счет ссылок на дополнительные материалы – от поясняющих определений до расширенной информации.
Мультимедийность, как еще одна особенность электронных медиатекстов, предполагает объединение разных форматов коммуникации (текст, аудио, видео, изображения), что усиливает воздействие на восприятие пользователя [1, c. 14]. Такой подход помогает полнее погрузиться в контент, удерживает внимание и облегчает усвоение информации, поскольку современные пользователи предпочитают визуализированные данные.
Таким образом, электронные медиатексты, такие как посты в соцсетях, блоги и интервью, обладают уникальным потенциалом для вовлечения учащихся. Их преимущества – гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность – делают процесс изучения языка более динамичным и соответствующим интересам молодежи. Анкетирование московских школьников подтвердило, что учащиеся чаще обращаются к медиатекстам из-за личного интереса и желания быть в курсе событий, что свидетельствует о преобладании внутренней мотивации над внешней.
Интеграция электронных медиатекстов в образовательный процесс может стать эффективным инструментом для повышения внутренней мотивации старшеклассников. Использование современных форматов, таких как визуализированные материалы и актуальный контент, не только делает обучение более увлекательным, но и способствует естественному усвоению языка.
Однако следует подчеркнуть, что «цель медиадискурса является тройственной – воздействие, развлечение и информирование» [7, с.185], а «средства массовой информации причастны к процессу создания, изменения и даже навязывания определенной картины мира» [12, с. 42], что ставит вопрос о разработке критериев отбора медийных текстов для их использования в процессе обучения российских школьников английскому языку.
Список литературы:
- Авдонина Н.С., Богатырева В.Н. Актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, 2020. №2(39). С. 9-18.
- Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал // Мир русского слова, 2021. №2. С. 80-87.
- Дегтярева С.Д. Электронный текст как средство развития умений изучающего чтения на английском языке у старшеклассников // Лига исследователей МГПУ: сборник статей студенческой открытой конференции. В 4 т., Москва, 21-25 ноября 2022 года. Том 3. М.: Московский городской педагогический университет, 2022. С. 685-692.
- Какорина Е.В. Язык интернет- коммуникации // Современный русский язык: система-норма-узус / отв. ред. Л.П. Крысин; Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Издательство «Языки славянских культур», 2010. С. 273-340.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия Академии педагогических наук РСФСР, 1947. №7. C. 3-40. (дата обращения: 22.09.2025).
- Макеева С.Н. Цифровое поколение: Проблемы обучения чтению на иностранном языке // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: Материалы Третьей международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта – 02 апреля 2022 года / Редколлегия: Л.Г. Викулова (отв. ред.) [и др.]. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2022. С. 172-176.
- Медиалингвистика в современной научной парадигме: коллективная монография / Е.Г. Борисова, М.А. Васильченко, Д.Б. Гудков [и др.]. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2024. 308 с.
- Мельник Г.С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник, 2012. №1. С. 27-29.
- Насалевич Т.В., Тарасенко Т.В., Сидоренко И.К. Использование текстов электронных медиа в преподавании иностранных языков студентам языковых специальностей вузов // Человек в современном мире. Актуальные вопросы педагогики и психологии: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой Году педагога и наставника, Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года. – Санкт-Петербург: Научно-исследовательский центр «Пересвет», 2024. С. 54-58.
- Титлова А.С. Влияние гипертекстуальности интернет-текста на степень его воздействующего потенциала // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2022. №1-3(64). С. 66-68.
- Херцберг Ф., Майнер М.У. Побуждения к труду и производственная мотивация. Перевод с английского А.В. Липского // Социологические исследования, 1990. №1 C. 122-131. (дата обращения: 01.09.2025).
- Чупрына О.Г., Кригер Е.И. Языковая репрезентация социополитической реальности в дискурсе американских СМИ // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование, 2021. №1(41). С. 42-52.
Why do modern English-language media attract young people?
Buyanova E.I.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Makeeva Svetlana Nikolaevna,
Associate Professor of the Department of English Philology of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The article explores the potential of electronic media texts (social media posts, blogs, interviews) as a tool for enhancing school students' intrinsic motivation to learn English. Based on a survey of students, it was revealed that modern formats, characterized by hypertextuality, multimediality, and interactivity, align with the interests of young people and contribute to the natural acquisition of the language. The integration of relevant digital content into the educational process is proposed.
Keywords: electronic media texts, English language, digitalization, intrinsic motivation, hypertextuality, multimediality, interactivity.
References:
- Avdonina N.S., Bogatyreva V.N. Current trends in digital journalism and new media // Bulletin of the Amur State University named after Sholom Aleichem, 2020. №2(39).: 9-18.
- Veselovskaya T.S., Kupreshchenko O.F. Interactivity as a property of a digital educational text and its didactic potential // World of the Russian word, 2021. №2.: 80-87.
- Degtyareva S.D. Electronic text as a means of developing the skills of a student of reading in English among high school students // League of Researchers of Moscow State Pedagogical University: a collection of articles from a student open conference. In 4 volumes, Moscow, November 21-25, 2022. Vol. 3. Moscow: Moscow City University, 2022.: 685-692.
- Kakorina E.V. Internet language – communication//Modern Russian language: system-norma-uzus / rev. ed. L.P. Krysin; Russian Academy of Sciences, Vinogradov Russian Language Institute. Moscow: Publishing house «Languages of Slavic cultures», 2010.: 273-340.
- Leontiev A.N. Psychological issues of consciousness of teaching // News of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1947. №7.: 3-40. (date of the address: 22.09.2025).
- Makeeva S.N. Digital generation: Problems of learning to read in a foreign language//Dialogue of cultures. Culture of dialogue: digital communications: Materials of the Third International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 29 – April 02, 2022/Editorial Board: L.G. Vikulova (resp. ed.) [et al.]. Moscow: LLC «Languages of the Peoples of the World», 2022.: 172-176.
- Media linguistics in the modern scientific paradigm: collective monograph / E.G. Borisova, M.A. Vasilchenko, D.B. Gudkov [et al.]. Moscow: FLINT Publishing House, 2024. 308 p.
- Melnik G.S. Mediatext as an object of linguistic research // Journalistic yearbook, 2012. №1.: 27-29.
- Nasalevich T.V., Tarasenko T.V., Sidorenko I.K. The use of electronic media texts in teaching foreign languages to students of language specialties of universities // Man in the modern world. Topical issues of pedagogy and psychology: Collection of works of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation dedicated to the Year of the Teacher and Mentor, St. Petersburg, October 27, 2023. – St. Petersburg: Peresvet Research Center, 2024.: 54-58.
- Titlova A.S. The influence of hypertextuality of the Internet text on the degree of its influencing potential // International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2022. №1-3(64).: 66-68.
- Herzberg F., Miner M.U. Motivation to work and production motivation. Translated from English by A.V. Lipsky // Sociological Research, 1990. №1.: 122-131. (date of the address: 01.09.2025).
- Chupryna O.G., Krieger E.I. Linguistic representation of socio-political reality in the discourse of the American media // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language Education, 2021. №1(41).: 42-52.