Аннотация. В статье рассматриваются содержательные функции побочной сюжетной линии в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Сложные отношения Алеши Карамазова и Лизы Хохлаковой, их вербальные и невербальные поступки, связанные с основной сюжетной линией романа, углубляют и проясняют основной конфликт (антиномия человеческой души), выполняют характерологическую, тематическую, психологическую функции. Сопоставление мнений достоевистов (А.Л. Волынского, И.И. Евлампиева, Т.А. Касаткиной) о сути взаимоотношений Алеши Карамазова и Лизы Хохлаковой позволяет по-новому осветить характер героини, определить ее значимость в романе. Сделан вывод о том, что Лиза Хохлакова является самостоятельным персонажем произведения; внутренний конфликт в ее душе позволяет раскрыть тему моральной антиномии. Также взаимоотношения Алеши и Лизы представляют собой один из видов любви, христианскую и дружескую одновременно, что помогает с другой стороны взглянуть на тему любви в романе и проанализировать художественные образы персонажей.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Алёша Карамазов, Лиза Хохлакова, тема, мотив, система персонажей, сюжет.
Роман «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского остается в центре внимания исследователей. Ему посвящены работы классиков отечественной достоевистики. Рассматриваются различные аспекты поэтики, акцентируется психологизм художественного изображения [5], затрагивается специфика изучения в вузе [6]. Однако подробно вопрос о взаимоотношениях Алеши Карамазова и Лизы Хохлаковой еще не ставился, хотя он представляется многозначительным для интерпретации характеров Алеши и Лизы. Причем, если оценки характера Алексея сходятся, то Лиза до сих пор считается «загадочным» [5, с. 53] и «странным» [3, с. 502] персонажем. По А.Л. Волынскому она – «земная и тянется к ярким земным впечатлениям» [1, с. 353], а высшие качества ее характера проявляются в общении с Алексеем, с чем можно не согласиться, так как в Лизе происходят совершенно противоположные изменения: она высоконравственный человек, что действительно выражается в диалогах с Алешей, но не под его влиянием; а «земные» качества ее характера проявляются после разговора с Иваном, и это становится причиной резко возникшего деструктивного поведения Лизы. Неизвестная сторона личности героини пугает ее: «Я убью себя, потому что мне все гадко!» [2, с. 597]. Перемена в характере Лизы усиливает значение темы антиномии человеческой души, которую в романе выделил И.И. Евлампиев в «Философии человека в творчестве Ф. Достоевского». Она присуща большинству героям произведения (например, Ивану в главе «Великий инквизитор», Дмитрию в «Исповеди горячего сердца», Алеше в «Сговоре» и Лизе в «Бесенке»), что выражается в духовных исканиях и внутренних конфликтах. Т.А. Касаткина писала, что Лиза является значимым персонажем романа [5, с. 67]. Выражая согласие с этой мыслью, важно отметить, что на примере Лизы раскрывается тема моральной антиномии и тема любви в ее взаимоотношениях с Алешей Карамазовым, что, в свою очередь, относится и к Алексею, так как о своих нравственных исканиях он в полной мере рассказывает именно Лизе (глава «Сговор») и, очевидно, любит ее. Любит без страсти, больше платонически, в этом пару Алеши и Лизы можно сопоставить Ивану и Катерине Ивановне, любовь которых напоминает соперничество, и Мите с Грушенькой, во взаимоотношениях которых страсть имела первостепенное значение. Вышесказанное находит свое выражение именно через введение побочной сюжетной линией между Алешей и Лизой. Перейдем к подробному анализу указанных аспектов взаимоотношений героев и их характеров.
В начале романа Алеша представлен как послушник, т.е. человек, готовящийся стать монахом, поэтому он не смог бы построить семью, так как монахи дают обет безбрачия. Но старец Зосима велел послушнику идти в мир и ожениться [2, с. 80]. Лиза, как сказал сам Алеша, была единственной, кто пойдет за него замуж [2, с. 224], поэтому в его отношении к героине первична не любовь к ней, а то, что она оказалась рядом в момент, когда Алеше надо было жениться. В это время Лиза видела в нем будущего жениха, но на самом деле испытывала исключительно дружеские чувства. Возникает вопрос: взаимоотношения Алеши Карамазова и Лизы Хохлаковой – это любовь или навязанная идея?
