Аннотация. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью формирования метапредметных компетенций у учащихся в соответствии с современными образовательными стандартами. Метапредметный подход позволяет ученикам видеть связи между различными областями знания, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и подготовке к реальным жизненным задачам. Мы разработали электронное учебное пособие «Я – Ломоносов», которое интегрирует знания из разных предметных областей и направлено на развитие критического мышления и креативности. Пособие включает задания по литературе для 5-9 классов. Методику использования электронного учебного пособия на уроках литературы мы рассматриваем на примере работы с 8 классом. В статье приводятся результаты экспериментальной работы, доказывающие эффективность использования разработанного нами ресурса на уроках литературы.

Ключевые слова: урок литературы, метапредметный подход, межпредметные связи, электронное учебное пособие.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки учащихся к жизни в условиях быстро меняющегося мира, где интеграция знаний из различных областей становится ключевым навыком. В современных образовательных стандартах акцентируется внимание на формировании метапредметных компетенций, что открывает новые горизонты для преподавания литературы. Литература как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для создания межпредметных связей, позволяя учащимся осознавать взаимосвязи между литературными произведениями и другими предметами, а также с реальной жизнью.

Целесообразно выделить следующие аспекты значения использования метапредметного подхода на уроках литературы: развитие личности обучающегося; активизация и формирование читательского интереса; формирование навыков исследовательской деятельности; владение способами деятельности, применимыми не только в рамках учебного процесса, но и при решении реальных жизненных проблем; обеспечение целостности общекультурного, личного и познавательного развития и саморазвития обучающегося; преодоление разобщенности учебных предметов (литература и история; русский язык; ИЗО; музыка).

Мы провели анкетирование учителей-словесников и обучающихся 5-9 классов, результаты которого показали следующее (см. таблицу 1).

Таблица 1. Значение использования метапредметного подхода в обучении литературе: мнение учителей-словесников и обучающихся 5-9 классов

Аспекты значения использования метапредметного подхода
в обучении литературе

Ученики (%)

Учителя (%)

Развитие личности

46,4

70

Развитие навыков, применимых в реальной жизни

64.3

50

Активизация читательского интереса

67,9

50

Формирование исследовательских навыков

64,3

30

Преодоление разобщенности учебных предметов

44,6

20

Не имеет значения

1,8

0

Учителя акцентируют внимание на личностном развитии и целостности знаний, в то время как ученики больше ценят практическое применение знаний в реальной жизни и их связь с интересом к литературе.

Несмотря на некоторые различия в акцентах применения метапредметности, существует общая база понимания значимости метапредметного подхода на уроках литературы. Учителя стремятся к всестороннему развитию личности учащихся и интеграции знаний, тогда как ученики более фокусируются на конкретных навыках и своих интересах. Эти результаты еще раз подчеркивают необходимость общности образовательных целей и методов для того, чтобы обеспечить более эффективное обучение, соответствующее потребностям и ожиданиям обеих сторон.

Внедрение метапредметных технологий в образовательную практику не только повышает интерес к литературе, но и способствует развитию критического мышления, коммуникативных и социальных навыков, что является важным условием успешной адаптации учащихся в современном обществе.

Исследования и мнения ученых подчеркивают важность метапредметного подхода в современном образовании.

Согласно мнению Л.С. Выготского, обучение должно быть направлено не только на передачу знаний, но и на развитие высших психических функций, таких как мышление, память, внимание и речь и способности к самостоятельному решению задач [1]. В.В. Давыдов обращал внимание на то, что обучение должно быть ориентировано на развитие теоретического мышления через решение проблем и исследовательских задач. По его мнению, метапредметность является основой для формирования аналитического и творческого мышления [3].

Т.В. Машарова, Т.В. Малова и А.А. Пивоваров рассматривают метапредметность как стратегический принцип выполнения требований ФГОС и заявляют о возможности его применения в урочное и внеурочное время в образовательной деятельности обучающихся. По мнению исследователей, принцип метапредметности заключается в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами и воспроизводятся при работе с любым предметным материалом [6].

А.В. Хуторской рассматривает метапредметный подход как инструмент для достижения метапредметных образовательных результатов, таких как развитие критического мышления, рефлексии, креативности и коммуникативных умений [7].

Н.Ф. Виноградова отмечает, что ключевой задачей метапредметного подхода является развитие у учащихся умения устанавливать связи между различными предметами [2].

Таким образом, метапредметный подход направлен на интеграцию знаний и навыков из различных предметных областей с целью формирования универсальных компетенций обучающихся.

