Аннотация. В данной статье рассматривается применение онлайн-платформы «Twee» для разработки и реализации практических кейсов на уроках английского языка с целью развития умений диалогической речи. В рамках данного исследования анализируется понятие кейс-технологии, выявляются трудности, возникающие в процессе ее применения. Предлагается один из вариантов решения обозначенных проблем с использованием платформы «Twee», описывается алгоритм работы и анализируется эффективность предложенного подхода.
Ключевые слова: диалогическая речь, иностранный язык, кейс-технология, искусственный интеллект, twee.
Стремительное технологическое развитие и эволюция общественных запросов трансформируют современное образование, смещая фокус с узкопредметных знаний на практико-ориентированное обучение и развитие метапредметных компетенций, что требует появления новых форм обучения. Одной из таких форм является кейс-технология, которая является дискуссионным форматом работы, в основу которой положен анализ проблем конкретного частного случая, представленного в виде учебных текстов проблемно-ситуационного кейса [2, с. 103].
В обучении иностранному языку кейс-технология способствует развитию коммуникативной компетенции, в особенности речевой ее составляющей. Являясь дискуссионным форматом работы, кейс-технология преимущественно затрагивает умения диалогической речи. Использование данного метода создает языковую среду и условия для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения. Кейс позволяет включить участников в единый контекст деятельности, что приводит к повышению речевой готовности [1, с. 31].
Основным компонентом данной технологии является кейс - описание ситуации (случая), в тексте которого присутствует проблема или ряд косвенных затруднений, которые требуют решения [1, с. 33].
Исследователи выделяют ряд условий, которые необходимы для грамотного и логичного составления кейса в целях успешной реализации данной технологии в рамках образовательного процесса [3, с. 34].
Ключевыми являются:
- наличие группы людей или организаций, на базе которой реализована ситуация;
- временные рамки описанного в кейсе события;
- наличие действительности и актуальности проблемы или конфликта;
- предоставление в ситуации поступков лиц, а не только описания действия;
- содержание интриги в действии, происходящем в кейсе.
Кейс может быть разработан на основе исторических и научных источников, средств массовой информации, профессиональных и образовательных ситуаций. При этом текст кейса должен быть доработан составителем, в данном случае педагогом, возможно несколько адаптирован под изучаемый материал в целях улучшения понимания учащимися заданной ситуации [1, с. 40].
Однако, значительной проблемой при реализации кейс-технологии являются высокие временные затраты, связанные с поиском необходимой информации, разработкой и адаптацией кейса к уровню обучающихся. В данном исследовании предлагается решение данной проблемы посредством использования технологий искусственного интеллекта, а именно, онлайн-платформы «Twee» (https://twee.com/).
Платформа «Twee» представляет собой онлайн-ресурс, использующий технологии искусственного интеллекта для автоматизированного создания разнообразных дидактических материалов для обучения иностранным языкам. Функционал платформы ориентирован на потребности преподавателей и предоставляет возможности для генерации различных типов заданий, вопросов и текстовых материалов, адаптированных для последующего использования в образовательном процессе.
Основным преимуществом платформы является её специализация на задачах лингводидактики. При создании материалов программа предлагает адаптировать их под уровень владения языком обучающихся, используя один из трёх параметров: шкалу уровней владения иностранным языком CEFR, возрастную группу или школьный класс.
Несмотря на то, что платформа является бесплатной, что представляет собой значительное преимущество, её функционал имеет определённые ограничения. В частности, доступ к некоторым инструментам ограничен по количеству обращений в сутки, а часть функций является платной. Тем не менее, превалирующая часть функционала платформы остаётся доступной без подписки, а существующие ограничения не оказывают существенного влияния на её практическую применимость.