Рассмотрим подробнее отношение Лизы к Алеше. Она говорит, что любит Алешу еще с Москвы, «когда он был совсем не такой, как теперь» [2, с. 165] (то есть до ухода в монастырь). Складывается ощущение, что, увидев Алешу впервые за долгое время, еще не успев узнать его «теперешнего», Лиза была восхищена придуманным образом, составленным в Москве.
Лиза – одна из немногих, кто видел Алешу энергичным и ребячливым. Описывая характер Алеши, Достоевский говорит, что «в детстве и юности он был мало экспансивен и даже мало разговорчив» [2, с. 20], но, приходя к Лизе, он «рассказывал то из случившегося с ним сейчас, то из прочитанного, то вспоминать из прожитого им детства. Иногда даже оба мечтали вместе и сочиняли целые повести вдвоем, но большею частью веселые и смешные» [2, с. 220]. Те, кто знают Алешу как тихого и кроткого мальчика, не удивятся, почему он ушел в монастырь, но Лиза никак не может принять этого, поэтому при первой встрече со своим другом заливается смехом, от чего Алеша краснеет. В этом же эпизоде Катерина Осиповна сообщает, что Лизе радостно только рядом с Алешей, что говорит о значимости Алексея Федоровича в жизни Лизы [2, с. 56].
Вторая встреча героев похожа на первую: она проходит в келье старца, Лиза опять смеется над Алешей, однако героиня думает, что неприятна Алексею, и поэтому он не навещает ее. Под влиянием Алешиной реакции и стыда за неуместный смех Лиза досадует на себя, говоря, что Алеша поступает правильно, не приходя к ней [2, с. 61]. Помимо этого, в письме она просит Алешу не смотреть ей в глаза, тем самым создаются противоположные эпизоды: из-за смущения сначала Алеша не смотрит на Лизу, а потом – она на него. Если до этого момента казалось, что Лиза влияет на Алешу, то теперь складывается обратное впечатление.
Лиза испытывает глубокую привязанность к Алеше, которая формирует в ее душе предпосылки романтической любви, но не развивается к концу романа. Однако Лиза кокетничает с Алешей, иронизируя над ним и преувеличивая значение его действий: когда Алексей сказал, что не поверил, что Лиза его не любит, она назвала его «неисправимым» [2, с. 225], хотя он заботился о ее чувствах [2, с. 225], также Лиза сказала, что Алеша «холоден и дерзок» [2, с. 223], но на самом деле он был смущен [2, с. 223].
В главе «Сговор» после рассказа об отце Илюшечки Лиза восхищается умением Алеши понимать эмоции других людей, и говорит: «Знаете, я вас до сих пор почти не уважала… то есть уважала, да на равной ноге, а теперь буду на высшей уважать…» [2, с. 222]. В этом диалоге Лиза лучше узнает Алексея и очаровывается им не «прежним», а «теперешним». Под влиянием высоких чувств она предлагает ему «за людьми как за больными ходить» [2, с. 223]. Алеша, в свою очередь, высоко ценит душевные качества Лизы, считая ее внимательным и терпеливым человеком [2, с. 223]. Герои признаются в чувствах, и становится понятно, что теперь Алеша собирается жениться на Лизе не только потому, что так велел старец, но и потому, что хочет быть рядом с ней.
После этого Лиза спрашивает, во что оденется Алеша, когда он выйдет из монастыря. Одежда является одной из составляющих внешности, а образ создается, в первую очередь, за счет внешности. Здесь снова прослеживается стремление Лизы свести личность Алеши к определенному образу, что говорит о несерьезности ее чувств. Можно сказать, что когда она обращена к Алеше как к другу, то она полностью принимает его личность и готова вместе идти к благородной цели помогать другим, но когда она рассматривает Алексея как возлюбленного, то сразу ограничивает его характер до того, каким ей бы хотелось его видеть. Она переходит с возвышенной темы на обыденную, и тем самым складывается ощущение, что Лиза серьезно относится к Алеше в качестве друга, но ее любовное чувство к нему поверхностно. Бытовая тематика продолжается и далее, когда Лиза говорит, что будет подслушивать разговоры Алеши, и спрашивает, будет ли он ей подчиняться [2, с. 226]. Алеша отвечает: «…непременно, только не в самом главном» [2, с. 226]. Лиза восхищена мудростью Алеши и под влиянием высоких чувств говорит, что не будет подслушивать его разговоры и во всем ему уступит, давая в этом клятву [2, с. 226], которую не сдержала далее. Но почему? Очень важно не спутать постоянное чувство с мимолетным. Ее переменчивость во взаимоотношениях с Алешей можно объяснить юным возрастом, которому свойственна ветреность (что абсолютно нормально в четырнадцать лет), и восторженностью характера, которую Лиза «унаследовала» от матери, поэтому можно рассматривать, что она восхищена Алешей под влиянием эмоций в конкретный момент – поведение, характерное для героев Достоевского. Можно сказать, что ее любовное чувство было кратковременным.
