Аннотация. Значимость исследования, изложенного в статье, заключается в том, что результаты исследования дополняют существующие в психологической науке сведения о таких психологических феноменах как статусное положение и акцентуации характера у подростков. В ходе работе был проведен анализ научной литературы, который позволил расширить, систематизировать и более подробно изучить современные теории, представления и концепции о взаимосвязи статусного положения и акцентуации характера у подростков. Также представлены результаты проведенного автором исследования по данной тематике. Результаты исследования можно использовать для помощи классным руководителям, родителям при взаимодействии, установлении контакта и доверительного общения с подростками.
Ключевые слова: статусное положение, акцентуации характера, подросток, развитие личности.
В современном обществе изучение статусного положения и акцентуации характера, как важных характеристик развития личности подростка представляет собой актуальную проблему, требующую глубокого анализа и изучения. Подростковый возраст является периодом интенсивного развития личности, когда формируются основные черты характера и устанавливаются социальные позиции. В этот период особенно заметны взаимосвязи между индивидуальными особенностями подростков и их статусом в обществе, что влияет на их адаптацию и взаимодействие с окружающим миром.
Статусное положение подростка в социуме может быть определено различными факторами, такими как социальный статус семьи, образование, материальное положение, а также успехи в учебе и внешний облик. В свою очередь, акцентуация характера представляет собой усиление отдельных черт личности, что может проявляться в различных сферах поведения и общения.
Актуальность темы данного исследования обуславливается тем, что современное общество сталкивается с множеством проблем подросткового возраста, включая вопросы адаптации и социальной интеграции молодежи. Статусное положение в социуме и особенности характера значительно влияют на поведение подростков, их самооценку и межличностные отношения. Изучение этих взаимосвязей поможет лучше понять проблемы социальной адаптации и интеграции подростков, а также способствовать разработке методик по их корректировке и поддержке.
Несмотря на значительное количество исследований в области психологии подростков, вопросы взаимосвязи статусного положения и акцентуаций характера остаются недостаточно изученными. Данная работа может внести вклад в научное понимание того, как статусное положение влияет на формирование и проявление акцентуаций характера у подростков, а также как эти акцентуации могут в свою очередь влиять на изменение статуса подростка в различных социальных группах.
На основе результатов данного исследования могут быть разработаны практические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников и родителей, направленные на повышение уровня психологического благополучия подростков и улучшение их социального статуса. Это может включать стратегии для снижения негативного влияния акцентуаций характера на поведение и взаимодействия подростков в различных социальных контекстах.
Концепция акцентуаций характера начала формироваться в середине ХХ века и продолжает развиваться, претерпевая изменения и получая новые дополнения. Это делает данное направление в психологии живым и динамичным. С течением времени подходы к классификации и трактовке акцентуаций характера эволюционировали от строгой медицинской модели к более гибким и интегративным психологическим моделям.
Так, концепция акцентуаций была введена К. Леонгардом, немецким психиатром, который предложил первую классификацию этого феномена. Он выделил 12 типов акцентуаций, которые он поделил на три основные категории: темпераментные, характерологические и смешанные. В категорию темпераментных входят гипертимный, дистимный, аффективно-лабильный, эмотивный и экзальтированный типы. Характерологические акцентуации включают в себя педантичный, застревающий, демонстративный, возбудимый и застенчивый типы. Наконец, смешанные типы объединяют в себе тревожно-боязливый и циклоидный.
А.Е. Личко, советский и российский психиатр, адаптировал классификацию Леонгарда для использования в контексте подросткового возраста. Он предложил свою собственную классификацию, акцентируя внимание на тех особенностях развития личности, которые становятся наиболее заметными в юношеском возрасте, выделяя такие типы акцентуаций, как гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный и неустойчивый [3].
Сравнивая работы К. Леонгарда и А.Е. Личко, можно заметить, что Леонгард сконцентрировался на взрослой популяции, в то время как Личко адаптировал идеи для подростков и молодых людей, что делает его подход особенно ценным в области детской и подростковой психиатрии и психологии. Оба подхода вносят значимый вклад в понимание того, как акцентуированные черты могут влиять на развитие личности в разные периоды жизни [2].