На наш взгляд, эффективным средством реализации метапредметного подхода на уроках литературы может стать электронное учебное пособие «Я – Ломоносов», модель которого представлена в нашей работе: https://clck.ru/3F8EPL.

Название для нашего электронного учебного пособия было выбрано в связи с тем, что М.В. Ломоносов является прекрасным примером для молодежи, т.к. он обладал энциклопедическими знаниями в совершенно разных научных сферах, что соответствует специфике метапредметного подхода. Его труды и творчество имеют колоссальное значение как для литературы, так и для русского языка.

Мы предлагаем систему заданий по литературе для 5-9 классов, направленных на организацию наблюдения обучающихся над взаимосвязью изучаемого художественного произведения и каких-либо аспектов окружающей действительности и человеческого знания, это позволит учащимся устанавливать и развивать межпредметные связи. Задания направлены на формирование у учащихся понимания взаимосвязей между литературой и другими школьными предметами.

Работа с электронным учебным пособием универсальна при изучении всех произведений с 5 по 9 класс в соответствии с Федеральной рабочей программой. Электронное учебное пособие предназначено для ознакомления обучающихся с новой информацией, дополняющей печатные учебники, может применяться для коллективной, групповой и индивидуальной работы, а также для дифференцированного обучения, т.к. позволяет контролировать полученные знания и умения обучающихся. Ученики могут использовать электронное пособие как на уроках литературы и при выполнении домашних заданий, так и для самообразования.

Электронное учебное пособие имеет следующую структуру:

  1. главная страница, содержащая вступительное слово и информацию о цели, задачах и адресатах пособия;
  2. пять разделов по классам (5–9 классы);
  3. подразделы с изучаемыми в каждом из классов художественными произведениями и заданиями к ним.

Каждый подраздел содержит задания, направленные на организацию изучения художественных произведений на основе метапредметного подхода.

Система заданий в пособии представлена в соответствии с этапами изучения художественного произведения: вступительный этап, чтение, анализ, интерпретация, заключительный этап.

Система заданий обусловлена также следующими этапами изучения произведения на основе метапредметного подхода:

  1. историко-культурный контекст художественного произведения;
  2. анализ образов и эпизодов художественного произведения во взаимосвязи с другими учебными предметами;
  3. определение взаимосвязи изучаемого художественного произведения с современностью;
  4. определение взаимосвязи изучаемого художественного произведения с личностью ученика.

Задания электронного учебного пособия построены на основе текстоцентрического подхода [4], [5].

В пособии дается возможность реализации обратной связи с помощью электронного ресурса Google-Forms, позволяющего ученикам дать развернутый письменный ответ на вопрос в электронном пособии. К некоторым заданиям нашего пособия, связанным с прослушиванием аудиокомпозиций, для успешного выполнения задания прикреплены аудиофайлы. К заданиям, требующим работы с картой, прикреплены карты необходимой территории.

Для подтверждения нашей гипотезы о том, что электронное учебное пособие «Я – Ломоносов» является эффективным средством реализации метапредметного подхода в обучении литературе, мы провели экспериментальную работу в 8 классе в ГБОУ города Москвы «Школа №1409» в 2024-2025 уч. г. В эксперименте приняло участие 11 обучающихся.

В рамках констатирующего этапа экспериментальной работы ученикам 8 класса была предложена задача написать эссе на тему «Может ли литература как учебный предмет помочь в изучении других школьных предметов?». Целью данного этапа было определение степени сформированности представлений обучающихся о важности метапредметного подхода в изучении литературы.

90,9% обучающихся считают, что литература как учебный предмет может помочь в изучении других школьных предметов (см. рисунок 1).

Рис. 1. Результаты ответов школьников

72,7% учеников считают, что литература помогает стереть границы между разными школьными предметами и заметить то, как они тесно связаны между собой (см. рисунок 2). Это указывает на базовый уровень осознания метапредметных связей.

Рис. 2. Ответы школьников на вопрос о значении изучения литературы для освоения других предметов

36,4% опрошенных отметили в своих эссе возможность развития себя как личности, а также то, что становится интереснее читать и изучать литературные произведения. Лишь 9,1% опрошенных (1 ученик) заявил о том, что развиваются навыки, которые можно применить не только на уроках в школе, но и в реальной жизни.

