Аннотация. В статье рассказывается о необходимости совершенствовании техники речи младших школьников в современном мире. Дискуссионный клуб – одно из самых неиспользуемых, но эффективных средств совершенствования и развития речи у детей. В течение занятия дети не только узнают новую информацию по определённой теме, но и говорят. Речь формируется только тогда, когда ей постоянно пользуются и занимаются. Именно поэтому дискуссионный клуб с вопрос-ответными упражнениями и артикуляционной гимнастикой – отличный способ совершенствовать речь младших школьников.

Ключевые слова: дискуссия, дискуссионный клуб, техника речи, младшие школьники, речь, совершенствование речи.

Уроки русского языка и литературы в основном проходят в спешке. Учитель пытается донести теоретическую информацию, школьники в свою очередь пытаются ее понять. Времени хватает только на решение нескольких упражнений и ответы у доски на отметку. Вследствие чего дети оказываются в ситуации, где их речь не стимулируют к развитию. Человек в современном мире должен обладать некоторыми навыками, такими как – уметь выражать свои чувства, эмоции и мысли ясно и грамотно, а значит, хорошо владеть речью. Грамотная устная речь – это четкое и правильное произношение слов с соблюдением ударений, взаимосвязь предложений высказывания между собой. Именно поэтому мы решили использовать для этого интерактивную форму организации внеурочных занятий, на которой говорить необходимо всегда и много – дискуссионный клуб.

М.С. Логинова в своей статье определяет дискуссионный разговорный клуб как «коммуникативную площадку, создающую условия для организации общения на проблемные темы. Цель заключается в возможности участников обсудить различные вопросы и конфликтные ситуации на изучаемом предмете, «используя его как цель (повысить уровень владения) и средство (выразить свое мнение)» [3, 113 с.].

На занятиях клуба проводятся упражнения направленные на развитие артикуляции, правильного дыхания и голоса. Также происходит работа над грамотным применением интонационных средств выразительности и соблюдением норм орфоэпии. Все вместе это может содействовать совершенствованию техники речи. Но не стоит забывать и о том, что дискуссия совершенствует и такие навыки как: критическое мышление, терпимость и уважение к различным взглядам, концентрация на сути проблемы, работа в команде, а также помогает улучшить лидерские качества.

Совершенствование речевой техники – достаточно тяжелый процесс как для ребенка, так и для учителя. Однако занятия по достижению главного результата этого процесса можно охарактеризовать как творческие и, в первую очередь, интересные для ребенка. Ведь если ребенку будет не интересен путь к цели, он никогда до неё не дойдет, как бы этого не хотели ни учитель, ни родители. От семьи, кстати, многое зависит. Ведь именно семья является первой социальной средой и школой общения для ребенка. Её культурный уровень и образование закладывают основу для дальнейшего формирования грамотной речи ребенка.

Согласно исследованию Л.В. Газаевой и Ф.М. Артемова, опубликованному в сентябре 2020 года, более 65% младших школьников не умеют использовать различные средства взаимодействия в процессе общения. Младшие школьники не знают приличные формы приветствия, не умеют обращаться с просьбой, и извиняться за причиненные неудобства, а также не могут выразить благодарность. В речи школьников фиксируется большое количество ошибок в произношении слов, в том числе неверные ударения, правила и нормы этики игнорируются, а связанные высказывания для большинства – это недостижимая высота. Вдобавок школьники не просто самолично совершают лексические и грамматические ошибки, но и не замечают, когда их сверстники в устной речи наступают на те же грабли [1].

На протяжении всей жизни человек совершенствует свою речь. С самого раннего возраста удовлетворять потребность в коммуникации ребенку помогают простейшие элементы речи. Но с возрастом этого становится недостаточно. Потребность выражать мысли и чувства растет, и на помощь приходят все более сложные лингвистические средства. Посредством этого ребенок усваивает новые синтаксические конструкции, применяет законы словообразования и словосочетания, а также интонации, словарный запас увеличивается. Он использует все освоенные средства для передачи своих знаний, мыслей и чувств.

В школах перед учителями стоит одна из главных задач – научить детей правильному общению. Ребенок должен уметь ясно и понятно излагать свои мысли, вести диалог и монолог, доказывать свою точку зрения, спорить, дискутировать, а также убеждать собеседника в ошибочности его мнения. И все это осуществляется через речь.

К сожалению, условия урока снижают процесс взаимодействия между учениками младшего школьного возраста в непринужденной форме. В свою очередь обязательные соответствующие требованиям ФГОС НОО внеурочные занятия обладают большим воспитательным и коммуникативным потенциалом. При проведении внеурочной деятельности можно избирательно подходить к выбору тем и форм занятий, а также учитывать интересы школьников с опорой на программу.

На начальных этапах обучения во внеурочной деятельности можно решать такие проблемы как: формирование норм речевой этики, развитие речевой деятельности, техники речи и устранение культурно-речевых проблем.

Вид коммуникации в обучении, который менее популярен, но заслуживает внимания – это дискуссия. Дискуссия – метод организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы [4].

