Аннотация. В статье раскрывается сущность волонтерского движения, приводятся виды волонтерства, а также проводится анализ анкетирования школьной и студенческой молодежи по вопросу волонтерства в Самарской области с целью диагностики интереса молодых людей к данной деятельности и сравнение с уже проведенными исследованиями в разных регионах нашей страны.
Ключевые слова: волонтерство, молодежь Самарской области, добровольчество, волонтерская деятельность, направления волонтерской деятельности, официальное волонтерство, неофициальное волонтерство.
В современном мире ни одно мероприятие невозможно представить без волонтёров. Их привлекают к помощи в организации как локальных мероприятий (в школах, в библиотеках), так и самых масштабных (Чемпионат мира по футболу-2018). В России часто проводятся исследования, связанные с анализом различных аспектов волонтёрской деятельности в нашей стране.
Целью данной работы является исследование интереса студенческой и школьной молодежи Самарской области к волонтёрству.
Задачами исследования стало определение сущности волонтёрского движения, изучение видов волонтёрского движения, проведение опроса среди школьников и студентов региона на определение их отношения к волонтёрской деятельности.
Слово «волонтёр» произошло от латинского «voluntarius» – добровольный. В России волонтёр и доброволец – это равнозначные понятия, обозначающие человека, который добровольно и безвозмездно выполняет какую-либо работу или занимается общественной деятельностью. Доброволец вкладывает в дело, которым занимается, свои навыки и время [2].
Несовершеннолетним добровольцам нужно разрешение от родителей, а детей младше 14 лет во время волонтёрских работ должны сопровождать официальные представители. Главным сайтом у всех волонтёров в нашей стране является «Добро.РФ». Здесь можно подавать заявки на волонтёрские вакансии в своем регионе, знакомиться с единомышленниками, проходить бесплатные курсы. Завести аккаунт на сайте может ребенок с 8 лет, но следует помнить, что при отборе волонтёров на мероприятия немаловажным критерием является возраст кандидата в волонтёрскую команду. Например, если говорить о нашем регионе, ребенок 8 лет сможет принять участие в мероприятии, организованном в его учебном заведении или Всероссийским движением детей и молодежи «Движение Первых». Но в таких крупных мероприятиях, как парад Победы, ребенок такого возраста не сможет принять участие – из-за требований служб безопасности в мероприятиях такого масштаба принимают участие граждане с 14 лет. Если мероприятие заканчивается после 22:00, то в нем не могут принимать участие дети до 16 лет.
Специфическим видом волонтёрства является донорство. Стать донором может гражданин, достигший 18 лет. При этом у него не должно быть медицинских противопоказаний, повышенной температуры. В день донации необходимо пройти медицинское обследование. Донору, сдавшему кровь или компоненты крови, полагаются: денежная компенсация на питание в размере 5% от установленного прожиточного минимума или продукты питания – информацию можно уточнить в службе крови и два выходных дня по месту работы – в день сдачи крови и любой другой день по выбору в течение года после донации.
Существует множество направлений, в которых добровольцы могут проявить себя и принести пользу обществу. В числе основных – социальное, патриотическое волонтёрство, волонтёрство в сфере ЧС, культурное, экологическое, медицинское, медиа-волонтёрство и спортивное волонтёрство. Сегодня популярно событийное волонтёрство, когда люди помогают на конкретных мероприятиях. Самые яркие примеры таких событий – это Олимпийские игры в Сочи в 2014 году и Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Если говорить о событиях в Самарской области, то можно выделить такие крупные мероприятия, как «Добро. Конференция в 2023», «Дни физкультурника», «Ночь музеев» и т.д. [5].
Не всегда можно четко определить, к какому направлению относится то или иное мероприятие. Этот вопрос поставила в своей статье аспирантка Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Л.В. Плескач. Автор пишет, что существующие в нашей стране направления добровольчества во многих случаях являются взаимно пересекающимися. Например, тушение лесного пожара, по мнению автора, может относиться и к экологическому волонтёрству, и к ликвидации чрезвычайной ситуации. Наиболее перспективным решением проблемы автор видит применение многокритериальной классификации сфер волонтёрской деятельности [9, с. 10].
Волонтёрство может быть разовым или системным. Можно принять участие в одной акции или помогать регулярно, вступив в какую-либо волонтёрскую организацию [6].
