Аннотация. Статья посвящена рассмотрению идей духовно-нравственного воспитания детей в начальной школе, когда идёт провал в духовно-нравственных ценностях. Чтобы устранить этот провал, учителя обращаются к трудам великих педагогов и мыслителей. Одним из таких мыслителей является И.А. Ильин. Соответствуют ли его идеи целям и задачам программы А.Я. Данилюка и А.А. Логиновой «Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» (ДНРиВ)?

Ключевые слова: воспитание, вера, любовь, семья, патриотизм.

В наше время, когда у части молодого поколения меняются духовно-нравственных ориентиры, учителя обращаются к трудам великих педагогов. О воспитании детей писали такие мыслители как: Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и др. Но часто забывают труды философа Ивана Александровича Ильина. Выдающийся философ-гуманист русского зарубежья И.А. Ильин (1883-1954) внес немалый вклад в воспитание нового поколения. Его идеи нацелены на совершенствование человека через духовно-нравственное принципы и изложены в его трудах: «Путь духовного обновления», «О воспитании элиты» и др. Ильин делал основной упор на обновление человека через христианские ценности: веру, любовь, свободу, совесть, семью. Также, по его мнению, при воспитании ребенка надо делать упор на патриотическое воспитание.

Целью этой статьи является исследование актуальности идей гуманистического воспитания И.А. Ильина. Мы хотим узнать соответствуют ли его идеи целям и задачам программы А.Я. Данилюка и А.А. Логиновой «Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» (ДНРиВ), которая принята в большинстве школ РФ. Эта программа направлена на формирование отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций и ценностей у младших школьников.

Начнем анализ с аспекта веры, так как Ильин большое внимание уделял воспитанию, опирающемуся на христианство. В настоящее время мы живем в светской стране и, следовательно, большинство школ у нас тоже светские. Религия преподается на общекультурном уровне, так как в России есть представители различных конфессий: христианства, буддизма, ислама, других верований. Многие не придерживаются ни одной, являясь атеистами. И уроки только христианского воспитания в нашем обществе будут расцениваться как некорректные. Так что, если брать за основу принципы Ильина, то их следует немного изменить. Рассмотрим основные ценностные категории у Ильина.

Любовь по Ильину – это «сила, которая собирает Человека в единое целое. Она открывается только свободным людям, она направлена на Личность, сконцентрирована на объекте и способ – научить созерцанию и предметному творчеству» [2, с. 42]. Любовь является стимулом и вдохновением к деятельности человека, она придает смысл жизни. С ее помощью можно заложить в ребенке веру, добросовестное выполнение и веру к делу, которому его надо обучить. Потому что в настоящее время у детей можно наблюдать отсутствие мотивации. Они не понимают, зачем им изучать тот или иной предмет, или для чего нужны некоторые качества человека. Через понятие «любовь» учителям будет легче добиться достижению учебных и воспитательных целей в образовании, так как они будут прибавлять смысл, который придаст мотивацию ученикам, в учебном процессе.

Семья – это один из важнейших социальных институтов общества, в котором мы приобретаем первые знания об окружающем нас мире. Зачастую, именно семья закладывает в нас те модели воспитания, которые приняты в нашем обществе. Но иногда, родители не знают или не хотят подготовить своего ребенка к вхождению в общество, считая, что этим должны заниматься образовательные учреждения. Ильин утверждал, что именно мать с отцом должны пробудить интерес ребенка к познанию мира, они должны ему помогать его изучать. Именно родители должны показать ребенку что такое добро и зло. В свою очередь, в шестом и седьмом разделах программы ДНРиВ изложены формы работы с родителями, которые направлены на повышение их педагогической культуры и совместную деятельность с образовательным учреждением [1, с. 21].

Программа ДНРиВ и И.А. Ильин уделяют особое внимание патриотизму и духовно-нравственному воспитанию. Детям очень важно прививать с ранних лет любовь к своей Родине, ее культуре, традициях и ценностях. Ильин считал, что патриотизм надо воспитывать с младенчества, когда мать убаюкивает ребенка русскими народными колыбельными или читать ему русские народные сказки. Учителя и родители должны рассказывать детям о народных героях, чтобы они гордились ими и ровнялись на них, о нашей многонациональной культуре, ее обычаях и традициях, о богатой истории нашей страны. Ребенок обязан знать, что он наследник великого русского народа, который не раз подвергался страданиям и выходил из них несокрушимым. Только через систему воспитания патриотов нашей страны, у России будет уверенность в светлом и процветающим будущем. «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нем правят худшие» – так писал И.А. Ильин о воспитании патриотов.