Но дружба Лизы и Алеши, несомненно, крепкая: героиня заметила, что Алеша грустит: «–...у вас есть особенная какая-то грусть, – секретная может быть, а?» [2, с. 226]. Хотя Лиза не умеет определять эмоции других так же хорошо, как Алеша, она без труда угадывает его грусть, причем «секретную», которую могут увидеть только любящие люди, хорошо знающие другого человека, тем самым мы понимаем, насколько герои духовно связаны.
Далее в этой же главе Алеша делится своим переживанием из-за неверия [2, с. 227]. Послушник, стоящий в рясе, говорит, что не верит в Бога – такой противоречивой мыслью человек может поделиться только с тем, кому доверяет. Алексей подавлен приближающейся смертью старца, самого дорого человека, и говорит, что придет к Лизе, [2, с. 227]. По степени доверия и эмоциональной связи Алеша ставит Лизу так же высоко, как и старца Зосиму. Но если Алеша действительно готов всегда быть рядом с Лизой (например, он заботится о героине после ее отказа выйти за него), то Лиза произносит подобные слова («Да, вместе, вместе! Отныне всегда вместе на всю жизнь» [2, с. 227]) с одной стороны абсолютно правдиво, потому что Алеша – дорогой для нее человек, а с другой – под влиянием эмоций, ведь далее она откажется быть его невестой.
Лиза просит Алешу еще раз поцеловать ее [2, с. 227], уже не краснея, а уверенно, тем самым одно и то же действие воспринимается по-разному: сначала это романтический первый поцелуй, а потом – признак доверия и глубокой духовной связи.
Она первая говорит Алеше идти к старцу [2, с. 227], что можно сопоставить эпизоду из главы «У Хохлаковых», когда Алексей хотел скорее вернуться в монастырь, но Лиза обиделась на него, не поняв, насколько для Алеши важен старец [2, с. 190].
Перипетии во взаимоотношениях героев становятся сложнее в главе «Бесенок», поэтому подробно рассмотрим их, начиная с главы «Больная ножка», которая предваряет события «Бесенка». Из разговора Алексея с Катериной Осиповной мы узнаем, что Лиза отказала Алеше [2, с. 584]. В этом же диалоге госпожа Хохлакова говорит: «С тех пор как Lise взяла у вас назад свое обещание, – свое детское обещание, Алексей Федорович, – выйти за вас замуж, то вы конечно поняли, что все это была лишь детская игривая фантазия больной девочки, долго просидевшей в креслах». С этой фразой можно согласиться лишь отчасти: влюбленность Лизы действительно была детской, но в письме Лиза писала, что «любит Алешу еще с Москвы» [2, с. 165], в то время как заболела она на полгода раннее описанных событий романа. Любовь Лизы к Алеше связана с тем, что он был дорогим для нее другом [2, с. 219], на этой почве у героини возникли романтические чувства, но не потому, что, размышляя о любви, она пыталась уйти от действительности.