Таким образом, уровень сформированности у учеников понимания того, что литература может помочь в изучении всех школьных предметов, является недостаточным. Необходимы дополнительные меры по развитию метапредметных навыков, а также более глубокое изучение взаимосвязей между литературой и другими учебными предметами для повышения интереса и мотивации учащихся.

В рамках основного этапа экспериментальной работы мы провели уроки литературы, посвященные изучению поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (https://clck.ru/3KJFoS) и повести Н.В. Гоголя «Шинель» (https://clck.ru/3F8ESo). Важной особенностью этого этапа стало то, что учащиеся использовали электронное учебное пособие «Я – Ломоносов» как в классе, так и дома, что способствовало более глубокому погружению в изучаемые тексты и их подробному анализу.

В данной статье мы рассмотрим методику использования разработанного нами пособия на примере уроков литературы, посвященных изучению поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Урок 1. Тема урока: «Мцыри» как романтическая поэма

На вступительном этапе урок мы предложили ученикам обсудить биографию М.Ю. Лермонтова. После этого ученикам был задан вопрос: «Что такое, по Вашему мнению, свобода?» Далее было рассмотрено понятие «романтическая поэма» и выделили ее отличительные черты. После чтения вслух первой главы поэмы мы совместно с учениками (с помощью электронной доски) обратились к заданию №1 из электронного учебного пособия «Я – Ломоносов» по теме, а именно, просмотрели видеоролик и прослушали аудиозапись рок-оперы «Мцыри».

Задание № 1
Просмотрите видеоролик и прослушайте аудиозапись (возможно, несколько из альбома) перед выполнением задания.
Прочитайте строки из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Опишите местоположение монастыря.
Укажите страну, город или село, укажите, что находится в окружении, как туда можно добраться?

После изучения данного материала ученики легко указали местонахождение монастыря, о котором говорится в произведении. Ученики активно высказывали предположения, что поблизости могли находиться достопримечательности, звучали версии того, как туда можно добраться: на автомобиле, самолете. Один из учеников рассказал о том, что однажды бывал рядом с этим местом во время своего летнего путешествия, и поделился своими яркими впечатлениями.

Задание №2
Составьте карту Кавказа с отмеченными ключевыми местами, упоминаемыми в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Проследите путь главного героя и укажите на достопримечательности этой местности.

Ученики, используя карту Кавказа, смогли выделить ключевые места в начале произведения (Монастырь Джвари, Мцхета). Ученики активно выполняли это задание, было заметно, что они вовлечены в работу.

Далее мы продолжили с классом чтение поэмы вслух, комментируя при этом встречающиеся непонятные для учеников слова и анализируя события, происходящие в произведении.

В конце урока мы подвели итог, обобщив полученную информацию при изучении поэмы «Мцыри», а также указали на признаки романтической поэмы. В качестве домашнего задания ученикам необходимо было выполнить задание №4 из электронного учебного пособия.

Задание №4
Прочитайте приведенный фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (бой с барсом).
Прослушайте аудиокомпозицию рок-оперы «Мцыри». После этого ответьте на следующие вопросы:

  • Почему, по вашему мнению, текст поэмы можно пропеть?
  • Какова его тема? Как это отражается в музыкальной композиции?
  • Какие звуки преобладают в приведенном фрагменте?
  • Какую картину помогают воссоздать эти звуки?
  • Какие звуки помогают создать образ зверя в тексте?

Приведите примеры средств художественной выразительности из данного отрывка поэмы.

Мы получили развернутые ответы от учеников через форму обратной связи на сайте, приведем в качестве примера один из ответов (здесь и далее мы сохраняем авторские орфографию и пунктуацию): «1. Текст поэмы «Мцыри» можно пропеть благодаря его ритмической структуре, мелодичности и эмоциональной насыщенности. Лермонтов использует разнообразные размеры и ритмы, что создает возможность для музыкальной интерпретации. Повторяющиеся фразы и интонационные акценты делают текст легко запоминающимся и мелодичным. 2. Тема данного фрагмента связана с борьбой, внутренним конфликтом и стремлением к свободе. Мцыри, как главный герой, сталкивается с врагом, что символизирует его борьбу за жизнь и свободу. Эта тема отражается в музыкальной композиции через напряженные мелодии и динамичные изменения темпа, которые подчеркивают драматизм происходящего. 3. В приведенном фрагменте преобладают звуки, создающие атмосферу напряжения и борьбы: «вой», «стон», «удар», «кровь». Эти звуки создают ощущение динамики и движения, передавая эмоциональную нагрузку момента. 4. Звуки в тексте помогают воссоздать картину жестокой и напряженной схватки между Мцыри и зверем. Чувствуется борьба за жизнь, страх, но и решимость героя. Звуки «вой» и «стон» создают образ дикой природы и ее опасностей, а также передают эмоциональное состояние как зверя, так и самого Мцыри. 5. Образ зверя создается через звуки, такие как «вой», «жалобный», «стон». Эти слова передают не только физическое присутствие зверя, но и его внутреннее состояние, показывая его как не только хищника, но и живое существо, испытывающее боль. 6. В данном отрывке можно выделить несколько средств художественной выразительности: Метафора: «Он застонал, как человек» – сравнение зверя с человеком подчеркивает его страдания и делает его более человечным; Сравнение: «Надежный сук мой, как топор» – это сравнение акцентирует внимание на надежности орудия; Олицетворение: «вой протяжный, жалобный, как стон» – придаёт звуку человеческие качества, усиливая эмоциональную нагрузку; Эпитеты: «жалобный», «смертельный бой» – добавляют выразительности и усиливают восприятие описываемых событий».

