Аннотация. В статье рассматривается связь нарушений внимания в контексте нейропсихологического обследования с тяжестью проявлений аутизма. Показатель внимания является ключевым в психолого-педагогической работе и в практической деятельности замечено, что тяжёлые нарушения внимания бывают характерны для случаев глубокого аутистического расстройства. В статье предпринята попытка соотнести результаты нейропсихологической диагностики с данными общепринятых инструментов оценки развития. В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте от 2 до 6 лет. Для подтверждения гипотезы использовались такие методы, как нейропсихологическая диагностика Ж.М. Глозман и рейтинговая шкала C.A.R.S. Использованные методики помогли установить значимые междисциплинарные связи для создания комплексной картины психического развития ребёнка.
Ключевые слова: аутизм, РАС, нейропсихологическая диагностика, нейропсихологическая коррекция, C.A.R.S., нарушения внимания, регуляторная сфера, нейродинамическая сфера, исполнительные функции.
Изучение расстройств аутистического спектра (далее – РАС) лежит в зоне интересов многих научных направлений, среди которых традиционно выделяют специальную педагогику и психологию, дефектологию, логопедию, нейропсихологию, психиатрию, неврологию, патофизиологию, генетику. Растёт и объём лабораторных диагностических исследований, рекомендованных для подробного изучения этиологии, патогенеза или выявления сопутствующих нарушений: генетическое обследование, ЭЭГ, МРТ, эндокринологическое обследование, диагностика слуха и зрения, и другие исследования [12].
Несмотря на, казалось бы, расширение представлений о РАС, отмечается разрозненность имеющихся данных, собранных в каждой отдельной дисциплине. Такой подход не приводит к созданию комплексной картины нарушения, а способствует лишь механическому накоплению знаний, которые не только не применяются практически, но и являются недоступными для понимания родителями и специалистами других сфер.
Одной из динамично развивающихся сфер на сегодняшний день является нейропсихология, объединяющая в себе знания об особенностях психической деятельности детей с самыми разнообразными нозологиями [1], [3], [9], [10], [11], [14].
Изначально наука строилось на абилитации или реабилитации утраченных вследствие травм функций. В будущем сфера применения расширялась, благодаря чему стала развиваться детская нейропсихология, которая ставила перед собой диагностические, коррекционные и прогностические задачи. Следует отметить, что изначально область нейропсихологических знаний использовалась для работы с частичными отклонениями, среди которых могли быть дети со стойкими трудностями обучения, задержкой психического (ЗПР) и речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР), эмоциональными расстройствами и даже одарённостью [1], [9].
Однако в практической деятельности специалисты всё чаще сталкиваются с ситуациями, в которых необходимо применять нейропсихологические методы диагностики и коррекции с детьми, имеющими диагноз РАС. В большинстве же случаев, нейропсихолог вовсе оказывается одной из первых «инстанций» куда попадают дети, которым ещё не диагностирован аутизм.
Первичными дефицитами, значительно влияющим на ход диагностической и коррекционной работы, являются нарушения внимания. Чтобы сделать значимые выводы о функции внимания в нейропсихологической практике используется характеристика нейродинамической регуляции и произвольного контроля деятельности. Следует отметить, что оценивание происходит на протяжении всего обследования, когда на первый взгляд специалист проводит пробы на другие функции, поскольку, как описывалось выше – особенности внимания выраженно влияют на всю психическую деятельность.
Другим фактором, послужившим исследованию именно этой сферы, стали данные, указывающие на наличие стойких дефицитов регуляции («исполнительных функций») у группы лиц с РАС [2], [4], [9], [13], [15].
И всё же, среди множества современных исследований особую ценность представляют не только те, которые направлены на констатацию факта имеющихся нарушений. Высокую значимость имеют данные, указывающие на корреляцию различных признаков, в том числе с использованием нескольких инструментов оценки.
Для нейропсихологической практики интересными могут стать зарубежные исследования, в которых проведён анализ нейропсихологической батареи тестов с другими общепринятыми диагностическими методиками [15], [16], [18], [19].