Классификация акцентуаций характера играет ключевую роль в понимании индивидуальных различий между людьми. Это знание важно не только для теоретического осмысления личностных особенностей, но и для практической диагностики. Современная психологическая практика предлагает разнообразные методы для определения типа акцентуации, включая специализированные опросники и интервью. Среди них наиболее известны Методика диагностики акцентуаций характера (МДАХ) Леонгарда и Шмишека, а также опросник А.Е. Личко [9].
Подростковый период является критическим временем в жизни человека, когда формируются основы межличностных отношений, особенно взаимодействие со сверстниками, что в дальнейшем оказывает значительное влияние на психологическое благополучие и личностное развитие. В этот период интимное и личностное общение с ровесниками играет решающую роль в становлении личности. Недостаток социальной поддержки от сверстников может привести к серьезным осложнениям, включая школьные проблемы, токсикоманию и даже самоубийство, в то время как адекватная поддержка способствует лучшей адаптации и успеху в дальнейшей жизни [5], [6], [7], [8].
Понятие социометрического статуса, определяющее положение человека в социальной группе, имеет значительное влияние на его взаимоотношения с другими членами группы и на его психологическое состояние [10]. Социометрический статус представляет собой реальную социально-психологическую характеристику, отражающую степень признания и уважения индивида внутри группы. С 1920-х годов проблема социометрического статуса стала важной темой психологии, когда Дж. Морено выделил три основных типа связей между членами группы: эмоциональные, деловые и интеллектуальные. Субъективные эмоциональные отношения к членам группы создают интенсивность внутригрупповых чувств для каждого члена, что может привести к формированию различных социометрических статусов, таких как «звёзды», принятые, непринятые и отвергнутые. Опыт показывает, что отвергнутые чаще проявляют социальную неадекватность, что подчеркивает важность социометрического статуса для психологического благополучия индивида.
Социометрический статус часто выступает в качестве ключевого фактора, влияющего на самооценку и уровень комфорта в социальных средах [1]. Отвержение или принятие социумом может сильно повлиять на эмоциональное состояние человека, его уверенность в себе и чувство принадлежности. Например, те, кто испытывает отвержение, могут чувствовать себя некомфортно в обществе, что может привести к ухудшению психического здоровья и социальной адаптации. С другой стороны, принятие группой и высокий социометрический статус могут способствовать укреплению самооценки и общему благополучию личности. Таким образом, понимание и учет социометрического статуса играют важную роль в формировании условий для психологического здоровья и социальной адаптации каждого индивида. Также социометрический статус может оказывать влияние на различные аспекты жизни человека, такие как его успех в учебе, карьерном росте и общественной активности. Люди с высоким социометрическим статусом часто имеют больше возможностей для развития социальных навыков, обмена информацией и участия в различных социальных событиях. В то время как люди с низким статусом могут испытывать ограничения в доступе к ресурсам и возможностям, что может создавать дополнительные препятствия на пути к их личностному и профессиональному росту [11]. Понимание и учет социометрического статуса важно не только для индивидуального благополучия, но и для создания более справедливого и инклюзивного общества, где каждый человек имеет равные возможности для развития и самореализации.
Таким образом, взаимосвязь между подростковым возрастом, социометрическим статусом подростка и акцентуацией характера является сложным и многоаспектным явлением, требующим дальнейшего исследования и анализа. Понимание этой взаимосвязи имеет важное значение для разработки эффективных методов поддержки и сопровождения подростков в период их становления как личностей.
Эмпирическое исследование взаимосвязи статусного положения и акцентуации характера подростков проводилось на базе ГБОУ г. Москвы «Школа №1560 «Лидер». В исследовании участвовало 112 подростков – учащихся средней школы в возрасте от 13 до 15 лет.
