Аннотация. Анализ произведения в контексте той эпохи, когда оно было создано, – неотъемлемое условие изучения художественного текста. В качестве эффективного средства реализации данного направления мы предлагаем разработанное нами электронное учебное пособие «Машина времени». В нем представлены различные задания, обуславливающие эффективное изучение художественного произведения с использованием историко-культурологического комментария. Методика разработки и использования учебного пособия демонстрируется на примере экспериментальной работы, проведенной в 5 классе в 2024-2025 учебном году.

Ключевые слова: интегративные технологии, изучение литературы в контексте истории, методика преподавания литературы, историко-культурологический комментарий.

В современном образовательном процессе изучение литературы должно сопровождаться историко-культурологическим комментарием. Художественное произведение – своеобразное зеркало эпохи. В нем отражены традиции, культура, особенности языка, история определенного периода. Без некоторых сведений учащиеся не смогут понять замысел произведения, роль деталей или характер и мотивы поступков героя. Для понимания художественного текста учащимся необходимо познакомиться с эпохой изучаемого произведения. Именно поэтому на уроках литературы в школе необходимо использовать историко-культурологический комментарий на всех этапах работы с произведением.

В исследовании М.С. Емельянова отмечается: «Если связь литературы и истории так органична в самих художественных произведениях, в самом историко-литературном процессе (что проходит через все литературоведческие работы, определяет сущность литературоведческого анализа произведений исторического жанра), то естественно предположить, что взаимосвязь истории и литературы столь же необходима и в школьном анализе, в школьном уроке литературы» [2, с. 20].

В Федеральном государственном образовательном стандарте одно из положений свидетельствует о том, что изучение литературы должно способствовать знакомству с традициями, историей и культурой страны [7]. Через художественный текст учащиеся получают возможность узнать больше об истории родной страны, наглядно познакомиться с важными событиями, осознать богатство языка. Более того, неоднократно отмечается, что современное образование должно быть метапредметным, что также позволяет говорить об актуальности исследования.

В рамках исследования нами было проведено анкетирование, по итогам которого мы выявили, что учащиеся не могут установить взаимосвязь литературного произведения и истории, если в произведении нет ярко выраженного контекста (к таким произведениям мы относим художественные тексты, сюжет которых строится вокруг конкретного исторического события). Респонденты отмечали, что при изучении произведений историко-культурологический комментарий используется достаточно редко и в ограниченном виде (изучение исторической справки из учебника, слово учителя, в редких случаях доклад). Однако историко-культурологический комментарий неотъемлем при изучении любого художественного произведения. Таким образом, проведенное нами исследование достаточно актуально.

Теоретическая разработка этой темы широко представлена в научных трудах С.А. Леонова. Он отмечает, что интегративный подход «представляет собой рассмотрение предмета изучения – будь то образ эпохи, вызвавшей к жизни то или иное литературное произведение, историческое лицо, художественный образ, культурное направление и т.д. – в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, выраженных представителями различных наук или средствами различных видов искусства» [5, с. 230].

Т.Ф. Курдюмова, говоря о принципе историзма, акцентирует внимание на изучении художественного произведения во взаимосвязи с биографией автора. Методист отмечает, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы усвоенные в средних классах сведения ученики могли эффективно использовать в старших при изучении одного и того же автора. Таким образом, ученики повторяют предыдущий материал и дополняют его новой информацией. Большая значимость при этом отводится приему сопоставления, с помощью которого учащиеся должны научиться включать произведение в историко-культурный контекст и контекст творчества писателя [4, с. 20].

Таким образом, интегрированный урок направлен на рассмотрение фактов использования сюжетов литературных произведений в других видах искусства – живописи, музыке, театре и кино. На интегрированных уроках сведения разных наук и искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный сплав, комплекс, необходимый для восприятия учащимися предмета изучения в целом.

Электронное учебное пособие «Машина времени» (https://clck.ru/3KK7pv) может использоваться в качестве эффективного способа организации изучения художественных произведений в контексте истории на уроках литературы.

Цель «Машины времени» – помочь современным школьникам проанализировать художественный текст, понять авторский замысел через обращение к историко-культурным сведениям эпохи. Изучение литературы в контексте создаваемой эпохи – неотъемлемое условие для анализа и интерпретации художественного произведения в школе. Именно поэтому пособие «Машина времени» предназначено для использования на уроках литературы как базового, так и углубленного уровней. Пособие включает в себя семь разделов, которые сформированы по классам (5-11). Все произведения подобраны с учетом актуальной Федеральной рабочей программы. Задания, представленные в пособии, могут быть использованы как на школьном уроке, так и в качестве домашнего задания.