Таким образом, мы можем заметить, что ученики легко выполнили задание, дали развернутый ответ на все вопросы, а также проследили межпредметные связи при выполнении этой работы.

Урок 2. Тема урока: Образ Мцыри и его виденье счастья

На вступительном этапе урока была проведена актуализация знаний, мы вспомнили и пересказали прочитанные эпизоды поэмы и перешли к дальнейшему чтению и разбору отдельных глав поэмы «Мцыри». Далее мы обратились к заданию №7 из нашего пособия. Ученикам было предложено сравнить поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и выявить, что общего и различного есть в характере и поступках главных героев, а также ответить на вопрос, нужна ли человеку абсолютная свобода.

С этим заданием было связано задание №8, где ученикам предлагается ответить на вопрос, что важнее для человека: свобода или безопасность? При ответе на вопрос необходимо использовать примеры ситуаций из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», применять цитирование при аргументации своего выбора. Также было необходимо указать свою позицию в этом вопросе, пояснить свой выбор.

Ученики вступили в дискуссию, особенно их привлекал вопрос абсолютной свободы человека, многие отмечали, что она желанна, но в то же время опасна для человека и общества, приводили примеры из «Мцыри», цитировали произведение. После этого ученики выявили общее и различное с рассказом Л.Н. Толстого. Указали, что в обоих произведениях поднимается проблема свободы человека, но решается она по-разному.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что нужно стараться находить баланс между свободой и собственной безопасностью, при этом большая часть учеников указывала на безопасность как главный для них фактор.

Ученикам в качестве домашнего задания нужно было выполнить задание №3, в котором было необходимо рассчитать количество бензина, необходимого для поездки на современном автомобиле от места обитания Мцыри до своего дома (город Москва), и количество остановок для дозаправки.

Также ученикам было предложено дома выполнить задание №5 из пособия:

  • Рассмотрите репродукции картин, написанных М.Ю. Лермонтовым.
  • Каким предстает перед нами Кавказ на картинах Лермонтова и в его поэме?
  • В чем можно выявить сходства и различия?
  • При ответе на вопросы обращайтесь к тексту поэмы.

Рассмотрим пример выполнения данного задания: «Кавказ был местом силы для Лермонтова. Он восхвалялся природой – горными хребтами и реками, снежными вершинами, реками Арагви и Кура, которые изображал на своих картинах. С любовью и восхищением к Кавказу написаны все полотна Лермонтова. В поэме Лермонтов называет Кавказ милой стороной. Где в ущелье бежит поток, он шумен был, но не глубок, золотой песок, вдали чернеют две горы. Автор любуется величием кавказских гор, покорен красотой природы.

Сходства:

  1. «Величие природы»: и в поэме, и на картинах Кавказ изображен как величественный и внушающий трепет край с высокими горами и дикими просторами.
  2. «Неприступность»: оба изображения подчёркивают труднодоступность и суровость гор, что символизирует свободу и независимость.
  3. «Эмоциональное восприятие»: Кавказ ассоциируется с романтическими и экзотическими элементами, олицетворяющими мечту и стремление к свободе.

Различия:

  1. «Детали»: Картины могут фокусироваться на конкретных пейзажах, тогда как в поэме больше внимания уделяется внутренним переживаниям героев и символической роли Кавказа.
  2. «Цветовая гамма и настроение»: картины передают визуальную атмосферу через цвета и свет, а поэма – через настроение и язык».

