Аннотация. Данная статья посвящена обзору различных видов искусства, которые могут быть использованы на интегрированных уроках литературы в шестом классе. В качестве примера выбраны произведения А.С. Пушкина. Представленный обзор является основой для выбора современных методов преподавания литературы в школе.

 Ключевые слова: интеграция, и музыка, и живопись, современные методы обучения.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем такие виды искусства, как живопись, музыка, кино, театр и , тесно взаимосвязаны, что позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна . Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

Обратимся к возможностям интеграции на уроках литературы в школе. Проблема теоретического обоснования и методического обеспечения интегрированных уроков литературы – это предмет исследования в работах многих ученых. С.А. Леонов определяет задачи интегрированных уроков следующим образом: «Интегрированные уроки призваны содействовать формированию мотивационной сферы деятельности учащихся, т.е. прививать им интерес к предмету, расширять их кругозор, повышать общий уровень образованности. Разработка интегрированного урока – это поиск новых эффективных форм обучения, основанных на гуманистическом и личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию школьников» [1].

Учащиеся шестого класса достаточно подготовлены к восприятию портрета писателя на уроках литературы. На уроках изобразительного искусства уже в пятом классе они получают представление о портретной живописи, знакомятся с лучшими образцами этого жанра. Обращение к портрету на уроках литературы носит систематический характер, и словесник призван расширить представления учащихся о портретном жанре.

В рассмотрении портрета как жанра изобразительного искусства, хорошо знакомого учащимся, для нас одинаково важно показать причины обращения художника к портрету писателя, историю его создания, взаимоотношения художника и писателя, характер изображения модели на полотне и мастерство живописца, отношение самой модели к портрету, отзывы о нем современников, судьбу портрета. При этом рассказ учителя сочетается с коллективным осмыслением произведения изобразительного искусства, которое несет в себе заряд страстного желания художника постичь духовную сущность мастера слова.

Анализ портрета на уроках изобразительного искусства и на уроках литературы определяется разными задачами. В комментировании того или иного портрета учитель ИЗО руководствуется задачами изобразительными: он показывает мастерство художника в передаче внешности и внутреннего мира портретируемого. Словесник не ограничивается только изобразительным комментарием, но дополняет его тщательно отобранным историко-литературным материалом, который служит совершенствованию литературных знаний учащихся.

Примером использования портретной живописи на уроках литературы может стать фрагмент урока, посвященного изучению биографии А.С. Пушкина. Данный материал разработан и представлен нами в электронном образовательном ресурсе: https://prezi.com/view/5jbJCZReaLDdbmOgnfZV/.

Из всех видов изобразительного искусства наиболее близка литературе графика, которая отражает действительность средствами рисунка. Художник-иллюстратор является вдумчивым помощником читателя. Глубоко изучив литературное произведение, он переводит словесные образы писателя в зримые образы рисунка, которые объясняют литературный текст, подчеркивают какие-то стороны композиции и сюжета произведения, оттеняют особенности его стиля и, конечно же, обращают внимание читателя на протекающее действие и на облик действующих лиц. Эти качества иллюстраций в их отношении к литературному тексту очень важны для читателя, потому что они помогают глубоко и всесторонне понять те или иные грани произведения. Но, пожалуй, в восприятии иллюстраций для читателя прежде всего важно, какими предстали литературные герои. Достоверность и правдивость их изображения сразу же делает читателей союзниками художника-иллюстратора.

Но задача иллюстратора не сводится только к тому, чтобы воссоздать с помощью рисунка облик героев литературного произведения. Он должен показать героев в действии, в движении. Соединением целого ряда иллюстраций он строит графический рассказ и вводит читателя в сюжет книги, в тщательно воссозданную в ней атмосферу эпохи. Иначе говоря, он создает серию иллюстраций, или иллюстративную сюиту, которая может убедительно прокомментировать многие события, положенные в основу литературного произведения, но никогда не способна вполне исчерпать их. Даже самая пространная серия иллюстраций всегда уступает в своей полноте литературному тексту. Поэтому художник-иллюстратор строит свой графический рассказ на зрительной передаче основных, решающих эпизодов литературного произведения.