Особенность нашего учебного пособия заключается в том, что учащиеся получают знания в процессе работы. Историко-культурологический комментарий в пособии представлен с помощью разных источников: письма и воспоминания авторов/современников, учебные фильмы, художественные фильмы, экранизации, экскурсии, исторические справки.

В пособии представлены задания, направленные на изучение литературы в историко-культурном контексте. В ходе работы ученики получают те сведения, которые позволяют понять идею произведения. Важно отметить, что в пособии представлены не все задания для урока литературы по изучаемой теме, а лишь те, которые направлены на изучение литературы в контексте истории и культуры.

Сейчас пособие содержит разделы, посвященные басням И.А. Крылова, повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказам И.С. Тургенева «Муму» (5 класс), «Бежин луг» (6 класс), стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога» (7 класс), произведениям А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс), «Медный всадник» (9 класс), поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (10 класс), рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (11 класс).

С целью выявления эффективности использования электронного учебного пособия «Машина времени» нами была проведена экспериментальная работа среди учащихся 5 класса ГБОУ города Москвы «Школа №64» в 2024-2025 уч. г. В течение четырех месяцев на уроках литературы мы использовали электронное учебное пособие «Машина времени», выполняя задания, позволяющие изучать произведения в историко-культурном контексте.

Экспериментальная работа состояла из следующих этапов:

  1. констатирующий (написание эссе на тему «Может ли знание истории помочь понять художественное произведение?»);
  2. основной (проведение уроков литературы с использованием электронного учебного пособия «Машина времени»);
  3. контрольный (написание эссе на тему «Помогает ли история понять смысл художественного произведения?»).

На констатирующем этапе экспериментальной работы учащиеся 5 класса написали эссе на тему «Может ли знание истории помочь понять художественное произведение?». Цель этой работы – выявить, понимают ли школьники роль историко-культурного контекста при изучении художественного произведения.

По результатам эссе можно отметить, что большинство (63%) учащихся ответили на вопрос утвердительно. Приведем, примеры ответов учеников: «да, история может помочь при чтении текста, потому что там описано прошлое» (Влад К.) (здесь и далее при цитировании работ учеников сохраняются авторские орфография и пунктуация), «история нужна для понимания некоторых произведений, так как иногда мы читаем про древность» (Ксюша К.), «Я думаю, что история может помочь, будет лучше, если мы знаем, что тогда происходило. Но все же это необязательно» (Данила Я.).

Но при этом история понимается ими в узком смысле – конкретные исторические события, чаще всего военные. Так, учащиеся отметили, что знания по истории необходимы для понимания тех художественных произведений, в которых описываются войны (48%).

Отметим, что в эссе, в которых школьники ответили, что исторические сведения не нужны для понимания художественного произведения (37%), учащиеся аргументировали свою позицию тем, что основный смысл всегда понятен, во многих текстах не описаны исторические события вообще.

Таким образом, школьники в большинстве своем отмечают важность историко-культурного контекста только в том случае, если художественный текст посвящен конкретному историческому событию. Однако школьники не отмечают необходимость знать культуру и традиции описываемой эпохи, что позволяет сделать следующий вывод: школьники не способны в полной мере оценить важность историко-культурного контекста при изучении художественных произведений.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что электронное учебное пособие «Машина времени» является эффективным средством организации изучения художественных произведений на уроках литературы в историко-культурном контексте.

В рамках основного этапа экспериментальной работы нами были проведены уроки литературы в 5 классе c использованием разработанного нами электронного учебного пособия «Машина времени». В этот период изучались произведения: басни И.А. Крылова, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказ И.С. Тургенева «Муму». При изучении этих произведений в структуру урока были включены задания из нашего пособия. В качестве примера представим разделы, посвященные творчеству И.А. Крылова и Н.В. Гоголя.

На изучение басни И.А. Крылова «Волк на псарне» в 5 классе отводится один урок. При работе с этим произведением важно обратиться к событиям 1812 г., поскольку в образах Ловчего и Волка аллегорически представлены Кутузов и Наполеон.

После прочтения басни мы перешли к заданиям историко-культурологической направленности. Мы предложили учащимся посмотреть учебный фильм о событиях 1812 г. После этого учащиеся должны были ответить на следующие вопросы:

  1. Какие планы были у Наполеона на Россию? (Завоевать Россию в одном сражении)
  2. Для чего Наполеону нужна была Россия? (Создать союз против Англии и пойти в поход на Индию)
  3. Чем для него закончилось это наступление? (Поражением).