Организаторы волонтёрской деятельности сами определяют, как поощрить своих волонтёров. Стандартными мерами поддержки являются благодарственные письма, проставление часов в электронную книжку, сувенирная продукция. Но далеко не все организации выставляют часы в электронную книжку волонтёрам. У некоторых организаций (чаще всего это школы, университеты) нет аккаунтов на «Добро. РФ», поэтому они не могут выставлять часы своим волонтёрам. Если говорить про Самарскую область, то сейчас почти у всех крупных региональных и городских организаций есть возможность выставлять часы в электронную волонтёрскую книжку.
На сайте «Добро. РФ» существуют организации, которые дают верифицированные и неверифицированные часы. Верифицированные часы у волонтёров на платформе «ДОБРО.РФ» — это подтверждённые волонтёрские часы, которые проставляет верифицированный организатор добровольчества.
Верифицированную организацию можно распознать по «зелёной галочке» рядом с названием организации в профиле.
Верифицированные часы учитываются при выдаче мер поддержки, например, при начислении дополнительных баллов при поступлении в вузы. В Самарской области за наличие волонтёрской книжки абитуриент при поступлении может получить от 1 до 5 дополнительных баллов. Также они могут дать дополнительное преимущество при отборе по Программе мобильности или при отборе на крупное мероприятие в роли волонтёра.
В России добровольческую деятельность регулируют несколько федеральных законов. Основной документ, который регулирует деятельность добровольцев в России – Федеральный закон №135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)», принятый в 1995 году. В декабре 2024 года его доработали и внесли изменения (от 28.12.2024 №554-ФЗ). В законе прописаны понятия, связанные с волонтёрством, права и обязанности добровольца и организаторов волонтёрской деятельности, а еще – порядок взаимодействия органов власти с волонтёрскими организациями. Кроме того, в ряде регионов приняты местные законы о волонтёрской деятельности [6].
Мы решили поинтересоваться у самарской молодежи, что думает она о добровольчестве в нашем регионе. Для этого нами было проведено анкетирование школьников 8-11 классов, студентов ВУЗов и ССУЗов. В нем приняли участие опытные волонтёры, в том числе участники очного этапа конкурса «Студент года» 2024 года, те, кто только начинает свой путь в волонтёрстве, и те, кто никогда не был волонтёром.
В анкетировании приняли участие 147 человек – 61 школьник, 15 студентов из ССУЗов и 71 студент из ВУЗов с разных направлений подготовки.
В анкетировании приняли участие обучающиеся общеобразовательных школ Самарской области – жители областного центра, а также таких населенных пунктов, как поселки городского типа Новосемейкино и Смышляевка, муниципальных районов Челно-Вершинского, Клявлинского и Красноармейского, а также городов Сызрани и Чапаевска. В опросе среди школьников участие приняли в основном ученики 8 (19 человек) и 9 (20 человек) классов. 14 человек – ученики 10 класса, самое маленькое число респондентов – обучающиеся 11 класса (8 человек).
88,3% опрошенных знают, что в их образовательном учреждении школьники занимаются волонтёрской деятельностью (см. рисунок 1).
Рис. 1. Сведения о волонтерской деятельности в школах
Треть респондентов отмечает, что в их образовательном учреждении существуют два вида волонтёрства – официальный (с проставлением часов в волонтерскую книжку) и неофициальный (безвозмездная помощь без получения какого-либо вида вознаграждения).
В школах Самарской области достаточное внимание уделяется развитию добровольческого движения, ведь многие дети получили волонтёрский опыт именно в школе.
На вопрос «Как ты думаешь, почему ребята 8-11 классов занимаются волонтёрством?» мы получили следующие ответы: среди учащихся 8-9 классов (39 человек), на первом месте располагается возможность реализации своих личностных качеств при осуществлении волонтёрской деятельности. Чуть больше трети опрошенных занимаются волонтёрством для получения часов в волонтёрскую книжку, которая дает дополнительные баллы для поступления в вуз. 10-11 классы понимают, что необходимо зарабатывать дополнительные баллы для поступления, поэтому и занимаются волонтёрством. Личностные качества у обучающихся этого возраста уже не выходят на первый план. Важно отметить, что волонтёрами молодые люди любого школьного возраста становятся не для того, чтобы получить какое-либо вознаграждение.