Примером может служить исследование, анализирующее инструмент оценки развития детей CNBS-R2016 (Children neuropsychological and behavioral scale-revision 2016), широко использующийся в Китае и базирующийся на поведенческих и нейропсихологических критериях оценки развития. Данная методика включает в себя шкалу оценки симптомов РАС, результаты которой могут быть сопоставимы с такими известными инструментами как ADOS-2 (План диагностического обследования при аутизме), ABC (Контрольный список поведения при аутизме) и C.A.R.S. (Рейтинговая шкала аутизма у детей) [16] и GDS-C (Шкала интеллектуального развития Гриффитса) [18].
Проанализированные актуальные исследования показывают потенциал нейропсихологического исследования с позиции расширения представлений о состоянии психических функций ребёнка с РАС, даже в случае затруднений при проведении диагностических проб.
Целью настоящего исследования является установление связи между нейропсихологическими нарушениями внимания и проявлениями РАС.
Нами были использованы следующие методы исследования и инструменты диагностики:
- Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S. в переводе и адаптации Морозовой Т.Ю., Довбня С.В. [17].
- Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой, Ю.О. Титовой [6, 7, 8].
- Метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S. [17] используется как скрининговый инструмент для выявления детей с аутизмом и определения тяжести симптомов с помощью метода наблюдения. В нашей исследовательской работе использовался полный вариант методики, в котором при подсчёте учитывались данные всех шкал. C.A.R.S. содержит следующие категории оценки поведения: отношение к людям, имитация, эмоциональный ответ, владение телом, использование предметов, адаптация к изменениям, использование зрения (зрительный ответ), использование слуха (слуховой ответ), ответ и использование обоняния, осязания и вкуса, нервозность и страхи, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, уровень активности, уровень и согласованность интеллектуального ответа, общее впечатление. Для подсчёта используются баллы от 1 до 4, где «1» свидетельствует об отсутствии трудностей, а «4» о наличии серьёзных нарушений. Для оценки смежных проявлений могут быть использованы баллы 1.5, 2.5 или 3.5.
Нейропсихологическая диагностика проводится в формате экспериментального исследования [6], [7], [8], в ходе которого ребёнку предъявляются задания по возрастным нормативам. В процессе проведения фиксируются не только конечные результаты выполнения, но и метод решения, демонстрируемое ребёнком поведение, а также степень развёрнутости оказываемой при необходимости помощи. Если ребёнок не справляется с поставленными заданиями, специалисту предлагается взять протокол предыдущей возрастной группы.
Для подтверждения поставленной гипотезы использовались данные из блока «Нейродинамическое и регуляторное развитие». Остальные блоки («социальное развитие», «когнитивное развитие» и «двигательное развитие») не соответствовали цели исследовательской работы и не были описаны в статье.
Диагностика нейродинамического и регуляторного развития детей дошкольного возраста содержит следующие параметры, количество и качество которых может изменяться в зависимости от возраста:
- Нейродинамическая регуляция состоит из оценки следующих показателей: выдерживает 40 минут обследования без перерыва, выдерживает 20-30 минут и ещё 20 минут после паузы, удерживает рабочую позу, отвлекаемость, паузы при выполнении заданий более 10 секунд, оценка выполнения корректурной пробы.
- Произвольная регуляция поведения состоит из оценки следующих показателей: следование инструкциям, полевое поведение, расторможенность, замена требуемых действий стереотипами, импульсивность, наличие ориентировочного этапа деятельности, оценка выполнения пробы реакции выбора, оценка воспроизведения ритмических структур по инструкции.
Для подсчёта суммируются оценки за общую активность в процессе обследования, корректурную пробу, общую регуляцию поведения, пробу «Реакция выбора», пробу «Воспроизведение ритмических структур». За каждый параметр может быть выставлена оценка от 0 до 3, где «0» – безошибочное выполнение или отсутствие трудностей, а «3» – выполнение недоступно, присутствуют выраженные трудности. Для оценки смежных проявлений могут быть использованы баллы 0.5, 1.5 и 2.5.
Диагностика проводилась на базе центра детской нейропсихологии «Альтера Вита» г. Москва. В исследовании приняли участие 14 детей дошкольного возраста от 3 лет до 6 лет 5 месяцев (см. таблицу 1). У 11-и детей из выборки уже стоял диагноз из раздела F84, у оставшихся 3-х детей не было официального диагноза.