Так, ученики при выполнении данного задания успешно проследили связи между мироощущением автора и миром художественного произведения, стали лучше видеть связь с реальной жизнью.

Также ученикам может быть предложено задание №6 по выбору.

В первом варианте задания ученикам предлагается рассмотреть произведения живописи и графики и ответить на вопрос, какая(ие) из них наиболее, по их мнению, подходит(ят) под тематику и настроение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Аргументировать свой выбор, привести примеры соответствующих эпизодов поэмы.

Ученики могут выбрать второй вариант этого задания и прослушать представленные в электронном учебном пособии музыкальные композиции. После этого ответить на вопрос, какая(ие) из них наиболее, по их мнению, подходит(ят) под тематику и настроение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Аргументировать свой выбор, привести примеры соответствующих эпизодов поэмы.

По завершении изучения поэмы ученикам целесообразно предложить задание №9, для выполнения которого ученикам необходимо написать связный рассказ «Мцыри в современном мире» и упомянуть то, как главный герой прошел бы свой путь уже в ХХI веке, подумать, что бы изменилось в его действиях и почему.

Таким образом, результаты выполнения заданий из электронного учебного пособия «Я – Ломоносов» на уроках литературы в 8 классе продемонстрировали, что ученики активно устанавливают взаимосвязи с другими школьными предметами и реальной жизнью.

После проведения уроков литературы с применением разработанного нами пособия учащимся 8 класса было предложено написать эссе и ответить на следующий вопрос: Как изучение художественных произведений литературы помогает мне изучать другие школьные предметы? В написании эссе приняли участие 11 учеников 8 класса.

81,8% учащихся отметили в эссе, что изучение литературы способствует их личностному развитию (см. рисунок 3). Это свидетельствует о том, что они понимают, как литература помогает формировать критическое мышление и эмоциональный интеллект, что полезно при изучении любого учебного предмета.

Все ученики (100%) стали согласны с тем, что чтение художественной литературы делает обучение более увлекательным, развиваются навыки, которые можно применить не только на уроках в школе, но и в реальной жизни, а также получается стереть границы между разными школьными предметами и заметить то, как они тесно связаны между собой, что способствует увеличению интереса к чтению, а также повышению мотивации и вовлеченности в изучение других предметов.

Рис. 3. Ответы школьников на вопрос о значении изучения литературы для освоения других предметов:

Проанализируем динамику изменений (см. таблицу 2).

Таблица 2. Констатирующий и контрольный этапы экспериментальной работы

Аспекты значения использования метапредметного подхода в обучении литературе

Констатирующий этап (%)

Контрольный этап (%)

Литература стирает границы между школьными предметами

72,7

100

Литература способствует личностному развитию

36,4

81,8

Развиваются навыки для реальной жизни

9,1

100

Чтение художественной литературы становится более увлекательным

36,4

100

Изучение литературы помогает в организации и планировании учебной деятельности

0

54,5

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы позволило нам сделать следующие выводы:

  1. Литература стирает границы между школьными предметами. Увеличение с 72,7% до 100% подтверждает, что участники эксперимента теперь полностью согласны с тем, что литература объединяет различные области знаний. Это свидетельствует о высоком уровне осознания учениками метапредметного подхода и его значимости в образовательном процессе.
  2. Литература способствует личностному развитию. Рост с 36,4% до 81,8% указывает на значительное увеличение признания роли литературы в личностном развитии учащихся. Это говорит о том, что литература стала восприниматься как важный инструмент для формирования всесторонне развитой личности.
  3. Развиваются навыки для реальной жизни. Увеличение с 9,1% до 100% демонстрирует полный переход к пониманию того, что литература развивает практические навыки, необходимые в реальной жизни. Это подчеркивает важность интеграции литературы в повседневную жизнь и ее влияние на практическое применение знаний.
  4. Чтение художественной литературы становится более увлекательным. Увеличение с 36,4% до 100% показывает, что чтение художественной литературы стало восприниматься как более увлекательное. Это может свидетельствовать о повышении интереса учеников к литературе, что может быть связано с изменением подходов к обучению.
  5. Изучение литературы помогает в организации и планировании учебной деятельности.

Полученные нами данные показывают значительные изменения в восприятии литературы как метапредметного инструмента. Ученики стали более осознанно относиться к влиянию литературы на личностное развитие, практические навыки и организацию учебной деятельности. Эти результаты подчеркивают важность метапредметного подхода в обучении и необходимость дальнейшего внедрения таких методов в образовательный процесс.