После этого мы связали исторические события с текстом басни. Для этого мы предложили школьникам соотнести поведение волка с изменением решений Наполеона. Так, школьники установили – император не предполагал, что ему будет трудно завоевать нашу страну, что его армия понесет столько потерь. Для подкрепления своего мнения они привели строки: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню». В качестве вывода по заданию школьники сказали следующее: Наполеон и волк, поняв безвыходность своего положения, пытаются вступить в переговоры, которые заканчиваются для них безуспешно. Таким образом, с помощью этого задания мы смогли выявить, что Крылов высмеивает хитрость Наполеона, но восхищается мудростью Кутузова («ты сер, а я, приятель, сед»).

Далее на уроке мы отметили, что Крылов неспроста выбирает образ волка для изображения Наполеона. Нами были актуализированы знания учеников о народных сказках, перечислены произведения, в которых встречается образ волка. В качестве следующего задания ученикам необходимо было сравнить образ и поведение волка в сказках и басне. Для этого нами был предложен план анализа:

  1. Какими качествами обладает волк?
  2. Какие поступки он совершает?
  3. Как к нему относятся окружающие?
  4. Какова дальнейшая судьба героя?

Для работы ученикам были предоставлены фрагменты сказок «Волк и семеро козлят» («Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом <…> Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму»), «Лиса и волк» («– Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай <…> Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать»).

По итогам этой работы учащиеся пришли к выводу, что традиционными чертами характера волка в народном представлении является не хитрость, но глупость, которая не позволяет обмануть другого. На вопрос «Почему Крылов использует аллегорический образ волка, подразумевая Наполеона?» школьники ответили так: «Он хочет показать Наполеона нелепым и глупым», «Автор высмеивает Наполеона», «Наполеон тоже был хитрым, когда хотел завоевать нашу страну, но его сгубила глупость». Таким образом, мы выявили, что Крылов высмеивает Наполеона, используя аллегорический образ волка.

На изучение повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 5 классе отводится два урока. На каждом из уроков учащимися были выполнены задания, обуславливающие изучение произведения в историко-культурном контексте.

На первом уроке «Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Жанровые особенности произведения» работу с произведением мы начали с его названия. Для этого учащиеся посмотрели учебное видео о традициях Сочельника и ответили на вопросы:

  1. Как называется ночь перед Рождеством? (Сочельник)
  2. От какого слова происходит название? (Сочень, сочево)
  3. Найдите примеры традиций, упоминаемых в фильме и в произведении «Ночь перед Рождеством» (Учащиеся отметили, что в начале все герои идут на кутью, говорится о колядовании).

На следующем этапе работы мы обратились к обряду колядования. Учащимся необходимо было привести цитаты из текста об этом обряде (например, замечания Пасечника: «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж, если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому» [1, с. 13]) и дополнить их своими знаниями. Учащиеся установили, что колядование – важный обряд, который приурочен к Святкам, отметили, что важную роль играет внешний вид колядующих.

После этого мы перешли к работе с художественным фильмом «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961). Школьники должны были посмотреть фрагмент и отметить особенности внешнего вида колядующих. Учащиеся перечислили следующие особенности: герои наряжаются в костюмы, несут солнце на палке, поют песни.

В качестве завершающего задания мы предложили учащимся прочитать колядки и выделить общие черты, например:

Сеем, веем, повеваем, с Рождеством вас поздравляем!
Навеваем вам к добру, чтобы было серебру!
Сеем, веем, не скупясь, чтоб пшеница родилась.
Посыпаем вас зерном, чтобы хлебом полон дом!
Сеем, веем, повеваем, с Рождеством вас поздравляем!

Учащиеся выявили, что колядующие обязательно должны желать удачи, благополучия и довольства хозяевам.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено найти примеры колядок и сравнить их между собой на уроке.

Примеры колядок, подобранных детьми:

1
Ангел с неба к вам спустился
И сказал: «Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.

2
Коляда, коляда,
Открывайте ворота,
Открывайте сундучки,
Подавайте пирожки.
Кто не даст пирожков,
Подавайте пятачков.

3
Вас поздравим с Рождеством
И колядку вам споём,
Прочитаем вам стихи,
Приготовьте пироги.
И готовьте нам монетку,
Сладкую ещё конфетку.
Будет счастья полон дом,
Поздравляем с Рождеством!

Общие черты, которые отметили ученики: колядующие поздравляют с Рождеством, желают благополучия и просят в знак благодарности еду или деньги.

