Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования искусственного интеллекта (ИИ) при создании дидактических материалов, направленных на обучение иноязычной лексике учащихся начальной школы. Представлены ключевые особенности платформы MagicSchool.ai, позволяющие автоматизировать процесс генерации заданий, адаптированных под возрастные и психолингвистические особенности младших школьников. Обоснована целесообразность применения ИИ на этапе формирования базового словарного запаса, показаны преимущества и ограничения использования цифровых инструментов.
Ключевые слова: искусственный интеллект, иноязычная лексика, начальный уровень образования, дидактические материалы, цифровые инструменты.
Современное начальное образование трудно представить без использования цифровых инструментов, которые помогают формировать устойчивые языковые навыки. Это особенно важно при обучении иностранным языкам, где лексика является одним из ключевых компонентов языковой компетенции.
На этапе начальной школы ребёнок ещё не владеет навыками осознанного анализа языка, не умеет обобщать и абстрагировать предъявляемую информацию, выстраивать аналогии [3], поэтому остро нуждается в наглядности, многократном повторении и игровых формах подачи учебного материала.
Именно здесь появляются предпосылки для внедрения технологий искусственного интеллекта, в частности платформ, способных автоматически генерировать учебные материалы, учитывая возраст, уровень знаний и психолого-педагогические особенности детей. Одной из таких платформ выступает MagicSchool.ai (https://www.magicschool.ai/), обеспечивающая создание индивидуализированных заданий, упражнений, кроссвордов и других дидактических материалов для обучения лексической стороне речи.
Цель данной статьи – выявить дидактический потенциал искусственного интеллекта как инструмента для создания учебных материалов для обучения иноязычной лексике в начальной школе. В частности, выявляются преимущества MagicSchool.ai и ее ограничения при использовании в образовательной практике.
В последние годы наблюдается рост интереса к цифровым решениям в сфере образования, особенно на фоне бурного развития нейросетевых технологий. Искусственный интеллект всё активнее внедряется в образовательную практику, выполняя функции создания и адаптации учебных материалов. Актуальным направлением современной методики преподавания иностранного языка становится использование ИИ в целях индивидуализации и оптимизации процесса обучения [1]. При этом акцент делается на адаптивность систем к процессу обучения и возможности анализа языковых ошибок учащихся для последующего формирования заданий.
В ряде работ представлена структура интеллектуальных обучающих систем с учётом когнитивных особенностей обучающихся [2, с. 14]. Для начальной школы это особенно важно, поскольку учащиеся младшего школьного возраста обладают конкретно-образным мышлением и ограниченной памятью, а также нуждаются в визуальной опоре и адаптированном языковом материале. ИИ способен учитывать эти параметры, генерируя лексические упражнения на основе заложенных алгоритмов анализа уровня обучающегося, выбранной темы и желаемого формата материала [4], в результате чего применение ИИ в обучении иноязычной лексике младших школьников получает всё большее методическое обоснование и формирует условия для использования специализированных платформ в образовательной практике.
Одним из примеров подобных решений является платформа MagicSchool.ai. Это – онлайн-сервис, предназначенный для автоматизированной генерации учебных материалов с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Основная задача платформы – помочь преподавателям быстро создавать задания, адаптированные под возрастные особенности обучающихся, а также их языковому уровню. Одним из ключевых преимуществ платформы MagicSchool.ai является её визуальная ориентированность. Каждая лексическая единица сопровождается иллюстрацией, что играет важную роль в процессе запоминания на стадии начального образования, где визуальные ассоциации способствуют более глубокому усвоению материала. Кроме того, платформа предоставляет педагогам возможность редактировать готовые задания, добавлять собственные лексические единицы и изменять типы активности, что значительно увеличивает гибкость и адаптивность образовательного процесса.
Применение искусственного интеллекта в образовательной практике – это не просто техническое нововведение, а фундаментальная трансформация педагогического подхода, особенно в контексте преподавания иностранного языка на уровне начальной школы. Внедрение ИИ-платформ, таких как MagicSchool.ai, открывает широкий спектр дидактических возможностей. MagicSchool.ai предлагает ввести ключевые параметры (тему, возраст, уровень владения языком, формат задания), после чего автоматически генерирует дидактические материалы, возможные к использованию в учебном процессе. Интерфейс платформы интуитивно понятен и разработан с учётом задач школьного образования. При создании промпта педагог выбирает язык (например, английский), тему (например, «Овощи»), тип задания (тест, упражнение), а также возраст учащихся (например, 7-8 лет). В результате формируются различные дидактические материалы (см. рисунок 1-9).