Уровень понимания учениками связи литературы с другими школьными предметами достаточно высокий. Ученики уверенно осознают, что литература нужна им для личностного развития. Они понимают, что литература развивает их как личностей и укрепляет навыки, необходимые для успешного обучения в целом, и замечают то, как это происходит.

Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента подтверждают эффективность применения разработанного нами электронного учебного пособия «Я – Ломоносов» на уроках литературы и еще раз подчеркивают необходимость дальнейшего развития этого направления в рамках современного школьного обучения.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ; Астрель, 2010. 671 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий // Начальное образование, 2015. Т. 3. №6. С. 3-10.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развиваюшего обучения. М.: Педагогика, 1986. 456 с.
  4. Колышева Е.Ю. Электронный словарь концептов как средство интегрированного обучения русскому языку и литературе // Проблемы современного филологического образования: Сборник научных статей. Выпуск XI / Отв. ред. В.А. Коханова. М.: МГПУ, Ярославль: Ремдер, 2013. С. 250-255.
  5. Коханова В.А. Текстоцентрический подход как методологическая основа обучения филологическим дисциплинам // Текст, контекст, интертекст: Сборник статей по материалам Международной конференции «XIV Виноградовские чтения» (г. Москва, 16-17 октября 2015 г.) / Отв. ред. И.А. Бирич, В.А. Коханова, А.Ю. Челнокова. Т. II: Методика обучения филологическим дисциплинам. Философия. История. М.: МГПУ, 2016. С. 6-14.
  6. Машарова Т.В., Малова Т.В., Пивоваров А.А. Метапредметность: возможности ее реализации в образовательной деятельности: монография. М.: Кнорус, 2017. 182 с.
  7. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. №1. (дата обращения 02.04.2025).
  8. Шарипов Ф.В., Ушаков В.Д. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие. М.: Университетская книга, 2020. 304 с.

The Development of the electronic textbook «I am Lomonosov» for Literature lessons in grades 5-9

Mardenli M.S.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurievna,
Associate Professor of the Department of the Methods of Teaching Social Sciences and Humanities of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. The relevance of our research is due to the need to form meta-subject competencies among students in accordance with modern educational standards. The meta-objective approach allows students to see the connections between different areas of knowledge, which contributes to a deeper understanding of the educational material and preparation for real life tasks. We have developed the electronic textbook «I am Lomonosov», which integrates knowledge from different subject areas and is aimed at developing critical thinking and creativity. The manual includes literature assignments for grades 5-9. We consider the methodology for using the electronic tutorial in literature lessons using the example of working with the 8th grade. The article presents the results of experimental work proving the effectiveness of using the resource we have developed in Literature lessons.
Keywords: literature lessons, meta-subject approach, cross-subject communication, electronic textbook.

References:

  1. Vygotsky L.S. Pedagogical Psychology / Ed. V.V. Davydova. Moscow: AST; Astrel, 2010. 671 p.
  2. Vinogradova N.F. Formation of universal educational actions among primary schoolchildren // Primary education. 2015. Vol. 3. №6.: 3-10.
  3. Davydov V.V. Problems of developing training. Moscow: Pedagogy, 1986. 456 p.
  4. Kolysheva E.Yu. Electronic dictionary of concepts as a means of integrated teaching of the Russian language and literature // Problems of modern philological education: Collection of scientific articles. Issue XI / Ed. V.A. Kokhanova. Moscow: MGPU, Yaroslavl: Remder, 2013.: 250-255.
  5. Kokhanova V.A. Textual approach as a methodological basis for teaching philological disciplines // Text, context, intertext: Collection of articles based on the materials of the International Conference «XIV Vinogradov Readings» (Moscow, October 16–17, 2015) / Ed. I.A. Birich, V.A. Kokhanova, A.Yu. Chelnokova. Vol. II: Methodology of teaching philological disciplines. Philosophy. History. Moscow: MCU, 2016.: 6-14.
  6. Masharova T.V., Malova T.V., Pivovarov A.A. Metapredmetality: the possibilities of its implementation in educational activities: monograph. Moscow: Knorus, 2017. 182 p.
  7. Khutorskoy A.V. Metapredmetal content and educational results: how to implement federal state educational standards (GEF) // Internet magazine «Eidos». 2012. №1. (date of the address: 02.04.2025).
  8. Sharipov F.V., Ushakov V.D. Pedagogical technologies of distance learning: a textbook. Moscow: University Book, 2020. 304 p.