Аннотация. В статье рассматривается проблема эффективности формирования словообразовательной компетенции у обучающихся среднего общего образования при обучении английскому языку с использованием цифровой системы Moodle. Целью исследования является обоснование важности словообразовательной компетенции в обучении иностранному языку и возможностей системы Moodle для её формирования. Результаты исследования показывают, что грамотное использование инструментов Moodle позволяет создать условия для системного формирования словообразовательной компетенции у учащихся.

Ключевые слова: словообразовательная компетенция, цифровая система Moodle, аффиксация, словосложение, конверсия, цифровые образовательные ресурсы.

Проблема формирования и развития словообразовательной компетенции обучающихся в последнее время привлекает все больше внимания. Значимость словообразования в обучении иностранным языкам определяется многоаспектным влиянием на формирование коммуникативной компетенции. Во-первых, оно обеспечивает системное расширение лексикона через понимание механизмов деривации. Во-вторых, развивает аналитические способности - умение расчленять слова на морфемные компоненты и выводить значение из контекста.

Требования к формированию словообразовательной компетенции закреплены в основных нормативных документах современного российского образования. Согласно п. 9.6.1 ФГОС СОО [10], владение способами словообразования является обязательным компонентом языковой подготовки, непосредственно влияющим на развитие ключевых речевых умений: продуктивных (говорение, письмо); рецептивных (аудирование, чтение).

При этом устанавливается четкий количественный ориентир - освоение не менее 1500 лексических единиц на профильном уровне. ФОП СОО [10] в п. 96.6.2 конкретизирует три базовых словообразовательных механизма, подлежащих изучению: аффиксация, словосложение, конверсия.

На данный момент информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) стали неотъемлемой частью обучения иностранным языкам. Современные реалии образования требуют от учащихся полноценного владения цифровыми технологиями, выходящего за рамки базового пользования устройствами. В языковом обучении это проявляется в необходимости работать с профильными платформами, открывающими доступ к расширенным образовательным возможностям.

В современной образовательной практике особый интерес представляет интеграция системы управления обучением Moodle, обладающей значительным дидактическим потенциалом. Данная платформа реализует комплексный подход к организации учебной деятельности, объединяя в едином цифровом пространстве:

  1. функции контент-менеджмента, позволяющие структурировать учебные материалы;
  2. инструменты оценки знаний, включающие автоматизированное тестирование;
  3. механизмы образовательной аналитики для мониторинга академического прогресса.

Анализ научной литературы выявил значительное количество исследований, посвященных как теоретическим основам словообразования [4], так и методикам его преподавания. Концепция словообразовательной компетенции была детально рассмотрена в работах Л.Л. Присной и О.Н. Рукавицыной [5], при этом фундаментальный вклад в разработку данного понятия внесла Т.В. Туманова [9]. Особенности формирования словообразовательных навыков на уровне среднего общего образования проанализированы А.А. Грамотенко [3].

Использование ИКТ для развития словообразовательных умений нашло отражение в исследованиях М.Г. Белеванцевой, О.В. Афанасьевой [2], В.А. Соколовой, С.П. Липской и С.Н. Ефимовой [6]. Лингводидактические возможности информационных технологий раскрываются в трудах П.В. Сысоева [7] и С.В. Титовой [8]. Однако следует отметить, что в существующих научных публикациях не представлены методики формирования словообразовательной компетенции с помощью специализированных комплексов заданий в системе Moodle.

Moodle представляет собой многофункциональную цифровую платформу, предназначенную для организации и управления учебным процессом. Ее ключевая особенность заключается в комплексном подходе к обучению, включающем размещение образовательного контента, проведение тестирований и контроль успеваемости. Благодаря своей универсальности система эффективно адаптируется к различным форматам обучения, в том числе к дистанционному. Moodle позволяет преподавателям не только разрабатывать отдельные упражнения для отработки материала, но и создавать полноценные учебные курсы, объединяющие теоретические и практические компоненты.

Разнообразие упражнений позволяет комплексно подойти к формированию словообразовательной компетенции. Moodle предоставляет учителю эффективный инструментарий для создания дифференцированных заданий, учитывающих особенности учащихся. Одновременно платформа дает возможность автоматизировать процесс проверки и анализа результатов, что особенно ценно при работе со старшеклассниками.

Таким образом, интегрированный подход к использованию различных типов заданий в Moodle создает оптимальные условия для формирования устойчивых словообразовательных навыков у учащихся средней школы, сочетая в себе методическую эффективность и технологические преимущества цифровой образовательной среды.

