Аннотация. В данной статье рассмотрено явление оппозитивности в лингвокреативном мышлении детей. На основе экспериментальных данных проанализированы тактики оппозитивности, используемые респондентами. В статье также рассматривается связь лингвистической категории оппозитивности с ассоциациями.

Ключевые слова: Оппозитивность, креативная языковая личность, концепт, ассоциации.

По мнению многих ученых (например, таких как А.А. Брудный, М. Хальбвакс и др.), глубинный слой сознания человека приобщает его к коллективной памяти. Эта память таится в психике каждого из нас и при этом принадлежит всем.

Человек познает окружающую действительность и находит в ней свое отражение при помощи бинарных оппозиций, которые являются определяющими категориями человеческого сознания.

Явление оппозитивности является сферой интереса не только в таких науках как психология и философия, но и вызывают интерес и у лингвистов, и культурологов.

«Оппозитивность – важный признак грамматических явлений, заключающийся в том, что нет и не может быть единичных, ничему не противопоставленных грамматических явлений. Каждое явление грамматики непременно включается в ряды противопоставлений (оппозиций): единственное число противопоставлено множественному, мужской род – женскому и среднему, совершенный вид – несовершенному и т.п.» [1, с. 187].

Наша цель – доказать, что лингвистическая категория оппозитивности пронизывает языковое и художественное пространство и находит выражение в речетворческих и мировоззренческих процессах современной креативной личности.

Основными для нашего исследования являются следующие задачи:

  • рассмотреть, какие языковые и смысловые особенности отражены в текстах респондентов;
  • определить тактики, с помощью которых создается оппозитивность;
  • выявить уровень оппозитивного лингвокреативного мышления у детей.

По определению Ю.Н. Караулова, «языковая личность – это человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся: степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью» [3, с. 57]. К тому же современная языковая личность характеризуется лингвокреативностью, т.е. способностью мыслить, порождая при этом новые слова и смыслы путем использования всех известных языковых единиц.
На базе одной из средних общеобразовательных школ был проведен психолингвистический эксперимент с участием 162 человек. Учащиеся писали небольшое сочинение на тему «Кто я».

Развитию языковой личности присуща антиномия, т.к. человек формирует целостную картину о мире на основе противоположностей.

Выделяются противоречия по следующим признакам:

  • конвенциональность - интенциональность;
  • инструментальность - креативность;
  • повседневность - институциональность

Эти противоречия являются источником развития языковой личности.

Обратимся к строению концепта. По определению В.И. Карасика, концепт – это «ментальное образование, которое представляет собой хранящиеся в памяти человека значимые, познаваемые, типизируемые фрагменты опыта» [2, с. 59]. Он состоит из центра (ядра) и периферии, т.е. прототипичен. Приведем примеры на материале русских пословиц.

Большинство русских пословиц построено на оппозитивности. С одной стороны, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», с другой стороны, «Работа не волк, в лес не убежит». Используя в речи первую поговорку, мы говорим о том, что человек ничего не добьется в жизни, если не будет трудиться. Говоря о второй пословице, приходим к выводу, что работа может и не быть первостепенным делом.

Наличие в пословицах противопоставлений дает возможность сопоставить две разные ситуации и выбрать наиболее подходящую для себя (не без оказания влияния коллективной памяти). Рассмотрим еще примеры: «Счастье лучше богатства», но «Беднее всех бед, когда денег нет», «Ученье лучше богатства», и при этом «Век живи, век учись, а дураком помрешь».

Говоря об оппозитивности, нельзя не сказать о роли ассоциаций. Ассоциативные сравнения человека основываются на противоречии в действиях и мыслях, чувствах и размышлениях и т.д. По мнению Т.В. Лаврентьевой, существует 3 семантических модели организации противоположности: разделение, сравнение, соединение. Последнее содержит в себе такие формы как направление прилагаемой силы и реакция на окружающие действия или ситуацию. Опираясь именно на реакцию респондентов, мы анализировали результаты эксперимента.

Рассмотрим работы нескольких респондентов (орфография и пунктуация авторов сохранены):

«Я учусь в 3 классе. У меня много друзей. Но мне кажется, смерть природа создала не зря. Если бы все были бессмертны, то людей было тьма тьмущая. Но мне повезло: я еще ребенок. Я думаю, что взрослым быть нелегко. Я бы хотел иметь вечную жизнь и оставаться ребенком. Конец».

Градуальная оппозиция «ребенок-взрослый». «Я <….>, я учусь в 5 классе. У меня много друзей, но мало врагов. Я занимаюсь плаванием, как многие из нашего класса. Многие занимаются коллекционированием фигурок, я же коллекционирую лего».