При анализе использования платформы «Twee» в данном исследовании важно отметить ее возможности в области генерации текста. Ключевое преимущество этого инструмента перед аналогами, основанными на технологии искусственного интеллекта, заключается в наличии встроенных параметров настройки, которые позволяют учитывать следующие факторы:
- тема текста (можно указать как общую, так и предоставить более точное описание желаемого результата);
- лексические единицы, которые следует включить в текст;
- уровень иностранного языка учащихся (по шкале CEFR, классу или возрасту);
- жанр текста (fictional story, descriptive article, newspaper article, argumentative article, blog post, review, report, formal letter, informal letter, poem);
- длина текста.
Интеграция данных параметров в интерфейс способствует оптимизации процесса настройки и обеспечивает получение результатов, характеризующихся высокой степенью соответствия заданным параметрам и требующих минимальной последующей коррекции.
Опираясь на ранее выявленные преимущества платформы «Twee», в данном исследовании был разработан кейс в целях демонстрации применения её инструмента генерации текста в контексте кейс-технологии. Целью данной разработки является эмпирическое подтверждение эффективности инструмента при разработке текста кейса с учетом заданных параметров.
В рамках подготовительного этапа был осуществлен анализ УМК «Английский в фокусе» для 10 класса, в результате которого была определена тематика кейса и необходимый лексический минимум. Кейс разработан на основе юнита «8e», посвященного современным технологиям, их безопасности и использования школьниками. С целью обеспечения актуальности и реалистичности кейса, в качестве исходных данных была использована новостная статья с портала The New York Times «Why Schools Are Racing to Ban Student Phones» [4], освещающая проблему использования мобильных телефонов в школе и результаты ограничений, связанных с ними.
Прежде чем приступить к работе с инструментами платформы «Twee» следует перейти на веб-страницу (https://twee.com) и зарегистрироваться. Для этого необходимо нажать на кнопку «Sign up» и выбрать для себя наиболее удобный способ авторизации. Следует отметить, что в любом из выбранных способов требуется адрес электронной почты.
После входа в систему будет открыта главная страница, где отображены часто используемые функции. Для разработки кейса следует выбрать инструмент «Create a Text on any Topic with your vocabulary» из раздела «Reading». Далее, следует заполнить окно «Topic». Но на этом этапе возникает незначительная трудность.
Неспособность инструмента генерации текста платформы «Twee» учитывать сторонние источники представляет собой ограничение, требующее отдельного внимания. В целях минимизации влияния данного ограничения, перед использованием платформы требуется тщательный анализ исходного материала кейса. Рекомендуется предоставить в поле «Topic» более подробное описание ситуации, включающее как общий контекст ситуации, так и конкретные данные. Хотя такой подход увеличивает временные затраты на начальной стадии, он способствует существенной оптимизации последующих этапов разработки кейса.
Таким образом, после прочтения и анализа статьи в поле был введен следующий текст (см. рисунок 1).
Рис. 1. Общее описание кейса
Следующим этапом является заполнение строки «Target Vocabulary», которая позволяет нам включить необходимые лексические единицы в текст. Добавить можно не более 25 лексических единиц вне зависимости от выбранной длинны текста. Примечательно, что платформа «Twee», ориентированная на обучение иностранным языкам, учитывает контекст при генерации текста, и ряд слов может быть поставлен в иную, необходимую видо-временную форму. Эта функциональная особенность инструмента способствует созданию более естественных и грамматически корректных текстов.
После отбора лексических единиц из материалов модуля, в поле были введены следующие слова и словосочетания (см. рисунок 2).
Рис. 2. Заполнение оставшихся областей и параметров текста
Финальный этап предполагает выбор стилистического оформления, объема и уровня сложности генерируемого текста. Оптимальным объемом для кейса считается 100-250 или 250-300 слов, предусматривая возможность последующей корректировки. Наиболее подходящим стилем для текста кейса был выявлен «Report» благодаря своей лаконичности и отсутствию избыточных деталей. Что касается уровня языковой сложности, рекомендован критерий, основанный на классе обучения, с учетом адаптации платформы к иностранной системе образования. Предпочтительным является выбор класса, соответствующего уровню обучающихся, или на 1-2 класса ниже, в зависимости от степени владения языком. Данный критерий обоснован ориентацией платформы на школьный возраст учащихся, что обеспечивает генерацию текста с учетом возрастных особенностей восприятия языковых конструкций и речевых оборотов. Более того, в отличие от шкалы CEFR, представленной на платформе в формате «A1-A2», «B1-B2», «C1-C2», классовая градация обеспечивает более детальную и объективную оценку уровня сложности текста, дифференцируя 12 уровней (см. рисунок 2).