Чтобы обосновать потенциал цифровой системы Moodle, необходимо учитывать текущие условия обучения учащихся на этапе среднего общего образования. В этой связи был проведён анализ УМК с целью выявления определённой типологии заданий, направленных на развитие словообразовательной компетенции обучающихся. В качестве объекта анализа был выбран УМК «Английский в фокусе» для 10 классов, созданный О.В. Афанасьевой, Д. Дули, И.В. Михеевой, Б. Оби и В. Эвансом [1].

В процессе анализа особое внимание уделялось содержанию упражнений и технологии обучения словообразовательных моделей. Для анализа использовались следующие критерии:

  1. количество и частота заданий на развитие словообразовательных умений;
  2. разновидности словообразовательных моделей в упражнениях;
  3. методические подходы к организации учебного материала;
  4. соответствие требованиям Федеральной образовательной программы;
  5. характер учебно-речевых заданий.

Проведенный анализ выявил следующие особенности организации работы по формированию словообразовательной компетенции на основе данного учебника. Каждый из 8 модулей содержит два упражнения, направленных на формирование словообразовательной компетенции. Большинство заданий (75%) ориентировано на изучение аффиксации, лишь в 25% модулей (2 из 8) представлены упражнения на словосложение. Вынуждены констатировать полное отсутствие заданий, направленных на изучение конверсии.

В технологии обучения словообразовательным моделям присутствуют два этапа: ознакомление с теоретической справкой и выполнение упражнений по предложенному образцу.

В соответствии с критерием 4, обнаружены расхождения между содержанием УМК и ФОП по иностранным языкам, т.к. отсутствуют некоторые обязательные словообразовательные элементы программы или присутствуют компоненты, не предусмотренные образовательным стандартом.

Анализируя Характер учебно-речевых заданий, следует отметить, что все задания относятся к подстановочному типу, учащиеся работают по строго заданному алгоритму; предусмотрена обязательная опора на теоретический материал.

Выявленные особенности свидетельствуют о необходимости дополнения существующего УМК альтернативными формами работы, что может быть эффективно реализовано через интеграцию цифровых ресурсов платформы Moodle.

Цифровая платформа Moodle способна компенсировать вышеперечисленные недостатки за счет:

  1. разнообразия форматов заданий (интерактивные упражнения, творческие проекты);
  2. возможности включения всех видов словообразования (включая недостаточно представленные в УМК);
  3. автоматизации контроля и анализа результатов;
  4. гибкой системы адаптации содержания под индивидуальные потребности учащихся;
  5. организации дополнительной практики вне рамок учебника.

Результаты анализа учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» в сочетании с анализом образовательного потенциала цифровой системы Moodle позволили разработать специализированный комплекс упражнений, направленный на формирование словообразовательной компетенции у обучающихся среднего общего образования.

Комплекс структурирован, содержит базовую информацию об актуальной на данной ступени обучения словообразовательной модели. Для продвинутого уровня подготовки также представлена информация об этимологии некоторых суффиксальных моделей. Структура комплекса упражнений приведена ниже (см. рисунки 1-8).

Рис. 1. Структура комплекса упражнений

Раздел «Affixation 101» содержит в себе базовую информацию о таких понятиях, как словообразовательные элементы и окончания.

Рис. 2. Раздел «Affixation 101»

Данный раздел открывает задание, в котором учащимся нужно определить, чем являются выделенные части слов: суффиксом, префиксом или корнем.

Рис. 3. Задание №1, раздел «Affixation 101»

Ниже можно увидеть предпоследнее задание из этого раздела, в котором учащиеся должны определить, чем является выделенная часть слова: суффиксом или окончанием.

Рис. 4. Задание №4, раздел «Affixation 101»

В следующих разделах «Affixation (Verbs), Affixation (Nouns), Affixation (Adjectives), Affixation (Adverbs)» обучающиеся тренируются отдельно работать с различными частями речи, такими как существительное, глагол, прилагательное, наречие.

Затем, в разделе «Affixation Consolidation», учащиеся работают сразу со всеми частями речи.

Рис. 5. Раздел «Affixation Consolidation»

Данный раздел позволяет обучающимся обобщить изученную информацию и применить знания в более комплексных упражнениях.


Рис. 6. Задание №3, раздел «Affixation Consolidation»

Раздел «Advanced Affixation» содержит конкретные сложные аспекты аффиксации, такие как этимология суффиксов -ful и -ous, омонимы с -er, этимология суффиксов -er и -or, отрицательные префиксы.