Мы решили провести опрос на тему: «Идеи духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина» среди студентов 3 и 4 курса специальности «Преподавание в начальных классах» и в корпусе «Колледж Зеленоград». Были заданы четыре вопроса, в опросе участвовало 50 человек.

Более наглядно опрос представлен на рисунках.

На рисунке 1 показано, что 31% опрошенных согласны с идеями христианского воспитании.

Рис. 1. Идеи христианского воспитания

С тезисом «любовь – сила, которая придаёт смысл в жизни», который показан на рисунке 2, были согласны все участники опроса.

Рис. 2. Любовь – сила, которая придаёт смысл в жизни

Также видно, что на рисунке 3 100% респондентов согласны с утверждением, что «семья воспитывает и помогает развиваться ребенку».

Рис 3. Семья воспитывает и помогает развиваться ребенку

И с последним утверждением И.А. Ильина, что надо делать упор на патриотическое воспитание, были согласны 75% респондентов, что продемонстрировано на рисунке 4.

Рис. 4. При воспитании надо делать упор на патриотизм

Теперь сравним идеи И.А. Ильина и программы ДНРиВ, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнение основных ценностных позиций в работах И.А.Ильина и программы ДНРиВ

 

И.А. Ильин

ДНРиВ

Вера

Воспитание ребенка через христианство.

Представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Любовь

Сила, которая придаёт смысл в жизни.

Идёт в воспитании нравственных чувств, эстетического сознания.

Семья

Семья закладывает в ребенке первые понятия о добре и зле, помогает ему развиваться.

Указаны совместные формы работы образовательного учреждения и родителей и формы повышения педагогической культуры родителей.

Патриотизм

При воспитании ребенка делается упор на патриотизм: знание и гордость за историю родной страны, народных героев, великих деятелей науки и культуры, важность родного языка и т.д.

Воспитание патриотизма, гражданственности, уважение к правам, свободы и обязанностям человека.

Таким образом, исследование показывает, что идеи гуманного воспитания И.А. Ильина частично соответствуют целям и задачам программы ДНРиВ, поэтому работы И.А. Ильина современны и актуальны и сейчас, ведь воспитание патриотизма, любви к Родине всегда были в приоритете российских педагогов.

Литература:

  1. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. 32с .
  2. Дерюга В.Е. Педагогический потенциал философии Ивана Ильина (к 135-летию со дня рождения русского философа). // Проблемы современного образования. 2018. №4. С. 37-44.
  3. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. / cост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Жизнь и мысль, 2001. 510 с.
  4. Кубракова М.В. Педагогические идеи духовного развития личности в трудах отечественной эмиграции в 20-50-х гг. ХХ ст. // Западно-Сибирский педагогический вестник. 2014. №1. С. 6-15.
  5. Огородников Ю.А. Ильин. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2005. С. 224.

I.A. Ilyin’s ideas of humanistic education and modern pedagogy

Tetyurkina V.A.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mishchenko Svetlana Nikolaevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Candidate of Philosophical Sciences

Аnnotation. The article is devoted to the consideration of the ideas of spiritual and moral education of children in primary school, when there is a failure in spiritual and moral values. To eliminate this failure, teachers turn to the works of great teachers and thinkers. One of such thinkers is I.A. Ilyin. Do his ideas correspond to the goals and objectives of the program of A.Y. Danilyuk and A.A. Loginova «Spiritual and moral development and education of students at the stage of primary general education» (DNIV)?

Keywords: upbringing, faith, love, family, patriotism.

Literature:

  1. Danilyuk A.Ya., Loginova A.A. Program of spiritual and moral development and education of students at the stage of primary general education. Moscow: Enlightenment, 2012. 32
  2. Deryuga V.E. Pedagogical potential of Ivan Ilyin's philosophy (to the 135th anniversary of the birth of the Russian philosopher). // Problems of modern education. 2018. № Page: 37-44
  3. Ilyin I.A. On the education of the national elite. / zh comp., podgot. texts, intro. art. and comment. Yu.T. Lisitsa. Moscow: Life and Thought, 2001. 510 pages.
  4. Kubrakova M.V. Pedagogical ideas of spiritual development of personality in the works of Russian emigration in the 20-50s of the XX century. // West Siberian Pedagogical Bulletin. 2014. №1 Page: 6-15.
  5. Ogorodnikov Yu. A. Ilyin. Anthology of humane pedagogy. Moscow: Publishing House of Shalva Amonashvili, 2005. 224 pages.