Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социальной работы с детьми из неполных семей. Особое внимание уделяется современным технологиям, реализуемым в практике социальной работы.

Ключевые слова: технология социальной работы, неполная семья, социально-психологическое развитие, инновационные социальные технологии, анималотерапия, арт-терапия.

В Российской Федерации (и в мире в целом) наблюдается достаточно устойчивая тенденция, при которой увеличивается число семей, в которых есть только один родитель. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики, с 2000 по 2015 год в Российской Федерации было зарегистрировано более 10 млн разводов [22]. Безусловно, не в каждой разведенной семье есть хотя бы один ребенок, кроме того, здесь не учитываются распавшиеся гражданские браки, а также дети, родившиеся вне семьи. Но даже эта «официальная» цифра впечатляет.

Павел Астахов, бывший уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка, на Пятом съезде детских омбудсменов в 2012 году заявил, что «…по данным статистики, число неполных семей выросло до 30 %, всего их 6,2 миллиона. В стране 5,6 миллиона матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек» [1]. К сожалению, подробной статистики о неполных семьях, в которых растут средние и старшие дошкольники, нет. Но сама проблема существует и нуждается в разрешении.

Под неполной семьей в данном случае понимается семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими детьми, не достигшими совершеннолетия. К неполной семье относятся и те семьи, в которых один из родителей не может (по профессиональным или иным причинам) выполнять свою воспитательную функцию (например, находясь в длительной командировке).

В данном тексте будет рассматриваться проблема отклонения в социально-психологическом развитии средних и старших дошкольников, оказавшихся в подобной ситуации. Сама эта проблема не нова, и еще З. Фрейд [24], описывая стадии развития личности, большое внимание уделял идентификации ребенка с родителем одного пола, присвоением ему определенных гендерных качеств. Далее к этой проблематике прямо или косвенно обращались и другие представители психоанализа и неофрейдизма (К. Г. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, К. Хорни [26] и т. д.). Не обходили данную проблему и представители других, следуя логике Имре Лакатоса [11], «исследовательских программ»: бихевиоризма, нео- и социобихевиоризма, гуманистической и экзистенциальной психологии [14]. Прежде всего, в них рассматривались вопросы формирования личности ребенка, усвоения устойчивых паттернов поведения, социализации и т. д.

В рамках отечественной психологии данной проблеме также было уделено пристальное внимание. При этом основной акцент начиная с Л. С. Выготского [4] делался на особенностях социальной ситуации развития, т. е. условий, в которых ребенок может приобретать психологические новообразования (как личностные, так и познавательные). Традиции рассмотрения влияния детско-родительских отношений в контексте создания особой социальной ситуации развития придерживались в рамках отечественной психологии многие исследователи. Эту проблему содержательно рассматривали Л. И. Божович [2], М. И. Лисина [13], А. Н. Леонтьев [12], Д. Б. Эльконин [28], И. В. Дубровина [5] и многие другие советские и российские психологи.

Логику их исследования поддерживали и зарубежные коллеги. Например, чешский психолог З. Матейчек [16] считал, что воспитание в неполной семье ничем не отличается от обычного, только оно осуществляется в более сложных условиях. Наиболее важным фактором становится личность родителя (отца или матери). Именно его педагогические способности (особенно при воспитании детей дошкольного возраста) становятся определяющими. Сам же факт неполной семьи может при этом не играть определяющей роли.

Анализу проблем, которые возникают у детей, воспитывающихся в неполной семье, посвятили свои исследования Я. Г. Николаева [18], Н. А. Сохранная [21], В. М. Целуйко [27] и многие другие.

Полемизируя друг с другом в частных аспектах, они соглашаются с тем, что не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Однако неполная семья в большинстве случаев не способствует нормальному социально-психологическому развитию дошкольника.

Вне зависимости от возникающих у дошкольника из неполной семьи социально-психологических проблем существует несколько способов их преодоления. Во-первых, это изменение социальной ситуации, в которой проживает ребенок. К сожалению, немногие родители обладают достаточным временем и знаниями, для того, чтобы выстроить позитивную социальную ситуацию развития в отсутствии супруга (или супруги). Во-вторых, некоторую помощь могут оказывать дошкольные образовательные учреждения, в случае, если большое внимание уделяется развитию игровой деятельности ребенка. Это значительно облегчает усвоение социальных ролей и связанных с ними норм (правил, паттернов) поведения. В-третьих, психолог может проводить соответствующие коррекционные занятия с ребенком или группой детей, у которых наблюдаются задержки в психологическом развитии.