Рис. 7. Раздел «Advanced Affixation»

В данном разделе также встречаются задания, в которых обучающимся необходимо сформировать производные слова с помощью суффиксов, отличить суффикс от окончания, сформировать производные слова с помощью отрицательных префиксов.

Завершающим разделом является проектная работа, в ходе которой обучающиеся должны будут провести небольшое самостоятельное исследование, связанное с суффиксами -super, -ultra, -extra и прикрепить результат в виде текстового файла или презентации.

Рис. 8. Групповое задание, раздел «Project Work»

С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений на цифровой платформе Moodle было проведено экспериментальное обучение на базе ГБОУ Школы №656 имени А. С. Макаренко. В исследовании приняли участие 30 обучающихся 10-х классов, изучающих английский язык на профильном уровне. Контрольная и экспериментальная группы включали по 15 человек, сопоставимых по уровню подготовки, что было подтверждено входным тестированием.

Контрольная группа обучалась с использованием УМК «Английский в фокусе». Экспериментальная группа дополнительно работала с авторским цифровым комплексом упражнений на платформе Moodle, включающим тематические модули: Affixation 101, Affixation (Verbs/Nouns/Adjectives/Adverbs), Affixation Consolidation, Advanced Affixation, Project Work.

Первым этапом эксперимента стал диагностический этап: обе группы прошли входной тест на знание словообразовательной модели аффиксации. Различие статистически незначимо, что подтверждает сопоставимый стартовый уровень.

Основной этап длился 4 недели. Контрольная группа выполняла упражнения из УМК, в то время как экспериментальная группа параллельно прошла авторский курс в Moodle с регулярными интерактивными заданиями, изучением глоссариев, использованием онлайн тестов для промежуточного контроля, а также проектной работой.

В рамках итогового этапа обе группы выполнили итоговый тест, аналогичный по типу заданий входному, но с новыми упражнениями на продуктивное использование словообразовательной модели в контексте (Таблица 1).

Таблица 1. Индивидуальные результаты обучающихся

Участник

Балл
(до проведения занятий)

Балл
(после проведения занятий)

 

Экспериментальная группа

ЭГ-01

43

52

ЭГ-02

44

56

ЭГ-03

43

60

ЭГ-04

42

53

ЭГ-05

43

56

ЭГ-06

45

57

ЭГ-07

42

52

ЭГ-08

46

54

ЭГ-09

50

60

ЭГ-10

47

57

ЭГ-11

44

57

ЭГ-12

42

56

ЭГ-13

43

57

ЭГ-14

50

62

ЭГ-15

45

59

 

Контрольная группа

КГ-01

52

53

КГ-02

45

48

КГ-03

45

46

КГ-04

44

47

КГ-05

50

54

КГ-06

40

41

КГ-07

52

57

КГ-08

45

50

КГ-09

48

52

КГ-10

46

51

КГ-11

51

53

КГ-12

41

44

КГ-13

46

47

КГ-14

46

48

КГ-15

50

54

Таким образом, прирост успеваемости в контрольной группе составил 7,81%, тогда как в экспериментальной – 26,55%, что в 3 раза выше.

Для оценки статистической значимости изменений показателей в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах до и после эксперимента был применён парный t-критерий Стьюдента. Различия между результатами до и после эксперимента в ЭГ статистически значимы (t(14) = 19,49, p < 0.001). Различия между результатами до и после эксперимента в КГ также статистически значимы (t(14) = 7,18, p < 0.001), но величина эффекта меньше, чем в ЭГ.

Результаты экспериментального обучения подтверждают гипотезу о высокой образовательной эффективности авторского комплекса упражнений и дидактическом потенциале платформы Moodle для формирования словообразовательной компетенции у старшеклассников. Использование интерактивных заданий, автоматизированного тестирования, глоссариев и проектных форм работы способствовало более глубокому усвоению словообразовательных моделей и повышению уровня мотивации учащихся.

Таким образом, интеграция возможностей Moodle с традиционным УМК позволяет создать комплексную систему формирования словообразовательной компетенции, которая соответствует всем требованиям ФГОС, учитывает особенности учащихся, обеспечивает многоаспектную работу по совершенствованию навыков и умений, а также повышает уровень мотивации и вовлеченности через интерактивные формы работы.