В начале главы Лиза говорит: «Только что сейчас рассуждала опять, в тридцатый раз: как хорошо, что я вам отказала и не буду вашею женой» [2, с. 593], – она не знает, правильное ли решение приняла, отказав Алеше, поэтому множество раз думает об этом. Т.А. Касаткина писала: «Если предположить, что Лиза является героем со своей собственной позицией, она должна стать независимой, чтобы отдаться свой идее «…» Лиза отказывает Алеше, расторгает брак, становится окончательно взрослой, самостоятельной» [4, с. 54; 56]. Стоит сказать, что отказ Лизы уже является выражением если не ее идеи, так как на момент главы Лизе тяжело обуздать новые чувства и мысли, чтобы сформировать определенную идею, то внутреннего конфликта при выборе между двумя мужчинами, полюсами личности, добром и злом, Богом и дьяволом. Переходное состояние ее личности реализует тему моральной антиномии. Но почему Лиза не хочет, чтобы Алеша стал ее мужем? «Вы в мужья не годитесь: я за вас выйду, и вдруг дам вам записку, чтобы снести тому, которого полюблю после вас, вы возьмете и непременно отнесете…» [2, с. 593], – в этой фразе Лиза отзывается об Алеше как о безвольном человеке, вследствие чего он не подходит ей в качестве мужа. Лиза не видит в нем того человека, которого можно уважать за твердость характера, в то время как она может любить в романтическом плане только того, кого уважает, поэтому она клянется Алеше в любви в главе «Сговор», уважая его за способность понимать чувства людей [2, с. 222]), а в «Бесенке» говорит, что «любит его, но не уважает» [2, с. 593], и относится к Алексею уже как к другу. Алеша не будет «холоден и дерзок», как хотелось Лизе, напротив, он будет безропотен и мягок. Но почему тогда она сомневается в правильности своего решения? Отказав Алеше в замужестве, влюбившись в Ивана, Лиза все равно нуждается в нем как собеседнике, друге и «спасении»: «Спасите меня, – почти простонала она. — Разве я кому-нибудь в мире скажу, что вам говорила?» [2, с. 597]. Он один из немногих, кто оказывает Лизе моральную поддержку, и единственный, кто понимает ее. Таким образом, Алеша важен Лизе, именно поэтому она рассуждает над своим решения, и по итогу отдает предпочтение дружбе с Алешей.
Герой, в свою очередь, спокойно отнесся к отказу Лизы, пожалуй, даже слишком: кому-то может показаться, что он и вовсе не любил ее, раз не расстроен случившимся, однако это не так. Еще в начале романа автор характеризует Алешу следующим образом: «Казалось даже, что он всё допускал, ни мало не осуждая, хотя часто очень горько грустя. Мало того, в этом смысле он до того дошел, что его никто не мог ни удивить, ни испугать, и это даже в самой ранней своей молодости» [2, с. 20]. Сама Лиза принимает его спокойствие за равнодушие, тогда как спокойствие Алеши вызвано его умением принимать выбор другого человека: «– Алеша, зачем вы меня совсем, совсем не любите! – Нет, люблю!» [2, с. 597].
После отказа Лизы отношение Алеши к ней не поменялось, он все так же заботится о героине, потому что Алексей, наравне с князем Мышкиным, Соней Мармеладовой и другими героями относится к тому типу персонажей Достоевского, суть которых – чистая любовь. Он не ревнует Лизу к Ивану, вовсе не обижается на нее, поэтому не создается любовная драма. Алеша хочет спасти Лизу, о чем говорит Ивану: «Она больна <…> Я, напротив, от тебя хотел что услышать… чтобы спасти ее» [2, с. 613]. Алеша не «работник за плату», как, например, госпожа Хохлакова («...я работница за плату, я требую <…> платы за любовь любовью» [2, с. 59]); он любит, не ожидая чего-то взамен.
Продолжая разговор о схожести Алеши с другими «героями-деятелями», можно сказать, что они не вызывают к себе страсти, как заметил А.Л. Волынский
[1 с. 353]. Да, Алеша может испытывать это чувство, но он в себе его подавляет, к тому же, героини романа не чувствуют страсти к нему. Страсть Лиза начинает испытывать к Ивану Федоровичу, и это чувство вместе с остальными эмоциями и мыслями, навеянными идеями Ивана, разрушают Лизу. Отмечу, что проблема не в страсти как таковой, а в том, что кроме нее героиня не имеет чувств к Ивану, поэтому ни (платоническая) любовь к Алеше без страсти не может сделать ее счастливой в браке с ним, ни страсть к Ивану без любви, поэтому Лиза «тридцать раз думает» о том, за кого ей выйти замуж.