Рис.1. Карточки для семантизации лексического материала (изображение + слово)
Рис.2. Упражнения на сопоставление слова и картинки
Рис. 3 Заполнение пропусков тематической лексикой в предложении
Рис. 4. Речевые образцы для диалогической речи
Рис. 5. Речевые образцы для диалогической речи
Рис 6. Генерация заданий и ключей к кроссворду
Рис. 7. Анаграмма
Рис. 8. Адаптации сложности текста (исходный текст)
Рис. 9. Адаптация сложности текста (адаптированный текст)
Таким образом, платформа представляет собой эффективный инструмент для формирования лексических навыков, соответствующий современным требованиям к дидактическим материалам и способный учитывать особенности развития младших школьников.
Для выявления эффективности использования ИИ-платформы в реальном образовательном процессе был проведён краткосрочный эксперимент в начальной школе МОУ СОШ №27 г. Москвы. В эксперименте приняли участие 25 учащихся: 12 учеников 2-го класса и 13 учеников 3-го класса, изучающие английский язык. В течение двух недель учителями применялись задания, сгенерированные на платформе MagicSchool.ai. Тематические блоки включали: «Фрукты», «Животные», «Цвета», «Семья». Для оценки лексической результативности использовались два теста: входной и итоговый. Эти тесты были разными по содержанию, но эквивалентными по структуре и уровню сложности. Входной тест включал, например, задания с множественным выбором ответа. Итоговый тест, в отличие от входного, содержал задание на сопоставление лексических единиц и картинок; задания на заполнение пропусков в предложениях изученной лексикой, а также анаграммы и простые кроссворды по той же теме. Таким образом, формулировки и типы заданий были отличными, правильные ответы после входного тестирования учащимся не демонстрировались, чтобы избежать механического запоминания и исключить эффект научения. Результаты тестирований представлены в таблице 1.
Таблица 1. Индивидуальные результаты входного и итогового тестирования
№ участника |
Входной тест (из 10) |
Итоговый тест (из 10) |
|
2 класс |
|
1 |
5 |
8 |
2 |
6 |
9 |
3 |
4 |
7 |
4 |
5 |
8 |
5 |
6 |
9 |
6 |
5 |
7 |
7 |
6 |
9 |
8 |
4 |
7 |
9 |
5 |
8 |
10 |
6 |
9 |
11 |
5 |
8 |
12 |
6 |
9 |
|
3 класс |
|
13 |
7 |
9 |
14 |
6 |
9 |
15 |
5 |
8 |
16 |
6 |
9 |
17 |
5 |
8 |
18 |
7 |
9 |
19 |
6 |
9 |
20 |
5 |
8 |
21 |
6 |
9 |
22 |
7 |
10 |
23 |
6 |
9 |
24 |
5 |
8 |
25 |
6 |
9 |
По итогам проведения эксперимента были зафиксированы следующие результаты:
- Повышение уровня усвоения лексики. По итогам тестов наблюдается рост лексической результативности: до внедрения платформы средний показатель правильных ответов составлял 58%, после – 82%. Особенно высокие результаты зафиксированы у детей с визуально-ассоциативным типом восприятия.
- Рост мотивации. По результатам анкетирования 87% учащихся отметили, что им понравилось выполнять задания «в виде игры», «с картинками», «на компьютере». Учителя указали на снижение утомляемости при выполнении однотипных лексических упражнений. Игровые элементы, визуальные стимулы, интерактивность повышают заинтересованность учащихся в выполнении заданий.
- Снижение нагрузки на педагога. В подготовке одного занятия с использованием ИИ-заданий время на создание материала сократилось в среднем на 65% (с 45 минут до 15 минут), при этом качество заданий, по оценке преподавателей, осталось высоким.
- Повышение возможности учета индивидуальных способностей учащихся. В условиях разного темпа усвоения лексики платформа позволяет легко подстроиться под уровень конкретного ребёнка, изменяя уровень сложности и повторяемость слов.
Все перечисленные выше результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что MagicSchool.ai может успешно интегрироваться в образовательный процесс, облегчая работу учителя и повышая качество и мотивационную составляющую обучения лексики младших школьников. Таким образом, можно отметить следующие преимущества использования MagicSchool.ai в обучении иноязычной лексике:
- индивидуализация обучения;
- экономия времени и ресурсов педагога;
- повышение визуализации и наглядности;
- повышение учебной мотивации;
- обновляемость и актуальность контента. ИИ способен учитывать актуальные темы, социально-культурные контексты, новые лексемы и обновлять упражнения без ручного редактирования.
Однако вместе с преимуществами появляются и вызовы, требующие осознания и методической доработки. Среди ограничений и возможных рисков использования ИИ можно обозначить следующие:
- Педагогическая поверхностность. ИИ может создавать внешне правильные задания, но не учитывать последовательность подачи материала и возрастную методику обучения.