Дети без официально установленного диагноза проявляли ряд аутистических черт на первичной нейропсихологической диагностике, среди которых особенно выделялись нарушения в сфере имитации, зрительного и слухового восприятия, а также вербальной и невербальной коммуникации.
Таблица 1. Участники экспериментального исследования
№ участника |
Пол |
Возраст |
Наличие официального диагноза на первичной диагностике |
1 |
мужской |
3 года |
Присутствует (F84) |
2 |
мужской |
3 года 1 мес. |
Присутствует (F84) |
3 |
мужской |
3 года 3 мес. |
Присутствует (F84) |
4 |
мужской |
3 года 5 мес. |
Присутствует (F84) |
5 |
мужской |
3 года 7 мес. |
Присутствует (F84) |
6 |
мужской |
3 года 9 мес. |
Отсутствует, был выставлен через полгода от даты первичной нейродиагностики |
7 |
мужской |
4 года 2 мес. |
Присутствует (F84) |
8 |
женский |
4 года 3 мес. |
Присутствует (F84) |
9 |
мужской |
4 года 4 мес. |
Отсутствует, был выставлен через полгода от даты первичной нейродиагностики |
10 |
мужской |
4 года 5 мес. |
Присутствует (F84) |
11 |
мужской |
4 года 5 мес. |
Присутствует (F84) |
12 |
женский |
5 лет 3 мес. |
Отсутствует |
13 |
мужской |
6 лет 3 мес. |
Присутствует (F84) |
14 |
женский |
6 лет 5 мес. |
Присутствует (F84) |
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап состоял из отбора детей, подходящих для цели исследовательской работы. Все участники проходили комплексную нейропсихологическую диагностику, включающую в себя экспериментальное исследование, а также анализ анамнеза и беседу с родителями. По результатам первого этапа принималось решение о наличии или отсутствии у ребёнка достаточных симптомов РАС из триады нарушений (стереотипии в речи и мышлении, стойкие нарушения коммуникации, нарушения речи) для включения в выборку.
На втором этапе исследовательской работы проводилось вводное коррекционное занятие (в присутствии родителя) с параллельным заполнением шкалы C.A.R.S. нейропсихологом. Повторный опыт взаимодействия с ребёнком позволял получить более подробную информацию о демонстрируемой симптоматике РАС и степени тяжести проявлений.
Последний, третий этап исследования был посвящён проведению качественного и количественного анализа полученных данных.
Для подсчёта результатов исследования использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, предназначенный для выявления корреляции двух признаков, которые измерялись на одной и той же выборке.
Удалось установить, что существует значимая корреляция между тяжестью аутистических проявлений по шкале C.A.R.S. и нейропсихологическими нарушениями внимания (0,68 при р = 0,01).
Полученные результаты зафиксированы в виде таблицы (см. таблицу 2). Также исследовательский интерес представляют наглядные данные в виде диаграммы, где по вертикали расположены показатели нейропсихологических нарушений внимания, а по горизонтали значения шкалы C.A.R.S. от минимального до максимально зафиксированного (см. диаграмму 1).
Таблица 2. Результаты C.A.R.S. и нейропсихологической диагностики нейродинамической и регуляторной сферы
№ участника |
CARS |
Нейродинамические показатели и регуляторное развитие |
1 |
42 |
2,75 |
2 |
45,5 |
3 |
3 |
35,5 |
1,5 |
4 |
48,5 |
2,75 |
5 |
52,5 |
3 |
6 |
55,5 |
3 |
7 |
48 |
2,75 |
8 |
47 |
2,75 |
9 |
22 |
1,5 |
10 |
33,5 |
1,75 |
11 |
50 |
2,75 |
12 |
20,5 |
1 |
13 |
37,5 |
2 |
14 |
17 |
0,5 |
Диаграмма 1. Связь показателей нейропсихологических нарушений внимания со значениями шкалы C.A.R.S.
Проведённое исследование отражает возможный потенциал нейропсихологических диагностических методов с точки зрения дополнительных выводов о тяжести проявлений РАС. Такой подход к оценке позволяет развивать междисциплинарное мышление специалиста, адаптировать уже существующие приёмы диагностики, а также создавать комплексную картину о психических процессах ребёнка, которые могут быть не доступны стандартизированной оценке с помощью проб.