Диагностический аппарат данного исследования состоит из следующих методик:
- Акцентуации характера и темперамента личности (тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда);
- Патохарактерологический диагностический опросник (автор А.Е. Личко);
- Социометрия (Ж.И. Морено);
- Изучение социализированности личности учащегося» (М.И. Рожков);
- Анкета оценки отношений подростка с классом (Е.И. Рогов).
Методика «Акцентуации характера и темперамента личности»
Результаты теста-опросника выявили, что среди учеников восьмого класса наиболее выраженными типами акцентуации характера являются экзальтированный, гипертимный, циклотимный и эмотивный типы, где процент выраженных случаев составляет 59,38%, 56,25%, 56,25% и 62,5% соответственно. Это может указывать на преобладание среди учеников эмоционально подвижных, энергичных и чувствительных личностей, склонных к частым сменам настроения и ярким эмоциональным реакциям.
В то же время, застревающий, педантичный, тревожный и дистимный типы встречаются реже, с процентом выраженных случаев 9,38%, 18,75%, 12,5% и 6,25% соответственно. Это говорит о меньшем количестве учеников с устойчивыми, медленно меняющимися эмоциями и низким уровнем тревожности и депрессивности. Результаты отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение выраженных типов акцентуаций у респондентов по методике Акцентуации характера и темперамента личности
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
Среди учеников наблюдается значительное разнообразие типов акцентуаций характера. Это указывает на необходимость индивидуального подхода в образовательной и воспитательной работе. Особенно важно учитывать специфику каждой акцентуации для эффективного взаимодействия с учениками.
Высокий процент неопределенных случаев (25%): четверть учеников не имеют явной акцентуации. Это может свидетельствовать о том, что у этих учеников либо не ярко выражены акцентуации, либо их характер еще формируется и нуждается в дальнейшем наблюдении.
Преобладание эпилептоидного типа (15,63%): значительное количество учеников с эпилептоидным типом акцентуации указывает на наличие таких черт, как склонность к педантизму, раздражительности, иногда агрессивности. Эти ученики могут нуждаться в особом внимании и поддержке для развития навыков саморегуляции и управления эмоциями.
Важно учитывать, что дети с выраженными акцентуациями могут испытывать различные трудности, такие как проблемы с адаптацией в коллективе, академическая успеваемость, эмоциональная стабильность. Для них может быть полезно организовать психологическую поддержку, развивающие занятия и консультации. Результаты отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Соотношение выраженных типов акцентуаций у респондентов по патохарактерологическому диагностическому опроснику
Социометрия
Большинство учеников (75%) относятся к категории «предпочитаемые». Это свидетельствует о высоком уровне социальной интеграции и взаимоприемлемости среди учеников. Такой процент указывает на благоприятный социально-психологический климат в классе, где большинство детей чувствуют себя комфортно и включены в коллектив.
18,75% учеников являются «звездами». Эти дети играют роль лидеров в классе, пользуются уважением и доверием сверстников. Их наличие важно для поддержания позитивного социального климата и динамики в коллективе. «Звезды» могут быть задействованы в организации классных мероприятий и выступать в роли посредников в разрешении конфликтов.
6,25% учеников оказались в категории «отвергнутые». Несмотря на то, что этот процент относительно низкий, важно обратить на них внимание, так как они могут испытывать чувство изоляции, что может негативно сказаться на их эмоциональном состоянии и успеваемости. Необходимо разработать стратегии для их интеграции в коллектив и оказания поддержки. Результаты отражены на рисунке 3.
Рис. 3. Соотношение выраженных типов статусных категорий у респондентов
Методика «Изучение социализированности личности учащегося»
Большинство учеников (59,38%) имеют средний уровень социальной адаптации, что указывает на удовлетворительную способность приспосабливаться к школьной среде и общаться с одноклассниками. В то же время, 12,5% учеников с низким уровнем адаптации могут испытывать трудности в социализации и нуждаться в дополнительной поддержке.
