Аннотация. В статье нашли отражение размышления о природе воспитания В.А. Сухомлинского, раскрыты понятие учительской любви к детям, а также раскрыты практические направления деятельности педагога в вопросах воспитания и обучения детей.

Ключевые слова: воспитание, идеи воспитания, инструменты воспитания учителя.

«Что самое главное в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»
Сухомлинский В.А.

В профессиональной деятельности учителя возникает большое количество вопросов. Какой подход выбрать? Как объяснить тему понятнее? Что делать с «отстающим» учеником?

Но, как мы думаем и как было в нашей практике, камнем преткновения является вопрос воспитания. И ведь правда: почти нет книг и статей, дающих нам инструментарий для воспитания, а если оные есть (к примеру, концепция духовно-нравственного развития и воспитания А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова и В.А. Тишковой), то в них от Учителя всё равно ускользает самое главное. То, что стоит выше знания методики, знаний предмета и иных других областей педагогической науки (стоит, не умаляя значения оных). Ключ к воспитанию и пониманию ребёнка. Мы говорю о Любви к детям.

Именно об этом писал великий Советский педагог-новатор и гуманист Василий Александрович Сухомлинский в своих трудах. Как писал Шалва Александрович Амонашвили: «Творчество Василия Александровича Сухомлинского есть высшая ступень современной педагогики. В условиях замкнутого образовательного пространства он ценой собственной жизни возродил, развил, и обогатил идеи классического гуманизма, уберёг их от авторитарных извращений» [2]. Как мы думаем, данное высказывание в высшей степени истинно.

Цель данной статьи – проанализировать идеи В.А. Сухомлинского, подробнее раскрыть понятие учительской любви к детям, а также выразить практические направления деятельности педагога, для более эффективной работы в сферах воспитания и обучения.

Воспитание – это глубинное понимание ребёнка. Только понимая наших учеников, мы способны их воспитать. В свою очередь понимание невозможно без любви, как и наоборот. Для большего понимания приведу аналогию. Как вы думаете: возможно ли полное понимание какого-либо школьного предмета без любви к нему? И возможна ли любовь к предмету без его понимания? Мы полагаем, что ни первый, ни второй вариант невозможен. То же относим и к детям. Из данной мысли можно вывести то, что понимание (и воспитание соответственно) ребёнка невозможно без любви к нему.

Но тогда у вас может возникнуть вопрос: что же такое любовь к детям? Ведь это настолько многогранное, в какой-то степени трансцендентной и сложнейшее из всех чувств. Для более глубокого понимания данного явления, возможности дать ему рамки (так как вывести чёткое, всеобъемлющее и удовлетворяющее всех определение кажется нам невозможным) необходимо обратиться к трудам В.А. Сухомлинского.

Крайне часто мы слышим от студентов о ненужности любви к ученикам. Данные мнения часто вызваны как раз непониманием, чем же эта любовь является. Сухомлинский понимал любовь к детям так: «Речь идёт не об инстинктивной любви, не облагороженной жизненной мудростью, которая иногда приносит ребёнку больше вреда. Речь идёт о мудрой человеческой любви, одухотворённой глубоким знанием человеческого, понимание всех слабых и сильных сторон личности, – о любви, предостерегающей от безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные». Подобная мудрая любовь – это вершина педагогической культуры, и она являются результатом колоссального труда педагога над самим собой. Ведь не всякий ребёнок является «цветком». Попадаются и «чертополохи». В работе с трудными детьми на помощь придёт одна из идей, высказанных В.А. Сухомлинским: «Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно. На мой взгляд, подавляющее большинство конфликтов между учителями и «неисправными», «безнадёжными» школьниками как раз и возникает там, где ненависть ко злу учитель и переносит на ребёнка. Однако ребёнок есть ребёнок, и в том, что зло укоренилось в его сердце, виноваты взрослые. В моей педагогической практике существует правило: каким бы страшным ни было зло детской душе, надо видеть в этой изуродованной душе прежде всего человека, который ждёт, чтобы ему помогли – излечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой, которая в ребёнке обязательно есть, которую не заглушить ничем» [1: с. 21-22]. Как итог, можно заключить: для счастливой, плодотворной и длительной работы, учитель должен любить своих воспитанников, отдавая им всё своё сердце. В этом заключается великая сложность профессии учителя. Ведь подобное отношение к детям и своему делу является плодом долгих лет работы над собой, совершенствования собственного духовного облика и воспитанию человека с большой буквы внутри себя. Для того, чтобы воспитать в ком-то нравственность, любовь к миру и людям, неприятие зла, нужно сначала воспитать всё это в себе, а уже после формировать это у своих воспитанников. Стоит также помнить и слова Сухомлинского о цене, которой любовь к детям даётся: «Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко – в муках» [1: с. 21]. Только пройдя долгий путь совершенствования себя и работы над пониманием детей учитель приходит к высшей точке педагогического искусства – любви к детям.

Но, одна любовь неспособна воспитать учащихся, даже если душа педагога «настроена». Ведь наше отношение к детям нужно изо дня в день проявлять делом, в процессе урока и вне его. Для этого учителю нужен инструмент. И данным инструментом педагога является слово.