Таким образом, мы смогли сформировать у учащихся представление об обряде колядования. Эти задания позволили сформировать у школьников понимание, что действие произведения происходит в особый период времени, важный для православного человека. Также через эту работу мы смогли подчеркнуть связь между литературой и культурой описываемой эпохи.

На следующем уроке «Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои» нам было необходимо обратиться к образу черта в культурном представлении. Для этого в пособии мы разместили справку о мифологическом образе черта, его поведении. Далее учащиеся сопоставили полученные данные с тем, что описано в повести «Ночь перед Рождеством», и ответили на вопрос: «Какие черты мифологического образа нашли воплощение в произведении Гоголя?». Приведем ответы учащихся: «черт в описании и в тексте выглядит одинаково: рога, копыта, хвост», «в описании говорится о том, что черт может сидеть за плечом у человека, а в повести он тоже сидел за спиной», «тут говорится о том, что черт боится молитвы, креста, в тексте это тоже было».

Благодаря этим заданиям мы смогли сформировать у учащихся представление о том, что в фольклоре и литературе черт часто выступает как персонификация зла или соблазна. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот образ оказывается противопоставлен искренней и глубокой религиозности героя. Историко-культурологический комментарий может объяснить, как этот образ соотносится с народными верованиями и традициями.

На этом же уроке мы рассматривали образ Оксаны. При работе с портретом героини был необходим лексический комментарий. Мы дали толкование таким словам, как «плахта», «запаска», «капот», упоминаемым при описании ее портрета («Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех своих девок» [1, с. 25]), и, конечно, «черевички», о которых мечтала героиня. На сайте мы представили изображения, иллюстрирующие эти предметы.

Важно, что в тексте упоминается Екатерина Великая, которая упразднила Запорожскую Сечь. Для того чтобы учащиеся могли понять, какие взаимоотношения были у ее жителей с императрицей, необходимо посмотреть учебный фильм о влиянии Екатерины Великой на территории Запорожья и ответить на вопросы:

  1. Как жила Запорожская сечь в XVII веке? (Им выплачивали жалованье. Запорожцы продолжали поддерживать отношения не только с Россией, но и с Крымским ханством, стремясь сохранить свободу.)
  2. Когда и при каких условиях была присоединена Запорожская сечь к России? (Анна Иоанновна простила казаков за их прежние действия. Запорожцы стали получать поставки из Петербурга, начали воевать против Крымского ханства.)
  3. Почему Екатерина упразднила Запорожскую сечь? (Екатерина Великая включила церковь Сечи в Киевскую метрополию. После восстания Емельяна Пугачева (ссыльные казаки принимали участие в восстании, Пугачев планировал отправиться в Сечь) Екатерина Великая приказала упразднить Запорожскую Сечь.).

Далее учащимся требовалось найти в тексте эпизод взаимодействия Екатерины Великой с запорожцами и соотнести с историческими событиями эпохи. Опираясь на знания о том, что Екатерина Великая упразднила Запорожскую Сечь, школьникам требовалось объяснить поведение запорожцев в гостях у императрицы. Ответы учащихся: «получается, что Екатерина Великая на них могла злиться, поэтому могла быть жестока», «они боялись ее, потому что от нее зависело их положение». Таким образом, это задание позволило подчеркнуть, что между жителями Запорожья и Екатериной Великой были сложные взаимоотношения. Благодаря работе с историко-культурологическим контекстом учащиеся смогли понять роль эпизода «в гостях у императрицы». Также учащиеся отметили, что Вакула в отличие от других персонажей держался более спокойно и уверенно, находясь на приеме.

Таким образом, эти задания помогли сформировать представление о том, что Запорожская Сечь была важным историческим и культурным центром, упразднение которой, сказалось на жизни людей. Основываясь на этих сведениях, учащиеся смогут наиболее полно рассмотреть образ Вакулы.

На контрольном этапе экспериментальной работы учащимся 5 класса было предложено повторно написать эссе о роли историко-культурного контекста при изучении художественных произведений на тему: «Помогает ли знание исторических сведений понимать художественный текст?».

По итогам экспериментальной работы мы выявили положительную динамику (см. рисунок 1).

Рис. 1. Знание историко-культурного контекста при изучении художественного произведения на уроке литературы: сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы

На констатирующем этапе 63% учащихся отметили, что исторические сведения нужны, но при изучении военных текстов или произведений, посвященных конкретным историческим событиям (48%), а также для работы с лексикой произведения (15%). Многие учащиеся (24%) отвечали утвердительно, но не обосновывали свой ответ.