Уровень социальной автономии делится примерно поровну между средней (40,63%) и высокой (40,63%) степенью, что свидетельствует о достаточно высоком уровне самостоятельности и ответственности среди учеников. Лишь 18,75% учеников имеют низкий уровень социальной автономии, что требует внимания к развитию их независимости.
43,75% учеников проявляют высокую социальную активность, что является положительным фактором для школьной жизни и участия в коллективных мероприятиях. Однако 28,13% учеников имеют низкий уровень социальной активности, что может свидетельствовать о замкнутости или недостатке мотивации к участию в общественной жизни.
Социальная нравственность у большинства учеников находится на среднем (43,75%) и высоком (31,25%) уровнях, что указывает на хорошее понимание моральных норм и правил поведения. Тем не менее, 25% учеников с низким уровнем социальной нравственности могут нуждаться в дополнительных воспитательных мероприятиях для укрепления нравственных принципов. Результаты отражены на рисунке 4.
Рис. 4. Соотношение уровня социальной адаптации респондентов
Анкета оценки отношений подростка с классом
Большинство учеников проявляют коллективистический тип восприятия, что свидетельствует о сильной ориентации на групповую деятельность и ценности, такие как сотрудничество, взаимопомощь и единство. Это положительный знак, указывающий на сплоченность класса и высокую вероятность конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.
Большая часть учеников также имеет индивидуалистический тип восприятия. Эти ученики, хотя и ориентируются на собственные цели и интересы, могут привносить в класс разнообразие мнений и подходов. Однако важно следить за тем, чтобы их индивидуализм не переходил в эгоцентризм и не мешал групповым процессам.
Треть учеников ориентированы на прагматическое восприятие, что означает их склонность к практическому подходу и ориентации на достижение конкретных целей. Эти ученики могут быть полезны в проектной деятельности и в ситуациях, требующих решения практических задач. Важно, чтобы их прагматизм был направлен на благо всего класса и способствовал общей гармонии. Результаты отражены на рисунке 5.
Рис. 5. Соотношение типов восприятия учащимися друг друга
Статистический анализ для номинальных (категориальных) параметров проводился методом кросс-табуляции, значимость различий оценивалась методом χ2 Пирсона. Статистический анализ порядковых (ранговых) параметров проводился методом кросс-табуляции, значимость различий оценивалась методом корреляции Спирмена.
Корреляционный анализ выявил следующие взаимосвязи:
Данные показывают, что по мере увеличения степени социальной активности наблюдается рост выраженности гипертимного типа акцентуации. Это подтверждается корреляционным анализом, который выявил значимую положительную связь (ρ=0,52, p<0,01). Таким образом, чем более социально активен человек, тем более вероятно у него выражены черты гипертимного типа акцентуации.
Корреляционный анализ показал значимую положительную взаимосвязь между степенью социальной активности и выраженностью циклотимного типа акцентуации (ρ=0.53, p<0.01). Это указывает на то, что по мере увеличения социальной активности растет выраженность циклотимного типа акцентуации.
Корреляционный анализ показал значимую положительную взаимосвязь между степенью социальной активности и выраженностью демонстративного типа акцентуации (ρ=0,40, p<0,05). Это указывает на то, что по мере увеличения социальной активности наблюдается рост выраженности демонстративного типа акцентуации.
Корреляционный анализ показал значимую положительную взаимосвязь между степенью социальной активности и выраженностью возбудимого типа акцентуации (ρ=0,38, p<0,05). Это свидетельствует о том, что по мере увеличения социальной активности растет выраженность возбудимого типа акцентуации.
Корреляционный анализ показал значимую отрицательную взаимосвязь между степенью социальной активности и выраженностью дистимного типа акцентуации (ρ= –0,36, p<0,05). Это свидетельствует о том, что по мере увеличения социальной активности уменьшается выраженность дистимного типа акцентуации.
Корреляционный анализ показал значимую положительную взаимосвязь между степенью социальной нравственности и выраженностью гипертимного типа акцентуации (ρ=0,42, p<0,05). Это указывает на то, что по мере увеличения социальной нравственности наблюдается рост выраженности гипертимного типа акцентуации.
