Аннотация. В статье рассмотрено понятие нового журнализма, история возникновения и развития, основные идеи. Представлены основные приемы, на основе анализа концепции нового журнализма сделан вывод об отношении исследуемого жанра к отечественной литературе и литературным процессам в современной России.

Ключевые слова: журнализм, новая журналистика, беллетризация факта, погружение в материал, озвучивание собственного мнения.

Актуальность исследования нового журнализма, направления в мировой литературе, находящегося на стыке художественной литературы и журналистики, определяется глобализацией современного мира. Анализ новейшей литературы невозможен в отрыве от реалий современной жизни и средств массовой информации (газет, журналов, масмедиа), освещающих и зачастую определяющих жизнь общества. Новый журнализм занимается поиском оригинальных форм, средств художественной интерпретации действительности, используя для этого конкретные факты и реально существующие лица. Именно этот факт подогревает интерес публики к документальной литературе и объясняет заинтересованность научного филологического сообщества, которое в последнее время всё чаще обращается к обсуждению и изучению возникшего направления [1; 4; 5].

Необходимость оценки журналистского романа, исследования его влияния на читательскую аудиторию, выявление писательской техники, сравнение с иными художественными текстами, основанными на реальных событиях – проблемы, стоящие перед исследователем нового журнализма. В настоящей статье мы не ставим столь глобальных задач, сосредоточившись лишь на рассмотрении нового журнализма как особого метода написания таких романов, как «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте, «Книга мертвых» Эдуарда Лимонова.

Возникшее в Америке направление развивается и в отечественной литературе, что вызвало появление критических и первых литературоведческих работ. Историей «нового журнализма» серьезно занимается «пионер» «новой журналистики» Том Вулф. Его «Антология новой журналистики» включает 28 произведений 23 писателей, что позволяет охарактеризовать его как основателя данного направления. Именно Т. Вулф стоит у основ изучения «нового журнализма». Более тщательно изучают данный вопрос А.Б. Гвоздев [2], Е.А. Стеценко, О.О. Несмелова, Д.В. Харитонов [7], В. Соколов, М.Е. Новоселова, А.С. Мулярчик [3] и др.

Новый журнализм – жанр, возникший в Америке в 1950-1960-е годы и ставший для многих зарубежных авторов определяющим.
Популярность новой журналистики можно объяснить тем, что читатель стремится не только узнавать о новинках литературы, но и быть в курсе мировых событий, дискуссий, научных споров. На протяжении ХХ века интерес людей к реальной жизни стремительно возрастал, так как действительность преподносила одно событие за другим: войны, появление битников, Уотергейтский скандал, смерть Мерлин Монро и многое другое, о чем не упоминать было невозможно. Так возник интерес к отражению действительного факта, к невымышленным героям и, как следствие, к документальной литературе.

«Новые журналисты» утверждали, что создали новую форму прозаического повествования, которая соединила в себе элементы формальной структуры романа с актуальностью и злободневностью газетной хроники, представляя тем самым некий гибрид журналистики и литературы [2, с. 159]. Продолжение и развитие новой журналистики в России было естественным и ожидаемым: заниматься отечественной литературой в ХХ и XXI веке, а также литературой, написанной на русском языке, невозможно без обращения к мировым реалиям. В этой связи особенно актуально исследование такой динамичной сферы, как журналистика, и ее влияния на художественную литературу. Именно поэтому можно утверждать, что зародившийся новый журнализм стал настоящей тенденцией в мировом культурном контексте.

Новый журнализм имеет ряд отличительных черт. Прежде всего, это так называемая беллетризация факта. Иными словами, придание действительному событию художественной формы. «Журналистика заимствует различные приемы беллетристики» [5, с. 245], перерабатывает событие в историю художественного произведения. Придумывать ничего было не нужно, всё, о чем можно написать, происходило и происходит вокруг. Однако это не означает полного отсутствия вымысла в подобной литературе: хоть сюжет и построен на реальных событиях, определенные моменты (к примеру, диалоги персонажей) остаются додуманными авторами. В произведениях новой журналистики важно различать вымысел и выдуманный сюжет, так как в целом их содержание было правдивым.

Еще одна отличительная черта нового журнализма – тактика глубокого погружения в материал. Творчески подходя к работе, журналисты создавали из обычной заметки полноценное художественное произведение, обращаясь к различным литературным приемам. Немаловажной составляющей направления, по мнению Т. Вулфа, является озвучивание собственного мнения, что до определенного момента в журналистике не приветствовалось.

Главное в данном творческом эксперименте – демонстрация настоящей эпохи. Отступление от классических истоков, сочетание жанров, тяга к изменению форм – всё это преподносилось в форме документальной литературы представителями американского направления. Самые яркие из них – это Трумен Капоте, Хантер Томпсон, Норман Мейлер. Как уже было упомянуто, Россия продолжает традиции нового жанра, по-своему развивая его. Отечественные журналисты и писатели, такие как Эдуард Лимонов, Светлана Алексиевич, Артем Боровик, работают над своими произведениями, привнося определенные новшества в направление нового журнализма.

Из русских представителей нового журнализма наиболее ярким, на наш взгляд, является Э. Лимонов. В своих произведениях он обращается к событиям реальной жизни, рассказывает о себе и своей судьбе на фоне исторических событий, откровенно повествует о своих переживаниях и проблемах, чем вызывает интерес и сочувствие. В его книгах читатели знакомятся с реальными героями, которых легко узнать (а иногда автор прямо их называет). Книги писателя демонстрируют мотивы поступков персонажей, их сомнения, ошибки и неудачи. Таким образом, Лимонов показывает нам привычный мир с иного ракурса. Именно поэтому Эдуарда Лимонова можно отнести к ярким представителям отечественного нового журнализма.