Ответы на предыдущий вопрос подтверждаются и следующим: среди учащихся 10-11 классов волонтёрством в настоящее время занимается большинство ребят – 18 человек из 22. А вот среди 8-9 классов немногие в настоящее время занимаются волонтёрством. Это связано с тем, что далеко не каждый в этом возрасте думает про дополнительные баллы, необходимые для поступления в вуз, к тому же многие организаторы волонтёрской деятельности либо сознательно повышают возрастной ценз, либо вынуждены следовать указаниям служб безопасности. Например, детям до 16 лет нельзя работать на мероприятиях, которые заканчиваются позже 22:00.
В 2023 году в Казанском федеральном университете исследователи пытались выяснить, играет ли волонтёрство роль в карьерном становлении молодых людей. В результате исследования пришли к выводу, что волонтёрская деятельность для молодежи возраста 14-35 лет имеет двойственный характер: молодежь, кроме помощи людям и стремления сделать мир вокруг себя лучше, преследуют личные цели. Это связано с саморазвитием или построением карьеры, ведь опыт, полученный во время волонтерства, может помочь добиться успехов в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, волонтёрское движение сейчас является одним из лифтов социальной мобильности [10, с. 107].
Не все ученики 10-11 классов занимаются волонтёрством, которое предполагает проставление часов, ведь не у всех есть волонтёрская книжка, но есть желающие ее получить. Школьники старшего возраста знакомы с понятием волонтёрской книжки. А вот среди учащихся 8-9 классов мы обнаружили, что некоторым респондентам волонтёрская книжка не нужна или они не знают, что это такое. В настоящее время волонтерскую книжку имеют меньше четверти респондентов (см. рисунок 2).
Рис. 2. Сведения о наличии у школьников волонтерской книжки
Среди факторов, препятствующих участию молодежи школьного возраста в добровольческой деятельности, респонденты выделяют нехватку времени и боязнь общества. Студенты же не выделяют социофобию в препятствующие занятию волонтёрством факторы. Возможно, это связано с тем, что люди после 18 лет – уже сформировавшиеся личности, а подросткам не хватает опыта и личностных характеристик для реализации себя как волонтера.
В январе 2025 года в Институте социально-гуманитарного образования Москвы было проведено исследование, призванное выявить роль волонтёрства в образовательном процессе. Среди обучающихся 8-11 классов выявлен недостаточный уровень мотивации к волонтёрской деятельности. Ученики избегают волонтёрства под предлогом лени и нехватки времени. Авторы рекомендуют учителям делать акцент на пользе волонтёрства, а также предлагают к разработке программы, направленные на социальную адаптацию пожилых людей, на нематериальную помощь участникам СВО [3, с. 47].
В процессе анкетирования школьников выяснилось, что учащимся 8-11 классов предлагают принять участие в разных видах волонтёрства: раздавать георгиевские ленточки, ухаживать за памятниками (патриотическое волонтёрство), убирать территорию школы и собирать макулатуру (экологическое волонтёрство), помогать пожилым людям (социальное волонтёрство), помогать в проведении школьных мероприятий (событийное волонтёрство).
Надо сказать, что в настоящее время большую популярность набирает семейное волонтёрство. Одно из исследований на эту тему было проведено в 2023 году в Воронежском государственном педагогическом университете. Авторы пришли к выводу, что семейное волонтёрство – процесс в школе хоть и реальный, но достаточно трудный и ответственный. Внедрение данного вида волонтёрства должно проходить поэтапно. Здесь важно учитывать интересы всех участников добровольческой деятельности, разработать систему мотивации и поощрения, чтобы наладить систему взаимодействия ребенка и его семьи со школой. Также важно отладить систему планирования деятельности и форму обратной связи [4, с. 30].
В процессе анализа ответов студентов ВУЗов Самарской области выяснилось, что 32 респондента никогда не занимались волонтёрством, 28 в настоящее время являются волонтёрами, а 26 раньше занимались волонтёрством, но сейчас прекратили эту деятельность (см. рисунок 3).