Оппозиция выражает логическое противоречие за счет противительного союза но и частицы же. «Кто я? Я это я. Я человек, который есть. Я могу писать, читать, знать. Я могу быть кем угодно: космонавтом, матросом, дворником. Я могу быть высоким, низким. Я могу быть умным или глупым, темным или светлым. Все это я могу быть, потому что я это я. Человек, который может быть кем угодно».

  • «Я человек, который любит помогать, плавоть, рисовать и танцивать. Если бы я была в теле животного, я бы хотела быть рыбой».
  • «Я учусь в 3 классе. Я ощущаю себя в мире людей привидением, а в мире животных мне кажется бутобу кто-то меня зовет в лес и все время меня что-то останавливает».
  • «Я двенадцатилетняя девушка. Обычный человек с его проблемами и комплексами. Являюсь второстепенным персонажем игры под названием «Жизнь». Судьба уготовила мне много сюрпризов и препятствий, но главное из них то, что я девушка. Мой характер противоречит моей природе. Я хотела бы быть мальчиком, но менять пол не собираюсь…».
  • «У человека есть разум, что отличает его от животных. Все свои действия он делает осознанно. Однако, при этом всем есть люди, которые, судя по их действиям, не пользуются мозгом. А живут в этом же мире и гении, благодаря которым каждый день немного улучшается. Но глупых людей все равно больше».

В последних четырех случаях видим явное противопоставление мира людей и животных, представителей человечества и потустороннего мира, женского и мужского и т.п.

Также респондентам предлагалось записать свою пословицу. Мы получили следующие результаты (см. рисунок 1):

Оппозитивность

Рис. 1. Оппозитивность

75 человек из 162 размышляли на тему «Кто я» с помощью оппозитивного метода мышления. Приведем примеры.

  • ученье – свет, телефон – тьма.
  • не все лету красному быть – надо и к несчастью привыкать.
  • хочешь – делай, не хочешь – уйди.

На примере трех приведенных пословиц видим оппозитивность. Ранее мы говорили о том, что в основе коллективной памяти человека (это отражают народные пословицы) лежит противоречие. Современная языковая личность (особенно ребенок) пытается разобраться в окружающем мире с помощью креатива и противопоставления. Сопоставляя факты, образы и понятия, респонденты либо трансформировали уже известные всем пословицы (ср. «Ученье – свет, неученье – тьма» и «Ученье – свет, телефон – тьма»), либо создавали окказиональные.

Они привносили в пословицы нечто новое, актуальное для них. Современным детям внушается стереотип, что телефон мешает учебе, вредит здоровью и т.п. Поэтому понятие «телефон» встало в один ряд с понятием «неученье».

Респонденты использовали следующие тактики оппозитивности:

  • симметричное, или парное, расположение;
  • контрастность;
  • противопоставление, которое ведет к устранению одной из сторон;
  • соотнесение предмета/явления/лица с группой предметов/явлений/лиц;
  • мотивированность / немотивированность («хочешь – делай, не хочешь – уйди»).

Исследователь А. Олах в работе «Творческий потенциал и личностные переменные» подчеркивает, что креативность является не просто характеристикой личности, но и функцией познания. В ходе эксперимента мы убедились в том, что в большинстве своем современная языковая личность использует креатив, чтобы найти свое место в окружающем мире, используя при этом принцип оппозитивности.

Oppositivity of modern creative language personality

Giniyatova R.R.,
undergraduate 2 courses The Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Zakharova Maria Valentinovna,
associate professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching Philological Disciplines of the Institute of Humanities of The Moscow City University, candidate of philological sciences, associate professor

Annotation. This article considers the phenomenon of opposability in the linguocreative thinking of children. On the basis of experimental data, the opposability tactics used by respondents are analyzed. The article also discusses the relationship of the linguistic category of opposability with associations.
Keywords: Oppositivity, creative linguistic personality, concept, associations.


  1. Брусенская Л.А., Гаврилова Г.Ф., Малычева Н.В. Учебный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 256 с.
  2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград «Перемена», 2002. 477 с.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во «ЛКИ», 2010. С. 31-57.
  1. Brusenskaya L.A., Gavrilova G.F., Malycheva N.V. Uchebny slovar lingvisticheskih terminov. Rostov: Fenix, 2005. 256 pages.
  2. Karasik V.I. Yazykovoy krug: lichnost, concept, discurs. Volgograd: Peremena, 2002. 477 pages.
  3. Karaulov U.N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost. M.: LKI, 2010. Page 31-57.