Понимание имеющихся черт РАС, не зафиксированных в протоколе нейропсихологического обследования, но возможно имеющихся у ребёнка по результатам сопоставления с C.A.R.S. может помочь нейропсихологу учесть дефицитарные стороны ребёнка при составлении коррекционного маршрута: поставить более индивидуализированные цели занятий, снизить трудности адаптации, выстроить продуктивную коммуникацию, выбрать подходящие техники работы, сделать предположения о сфере интересов, а также прогнозировать динамику.
Кроме того, присутствует возможность провести обратный анализ: сделать более подробный разбор каждой стороны регуляторного и нейродинамического развития, сопоставив данные со степенью тяжестью проявляемых симптомов РАС, и, возможно, найти стойкие корреляционные связи с каждой отдельной сферой рейтинговой шкалы аутизма.
Таким образом, в перспективе будущих тематических исследований необходимо провести исследование на других возрастных выборках, увеличить число участников исследования, а также использовать дополнительные психолого-педагогические инструменты оценки внимания и симптомов РАС.
Список литературы:
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
- Баенская Е.Р. Раннее аффективное развитие детей с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. Детский аутизм: пути понимания и помощи, 2014. Альманах №19. Выпуск второй. (дата обращения: 01.04.2025).
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов. М.: АСТ: Астрель, 2005. 384 с.
- Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие. М.: Владос, 2002. 144 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008. 704 с.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста в 3 ч. Часть 1. Теоретические и методологические основы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева, Ю.О. Титова. М.: АЙРИС-пресс, 2022. 96 с.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста в 3 ч. Часть 2. Диагностический альбом для нейропсихологического обследования дошкольников / Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева, Ю.О. Титова. М.: АЙРИС-пресс, 2022. 48 с.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста в 3 ч. Часть 3. Формы протоколов для нейропсихологического обследования дошкольников и опросников для их родителей / Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева, Ю.О. Титова. М.: АЙРИС-пресс, 2022. 48 с.
- Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж.М. Глозман. 4-е изд. М.: Генезис, 2022. 336 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. СПб.: Питер, 2023. 384 с.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 288 с.
- Расстройства аутистического спектра: клинические рекомендации // Российское общество психиатров, 2015 (сайт). (дата обращения: 01.04.2025).
- Строганова Т.А. Монотропизм внимания у детей с аутизмом. / Т.А. Строганова, Е.В. Орехова, И.А. Галюта // Экспериментальная психология, 2014. Том 7. №4. 66-82.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.
- Braconnier M.L., Siper P.M. Neuropsychological Assessment in Autism Spectrum Disorder // Curr Psychiatry Rep, 2021. Vol. 23. URL: https://doi.org/10.1007/s11920-021-01277-1 (дата обращения: 01.04.2025).
- Chen S. Children neuropsychological and behavioral scale-revision 2016 in the early detection of autism spectrum disorder / S. Chen, J. Zhao, X. Hu, L. Tang, J. Li, D. Wu, T. Yan, M. Chen, S, Huang, Y. Hao // Front Psychiatry, 2022. (дата обращения: 01.04.2025).
- Schopler E, Reichler RJ, DeVellis RF, Daly K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS) // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1980. Vol. 10.: 91-103. Перевод и адаптация Морозова Т.Ю., Довбня С.В., 2011. (дата обращения: 01.04.2025).
- Li H.H., Feng J.Y., Wang B. Comparison Of The Children Neuropsychological And Behavior Scale And The Griffiths Mental Development Scales When Assessing The Development Of Children With Autism // Psychol Res Behav Manag, 2019.: 973-981.
- Zwick G.P., Neuropsychological assessment in autism spectrum disorder and related conditions // Dialogues in Clinical Neuroscience, 2017. №19(4).: 373-379.
The relationship between neuropsychological areas of attention and manifestations of ASD in preschool children
Tsymbalova A.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Karanevskaya Olga Viktorovna,
Associate Professor, Department of Special Pedagogy and Comprehensive Rehabilitation, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The article examines the relationship between attention disorders in the context of neuropsychological examination and the severity of autism manifestations. The attention indicator is key in psychological and pedagogical work, and in practical activities it has been noted that severe attention disorders are characteristic of cases of profound autistic disorder. The article attempts to correlate the results of neuropsychological diagnostics with data from generally accepted developmental assessment tools. The study involved 14 children aged 2 to 6 years. To confirm the hypothesis, methods such as neuropsychological diagnostics by J.M. Glozman and the C.A.R.S. rating scale were used. The methods used helped to establish significant interdisciplinary connections to create a comprehensive picture of the child’s mental development.