Привлекая иллюстрации в процессе анализа произведений того или иного писателя, нельзя не учитывать отношения художника слова к искусству иллюстрации вообще и к иллюстрированию его произведений, в частности. К горячим сторонникам комментирования своих созданий средствами графического искусства принадлежал А.С. Пушкин. В поэме «Руслан и Людмила» он обращается к известному художнику-баталисту Александру Орловскому:


Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!


Нельзя не заметить, что, обращаясь к художникам, Пушкин подсказывает им манеру исполнения иллюстраций, которые должны быть сделаны «быстрым карандашом». С тех пор многие живописцы и рисовальщики иллюстрировали произведения великого писателя, и, как правило, все иллюстрации были исполнены в технике карандаша и пера.

Использование музыки на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяют знания и умения учащихся, приобретенные на уроках музыки. Основная задача этих уроков – развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки – должна быть поддержана учителем литературы.

Воздействуя на чувства, музыка создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. В отличие от литературы, музыка не может передать конкретных представлений и понятий. Зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека. Не случайно композитор А.Н. Серов называл музыку языком души, жизнью души, выраженной в звуках.

Образная суть музыки состоит в интонировании: она отражает внутренний мир человека, его переживания способом, сходным с интонацией человеческой речи. Но если в речи интонация является сопутствующим элементом, то в музыке, отделяясь от речи, интонация приобретает самостоятельность, становится основным средством выражения, эмоциональным подобием жизненного переживания. Интонационная сущность музыки неизбежно обогащается и приемами звуковой изобразительности внешнего мира, когда музыкальный образ передает звуки природы и человеческой жизни.

Так, например, интегрированный урок по изучению стихотворения А.С. Пушкина «Узник» целесообразно начать с прослушивания песни «Узник» из музыкального альбома «А.С. Пушкин в музыке», способствующей активному развитию у школьников эмоционального восприятия. Учитель начинает беседу, опираясь на следующие вопросы: О чем рассказывает мелодия? Что важно услышать в ней? (интонации, темп и т.д.) Какое настроение, какие чувства испытываем мы, когда слушаем мелодию, ее главную мысль, не зная даже слов?

Важно подчеркнуть, что личные переживания поэта оказались настолько близкими читателям, что стихотворение воспринималось как выражение их собственных чувств. Поэтому в дореволюционную пору на текст «Узника» появилась песня, причем не все певшие ее знали, что автором слов является А.С. Пушкин.

Музыка является необыкновенным образовательным инструментом, помогающим раскрыть в учащихся совершенно новые уникальные способности к обучению. «Такое обучение (интеграция литературы и музыки) стимулирует и объединяет функции мозга и автоматически затрагивает три из четырех модальностей, благодаря которым мозг получает информацию. Это слуховая, двигательная и осязательная модальности. Как только мозг получил специфическую информацию, он затем ее сохраняет, если она является полезной, ритмичной или эмоционально-заряженной» [1]. Поэтому на уроке необходимо соединять произведения, близкие внутренне, раскрывающие возможности преображения одной модальности в другую.

Учителю необходимо формировать у школьников умение работать с разными источниками информации, среди которых – ресурсы кино. Если кинофильм (художественный) для современного подростка – это «остров свободы», содержание которого легко интегрируется в сферу его внутренней жизни, то книга чаще всего воспринимается как источник обобщенных знаний, а не как художественное произведение, при общении с которым можно пережить эмоциональную радость, эстетическое удовольствие, духовное потрясение. Не случайно вхождение школьника в культуру происходит через экранные искусства, а знакомство с книгой – посредством многочисленных экранизаций. Однако если восприятие фильма осуществляется не по эстетическим законам, то это ведет к усилению наивно-реалистического отношения к книге. Зрительский опыт во многом обусловливает не только читательские, но и общие эстетические способности школьников. Поэтому необходим поиск гибких методик, тонких способов «переключения» школьников из привычной системы ценностей в более сложные эстетически.

Киноопыт и читательский опыт в сознании современного ученика не пересекаются. Книга выбирается школьниками по мотивам, связанным с получением обобщенных глубоких знаний и представлений о мире. Фильм выбирается по мотивам, связанным с получением конкретной, живой информации, удовольствия, возможностью отдохнуть («расслабиться»), ощутить свободу, а также с возможностью «установить» разнообразные связи с реальностью. Перенос киноопыта на опыт читателя если и происходит у школьников, то неосознанно и носит негативный характер. Автоматического переноса опыта читателя на опыт зрителя также не происходит.