Для понимания характеров героев и их взаимоотношений важен сон Лизы. Она рассказывает Алеше о сне [2, с. 595], в котором ее то окружали черти, когда она бранила Бога, то уходили прочь, когда она перекрещивалась. Оказывается, Алеша видел тот же сон, что раскрывает хранящиеся в глубине души негативные черты характера не только Лизы, но и Алеши. Героиня поражена совпадением и говорит: «Не сон важен, а то, что вы могли видеть этот же самый сон, как и я» [2, с. 596]. Для нее важно не содержание сна, а совпадение, которое подтверждает схожесть героев. События сна, а сновидения отражают подсознание человека, означают скрытую тягу к злу, которой Лизе тяжело противостоять, в то время как Алеша, несмотря на «карамазовщину», может бороться с проявлениями дьявольского в своей душе. Мы видим разные результаты воздействия на человека злых сил, а то, что этот сон видели они оба, означает, что как Алеша может попасть в их власть подобно Лизе, так и Лиза может избавиться их влияния. «Бесенок» – это пока не бес, поэтому Лизу еще можно спасти. Но как? Благодаря Алеше: «– Знаете, Алеша, знаете, я бы хотела… Алеша, спасите меня! – вскочила она вдруг с кушетки, бросилась к нему и крепко обхватила его руками» [2, с. 597].
Так, в общении с Алексеем раскрываются высшие качества характера Лизы: в письме Алеше она говорит, что молилась на образ Богородицы, что показывает бескорыстие ее намерений; в ее душе появляется стремление к самопожертвованию («...давайте за людьми как за больными ходить!» [2, с. 223]); она старается избавиться от недостатков («...я никогда не буду за вами подслушивать, ни разу и никогда, ни одного письма вашего не прочту...» [2, с. 226]). В это время идеи Ивана, изложенные Лизе, становятся импульсом к проявлению низших качеств ее характера: сначала она признается, что подслушивала, хотя отрекалась от этого недостатка, далее говорит: «Я хочу, чтобы меня кто-нибудь истерзал, женился на мне, а потом истерзал, обманул, ушел и уехал» [2, с. 593]. Эта искаженная картина замужества противоположна той, которую Лиза изобразила в любовном письме Алеше: «Я вас избрала сердцем моим, чтобы с вами соединиться, а в старости кончить вместе нашу жизнь» [2, с. 165]. Лиза отказывается от моральных принципов, причем если в диалоге с Алешей в главе «Сговор» она вдохновляется фразой старца («– Знаете, Lise, мой старец сказал один раз: за людьми сплошь надо как за детьми ходить, а за иными как за больными в больницах…» [2, с. 223]), то в «Бесенке» на призыв Алеши к нравственности она пренебрежительно отзывается о наставлении старца: «Это вам ваш монах покойный наговорил. Это неправда» [2, с. 594]. В той же главе «Сговор», когда Алеша говорит, что не верит в Бога, Лиза не осуждает его, не смеется, а «тихо и осторожно» спрашивает: «Вы не веруете, что с вами?» [2, с. 227], но когда в «Бесенке» он соглашается с тем, что люди любят Митю за убийство, она «взвизгнула в восторге»: «Ах, какие у вас мысли!» [2, с. 595] Искренне верующая Лиза теперь отказывается следовать законам веры: «– Что сделают на том свете за самый большой грех? <...> — Бог осудит <...> – Вот так я и хочу» [2, с. 594].
Праведность Алеши даже без действий с его стороны заставляет других героев воспринимать его за «свою совесть», как сказала Грушенька: «...я бывало, Алеша, на тебя как на совесть мою смотрю» [2, с. 360]. Так же и Лиза, поэтому, когда она говорила о своих чувствах и понимала, что они противоречат морали, предвидев осуждение, «замахала ручкой, хотя Алеша и рта не открывал» [2, с. 594].
До того, как Лиза захотела истязать себя, то есть когда высшие качества ее души превалировали над низшими, она говорила, что не любит Ивана («Я вашего брата Ивана Федоровича не люблю…» [2, с. 226]), но после влюбилась в него. Стоит сказать, что Алеша не олицетворяет добро, а Иван не является злом, потому что как в Алеше есть отрицательные черты, так и в Иване – положительные; рассматривается влияние идей этих персонажей на Лизу.
Далее герои произносят фразы, которые наиболее точно определяют их взаимоотношения, а именно дружбу со стороны Лизы и любовь со стороны Алеши: «– А будете обо мне плакать, будете? – Буду. – Не за то, что я вашею женой не захотела быть, а просто обо мне плакать, просто? – Буду. – Спасибо! Мне только ваших слез надо. А все остальные пусть казнят меня и раздавят ногой...» [2, с. 597].
