Аннотация. В данной работе спроектирована внутришкольная система оценки метапредметных результатов в рамках предметов естественнонаучного цикла. Разработаны рекомендации по внедрению модели оценки метапредметных результатов в рамках естественнонаучного цикла в систему ВСОКО ГБОУ «Школа Глория», рассчитанные на 3 учебных года. Сконструированная модель позволяет анализировать предметные результаты через метапредметные диагностики. Основной принцип данной модели может быть использован в других образовательных областях.

Ключевые слова: ФГОС, ВСОКО, метапредметные результаты, естественнонаучные предметы

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) оценка образовательных достижений должна обеспечивать комплексный подход, то есть совокупную оценку предметных и метапредметных результатов обучения. В силу сложности оценки всей совокупности метапредметных результатов (далее – МПР) целесообразно в основной школе выделять направления оценки этих результатов в рамках отдельных образовательных областей, например, в области предметов естественнонаучного цикла.

К оценке результатов обучения по предметам естественнонаучного цикла (физика, химия и биология) в настоящее время приковано пристальное внимание. Качество естественнонаучного образования – залог технологического прорыва в экономике нашей страны, что отражено в стратегии научно-технического развития РФ.

В настоящее время разработан инструментарий для оценки отдельных метапредметных результатов обучения, в том числе и на базе предметов естественнонаучного цикла. Однако, использование совокупности различных инструментов вне четкой системы не предоставляет возможности:

  • оценить уровень сформированности всего спектра МПР для каждого обучающегося;
  • оценить динамику формирования МПР в процессе обучения.

Это противоречие позволяет говорить о необходимости проектирования внутришкольной системы оценки МПР обучения в рамках предметов естественнонаучного цикла.

Гипотезой данного исследования является предположение о том, что проектирование, включающее концептуальную фазу, фазу моделирования и конструирования системы обеспечивает создание эффективной внутришкольной системы оценки МПР в рамках предметов естественнонаучного цикла, отвечающей требованиям ФГОС [6] к метапредметным результатам и обеспечивающей комплексную оценку образовательных результатов.

Проектирование образовательной системы включает несколько стадий и отображено на рисунке 1.

Стадии проектирования образовательной системы

Рис.1. Стадии проектирования образовательной системы [1]

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] относит наличие и функционирование Всероссийской системы оценки качества образования к компетенции образовательной организации (далее – ОО). Это означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему оценки качества, принимает и утверждает свои собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур.

Современная внутришкольная система оценка качества образования (далее – ВСОКО) должна соответствовать следующим параметрам [2]:

  • коррелировать с внешней оценкой государства через систему показателей, по которым сегодня сравнивают и выделяют лучшие топовые ОО;
  • отражать степень удовлетворенности родителей обучающихся качеством образования в школе;
  • способствовать развитию условий реализации требований ФГОС;
  • отражать уклад, сложившийся в ОО;
  • цели и задачи программы развития и качество их реализации.

Система оценки метапредметных результатов в рамках естественнонаучных предметов является составной частью ВСОКО и также является образовательной системой (рис.2), следовательно, может проектироваться самостоятельно.

Модель ВСОКО

Рис.2. Модель ВСОКО

При анализе международных оценочных исследований в области естествознания можно выделить два ключевых исследования: PISA и TIMSS [3]. Оценивание естественнонаучной грамотности обучающихся в исследовании PISA основывается на следующих основаниях:

  1. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:
    • научное объяснение различных явлений;
    • понимание особенности естественнонаучного исследования;
    • умение научно интерпретировать данные.
  2. Из данных компетенций вытекают требования к заданиям PISA по оцениванию естественнонаучной грамотности. Они должны быть направлены на проверку этих компетенций и при этом основываться на реально жизненных ситуациях.

Оценка естественнонаучной грамотности обучающихся в исследовании TIMSS основывается на сопоставлении качества знаний и тенденций в математическом и естественнонаучном образовании. Оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам.

В силу закрытости международного инструментария невозможно использование методики PISA и TIMSS во внутришкольном контроле, однако, знакомство с данным инструментарием должно быть включено в работу учителями, так как эти исследования отражают глобальные тенденции развития инструментария естественнонаучного образования.

Существует два способа оценки МПР:

  • проведение специальных метапредметных диагностик;
  • проведение интегрированного анализа результатов предметных диагностик с точки зрения освоения МПР, которые проверялись заданиями этих диагностик.