Грамотно организованная внеклассная деятельность позволяет более глубоко раскрыть богатство русского языка для ребенка. На всех занятиях дискуссионного клуба учащиеся приобретают навыки, которые необходимы им в обыденной жизни, учатся без помощи педагога подбирать и анализировать необходимый материал, искать сведения в различных источниках, применять справочную литературу. Главным условием освоения норм родного языка является овладение богатым словарным запасом и возможностью его практического применения.

Основная цель дискуссионного клуба – совершенствование техники речи младших школьников, основанная на использовании принципа занимательности. Занимательность может стать одним из условий стимуляции и поддержания интереса к внеклассной работе. Необходимо использовать увлекательные для детей младшего школьного возраста темы дискуссий, подбирать занимательные формы проведения занятий, а также игры и упражнения из артикуляционной гимнастики.

По мнению Т.Ю. Сунько добиться прогресса в развитии техники речи при создании определенных методических условий можно во внеурочной деятельности посредством дискуссионного клуба, что предполагает:

  1. создание целостной системы работы (разработка содержания, определение методов и приемов работы, подбор материалов для занятий);
  2. усвоение учениками намеченного объема необходимого материала (голос, дыхание, артикуляция, дикция, интонационные средства, основные понятия орфографии) и формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений;
  3. использование специальных разнообразных упражнений, расположенных в определенной логике, а также некоторых орфоэпических заданий;
  4. применение оптимальных методов и средств работы над речевыми приемами на занятиях дискуссионного клуба в начальных классах [4, с. 19].

Любое устное высказывание школьника на занятии дискуссионного клуба можно отнести к упражнению в устной речи. Речь школьника должна строиться исходя из требований к содержанию, построению и оформлению устного речевого высказывания. Внимание детей должно быть сосредоточено на главной идее обсуждаемого вопроса. Так как их монологическая речь еще недостаточно развита, надо стараться включать учеников в диалог. Ученика важно систематически стимулировать к выражению собственного мнения, собственной точки зрения. Желая чем-то поделится, что-то рассказать, он спешит, перескакивает с одной темы на другую, и из-за чего изложение становится не всегда понятным. Сам ученик часто не видит своих ошибок, недочетов, так как он уверен, что нашёл самый лучший способ выражения своей мысли, мнения. Так ребёнку кажется потому, что во внутренней речи его высказывание было понятным и достаточно стройным.

На занятиях клуба не надо использовать много сложной, иногда довольно сухой, теоретической информации. Быстрее и эффективнее навыки и умения, необходимые в реальной жизни, формируются при организации практической деятельности, возможности получить практический опыт общения. Необходимо отдать предпочтение разговорным заданиям и устным ответам на вопросы. Таким образом, младшие школьники довольно быстро начинают понимать, что значит обсуждать заданную проблему, раскрывать основную мысль, говорить логично, по порядку и понятно для окружающих

Обучающий эффект дискуссии заключается в том, что ученик получает различную информацию от собеседников, одновременно показывает собственную осведомленность и повышает собственную компетентность, проверяет и уточняет собственные идеи и взгляды по предложенной проблеме, а также применяет в живом организованном и управляемом общении, в диалоге имеющиеся у него знания.

Развивающая функция дискуссионных занятий стимулирует гибкость мышления, творческую активность школьников и развивает у них способность к пониманию информации. Организованная учителем дискуссия также стимулирует такие умения как обсуждение и логически структурированное доказательство своих идей и точек зрения. Все это способствует повышению коммуникативной речевой активности учеников и их эмоциональной включённости в учебно-воспитательный процесс.

Сейчас мы находимся на начальном этапе создания проектного продукта – «Методическая разработка занятий дискуссионного клуба с упражнениями по развитию техники речи». В ходе педагогической практики нам удалось договориться с одним из классов начальной школы об организации и проведении дискуссионного клуба во внеурочное время. Были определены даты и время занятий, темы дискуссий, а также подобраны упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Нами был составлен план проведения клуба на 16 занятий, с цикличностью 1 раз в неделю по 45 минут.

Подбор тем осуществлялся на основании уже пройденного материала по литературному чтению. Так же мы отталкивались от произведений, к которым можно поставить интересные для рассуждения младшими школьниками вопросы. Именно поэтому наша методическая разработка включает в себя такие темы как, «Попробуй убеди» (по пословице «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»); «Правильно ли поступил солдат, обманув старуху?», «Кто кого перехитрил?» (по русской народной сказке «Каша из топора»); «Красота внешняя и внутренняя» (по сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»); «Ложь и фантазия» (по рассказу Н. Носова «Фантазёры»); «Том – хулиган или озорной мальчишка?» (по произведению М. Твена «Том Сойер»); «Мы все разные, но мы вместе» (по произведению Н.К. Абрамцева «Чудо хозяюшка»). Данные произведения не только входят в школьную программу, но и интересны для обсуждения самими детьми, что делает занятие в дискуссионном клубе в разы продуктивнее.