В результате генерации по заданным параметрам платформа создала данный текст (см. рисунок 3).
Рис. 3. Полученный текст
Далее опционально можно воспользоваться функцией «Create discussion questions», которая позволяет генерировать вопросы для обсуждения. Среди них можно выбрать 1-2 наиболее подходящих, и по желанию добавить их в текст кейса.
После генерации текста требуется провести его анализ на предмет потенциальных лексико-грамматических и терминологических трудностей для обучающихся. Учитывая, что текст создан нейросетью, в нем допускается присутствие незнакомых лексических единиц, синтаксических конструкций и терминов. В таких случаях необходимо внести соответствующие коррективы для достижения оптимального уровня сложности и обеспечения адекватного восприятия материала.
Стоит отметить, что полученный кейс соответствует ранее упомянутым характеристикам, которые должны присутствовать в его тексте (наличие группы людей или организаций, на базе которой реализована ситуация, временные рамки описанного в кейсе события; наличие действительности и актуальности проблемы или конфликта; предоставление в ситуации поступков лиц, а не только описания действия; содержание интриги в действии, происходящем в кейсе).
Таким образом, онлайн-платформа «Twee» демонстрирует эффективность в генерации кейсов, потенциально снижая временные затраты, характерные для данной технологии. Более того, платформа представляет собой практичный и удобный инструмент благодаря широкому функционалу, основанному на технологиях искусственного интеллекта, доступности и лингводидактической направленности.
Список литературы:
- Андюсев Б.Е. Педагогические технологии: метод сase study в теории и на практике. СПб.: Лань, 2023. 152 с. (дата обращения: 03.04.2025).
- Гончарова В.А. Тенденции современного образования: от проблем к возможностям // Проблемы современного образования, 2021. №5. С. 101-115.
- Козлова Н.А., Барнаш А.В., Краснюк Л.С. Основные требования, технологические особенности и условия формирования кейсов // Современные проблемы науки и образования, 2020. №1. (дата обращения: 01.04.2025).
- Singer N. Why Schools Are Racing to Ban Student Phones // The New York Times. Technology, 2024. (дата обращения: 01.04.2025).
Possibilities of using the online platform «Twee» for creation of cases for the purpose of development of dialogical speech skills
Tolstikova E.K.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Michugina Svetlana Viktorovna,
Associate Professor, Department of English Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
Abstract. This article examines the use of the «Twee» online platform for developing and implementing practical cases in English language lesson to develop dialogical speech skills. The research analyzes the concept of case technology, identifying challenges encountered in its application. A solution to these challenges utilizing the «Twee» platform is proposed, along with a description of the working algorithm and an analysis of the approach's effectiveness.
Keywords: dialogical speech, foreign language, case technology, artificial intellegence, twee.
References:
- Andyusev B.E. Pedagogical Technologies: The Case Study Method in Theory and Practice. St. Petersburg: Lan’, 2023. 152 p. (date of the address: 03.04.2025).
- Gonvharova V.A. Trends in Modern Education: From Problems to Opportunities // Problems of Modern Education, 2021. №5.: 101-115.
- Kozlova N.A., Barnash A.V., Krasnyuk L.V. Main Requirements, Technological Features, and Conditions for Case Development // Modern Problems of Science and Education, 2020. №1. (date of the address: 01.04.2025).
- Singer N. Why Schools Are Racing to Ban Student Phones // The New York Times. Technology, 2024. (date of the address: 01.04.2025).