Аннотация. В современном мире большое место занимают электронные ресурсы и работа с ними. Такая динамика не обошла стороной и современного школьника. Чтобы упростить и модернизировать освоение знаний по иностранному языку, предлагаем вам познакомиться с цифровыми технологиями, которые помогут и детям, и учителям в изучении иностранного языка.

Ключевые слова: цифровизация, смартфон, игры, приложения, грамматические навыки, рецептивные и продуктивные виды речи, коммуникативные умения.

На сегодняшний день знание иностранных языков является одним из качеств успешной личности, грамотного и образованного человека. Обучение иностранному языку начинается уже с дошкольного возраста благодаря появлению многих отечественных и зарубежных пособий [3]. Ранний возраст является сензитивным периодом в освоении языка как родным, так и иностранным, в котором у детей могут сформироваться элементарные коммуникативные умения, развиваются интеллектуальные, речевые и познавательные способности [4]. В этом возрасте легко заинтересовать детей через игровую деятельность, игры-инсценировки и игры-драматизации, познавательно-развивающие игры, когда ребенок практически не использует разнообразные гаджеты [2]. Роль взрослого в этот период очень важна для социализации ребенка и установлению отношений сотрудничества со сверстниками через взаимодействие в игре [1].

Эпоха цифровизации внесла большие коррективы. Мобильные телефоны и интернет за последние 30 лет для нас стали привычным явлением: практически у каждого есть дома умные устройства, которых во всем мире насчитывается уже более 26 миллиардов единиц. С внедрением современных цифровых технологий в различные сферы жизни, изучать иностранный язык стало гораздо проще. Как известно, мобильные приложения являются неотъемлемой частью любого смартфона и наоборот. Почему бы не внедрить обучающие приложения в образовательную сферу? Почему бы не заинтересовать обучением иностранного языка через использование приложений? Совершенствование языка становится гораздо проще, когда под рукой есть полезные приложения. Учителя посредством цифровых технологий – приложений – создадут мотивирующую атмосферу, где ученики приобретут новые знания и умения. Ученики будут пополнять словарный запас нажатием пару кнопок, воспользовавшись, к примеру, приложением «Memrise» (https://www.memrise.com/ru/) [8]. Данное приложение помогает выучить слова и выражения, которые будут полезны в общении на английском языке. Среди заданий – есть и короткие видео, где носители произносят фразы, а после прослушивания прилагается упражнение на составление фразы из предложенных вариантов слов. Чтобы лучше запомнить новое слово есть возможность воспользоваться картинкой-ассоциацией. Таким образом, ученик привыкает к живому произношению и учится воспринимать речь на слух.

Второе направление приложения – обучение грамматике. Основным этапом раздела является объяснение правил. Для закрепления пройденного материала предлагается несколько вариантов тестов, которые помогают увидеть неусвоенный материал. Итак, приложение подходит для начального уровня обучения и поможет учащимся развить коммуникативные умения (аудирование и чтение) и грамматические навыки.

Приложения также могут выступать и социальными мессенджерами. В современную эпоху человеку привычнее общаться через сообщения. Поэтому мы предлагаем познакомиться с приложением «Slowly» (https://slowly.app/ru/) [6], основанном на общении посредством переписки (сообщений) с носителями языка. Данное приложение поможет легко и непринужденно завязывать знакомства по всему миру и совершенствовать язык на практике. Приложение строится на базе посткроссинга [5]. Посткроссинг – проект, созданный для возможности получения открыток со всего мира; возник под влиянием буккроссинга. В посткроссинге вы сможете узнать о неизведанных городах и странах, потренироваться в английском, который является официальным языком проекта, да и просто добавить в свою жизнь немного красок.

По структуре «Slowly» напоминает любой сайт, где требуется пройти регистрацию, чтобы начать общение. Общение происходит в виде отправления писем (есть возможность собирать марки коллекционерам-любителям, да и детям будет интересно, окунуться в другую культуру). Письма можно отследить, а у собеседника узнать когда ему придет письмо или задать другие интересующие вопросы.

Основные достоинства приложения - наличие выбора уровня владения языка и возможность изучения любого языка из приведенного в приложение списка. Таким образом, приложение легко внедрить в урок при подготовке к экзаменам (ЕГЭ/ОГЭ) в качестве проработки написания писем. Приложение развивает рецептивные (чтение) и продуктивные (письмо) виды речи.

Одним из популярных приложений для изучения английского языка является «Puzzle English» (https://puzzle-english.com/) [9], которое развивает практику восприятия языка при аудировании, говорении, чтении и письме. После регистрации личного аккаунта приложение дает большой выбор разделов, где представлены игры, упражнения на изучения/повторения слов, аудио и видео дорожки и другое. Для совершенствования грамматических навыков приложение предоставляет доступ к урокам с небольшими обучающими видео, после которых на закрепление полученных знаний даются упражнения. Приложение будет полезно для развития коммуникативных умений и рецептивных навыков.