На контрольном этапе практически все учащиеся (94%) согласились с тем, что исторические сведения позволяют понять смысл произведения и образы героев. Учащиеся, ответившие, что исторические сведения не нужны при изучении литературы, аргументировали это тем, что основную информацию всегда можно понять, прочитав текст. Примечательно, что эти учащиеся часто пропускали уроки литературы, практически никогда не были готовы к уроку, большинство изучаемых произведений не прочитали.

На контрольном этапе ученики отметили сразу несколько причин необходимости владеть историко-культурным контекстом: лучше понимать поступки героев (83%), работать с лексикой произведения (43%), понять авторский замысел (6%), позицию автора (3%) (см. рисунок 2). На констатирующем этапе только два ученика отметили взаимосвязь между произведением и жизнью автора.

Рис. 2. Значение историко-культурного контекста при изучении художественного произведения на уроке литературы: сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы

Ученики приводили конкретные примеры из произведений (на констатирующем этапе была всего одна работа с конкретным примером – 3%, на контрольном – 53%). В качестве примеров учащиеся привлекали изученные произведения. Так, Вероника Ш. в своем эссе отметила, что исторические сведения влияют на восприятие текста: «Я считаю, что история мне помогает правильно понять текст. Например, стих Лермонтова «Бородино» с помощью истории я знаю годы битвы, что на самом деле происходило, какая причина сражения. Или же «Муму» Тургенева, где рассказывается про крепостное право и события, которые происходили раньше, с помощью истории я понимаю, насколько трудно было жить людям». Так же смысл произведения раскрывает и Семен Г., обращаясь к историческим сведениям: «Возьмем еще один пример «Муму». Благодаря истории мы поймем, как тяжело людям было в это время и каким нелегким трудом давалась им жизнь».

Среди ответов, в которых учащиеся говорили о связи истории с языком, примечателен ответ Есении Г., подробно объяснившей важность лексического комментария: «В литературе часто встречаются слова из истории, тем самым если вы знаете историю, вам будет весьма легко воспринять слова, которые упоминаются».

Сравнивания ответы учеников на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, можно отметить, что вырос процент учеников, отмечающих связь между историко-культурными сведениями и литературой, ответы учеников стали более осознанными и глубокими, следовательно, учащиеся осознали взаимосвязь исторических сведений и художественных произведения.

Таким образом, электронное пособие «Машина времени» является эффективным инструментом для организации изучения литературы в контексте истории. С помощью интерактивных заданий, представленных в пособии, учащиеся могут изучить произведение, учитывая особенности описываемой эпохи, что позволит приблизить школьников к авторскому замыслу.

Список литературы:

  1. Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством // ЛитМир – электронная библиотека. (дата обращения: 01.04.2025).
  2. Емельянов М.С. Роль интеграции литературы и истории в школьном преподавании: Автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Емельянов Максим Сергеевич; Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2003. 20 с.
  3. Крылов И.А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1984. 512 с.
  4. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы // Литература в школе. 1974. №6. С. 12-22.
  5. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. М.: МГПУ, 1999. 230 с.
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
  7. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. №287. (дата обращения: 01.04.2025).

The electronic tutorial «The Time Machine» in Literature lessons in grades 5-11

Solovyova V.K.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurievna,
Associate Professor of the Department of the Methods of Teaching Social Sciences and Humanities of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. Analysis of the work in the context of the era when it was created is an integral condition for studying the artistic text. As an effective means of implementing this direction, we offer the electronic tutorial «The Time Machine» developed by us. It presents various tasks that determine the effective study of a work of art using historical and cultural commentary. The methodology for the development and use of the textbook is demonstrated by the example of experimental work carried out in grade 5 in the 2024–2025 academic year.
Keywords: integrative technologies, the study of literature in the context of history, teaching methods in Literature, historical and cultural commentary.

References:

  1. Gogol N.V. The Night Before Christmas // LitMir – electronic library. (date of the address: 01.04.2025).
  2. Emelyanov M.S. The role of integration of literature and history in school teaching: Abstract dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.02 / Emelyanov Maxim Sergeevich; Samara State Pedagogical University. Samara, 2003. 20 p.
  3. Krylov I.A. Collected works: In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Pravda, 1984. 512 p.
  4. Kurdyumova T.F. Historicism of the school course of literature // Literature at school. 1974. №6.: 12-22.
  5. Leonov S.A. Integrated literature lesson. Moscow: Moscow State Pedagogical Univ., 1999. 230 p.
  6. Selevko G.K. Encyclopedia of educational technologies: In 2 vols. Vol. 1. Moscow: Public education, 2005. 556 p.
  7. Federal state general educational standard of basic general education: approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 31, 2021 №287. (date of the address: 01.04.2025).