Keywords: autism, ASD, neuropsychological diagnostics, neuropsychological correction, C.A.R.S., attention disorders, regulatory sphere, neurodynamic sphere, executive functions.
References:
- Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Overcoming learning difficulties: a neuropsychological approach. St. Petersburg: Piter, 2008. 320 p.
- Baenskaya E.R. Early affective development of children with autism // Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. Childhood Autism: Pathways to Understanding and Help, 2014. Almanac №19. Issue two. (date of the address: 01.04.2025).
- Vizel T.G. Fundamentals of neuropsychology: a tutorial for students. Moscow: AST: Astrel, 2005. 384 p.
- Gilbert K., Peters Т. Autism: medical and educational impact. Moscow: Vlados, 2002. 144 p.
- Gippenreiter Yu.B., Romanova V.Ya. Psychology of attention. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: AST: Astrel, 2008. 704 p.
- Glozman Zh.M. Neuropsychological diagnostics of preschool children in 3 parts. Part 1. Theoretical and methodological foundations of neuropsychological diagnostics in preschool age / Zh.M. Glozman, A.E. Soboleva, Yu.O. Titova. Moscow: AIRIS-press, 2022. 96 p.
- Glozman Zh.M. Neuropsychological diagnostics of preschool children in 3 parts. Part 2. Diagnostic album for neuropsychological examination of preschoolers / Zh.M. Glozman, A.E. Soboleva, Yu.O. Titova. Moscow: AIRIS-press, 2022. 48 p.
- Glozman Zh.M. Neuropsychological diagnostics of preschool children in 3 hours. Part 3. Forms of protocols for neuropsychological examination of preschoolers and questionnaires for their parents / Zh.M. Glozman, A.E. Soboleva, Yu.O. Titova. Moscow: AIRIS-press, 2022. 48 p.
- Glozman Zh.M. Practical neuropsychology. Experience of working with children with learning difficulties. 4th ed. Moscow: Genesis, 2022. 336 p.
- Luria A.R. Fundamentals of neuropsychology. St. Petersburg: Piter, 2023. 384 p.
- Mikadze Yu.V. Neuropsychology of childhood: A textbook. St. Petersburg: Piter, 2008. 288 p.
- Autism spectrum disorders: clinical guidelines // Russian Society of Psychiatrists, 2015 (website). (date of the address: 01.04.2025).
- Stroganova T.A. Monotropism of attention in children with autism. / T.A. Stroganova, E.V. Orekhova, I.A. Galyuta // Experimental psychologyо, 2014. Vol. 7. №4.: 66-82.
- Khomskaya E.D. Neuropsychology: 4th edition. St. Petersburg: Piter, 2005. 496 p.
- Braconnier M.L., Siper P.M. Neuropsychological Assessment in Autism Spectrum Disorder // Curr Psychiatry Rep, 2021. Vol. 23. URL: https://doi.org/10.1007/s11920-021-01277-1 (date of the address: 01.04.2025).
- Chen S. Children neuropsychological and behavioral scale-revision 2016 in the early detection of autism spectrum disorder / S. Chen, J. Zhao, X. Hu, L. Tang, J. Li, D. Wu, T. Yan, M. Chen, S, Huang, Y. Hao // Front Psychiatry, 2022. (date of the address: 01.04.2025).
- Schopler E, Reichler RJ, DeVellis RF, Daly K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS) // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1980. Vol. 10.: 91-103. Translation and adaptation Morozova T.Yu., Dovbnya S.V., 2011. (date of the address: 01.04.2025).
- Li H.H., Feng J.Y., Wang B. Comparison Of The Children Neuropsychological And Behavior Scale And The Griffiths Mental Development Scales When Assessing The Development Of Children With Autism // Psychol Res Behav Manag, 2019.: 973-981.
- Zwick G.P., Neuropsychological assessment in autism spectrum disorder and related conditions // Dialogues in Clinical Neuroscience, 2017. №19(4).: 373-379.