Аннотация. Многие современные дети, придя в школу, испытывают трудности в коммуникации. Для решения данной проблемы предлагаются приемы сказкотерапии в деятельности классного руководителя, которые также помогают осуществить безболезненный переход из одной ведущей деятельности в другую.

Ключевые слова: сказка, сказкотерапия, приемы работы со сказкой, младшие школьники, воспитательная работа.

Сказка всегда была понятна и интересна детям, и комплексная работа с ней помогает решать различные трудности. В нашем случае будут представлены приемы работы со сказкой для решения коммуникативных трудностей.

С каждым годом у современных детей возникают трудности в живом общении и коммуникации из-за различных причин. Многие дети не посещают детские сады или живут в «идеальном» мире, созданном родителями, не общаясь со сверстниками.

Когда школьники приходят в школу, перед ними стоит задача не только получить знания, но и создать свой первый коллектив, который будет играть важную роль в их жизнях. Только сделать это из-за возникших сложностей в коммуникации становится труднее.

Дети не знают, как правильно взаимодействовать с одноклассниками. Из-за этого могут возникать разногласия, ссоры или отделение от коллектива, а в особо тяжелых ситуациях классный коллектив может не сформироваться вовсе, что будет создавать негативную психологическую атмосферу в классе и затруднять получение знаний.

Также, для детей младшего школьного возраста характерен переход из игровой ведущей деятельности в учебную, и очень важно сделать данный процесс наиболее безболезненным и приятным. В этом учителю могут помочь игровые моменты в уроках, физкультминутки и специальные технологии и приемы.

Итак, с одной стороны есть общество, которое выдвигает требования к ученикам по умению взаимодействовать друг с другом. С другой стороны – современные младшие школьники, которые не умеют договариваться, работать в паре и группе, часто конфликтуют.

Тогда появляется вопрос, на который стоит ответить. Какие средства помогут сформировать коммуникативные навыки у младших школьников, которые будут соответствовать их возрастным интересам и потребностям? Для ответа на этот вопрос нами предлагаются приемы сказкотерапии.

Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Сказки всегда были интересны для детей дошкольного и школьного возраста. Они в доступной для детей форме рассказывают о мире, его законах и устройстве, передают мудрость народа и опыт его жизни [3].

Ребенку понятнее работать со сказкой и через этот текст понимать законы и устройство мира, взаимодействие с окружающим, а также узнавать знания и общепринятые устои.

По мнению ряда психологов (И.В. Вачков, Л.С. Выготский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.), при работе со сказкой также развивается взаимопонимание между ребенком и взрослым.

Сказка помогает сформировать личность ребенка, развить интеллект, творческий потенциал и воображение. Со знакомством со сказкой ребенок учится понимать себя и окружающих. Также немаловажно, что ребенок знакомится с народными мудростями и приобщается к культуре своего народа. [5]

На основе знакомства с героями сказок и их жизненным путем дети учатся определять свои цели. Они осознают, что, преодолевая все трудности жизненного пути, можно достичь успеха. В ходе этого у детей воспитываются волевые качества, целеустремленность и настойчивость. [5]

По темам, которые поднимаются в сказочных историях, О.В. Хухлаева выделяет четыре группы:

  1. Тема трудностей, связанных с общением.
  2. Тема переживания ощущения себя человеком, у которого «что-то не так», чувство неполноценности.
  3. Тема страхов и тревог по различным причинам.
  4. Тема проблем, связанных со спецификой возраста.

В нашем случае нужны сказки, связанные с первой темой, которую выделяет Ольга Владимировна Хухлаева – трудности, связанные с общением между сверстниками, а также со взрослыми.

Но просто прочитать сказку детям будет недостаточно. И здесь нам нужно определиться со значением слова «сказкотерапия».

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующие сказки для решения большого спектра задач, особенно в коррекции поведения [8].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает, что сказкотерапия – это лечение сказкой, процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [2].

Чтобы был настоящий и положительный результат, нужна использовать комплексную систему работы со сказкой, куда входят: чтение, разъяснения и обсуждения, беседы, рисование и театральные постановки.

При этом очень важно обратить внимание на условия эффективности воздействия сказок на формирование личности детей младшего школьного возраста. К ним относятся:

  1. Соответствие произведения социальному опыту ребенка. Сказка должна быть краткая, эмоционально значимой и соответствовать переживаниям детей.
  2. Сопровождение чтения иллюстративным или музыкальным материалом.
  3. Соответствие окружающей среды и обстановки содержанию сказки и ее замыслу.
  4. Разъяснение сказки. Это необходимо для того, чтобы сформировать или закрепить морально-нравственное качество или форму поведения [4].

Сейчас мы подробнее остановимся на приемах работы со сказкой, которые способствуют лучшему и полному достижению необходимых результатов:

  • Чтение сказки вслух. Лучше, когда чтение производит взрослый. В таком случае эта сказка «ободряется» им, и для ребенка она становится более актуальной и интересной.
  • Обсуждение и разъяснение. Ребенок высказывает свое мнение насчет сказки, отвечает на вопросы взрослого и находит в ней смысл и основную идею.
  • Создание иллюстрации к сказке. Ребенок может проиллюстрировать любой момент из сказки, и потом этот рисунок будет обсуждаться.
  • Обсуждение рисунка. Это можно делать не сразу, а, например, на следующий день. В таком случае ребенок еще раз вспоминает сюжет и рассказывает, почему он нарисовал именно это.
  • Драматизация и проигрывание сказки. Лучше всего, когда драматизация проходит вместе со взрослыми [6].