Список литературы:

  1. Английский язык: 10-й класс: базовый уровень: учебник / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. 12-е изд., стер. М.: Издательство «Просвещение», 2023. 248 с.
  2. Белеванцева М.Г., Афанасьева О.В. Возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий для обучения лексике иностранного языка // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института, 2020. №4. (дата обращения: 03.04.2025).
  3. Грамотенко А.А. Совершенствование лексико-грамматических навыков словообразования в обучении английскому языку на старшем этапе средней школы // Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: Материалы конференции, Благовещенск, 22 апреля 2021 года. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2021. С. 565-577.
  4. Мичугина С.В. Словообразовательный потенциал суффиксов -ful и -ous в английском языке // Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения, языкового образования : материалы II Научной сессии, Москва, 29 февраля 2008 года / Московский городской педагогический университет, Институт иностранных языков, М.: Московский городской педагогический университет, 2009. С. 86-90. (дата обращения: 01.04.2025).
  5. Присная Л.Л., Рукавицына О.Н. Функции словообразования в процессе языковой коммуникации // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2014. №20(191). (дата обращения: 03.04.2025).
  6. Соколова В.А., Липская С.П., Ефимова С.Н. Обучение младших школьников через использование информационно-коммуникационных технологий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2021. №18. (дата обращения: 03.04.2025).
  7. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России, 2013. №10. (дата обращения: 03.04.2025).
  8. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М.: ООО «Эдитус», 2017. 248 с.
  9. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. … доктора пед. наук: 13.00.03 / Туманова Татьяна Володаровна. М.: 2005. 45 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (ред. от 11.12.2020). (дата обращения: 01.04.2025).

Developing Word-Formation Competence in Upper Secondary Students Using the Moodle System (English Language)

Ryumin I.T.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Michugina Svetlana Viktorovna,
Associate Professor, Department of English Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. The article examines the problem of the effectiveness of developing word-formation competence in upper secondary students when learning English through the Moodle digital platform. The aim of the study is to substantiate the importance of word-formation competence in foreign language learning and to explore the potential of the Moodle system for its development. The results of the study show that the effective use of Moodle tools creates conditions for the systematic formation of word-formation competence in students.
Keywords: word-formation competence, Moodle digital system, affixation, compounding, conversion, digital educational resources.

References:

  1. English: 10th grade: basic level: textbook/O.V. Afanasyeva, D. Dooley, I.V. Mikheeva, B. Obi, V. Evans. 12th ed., Erased Moscow: Publishing house «Enlightenment», 2023. 248 p.
  2. Belevantseva M.G., Afanasyeva O.V. Possibilities of using modern information and communication technologies for foreign language vocabulary teaching // Bulletin of the Moscow University of Information Technology. Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering, 2020. №4. (date of the address: 03.04.2025).
  3. Gramotenko A.A. Improving word-formation lexical-grammatical skills in English language teaching at upper secondary level // Materials of the 70th scientific and practical conference of teachers and students: Conference materials, Blagoveshchensk, April 22, 2021. Blagoveshchensk: Blagoveshchensk State Pedagogical University, 2021.: 565-577.
  4. Michugina S.V. The word-formation potential of the suffixes -ful and -ous in English // Actual problems of linguistics, literary criticism, language education: materials of the II Scientific Session, Moscow, February 29, 2008/Moscow City Pedagogical University, Institute of Foreign Languages, Moscow: Moscow City Pedagogical University, 2009.: 86-90. (date of the address: 01.04.2025).
  5. Prisnaya L.L., Rukavitsyna O.N. Functions of word formation in the process of language communication//Issues of journalism, pedagogy, linguistics, 2014. №20(191). (date of the address: 03.04.2025).
  6. Sokolova V.A., Lipskaya S.P., Efimova S.N. Teaching younger students through the use of information and communication technologies // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Science and Society», 2021. №18. (date of the address: 03.04.2025).
  7. Sysoev P.V. Directions and prospects for informatization of language education // Higher education in Russia, 2013. №10. (date of the address: 03.04.2025).
  8. Titova S.V. Digital technologies in language learning: theory and practice. Moscow: LLC Editus, 2017. 248 p.
  9. Tumanova T.V. Formation of word-forming competence of children of preschool and primary school age with general underdevelopment of speech. Autoref. ... doctors ped. Sciences: 13.00.03 / Tumanova Tatyana Volodarovna. Moscow: 2005. 45 p.
  10. Federal State Educational Standard of Secondary General Education // Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 17.05.2012 №413 (ed. 11.12.2020). (date of the address: 01.04.2025).