Алеша становится для Лизы не только другом, но и «провидением» («Вы теперь как мое провидение...» [2, с. 226]) в значении нравственного ориентира, хотя само слово имеет религиозную коннотацию. Если поначалу Лизу забавлял вид краснощекого юноши в рясе, то далее, узнав о его высоких духовных качествах, которые обычно и делают монаха настоящим монахом, Алеша стал ее морально-нравственным идеалом, но не будущим мужем, о чем писал А.Л. Волынский («С каждой новой встречей уважение Лизы к Алеше растет, становится чем-то большим, но все более и более заглушает задатки любви» [1, с. 354]), хотя и ранее любовь героини к Алексею была поверхностной. Важно отметить, что Достоевский не преподносит Алешу как образец нравственности, таким его видят другие герои, продолжавшие называть его «схимником» [2, с. 584] даже после выхода из монастыря. Лиза уже узнала, что Алеша не такой, каким был в Москве, но ей так же стоит понять, что он не «ангел» [2, с. 200], и тогда бы в ней развилась настоящая любовь к Алеше, но, поскольку мы не имеем продолжения романа, остается только догадываться, какая судьба постигла бы этих замечательных, многогранных героев.
Не только Лиза дополняет образ Алеши, являясь его «двойником», как сказала Т.А. Касаткина [4, с. 63], но и Алеша раскрывает образ Лизы, а именно: появляется в эпизодах, в которых раскрываются различные стороны характера героини (непостоянство, но жертвенность; импульсивность, но самокритичность) и является выразителем всех ее положительных качеств при разговоре о теме антиномии человеческой души на примере Лизы. Сами взаимоотношения героев представляют собой сложное сочетание любви и дружбы, где превалирует дружба, тем самым создается акцент на духовной связи персонажей и дальнейшем развитии их отношений.
Список литературы:
- Волынский А.Л. Достоевский: философско-религиозные очерки. СПб.: Леонардо, 2011. 672 с.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо, 2021. 800 с.
- Евлампиев И.И. Философия человека в творчестве Ф. Достоевского (от ранних произведений к «Братьям Карамазовым»). СПб.: Издательство русской христианской гуманитарной академии, 2012. 585 с.
- Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. 336 с.
- Романова Г.И., Горностаева С.А. Д.С. Мережковский о психологии и психологизме в творчестве Ф.М. Достоевского // Вестник МГПУ. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 3. С. 27-34.
- Романова Г.И. Русская классика XIX в. в вузовском прочтении (на материале творчества Достоевского) // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сборник научных статей. М.: МГПИ, 2008. Т.1. С. 32-37.
By-plot as a way of characterizing characters (relationship between Alyosha Karamazov and Liza Khokhlakov)
Shil V.E.,
student of 1 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Romanova Galina Ivanovna,
Professor, Department of Russian Literature, Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philology, Associate Professor
Abstract: The article examines how, with the help of F.M. Dostoevsky's introduction of a love line, artistic images of heroes, themes of love, friendship and antinomies of the human soul are revealed.
Keywords: F.M. Dostoevsky, Alyosha Karamazov, Liza Khokhlakova, theme, motive, system of characters.
References:
- Volynsky A.L. Dostoevsky: philosophical and religious essays. St. Petersburg: Leonardo, 2011. 672 p.
- Dostoevsky F.M. The Brothers Karamazov. Moscow: Eksmo, 2021. 800 p.
- Evlampiev I.I. Philosophy of a person in the work of F. Dostoevsky (from early works to «The Brothers Karamazov»). St. Petersburg: Publishing House of the Russian Christian Humanitarian Academy, 2012. 585 p.
- Kasatkina T.A. Characterology of Dostoevsky. Typology of emotional-value orientations. Moscow: Nasledie, 1996. 336 p.
- Romanova G.I., Gornostaeva S.A. D.S. Merezhkovsky on psychology and psychologism in the works of F.M. Dostoevsky // Vestnik MGPU. Ser. Philology. Language Theory. Language Education, 2020. №3.: 27-34.
- Romanova G.I. Russian classics of the XIXth century in the university reading (on the material of Dostoevsky's work) // Philological traditions in modern literary and linguistic education. Collection of scientific articles. Moscow: MHPI, 2008. Vol.1.: 32-37.