Говоря про комплексность работы со сказкой, невозможно не упомянуть Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву, которая выделила комплексную сказкотерапию. Она складывается из четырех ступеней:

  • первая – связь нашего сознания и подсознания посредством творческого мышления;
  • вторая – система воспитательного ориентирования;
  • третья – точная система развития и управления эмоционального интеллекта;
  • четвертая – индивидуальный подход к личности человека с учетом его индивидуальных особенностей и знаний, опыта и условий его окружающей обстановки.

В комплексную сказкотерапию входят следующие приемы: куклотерапия, рисование сказок, анализ сказок, медитация на сказку, сказочная имидж-терапия, сочинение сказок, постановка сказок, рассказывание сказок [1].

Учителям и классным руководителям можно предложить следующие варианты задания для работы со сказкой:

  1. Первичное чтение сказки. После этого идет обсуждение сказки в классе – учащиеся отвечают на вопросы по сюжету, находят основную идею и тему сказки. Затем детям предлагается самостоятельно придумать сказку на похожую тематику.
  2. Первичное чтение сказки с открытым финалом. Учащимся предлагается самостоятельно продумать завершение сюжета и зарисовать его. После этого устраивается конкурс творческих работ, где дети заново рассказывают сказку и завершают ее так, как придумали они с опорой на рисунок.
  3. Первичное чтение сказки, ее обсуждение, где большой учет идет на характеры действующих героев. После этого драматизация (разыгрывание) сказки всеми учащимися (в парах, группах), а затем проведение оценки своей драматизации – удалось ли передать задумку сказки, характер героев сказки.
  4. Первичное чтение сказки, ее обсуждение. Рисование сюжета сказки по кругу. Обсуждение полученных результатов.

Таким образом, мы можем сказать, что сказкотерапия и ее приемы помогут современным школьникам улучшить коммуникативные навыки, наладить отношения друг с другом. Использование предложенных приемов при правильной организации положительно скажутся на психологической составляющей классного коллектива и его сплоченности.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб.: Златоуст, 1998. 352 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2000. 310с.
  3. Зобков В.А. Психология понимания в сказкотерапии: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 154 с. (Высшее образование) (дата обращения: 03.12.2022).
  4. Ковтун Т.В. Влияние сказок на формирование личности младшего школьника на уроках чтения. // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 171-174. (дата обращения: 03.12.2022).
  5. Морозова Т.А. Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы). // Образование и воспитание. 2018. №5(20). С. 18-20. (дата обращения: 03.12.2022).
  6. Угринчук О.Н. Использование потенциала сказки в педагогике В.А. Сухомлинского. // Молодой ученый. 2018. №26(212). С. 179-181. (дата обращения: 03.12.2022).
  7. Хухлаева О.В. Лабиринт души. Терапевтические сказки. / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. Москва: Академический проект, 2022. 208 с.
  8. Широкова Л.К. Применение сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста. // Современные научные исследования и инновации. 2022. №8. (дата обращения: 03.12.2022).

Development of communication skills of younger schoolchildren through the use of fairy tale therapy techniques

Koloskova S.A.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolokolchikova Ekaterina Sergeevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Аnnotation. Many modern children, having come to school, have difficulties in communication. To solve this problem, fairy tale therapy techniques are offered in the activities of the class teacher, which also help to make a painless transition from one leading activity to another.

Keywords: fairy tale, fairy tale therapy, techniques of working with a fairy tale, junior schoolchildren, educational work.

Literature:

  1. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Path to magic. St. Petersburg: Zlatoust, 1998. 352 pages.
  2. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Workshop on fairy tale therapy. St. Petersburg: OOO «Speech», 2000. 310 pages.
  3. Zobkov V.A. Psychology of understanding in fairy tale therapy: a textbook for universities. Moscow: Yurite Publishing House, 2022. 154 pages (Higher education). (date of the address: 03.12.2022).
  4. Kovtun T.V. The influence of fairy tales on the formation of the personality of a younger student in reading lessons. // Innovative pedagogical technologies: materials I International. scientific. conf. (Kazan, October 2014). Kazan: Beech, 2014. Page: 171-174. (date of the address: 03.12.2022).
  5. Morozova T.A. Fairy tale as an instrument of educational activity of a teacher (from work experience). // Education and education. 2018. №5(20). Page: 18-20. (date of the address: 03.12.2022).
  6. Ugrinchuk O.N. Using the potential of a fairy tale in the pedagogy of V.A. Sukhomlinsky. // Young scientist. 2018. №26(212). Page: 179-181.  (date of the address: 03.12.2022).
  7. Khukhlaeva O.V. Labyrinth of the soul. Therapeutic tales. / O.V. Khukhlaeva, O.E. Khukhlaev. Moscow: Academic Project, 2022. 208 pages.
  8. Shirokova L.K. The use of fairy tale therapy in working with primary school children. // Modern scientific research and innovation. 2022. №8.  (date of the address: 03.12.2022).