Анализируя обзор инструментария для оценки МПР в области предметов естественнонаучного цикла на региональном уровне (см. таблицу 1), можно сделать вывод – несмотря на обширную систему оценки МПР на региональном уровне, не выстроен инструментарий оценки МПР естественнонаучных предметов [4].

Таблица 1. Обзор инструментария для оценки метапредметных результатов в области предметов естественнонаучного цикла

НазваниеУровеньПроцедураОсобенности
МПУ 10 класс РУ Независимая Проводится с целью определения у выпускников основной школы уровня сформированности метапредметных (познавательных) умений как необходимого условия для продолжения обучения в старшей школе.
МПУ 7 класс РУ Независимая Направлена на проверку различных групп познавательных универсальных учебных действий.
МПУ 5 класс РУ Независимая Диагностическая работа проводится с целью определения у выпускников начальной школы уровня сформированности метапредметных (познавательных) умений как необходимого условия для продолжения обучения в основной школе.
МПУ 4 класс РУ Независимая Направлена на проверку сформированности различных познавательных учебных действий.
Диагностика МПУ в области естествознания и математики 8 класс РУ Независимая Предназначена для проверки межпредметных понятий (энергия, превращение энергии) и различных групп познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД).
Диагностика МПУ в области естествознания и математики 4 класс РУ Независимая Проводится с целью определения уровня овладения УУД, формируемыми при изучении математики и предмета «Окружающий мир».

Нами была проанализирована ВСОКО ГБОУ «Школа Глория» [5]. В качестве источников данных для оценки качества образования были использованы: результаты ЕГЭ, ОГЭ, внешний мониторинг образовательных достижений обучающихся 1-11 классов МЦКО, результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников, мониторинговые исследования, проводимые в соответствии направлениями ВСОКО, данные промежуточной и рубежной аттестации (триместровая, полугодовая).

Основными пользователями результатов ВСОКО являются: обучающиеся и их родители, учителя, методические объединения, администрация школы, Департамент образования города Москвы.

Особенностями ВСОКО «Школа Глория» являются следующие:

  1. формирование единых критериев и подходов в измерении качества образования;
  2. определение индикаторов оценки результатов измерений качества образовательных достижений обучающихся, качества условий, качества образовательного процесса;
  3. разработка пакета контрольно-измерительных материалов по всем направлениям ВСОКО;
  4. определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
  5. повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам мониторинга и диагностики;
  6. обеспечение методического, технического сопровождения процедур оценки качества образования;
  7. обеспечение хранения и доступа к информации о результатах оценки качества образования всех пользователей в соответствии с регламентом.

При построении модели внутришкольной системы оценки метапредметных результатов в рамках предметов естественнонаучного цикла (рис.3), основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Модель внутришкольной системы оценки метапредметных результатов 

Рис. 3. Модель внутришкольной системы оценки метапредметных результатов

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могли бы служить результаты выполнения проверочных работ (тематических) по биологии, физике и химии. В ходе текущей и тематической оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например, уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной и рубежной (триместровой) аттестации по естественнонаучным предметам.

Достижение метапредметных результатов также может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе на интегрированных уроках естественнонаучной направленности.

Метапредметные результаты могут быть отображены в портфолио ученика как перспективная форма демонстрации индивидуальных достижений. Также портфолио решает важные педагогические задачи:

  • поддержание высокой учебной мотивации школьников;
  • поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формирование умения учиться: постановка целей, планирование и организация собственной учебной деятельности.

В качестве дополнительного образования предлагается расширение функционирующих круговых триместровых элективных метапредметных курсов, направленных на естественнонаучную базу для развития МПР. Данные курсы должны иметь деятельностный подход в продолжение традиционного урока.

Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных метапредметных диагностических задач по естествознанию, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам.

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по естествознанию и с учётом характера ошибок, допущенных обучающимися, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

С целью оптимизации модели путем экспертной оценки нами была разработана анкета для учителей физики, химии, биологии школы ГБОУ «Школа Глория» по оценке эффективности разработанной модели, которые выступали в качестве экспертов.

На базе ВСОКО ГБОУ «Школа Глория» была создана ВСОКО, содержащая оценку МПР в рамках предметов естественнонаучного цикла, в которой используются следующие подходы:

  1. В рамках проектно-исследовательской деятельности групповой проект в 8 классе, индивидуальный проект в 9 и 10 классах.
  2. Текущие итоговые и проверочные работы, включающие задания на проверку МПР.
  3. Портфолио.
  4. Комплексные интегрированные работы на межпредметной основе.
  5. Круговые элективные курсы, нацеленные на развитие метапредметных умений.
  6. Специально сконструированные метапредметные задачи.