Слова педагога – самый главный инструмент воздействия на душу ребёнка. На совершенствование «искусства слова» уходят многие годы, но за этим кропотливым и нелёгким делом кроется успех всей нашей деятельности. Правильно подобранная интонация, посыл и тон способны заставить ребёнка уверовать в свои силы и начать уважать, в первую очередь, самого себя. «Это чудодейственная живая вода, от которой заживают самые страшные гнойники и раны» [1: с. 23.]. Но стоит помнить о том, что наши слова могут быть и нашими врагами. Если мы из-за усталости или иных жизненных обстоятельств начинаем говорить с нашими учениками резко и даже грубо, то можем нанести непоправимый вред как ребёнку, так и всему образовательному процессу в целом. Контроль, постоянный и не ослабевающий контроль над нашей речью – важнейшее условие использования такого величайшего инструмента учителя, как слово.

Вторым же инструментом в нашей работе является обращение к чувству прекрасного и развития его в наших воспитанниках. Обращать их внимание как на великолепие мира вокруг них, так и на красоту внутри них самих. Это реализуется в совместных прогулках на природе, изучении искусств (музыки, архитектуры, изобразительного искусства), а также чтения. Как мы считаем, путём чтения и обсуждения художественной и пропитанной «человеческой красотой» и мудростью литературы можно пробудить в детях чувство прекрасного. К примеру, это можно реализовать, используя сказки и рассказы самого Василия Александровича Сухомлинского, коих он написал более тысячи двухсот.

Творчество и искусство – неисчерпаемый ресурс для всестороннего развития и, что важнее всего для нас, воспитания. Если создать в классе комфортную атмосферу для самовыражения, дать ученикам возможность выразить свои чувства, эмоции, мысли, переживания, вопросы, показать им, что их мнение и идеи важны – мы получим поразительные результаты. Класс детей, лишённый страха осуждения, способный активно взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Способный созидать что-то: писать стихи и рассказы, рисовать, сочинять музыку, заниматься какой угодно деятельность без страха ошибки и стыда за своё творчество. Класс хоть сколько-то искренне любящий школу! «Школа должны любить ребёнка, тогда и он обязательно полюбит школу» [1: стр. 20].

Как подтверждение идеям, высказанным в данной статье, мы провели анкетирование преподавателей школы и колледжа, где задали им следующие вопросы: согласны ли вы с определением любви к детям В.А. Сухомлинским? Согласны ли вы с тем, что без любви невозможно понимание и воспитание детей? Считаете ли вы подход Сухомлинского к воспитанию успешным и эффективным?

Результаты данного анкетирования показали, что все из опрошенных педагогов полностью разделяют взгляды Василия Александровича Сухомлинского.

Гуманизм – путь современной педагогики. Без него невозможно воспитать не только человека будущего (к которому так стремятся современные мыслители), но и человека как явления. Оглядываясь назад, вспоминая своего первого педагога и одноклассников, я понимаю: не дети, не мы были важны, но рейтинг школы, самоутверждение и статус педагога. Мы (ученики), не были нужны. На нас можно было повышать голос, толкать, устраивать травлю в классе (осознанно и неосознанно) и удалять из класса всевозможными способами. От такого отношения педагога судьба большинства моих одноклассников сложилась не лучшим образом.

Руководствуясь гуманистическими идеями таких деятелей как В.А. Сухомлинский, можно ответить на большинство вопросов, возникающих у современного учителя, ведь они – необходимый и актуальный фундамент для эффективного обучения, воспитания и личностного развития учащихся любых возрастов.

Литература:

  1. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания): Педагогическое наследие. / В.А. Сухомлинский; сост. О.В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. 286 с.
  2. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2002. 224 с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев; Радянська школа,1974. 288 с.
  4. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. // Нар. образование. 1967. №2, 4. 6, 8, 9. 10, 12.

The ideas of Vasily Alexandrovich Sukhomlinsky in the system of modern education

Porokhov G.D.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mishchenko Svetlana Nikolaevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Candidate of Philosophical Sciences

Аnnotation. The article reflects reflections on the nature of V.A. Sukhomlinsky's upbringing, reveals the concept of teacher's love for children, and also reveals the practical directions of the teacher's activities in the issues of upbringing and education of children.

Keywords: education, ideas of education, tools of teacher education.

Literature:

  1. How to raise a real person: (Ethics of Communist education): Pedagogical heritage. / V.A. Sukhomlinsky; comp. O.V. Sukhomlinskaya. Moscow: Pedagogika, 1990. 286
  2. Sukhomlinsky V.A. Anthology of humane pedagogy. Moscow: Ed. House of Shalva Amonashvili, 2002. 224 pages.
  3. Sukhomlinsky V.A. I give my heart to children. Kiev; Radyansk school, 1974. 288 pages.
  4. Sukhomlinsky V.A. Etudes on communist education. // Nar. education. 1967. №2, 4. 6, 8, 9. 10, 12.