Среди автобиографических произведений Э. Лимонова (таких, как «Это я – Эдичка») и книг, наполненных чистым вымыслом, найдутся произведения, в которых он описывает собственные встречи с разными людьми.

Такова, например, его «Книга мертвых». Это произведение интересно тем, что Лимонов, выполняя предназначение журналиста, предстает перед читателями автором документальной и одновременно художественной литературы, а не репортером, с которым откровенно беседуют его герои. В своей книге он рассказывает о людях, с которыми был знаком лично. В его произведении привлекают правдоподобность и особая подача материала – приемы, ранее отмеченные как наиболее типичные в практике нового журнализма [6, с. 51].
Русский новый журнализм во многом отличается от американского. Однако тематика, подача материала, приемы остаются теми же, что позволяет говорить о развитии этого жанра в России.

Искусство постоянно развивается, отражает важные изменения внутри общества, порой даже опережает их, поэтому формирование направления новый журнализм вполне естественно [4, с. 210]. События, которые происходят каждый день, заслуживают внимания читателя, и писатели по-прежнему реагируют на актуальные вопросы современности, оперативно перерабатывая их в литературном жанре. Как и многие направления, новый журнализм переживает изменения: жанр развивается как в американской, так и в отечественной прозе [7, с. 150]. Однако, даже меняясь, новая журналистика не перестает быть актуальной и интересной для читателя, особенно когда русские писатели, взяв за основу американские традиции, преображают реальные события в литературное произведение. И те приемы, которые мы встречаем у отечественных писателей (беллетризация факта, тактика глубокого погружения в материал и выражение собственной позиции) только подтверждают то, что новый журнализм в России продолжает традиции нового журнализма в Америке. А это, в свою очередь, дарит читателям бесценную возможность насладиться прекрасными произведениями.

Новый журнализм отражает взаимодействие литературы и ярких событий современности, соединяя их в культурном пространстве. Романы Трумена Капоте стали основой нового журнализма, однако, несмотря на глобализацию, наличие культурных феноменов, которые интересны практически всем, читатели каждой страны всё же отличаются друг от друга. И русскоязычному читателю интересно узнать то, о чем рассказывает в своих произведениях Э. Лимонов, что доказывает актуальность его творчества в контексте нового журнализма. В этом ключе романы Лимонова являются отражением мирового культурного взаимодействия.

Newjournalism: the trend of the world cultural interaction

M.S. Vorobyeva,
undergraduate 1 courses, The Moscow City University, Moscow

Annotation. The article considers the concept of a new journalism, the history of its emergence and development, the main ideas. The article also presents the main techniques of new journalism, based on an analysis of the concept of a new journalism, the conclusion is drawn about the attitude of the studied genre to Russian literature and literary processes in modern Russia.
Keywords: new journalism, journalism, new journalism, fictionalization of the fact, immersion in the material, voicing their own opinions.


  1. Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики. М.: Амфора, 2011. 574 с.
  2. Гвоздев А.Б. «Новый журнализм» в контексте специфики развития американской литературы // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 4. С. 159-162.
  3. Мулярчик А.С. Что случилось с «новым журнализмом» // США. Экономика. Политика. Идеология. 1979. № 10. С.80-84.
  4. Несмелова О.О. Проблемы развития художественной прозы США ХХ века в восприятии отечественного литературоведения (20-80-е годы): дис… д-ра филол. наук. М., 1999. 358 с.
  5. Несмелова О.О., Коновалова Ж.Г. Новый журнализм: теоретические принципы и их художественное воплощение // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2011. № 2. С. 245-258.
  6. Новоселова М.Е. Новый журнализм: от истоков до наших дней // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10. Ч. 1. С. 45-51.
  7. Харитонов Д.В. «Новый журнализм» в сравнительно-исторической перспективе: программы литературного освоения факта в США 1960-х годов и в России 1920-х: дис… канд. филол. наук. М., 2010. 188 с. \
  1. Vulf T. Novaya jurnalistika i Antologia novoy jurnalistiki. M.: Amfora, 2011. 574 pages.
  2. Gvozdev A.B. «Noviy jurnalizm» v kontekste specifiki razvitiya amerikanskoyi literature // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seria «Gumanitarnie nauki». 2007 № 4. Page 159-162.
  3. Mulyarchik A.S. Chto sluchilosy s «novim jurnalizmom» // SSHA. Ekonomika. Politika. Ideologia. 1979 № 10.Page 80-84.
  4. Nesmelova O.O. Problemi razvitiya hudojestvennoi prozi SSHA ХХ veka v vospriatii otechestvennogo literaturovedeniya (20-80-e godi): dis. d. filol. n. М., 1999. 358 pages.
  5. Nesmelova O.O., Konovalova J.G. Noviy jurnalizm: teoreticheskie principi i ih hudojestvennoe voploshenie // Uchenie zapiski Kazanskogo universiteta. Seria «Gumanitarnie nauki». 2011 № 2. Page 245-258.
  6. Novoselova M.E. Noviy jurnalizm: ot istokov do nashih dney // Filologicheskie nauki. Voprosi teorii i praktiki. 2017. № 10. Ch. 1. Page 45-51.
  7. Haritonov D.V. «Noviy jurnalizm» v sravnitelno-istoricheskoy perspective: programmi literaturnogo osvoeniya faktav SSHA 1960-h godov i v Rossii 1920-h: dis. k. filol. n. М., 2010. 188 pages.