В данной модели не используется:

  1. Интегрированный анализ предметных диагностик для оценки достижения познавательных метапредметных результатов.
  2. Отсутствуют единые подходы к оценке коммуникативных и регулятивных действий в рамках исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
  3. Не выстроена единая система метапредметных диагностик, обеспечивающая оценку динамик и достижения МПР.

Также нами разработаны рекомендации по внедрению модели оценки МПР в рамках естественнонаучного цикла в систему ВСОКО ГБОУ «Школа Глория», рассчитанные на 3 учебных года.

Первый год:

  • внедрение специально сконструированных метапредметных диагностик;
  • внедрение специально-разработанных семинаров и заседаний методического объединения для подготовки учителей к интегрированному анализу результатов.

Второй год:
Корректировка ВСОКО с добавлением оценки метапредметных результатов в рамках предметов естественнонаучного цикла в систему оценки качества образования ГБОУ «Школа Глория».

Третий год:
Адаптация сконструированного ВСОКО.

Модель внутришкольной системы оценки метапредметных результатов в рамках предметов естественнонаучного цикла, сконструированная с учетом изложенных в статье подходов, позволяет анализировать предметные результаты через метапредметные диагностики. Основной принцип данной модели может быть использован в других образовательных областях.

 The project of inter-subject results evaluation system at school within natural science subjects

Bulycheva N.V.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Demidova Marina Yurevna,
the head of the Center of pedagogical measurements of FGBNU of "FIPI", the head of the Federal commission on development of control measuring materials for holding a State Final Examination according to educational programs of the main general and secondary general education for physics, the doctor of pedagogical sciences, professor

Annotation. Inter-subject results evaluation system at school within natural science subject сreated in this work. Recommendations of introduction of model results evaluation system at school within natural science subjects (biology chemistry physics) into the system evaluations of Schools Gloria were developed. These recommendations continue for 3 years.
Keywords: Federal state educational standard, evaluation system the quality of education at school, inter-subject results, natural science subjects


  1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект // Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности, Российская академия образования, Институт управления образованием. М.: Эгвес, 2004. 120 с.
  2. Кисенко В.Н., Терехина Н.Н. Модель внутренней системы оценивания качества образования. // Кибер-Ленинка – научная электронная библиотека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-vnutrenney-sistemy-otsenivaniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 08.05.2019).
  3. Международные сопоставительные исследования. // Федеральный институт оценки качества образования URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (дата обращения: 10.05.2019).
  4. Мониторинг и диагностика. // Московский центр качества образования. Департамент образования города Москвы. URL: https://mcko.ru/pages/monitoring_and_diagnostics (дата обращения: 11.05.2019).
  5. Положение о внутренней системе оценки качества образования в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Государственная столичная гимназия» от 29 августа 2014 № 268 13/2. URL: https://gsg.mskobr.ru/files/pol_ob_ochenivanii_2014.pdf (дата обращения: 12.05.2019).
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.05.2019).
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 06.03.2019 года. / Документы РФ (Документы Российского Законодательства) URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения: 11.05.2019).
  1. Novikov A.M., Novikov D.A. The educational project // Grant for the educators participating in innovative activity, the Russian Academy of Education, Institute of management of education. M.: Egves, 2004. 120 pages.
  2. Kisenko V.N., Terekhina N.N. model of an internal system of estimation of quality of education. // Kiber-Leninka – scientific electronic library. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-vnutrenney-sistemy-otsenivaniya-kachestva-obrazovaniya (date of the address: 08.05.2019).
  3. International comparative researches. // Federal institute of assessment of quality of education of URL: https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ (date of the address: 10.05.2019).
  4. Monitoring and diagnostics. // Moscow center of quality of education. Moscow Department of Education. URL: https://mcko.ru/pages/monitoring_and_diagnostics (date of the address: 11.05.2019).
  5. The provision on the internal system of assessment of quality of education in the Public budgetary educational institution of the city of Moscow «State capital gymnasium» of August 29, 2014 No. 268 13/2. URL: https://gsg.mskobr.ru/files/pol_ob_ochenivanii_2014.pdf (date of the address: 12.05.2019).
  6. Federal state educational standards. URL: https://fgos.ru/(date of the address: 12.05.2019).
  7. Federal law «About Education in the Russian Federation». The federal law of 29.12.2012 No. 273-FZ «About education in the Russian Federation» in edition of 06.03.2019. / Documents of the Russian Federation (Documents of the Russian Legislation) URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (date of the address: 11.04.2019).