- Отсутствие эмоционального интеллекта. ИИ не способен заменить человеческое взаимодействие и эмоциональную поддержку, что критично в младшем школьном возрасте.
- Отсутствие личной педагогической интонации. ИИ не передаёт индивидуальность учителя, не формирует эмоционального климата, который важен в обучении детей [1], [2].
- Ограниченная культурная адаптация. ИИ не всегда соотносит содержание с реальностью обучающихся. Задания могут быть «отрывочными» и не соответствовать речевому опыту школьников.
- Техническая зависимость и цифровое неравенство. Доступ к ИИ ограничен отсутствием техники и интернета в некоторых школах [6].
- Автоматизация мышления. Повторяемые формы заданий могут формировать шаблонное мышление, поэтому важно сочетать ИИ с живыми формами общения и деятельности [4], [5].
Таким образом, можно сделать следующий вывод. ИИ в обучении лексике младших школьников является инструментом с высоким методическим потенциалом, но его эффективность полностью зависит от уровня педагогического сопровождения, корректности методического использования и технических условий.
Список литературы:
- Кочконбаева С.И., Cадыкова А.К., Дуйшоева Б.С. Актуальные проблемы использования нейросетей в обучении студентов дисциплинам «Русский и английский языки» на примере технологии TextToSpeech.ru // Вестник Ошского государственного университета, 2024. №2. C. 318-327. (дата обращения: 01.04.2025).
- Марченко Н.И. Иноязычные проекты как средство формирования билингвальных умений у учащихся 6-9-х классов на материале факультативных иноязычных курсов по биологии и экологии. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Марченко Наталья Ивановна. М.: 2005. 410 с. (дата обращения: 01.04.2025).
- Новодранова В.Ф., Мичугина С.В. Аналогия как когнитивный механизм построения категории на основе смежности концептуальных признаков // Когнитивные исследования языка, 2014. №17. С. 109-113.
- Пичуева А.В. Обучение иноязычной письменной речи в формате смешанного обучения в условиях развития технологий искусственного интеллекта // Мир науки, культуры, образования, 2024. №4(107). С. 122-126. (дата обращения: 01.04.2025).
- Сысоев П.В. Использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку: тематика методических работ за 2023 год и перспективы дальнейших исследований // Вестник ТГУ. 2024. Т. 29. №2. C. 294-308. (дата обращения: 01.04.2025).
- Титова С.В., Темурян К.Т. Интеллектуальная система обучения иностранным языкам: типы, структура, концептуальное проектирование // Иностранные языки в школе, 2024. №3. С. 25-32. (дата обращения: 01.04.2025).
Artificial intelligence as a means of creating didactic materials for teaching foreign language vocabulary at the primary education stage (using the MagicSchool.ai platform as an example)
Alekseeva А.А.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Coauthor:
Zaitseva А.А.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Vasileva P.A.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Michugina Svetlana Viktorovna,
Associate Professor, Department of English Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
Abstract. The article examines the potential of using artificial intelligence (AI) in creating didactic materials aimed at teaching foreign language vocabulary to primary school students. MagicSchool.ai is presented as a functional tool for automating and customizing vocabulary tasks. The study analyzes the advantages and limitations of AI in the context of age-appropriate and visually supported learning.
Keywords: artificial intelligence, vocabulary, foreign language, primary education, digital learning.
References:
- Kochkonbaeva S.I., Sadykova A.K., Duishoeva B.S. Actual problems of using neural networks in teaching students the disciplines of «Russian and English languages» using the example of technology TextToSpeech.ru / / Bulletin of Osh State University, 2024. №2.: 318-327. (date of the address: 01.04.2025).
- Marchenko N.I. Foreign language projects as a means of forming bilingual skills among students in grades 6-9 based on optional foreign language courses in biology and ecology. Dissertation Candidate of Art History. pedagogical sciences: 13.00.02 / Natalia Ivanovna Marchenko. Moscow: 2005. 410 p. (date of the address: 01.04.2025).
- Novodranova V.F. Michugina S.V. Analogy as a cognitive mechanism for constructing a category based on the contiguity of conceptual features // Cognitive studies of language. 2014. №17.: 109-113.
- Pichueva A.V. Teaching foreign language writing in the mixed learning format in the context of the development of artificial intelligence technologies // Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2024. №4(107).: 122-126. (date of the address: 01.04.2025).
- Sysoev P.V. The use of artificial intelligence technologies in teaching a foreign language: the subject of methodological work for 2023 and the prospects for Far Eastern research // Bulletin of TSU. 2024. 29. №2.: 294-308. (date of the address: 01.04.2025).
- Titova S.V., Temuryan K.T. Intellectual system of teaching foreign languages: types, structure, conceptual design // Foreign languages at school, 2024. №3.: 25-32. (date of the address: 01.04.2025).