Рис. 3. Сведения о волонтерской деятельности студентов
Результаты нашего исследования коррелируют с исследованиями, проводимыми в других регионах России. Так, в 2022 году в Ростовской области проводили исследование, выявляющее уровень развития волонтёрства в регионе. Основные барьеры, препятствующие активному включению населения в добровольческую деятельность, по мнению ростовчан, это: дефицит времени, безразличие к проблемам других людей, отсутствие информации о работе волонтёрских организаций [7, с. 204].
Необходимость широкомасштабной информационной поддержки волонтёрского движения подчеркивается и в исследовании Южного Федерального университета, которое было проведено в 2023 году. Публикации о достижениях представителей добровольчества, об успешной реализации добровольческих практик способствовали бы более активному вовлечению молодежи в добровольчество [8, с. 163].
Большинство молодых людей считают, что в школах администрация привлекает учеников к волонтёрской деятельности прежде всего для того, чтобы приучить школьников к совершению добрых дел, оказанию пользы нуждающимся людям. Также больше половины респондентов склоняются к версиям о том, что через волонтёрство школьники получают многие социальные и коммуникативные навыки, формируется гражданская позиция, лидерские качества, у детей есть возможность проявить активность и ответственность при выполнении работы. Но также 41 респондент не исключает, что школа это делает для того, чтобы повысить свой рейтинг ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов.
Если говорить о наиболее востребованных направлениях среди опрошенных добровольцев, то можно выделить патриотическое, экологическое, событийное. Мы считаем, что возросший интерес к патриотическому направлению обусловлен ведением соответствующей молодежной политики в нашей стране, которая направлена на проведение мероприятий по сохранению исторической памяти (парады Победы, Памяти), помощь участникам СВО (плетение маскировочных сетей, посещение новых регионов, изготовление окопных свечей) и сплочение российской молодежи (студенческая весна, форум IВолга).
Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в конце 2024 года, за последние два года в обществе действительно наблюдается рост добровольческой активности. Специалисты связывают это с ростом солидарности и активизацией гражданской активности в российском обществе на фоне СВО [1].
Вне зависимости от того, сколько лет составляет волонтёрский опыт респондентов – менее 5 или более 10 лет – многие сталкивались с проблемами с точки зрения организации волонтёрского мероприятия. Это такие, например, как неорганизованность волонтёров, задержки волонтёров на функции, некачественное информирование волонтёров о выполняемой ими функции, отсутствие питания, часто на мероприятия приходят волонтёры, которые не имеют желания помогать людям, а хотят получить какие-то бонусы от такого времяпрепровождения. Иногда на мероприятия не нужно такое количество волонтёров, какое поставил на функционал организатор. Возможно и обратное – на волонтёров часто возлагают большие объемы работы. На многих мероприятиях также нет смен, из-за чего участие в таких мероприятиях становится невозможным для обучающихся или работающих.
Большая часть опрошенных осведомлена о деятельности волонтёрского центра в их образовательных организациях. Чаще всего деятельность связана с экологией, патриотизмом или событийным волонтёрством.
В рейтинге респондентов первое место по успешности проведенных мероприятий занимает организация «Волонтеры Победы». На втором месте – Самарский Дом молодежи, на третьем – ресурсный центр добровольчества Самарской области. Молодежь считает, что именно эти организации больше всего заботятся о волонтерах и вносят большой вклад в помощь другим людям. Также молодые люди больше всего наслышаны о деятельности данных организаций, а также при организации мероприятий с этими центрами никогда не возникает конфликтных ситуаций. Мы считаем, что «Волонтеры Победы» у респондентов вышли в лидеры еще и потому, что сейчас в Самарской области большое внимание уделяется патриотическому сектору волонтёрства в связи с происходящими политическими событиями. К тому же все большее количество волонтёров каждый год желают участвовать в организации парадов Победы и Памяти, акции «Огненные картины войны» и других мероприятиях.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что сейчас предпринимаются попытки для вовлечения молодежи в добровольческую деятельность, разнообразные организации предлагают принять участие в мероприятиях по различным направлениям волонтёрства. Но, к сожалению, не всегда из-за доминирования личностно-ориентированного фактора как тенденции современного общества волонтёрство может играть в обществе свою роль, для чего и существует – помощь людям. Именно поэтому учителям в школах специалистами рекомендуется приучать детей к общественно-полезной деятельности делая акцент на том, что такая деятельность направлена прежде всего на помощь окружающим, а не на получение личной выгоды, чтобы по достижении определенного возраста при желании вступить в общественную организацию человек понимал, что он идет туда прежде всего для совершения добрых дел, заключающихся в помощи окружающим людям.