Помимо пополнения словарного запаса и изучения грамматических правил, совершенствовать язык гораздо интереснее с помощью чтения литературы и просмотра фильмов или сериалов в оригинале. Приложение «EWA» (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ewa.ewaapp) [7] дает возможность изучать язык нестандартным способом. Приложение включает обширную библиотеку книг, с возможностью прочтения как в оригинальном, так и в адаптивном варианте. Многие книги доступны в аудиоверсии, а встроенный переводчик позволяет узнать значение незнакомого слова или получить контекстный перевод всего предложения. Следующий раздел – изучение новых слов, которое происходит в контексте фразы или предложения. Для лучшего запоминания предлагается просмотреть фрагменты из знаменитых фильмов и популярных сериалов. Киногерои наглядно покажут, что, когда и как говорить, позволяя учить язык с помощью разговорной речи. В приложение также встроены образовательные игры, чтобы закрепить полученные знания языка. Таким образом, приложение подойдет для среднего уровня знаний. «EWA» развивает коммуникативные умения, грамматические и лексические навыки.

На сегодняшний день, в эпоху цифровизации, изучение английского языка не составляет труда. Существует несметное количество обучающих приложений, направленных на развитие речевых компетенций, стоит лишь выбрать заинтересовавшее приложениие и начать осваивать язык. Приложения – наглядный инструмент в облегчении усвоения английского языка.

Mobile apps as the way to learn a foreign (English) language

Agapova A.N.,
student course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Akperova K.N.,
student course of the Moscow City University, Moscow

Syroezhkina A.S.,
student course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Anglistics and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D

Annotation. In the modern world, electronic resources and working with them occupy a large place. This dynamic has not spared the modern student. To simplify and modernize the acquisition of knowledge in a foreign language, we offer you to get introduced with digital technologies that will help both children and teachers in learning a foreign language.
Keywords: digitalization, smartphone, games, apps, grammatical skills, receptive and productive types of speech, communication skills.


  1. Маякова Е.В. Взаимодействие взрослого и ребенка в условиях современного образования. // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции: (Москва, 13-14 апреля, 2016) Текстовое электронное издание. / Под редакцией О.И. Ключко. – СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2016. С. 545-549 (дата обращения: 08.11.2021).
  2. Маякова Е.В. Игровое обучение дошкольников на дополнительных занятиях по английскому языку. Игровая культура современного детства: материалы I Международной научно-практической конференции / Под ред. Е.И. Ивановой. В 2-х томах. Москва: НАИР, 2017. Т. 1. С. 172-180.
  3. Маякова Е.В. Учебно-методические комплекты и пособия по английскому языку и учащихся первого класса: аналитический обзор // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 6-2. С. 54-58.
  4. Маякова Е.В. Цели и задачи раннего обучения иностранным языкам (проблемный контекст) // Сборник статей материалов XVI Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (17 марта 2016 г.). / Отв. ред. Е.В. Ковалевская. М.: Спутник +, 2017. С. 101–103. (дата обращения: 20.12.2021).
  5. Посткроссинг – почтовые отправления. (дата обращения 25.12.21)
  6. Приложение «Slowly». AndroidIOS (дата обращения: 25.12.21)
  7. Приложение «EWA». AndroidIOS (дата обращения: 25.12.21)
  8. Приложение «Memrise». Android; IOS (дата обращения 25.12.21).
  9. Приложение «Puzzle English». Android; IOS (дата обращения 25.12.21)
  1. Mayakova E.V. Interaction between an adult and a child in the conditions of modern education. // A child in the educational space of a metropolis: materials of the All-Russian scientific and practical conference: (Moscow, April 13-14, 2016) Text electronic edition. / Edited by O.I. Klyuchko. SPb.: OOO «Research Center ART», 2016. Page: 545-549 (date of the address: 08.11.2021).
  2. Mayakova E.V. Game teaching of preschoolers in additional classes in English. Game culture of modern childhood: materials of the I International scientific and practical conference / Ed. E.I. Ivanova. In 2 volumes. Moscow: NAIR, 2017. T. 1. Page: 172-180.
  3. Mayakova E.V. Teaching kits and manuals for the English language and first grade students: an analytical review // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. 2021. 6-2. Page: 54-58.
  4. Mayakova E.V. Goals and objectives of early learning of foreign languages (problem context) / Collection of articles of materials of the XVI Moscow International Conference «Education in the XXI century – through the eyes of children and adults» (March 17, 2016). / Resp. ed. E.V. Kovalevskaya. Moscow: Sputnik +, 2017. Page: 101-103. (date of the address: 20.12.2021).
  5. Postcrossing – postal items. (date of the address: 25.12.2021).
  6. Application «Slowly». Android; IOS (date of the address: 25.12.2021).
  7. Application «EWA». AndroidIOS (date of the address: 25.12.2021).
  8. Application «Memrise». Android; IOS (date of the address: 25.12.2021).
  9. Application «Puzzle English». Android; IOS (date of the address: 25.12.2021).