К тому же нами были подобраны упражнения для разминки артикуляционного аппарата. Такие упражнения можно проводить систематически в начале каждого занятия. Это способствует активизации произношения, а также настраивает на дальнейшую работу. Кроме того, нам удалось найти и включить в план занятия упражнения, направленные на расслабление мышц речевого аппарата (губ и челюсти). Данные упражнения необходимо проводить непосредственно в конце занятия. Они помогут детям успокоить напряженные мышцы и восстановить силы после бурной дискуссии.

Регулярные занятия в дискуссионном клубе с применением упражнений артикуляционной гимнастики не только расширяют кругозор обучающегося и обогащают словарный запас, но и совершенствуют его речь. Они делают ее более четкой, понятной, грамотно построенной, а также улучшают дикцию и интонацию произношения.

Именно поэтому мы можем сделать вывод, что технику речи у младших школьников эффективно совершенствовать посредством дискуссионного клуба во внеурочное время. А именно применять на занятиях упражнения по артикуляционной гимнастике, повторять правильные ударения в словах, учить детей строить логические высказывания в защиту своей точки зрения. Если проводить занятия регулярно, то можно добиться достаточно высокого результата. Речь школьников станет четче, понятнее, уйдут большинство ошибочных ударений, предложения будут взаимосвязаны между собой, ученик не будет бояться высказывать свою точку зрения без особой подготовки.

Литература:

  1. Газаева Л.В., Артемова Ф.М. Формирование культурно-речевых навыков младших школьников посредством внеурочной деятельности. // Мир науки, культуры, образования, 2020, №5 (84). С. 126-128.
  2. Косарева Е.В., Масленникова З.С., Филатова Е.М. Разговорный клуб как форма внеаудиторной работы с иностранными студентами. // Русский язык за рубежом. М.: Изд-во ГосИРЯ им. А.C. Пушкина, 2015, №2. С. 92-96.
  3. Логинова М.С. Дискуссионный клуб как средство формирования коммуникативной компетенции у студентов-иностранцев. // Наука и школа. 2018, №3. С. 112-117.
  4. Никитина Н.Н. Технологии воспитания и обучения Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. // Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; Под ред. Н.Н. Никитиной; УлГПУ. Ульяновск: УлГПУ, 2011. 210 с.
  5. Сунько Т.Ю. Методика работы над техникой речи на уроках риторики в начальных классах: автореф. дис. … канд. пед. наук: 28.10.2009 / Сунько Татьяна Юрьевна; науч. рук. Н.И. Демидова; ГОУ ВПО Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. Елец, 2009. 19 с.
  6. Барабошина С.А. Совершенствование монологической речи младших школьников на примере уроков литературного чтения. // Открытый урок Первое сентября: [сайт]. 2022. (дата обращения: 11.11.2022).
  7. Васильев Г.Н. Методические рекомендации «Дискуссии в обучении младших школьников». // Инфоурок: [сайт]. 2020. (дата обращения: 11.11.2022).

Improving the speech technique of younger schoolchildren when organizing a discussion club

Zhukova P.S.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolokolchikova Ekaterina Sergeevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Аnnotation. The article «Improving the speech technique of younger schoolchildren when organizing a discussion club in extracurricular activities» describes the need to improve the speech technique of younger schoolchildren in the modern world. The discussion club is one of the most unused, but effective means of improving and developing speech in children. During the lesson, children not only learn new information on a certain topic, but also talk. And speech is formed only when it is constantly used and engaged. That is why a discussion club with question-and-answer exercises and articulation gymnastics is a great way to improve the speech of younger schoolchildren.

Keywords: discussion, discussion club, speech technique, junior schoolchildren, speech, speech improvement.

Literature:

  1. Gazaeva L.V., Artemova F.M. Formation of cultural and speech skills of younger schoolchildren through extracurricular activities. // World of Science, Culture, Education, 2020, №5(84). Page: 126-128.
  2. Kosareva E.V., Maslennikova Z.S., Filatova E.M. Conversational club as a form of non-audit work with foreign students. // Russian language abroad. Moscow: Publishing House of the GosIRYA named after A.C. Pushkin, 2015, № 2. Page: 92-96.
  3. Loginova M.S. Discussion club as a means of forming communicative competence among foreign students. // Science and school. 2018, №3. Page:112-117.
  4. Nikitina N.N. Technologies of education and training Textbook for student. higher educations. institutions. // N.N. Nikitina, V.G. Balashova, O.M. Zheleznyakova, N.M. Novichkova; Ed. N.N. Nikitina; UlGPU. Ulyanovsk: UlGPU, 2011. 210 pages.
  5. Sunko T.Yu. Methodology for working on speech technique in rhetoric lessons in primary classes: author. dis.... cand. ped. sciences: 28.10.2009 /Sunko Tatyana Yurievna; scientific. hands. N.I. Demidova; SEI HPE Ryazan State University named after S.A. Yesenin. Yelets, 2009. 19 pages.
  6. Baraboshina S.A. Improving the monologous speech of younger schoolchildren using the example of literary reading lessons. // Open lesson September First: [site]. 2022. (date of the address: 11.11.2022).
  7. Vasiliev G.N. Methodological recommendations «Discussions in the education of younger schoolchildren». // Infourok: [site]. 2020. (date of the address: 11.11.2022).