Список литературы:
- Волонтеры России: мониторинг // ВЦИОМ НОВОСТИ (сайт), 2023. (дата обращения: 16.03.2025).
- Войко А. История волонтерства в России: от ритуалов помочи до субботников // Культура.РФ (сайт). (дата обращения: 28.02.2025).
- Крылова Б.Е., Лях Ю.А. Роль волонтерства в образовательном процессе: социальные и образовательные результаты // Universum: психология и образование. М.: 2025. №1(127). С. 46-51. (дата обращения: 28.02.2025).
- Кудинова Ю.В., Моисеева Ю.С. Семейное волонтерство как направление социально-педагогической работы в школе // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Уфа: С. 26-31.
- Направления волонтерской деятельности // Инфоурок (сайт). (дата обращения: 14.03.2025).
- Объясняем по пунктам: что такое волонтерство // Добро.рф (сайт). (дата обращения: 16.03.2025).
- Овсий В.В. Уровень развития волонтерской деятельности на территории Ростовской области // Гуманитарий Юга России. Ростов-на-Дону: 2022. Т. 11(57). №5. С. 199-207.
- Овсий В.В. Факторы, препятствующие развитию молодежного волонтерства в современной России // Гуманитарий Юга России. Ростов-на-Дону: 2023. Т. 12. №4(62). С. 160-166.
- Плескач Л.В. Особенности классификации направлений добровольческой деятельности в России // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №3. Гуманитарные и общественные науки. Пермь: 2025. С. 8-15.
- Талибова Ф.Г. Роль волонтерства в карьерном становлении молодых людей (на основе данных авторского исследования) // Казанский социально-гуманитарный вестник. Казань: 2023. С. 105-109.
Diagnosis of youth interest in volunteering in the Samara region
Luzanova E.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Samara
Research supervisor:
Smolkova Anna Yurievna,
Associate Professor of the Department of General, Social Psychology and Personnel Management of the Samara campus of Moscow city university, Candidate of Economic Sciences
Abstract. The article reveals the essence of the volunteer movement, provides an analysis of the types of volunteerism, and analyzes a survey of school and student youth on the issue of volunteering in the Samara region in order to diagnose the interest of young people in this activity and compare it with studies already conducted in different regions of our country.
Keywords: volunteerism, youth of the Samara region, volunteerism, volunteer activity, areas of volunteer activity, official volunteerism, unofficial volunteerism.
References:
- Russian Volunteers: monitoring // VTsIOM NEWS (website), 2023. (date of the address: 16.03.2025).
- Wojko A. History of volunteering in Russia: from urination rituals to clean-up days // Культура.РФ (website). (date of the address: 28.02.2025).
- Krylova B.E., Lyakh Yu.A. The role of volunteerism in the educational process: social and educational outcomes // Universum: psychology and education. Moscow: 2025. №1(127).: 46-51. (date of the address: 28.02.2025).
- Kudinova Yu.V., Moiseeva Yu.S. Family volunteerism as a direction of social and pedagogical work at school // Bulletin of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla. Ufa:: 26-31.
- Directions of volunteer activity // Infourok (website). (date of the address: 14.03.2025).
- We explain point by point: what is volunteering // Добро.рф (website). (date of the address: 16.03.2025).
- Ovsiy V.V. The level of development of volunteer activity in the Rostov region // Humanities of the South of Russia. Rostov-on-Don: Vol. 11(57). №5.: 199-207.
- Ovsiy V.V. Factors hindering the development of youth volunteerism in modern Russia // Humanities of the South of Russia. Rostov-on-Don: 2023. Vol. 12. №4(62).: 160-166.
- Pleskach L.V. Features of the classification of areas of volunteerism in Russia // Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series №3. Humanities and Social Sciences. Perm: 2025.: 8-15.
- Talibova F.G. The role of volunteerism in the career development of young people (based on the data of the author's research) // Kazan Socio-Humanitarian Bulletin. Kazan: 2023.: 105-109.