Предпочтение фильма книге, наблюдаемое у школьников-подростков, объясняется следующими факторами:

  • бурным пробуждением чувств, стремлением подростков охватить всю жизнь в целом, во всем многообразии внешних проявлений и внутренних тайн;
  • нехваткой у современного школьника времени на чтение книг «для души»;
  • чтение произведений из школьной программы, что придает художественной литературе смысл «учебная».

Открытие книги как источника эмоционального, чувственного, интеллектуального удовольствия происходит у школьников только в старших классах. Наивно-реалистическое восприятие, которое характерно для школьников, проявляется в том, что произведение, литературное или кинематографическое, оценивается ими с точки зрения сюжетной, событийной стороны. Привлечение экранизации при изучении литературного произведения помогает школьникам преодолеть ложное мнение о том, что изображенное на экране или описанное в книге событие – это продолжение самой реальности.

К седьмому классу у школьников складывается прочное убеждение об экранизации как об адекватном заменителе книги. Чтобы разуверить школьников в этом, необходимо именно в 5-6 классах показать, что в фильме, помимо содержания, в чем, безусловно, киноинтерпретация ориентируется на книгу, ecть и выразительная сторона, связанная через элементы киноязыка, игру актеров, звуковую сторону картины и т.д. с мировоззрением и духовными исканиями режиссера.

Integration of literature and other types of arts in the process of literary education of sixth graders (on the example of study of A.S. Pushkin’s creativity)

Alymova O.V.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kanunnikova Irina Alekseevna,
assistant manager department of Russian and method of teaching philological disciplines of study of institute of the humanities of the Moscow City University, Moscow, associate professor Candidate of Philology, associate professor

Annotation. This article is devoted to an overview of various types of art that can be used in integrated literature lessons in the sixth grade. A.S. Pushkin’s works were chosen as an example. The presented review is the basis for the choice of modern methods of teaching literature in the school.
Keywords: integration, literature and music, literature and painting, modern teaching methods.


  1. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. М., 1999. 230 с.
  2. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. М., 1990. 223 с.
  3. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе: На пути к А.С. Пушкину: В 2-х ч. М., 1999.
  4. Масандилова И.Л. Инновационные технологии преподавания литературы в школе: театр импровизации // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2009. № 3. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/masandilova_irina_lvovna.pdf. (дата обращения - 01.12.2019 г.).
  5. Мишурина Н.Н. Статья по теме: Интеграция на уроках литературы.URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/02/integratsiya-na-urokakh-literatury (дата обращения - 01.12.2019 г.).
  6. Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову: учебное пособие. URL: http://www.iprbookshop.ru/13300.html (дата обращения - 01.12.2019 г.).
  7. Степанова С.К. Использование кино на уроках литературы как средство повышения качества литературного образования школьников // Философия отечественного образования: история и современность / Под общей редакцией П.А. Гагаева. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22427776 (дата обращения - 01.12.2019 г.).
  1. Leonov S.A. Integrated Literature Lesson. M, 1999. 230 pages.
  2. Connections between school subjects in the study of literature at school / Ed. E.N. Kolokol’tseva. M, 1990. 223 pages.
  3. Marantsman V.G. Studying A.S. Pushkin’s creativity at school: On the way to A.S. Pushkin: In 2 V. M., 1999.
  4. Masandilova I.L. Innovative technologies of teaching literature in school: theatre of improvisation // Electronic scientific journal «Pedagogy of art». 2009. № 3. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/masandilova_irina_lvovna.pdf (date of appeal 01.12.2019).
  5. Mishurina N.N. Article on the topic: Integration in literature lessons. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/02/integratsiya-na-urokakh-literatury (date of appeal 01.12.2019). .
  6. Nedzvetskiy V.A. From Pushkin to Chekhov: a tutorial. URL: http://www.iprbookshop.ru/13300.html(date of appeal 01.12.2019). .
  7. Stepanova S.K. Use of cinema in literature lessons as a means of improving the quality of literary education of schoolchildren // Philosophy of domestic education: history and modernity / Ed. P.A. Gagayev. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22427776 (date of appeal 01.12.2019).