Корреляционный анализ показал значимую положительную взаимосвязь между степенью социальной нравственности и выраженностью эмотивного типа акцентуации (ρ=0,49, p<0,01). Это указывает на то, что по мере увеличения социальной нравственности наблюдается рост выраженности эмотивного типа акцентуации.
Корреляционный анализ показал значимую положительную взаимосвязь между степенью социальной нравственности и выраженностью педантичного типа акцентуации (ρ=0,53, p<0,01). Это указывает на то, что по мере увеличения социальной нравственности наблюдается рост выраженности педантичного типа акцентуации.
Корреляционный анализ показал значимую положительную взаимосвязь между степенью социальной нравственности и выраженностью циклотимного типа акцентуации (ρ=0,41, p<0,05). Это указывает на то, что по мере увеличения социальной нравственности наблюдается рост выраженности циклотимного типа акцентуации.
Выводы:
- По результатам теста-опросника Г. Шмишека и К. Леонгарда выявлено, что среди учеников восьмого класса наиболее выраженными типами акцентуации характера являются экзальтированный, гипертимный, циклотимный и эмотивный типы. Застревающий, педантичный, тревожный и дистимный типы встречаются реже.
- Результаты патохарактерологического диагностического опросника указывают на то, что четверть учеников не имеют явной акцентуации. Значительное количество учеников с эпилептоидным типом акцентуации. Группы с психастенической, неустойчивой, астено-невротической и смешанной акцентуациями распределились равномерно. Только один ученик имеет шизоидную акцентуацию.
- По результатам социометрии выявлено, что большинство учеников (75%) относятся к категории «предпочитаемые». 18,75% учеников являются «звездами», 6,25% учеников оказались в категории «отвергнутые».
- Результаты методики, направленной на изучение социализированности личности учащегося М.И. Рожкова указывают на то, что большинство учеников (59,36%) имеют средний уровень социальной адаптации, 12,5% учеников с низким уровнем адаптации. Уровень социальной автономии делится примерно поровну между средней (40,63%) и высокой (40,63%) степенью, 18,75% учеников имеют низкий уровень социальной автономии. 43,75% учеников проявляют высокую социальную активность, 28,13% учеников имеют низкий уровень социальной активности. Социальная нравственность у большинства учеников находится на среднем и высоком уровнях.
- По результатам прохождения анкеты оценки отношений подростка с классом Е.И. Рогова выявлено, что большинство учеников проявляют коллективистический тип восприятия. Большая часть учеников также имеет индивидуалистический тип восприятия. Треть учеников ориентированы на прагматическое восприятие. Установлено, что увеличение степени социальной активности связано с увеличением выраженности различных типов акцентуации. Это указывает на то, что люди с более высокой социальной активностью склонны демонстрировать более выраженные черты этих типов акцентуации. Интересно отметить, что для дистимного типа акцентуации была выявлена отрицательная взаимосвязь, что означает, что с увеличением социальной активности выраженность дистимного типа уменьшается.
- Анализ показал, что степень социальной нравственности также коррелирует с выраженностью определенных типов акцентуации. В частности, было установлено, что гипертимный, эмотивный, педантичный и циклотимный типы акцентуации имеют положительную взаимосвязь со степенью социальной нравственности. Это свидетельствует о том, что люди с более высокой социальной нравственностью склонны демонстрировать более выраженные черты этих типов акцентуации. Однако стоит отметить, что других значимых взаимосвязей, включая социометрию и тип восприятия индивидом группы, с изучаемыми параметрами обнаружено не было. Это может указывать на то, что данные параметры либо не играют значимой роли в контексте данного исследования, либо требуют дальнейшего изучения с использованием других методов и подходов.
- Таким образом, результаты подчеркивают важность учета типов акцентуации при анализе социальной активности и нравственности, что может иметь значимость для психологической практики, особенно в области социальной психологии и психотерапии. Эти взаимосвязи могут помочь в разработке более эффективных стратегий взаимодействия и поддержки людей с разными типами акцентуации личности.
Список литературы:
- Егоров А.Ю. Социальный статус и его влияние на формирование личности. М.: Наука, 2022. 228 с.
- Жукова О.Ю. Психология подростков с акцентуациями характера. М.: Флинта, 2021. 210 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 2021. 304 с.
- Львова С.В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ, 2021. №1(27). С. 65-75.
- Львова С.В., Унру О.В. Изучение самоотношения при формировании ценностной сферы подростков // Системная психология и социология, 2013. №8. С. 49-53.
- Львова С.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков «группы риска» // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки, 2017. №6. С. 91-97.
- Львова С.В. Факторы, влияющие на принятие подростками друг друга в условиях школьного образования // Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования. М.: Издательство «Перо», 2016. С. 15-22.
- Мусагитова С.Р. Взаимосвязь статусного положения и акцентуации характера у подростков // Психологические и биологические особенности деструктивного поведения: Материалы всероссийского научно-практического круглого стола с международным участием, Московский городской педагогический университет, 07 декабря 2023 года. М.: РИТМ, 2024. С. 48-51.
- Феофанова О.В. Акцентуации характера и социальная адаптация подростков. М.: Издательство «Наука», 2021. 196 с.
- Чернышова Е.И. Подростковая агрессивность и статус в группе. М.: Форум, 2021. 224 с.
- Юдинг В.С. Роль статуса в психологическом развитии личности. М.: Изд-во РАН, 2021. 256 с.
Status and character accentuation are important characteristics of a teenager's personality development
Musagitova S.R.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Lvova Svetlana Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Clinical, Psychological and Pedagogical Foundations of Personality Development at the Institute of Psychology and Integrated Rehabilitation of the Moscow City University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Abstract. The significance of the research presented in the article lies in the fact that the results of the study complement the existing information in psychological science about such psychological phenomena as status and character accentuation in adolescents. In the course of the work, an analysis of scientific literature was carried out, which made it possible to expand, systematize and study in more detail modern theories, ideas and concepts about the relationship between status and character accentuation in adolescents. The results of the author's research on this topic are also presented. The results of the study can be used to help classroom teachers and parents in interacting, establishing contact and trusting communication with teenagers.
Keywords: status status, character accentuation, teenager, personality development.
References:
- Egorov A.Y. Social status and its influence on personality formation. Moscow: Nauka, 2022, 228 p.
- Zhukova O.Y. Psychology of adolescents with character accentuation. Moscow: Flinta, 2021. 210 p.
- Lichko A.E. Psychopathies and character accentuation in adolescents. Leningrad: Medicine, 2021. 304 p.
- Lvova S.V. Resilience and stress tolerance in high school students and students in educational activities // CITISE, 2021. №1(27).: 65-75.
- Lvova S.V., Unruh O.V. The study of self-attitude in the formation of the value sphere of adolescents // System psychology and sociology, 2013. №8.: 49-53.
- Lvova S.V. Psychological and pedagogical support for adolescents of the «risk group» // Scientific review. Series 2: Humanities, №6.: 91-97.
- Lvova S.V. Factors influencing teenagers' acceptance of each other in school education // Modern psychological and pedagogical approaches to fostering tolerance and social competence to overcome antisocial behavior in integrated school education. Moscow: Publishing House «Pero», 2016.: 15-22.
- Musagitova S.R. The relationship between status and character accentuation in adolescents // Psychological and biological features of destructive behavior: Materials of the All-Russian scientific and practical round table with international participation, Moscow City Pedagogical University, December 07, 2023. Moscow: RHYTHM, 2024.: 48-51.
- Feofanova O.V. Character accentuation and social adaptation of adolescents. Moscow: Nauka Publishing House, 2021. 196 p.
- Chernyshova E.I. Adolescent aggressiveness and status in a group. Moscow: Forum, 2021. 224 p.
- Yuding V.S. The role of status in the psychological development of personality. Moscow: Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 2021. 256 p.