Возможен и другой способ – применение специальных технологий социальной работы с детьми из неполных семей. В отдельных ситуациях они оказываются более эффективными, чем описанные выше. Подобный подход достаточно подробно рассматривают в своих трудах Е. И. Холостова [25], П. Д. Павленок [19], М. В. Фирсов [23], Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина [7] и другие отечественные авторы.

Следует отметить, что под технологией социальной работы понимается последовательность целеполагающих отношений и действий, в ходе которых создаются условия для формирования активного социального функционирования личности. При этом на смену традиционным технологиям (технологии социальной диагностики, социальной реабилитации, социальной адаптации и социально-психологической адаптации) все чаще приходят инновационные, позволяющие эффективно корректировать социальную адаптацию ребенка.

В первую очередь, к инновационным технологиям можно отнести анималотерапию (пет-терапию). В переводе с латинского это означает «лечение животными», т.е. использование животных и их символов (образов, рисунков, игрушек) в терапии. Название отдельных направлений анималотерапии зависит от того, какие животные принимают в ней участие. Если в терапии принимают участие лошади, то это – иппотерапия, если дельфины – дельфинотерапия, если собаки – канистерапия, если кошки – фелинотерапия. Названия можно перечислять достаточно долго, поскольку, например, американское общество «Дельта» использует в своей работе десятки различных животных [7; 29]

Для работы с дошкольниками из неполных семей особенно важно то, что анималотерапия способствует снятию стресса (возникающего, например, после развода родителей), помогает приобрести навыки взаимодействия с другим (т.е. повышает уровень социализации).
К сожалению, в нашей стране этот терапевтический способ пока недостаточно изучен (см., например, [3; 6; 10; 20]). В этом смысле открываются интересные перспективы для проведения исследований о влиянии анималотерпии на социализацию дошкольников.

К инновационным технологиям социальной работы можно отнести и музыкальную терапию. Дословно это направление можно назвать «исцеление музыкой» (от лат. musica – «музыка» и греч. therapeuein – «лечить»). В настоящее время под данным способом терапии подразумевается использование музыки в рамках терапевтических отношений для эффективной работы над эмоциональными, коммуникативными, когнитивными и социальными проблемами дошкольников.

С одной стороны, терапевтический эффект (как показывают многочисленные исследования) влияет на ребенка на многих уровнях. Кроме того, при корректной организации терапия оказывает успокаивающий и расслабляющий эффект. Она может помочь ребенку справиться со стрессовыми ситуациями, способствовать социализации, самовыражению, выстраиванию взаимоотношений с другими. Однако в настоящее время эффект подобного воздействия на ребенка недостаточно изучен, образовательных программ в ведущих вузах для подобных специалистов нет, и их подготовка, как правило, осуществляется в частных коммерческих центрах [17]. 

Собственно, музыкальная терапия является одним из видов арт-терапии, которая становится все более популярной при социальной работе с дошкольниками из неполных семей. Арт-терапия (от англ. art – «искусство») представляет собой  достаточно эффективный комплекс методов коррекции через искусство и творчество.  Помимо музыкальной терапии выделяют библиотерапию (используются литературные произведения), имаготерапию (используются элементы театрального действа), изотерапию (используются изобразительное искусство), кинезитерапию (в качестве терапевтического воздействия используется танец).

Помимо терапевтической помощи грамотно выстроенная арт-терапия [8] не только помогает разрешению неблагоприятных ситуаций, коррекции негативных личностных особенностей (например, агрессии), но и способствует развитию коммуникативных навыков [9; 15], творческих способностей, повышению самооценки дошкольника.

Безусловно, описанные инновационные технологии социальной работы с дошкольниками из неполных семей не являются панацеей от всех возможных социально-психологических проблем. Однако они могут стать хорошим подспорьем специалисту при работе с детьми, и здесь важна компетентность как при выборе определенного вида терапии, так и при его проведении. С одной стороны, эффект от этих видов терапии недостаточно исследован, с другой – инновационные технологии активно развиваются, постепенно накапливаются эмпирические знания об особенностях их проведения и результатах воздействия на детей. Каждый вид инновационной социальной работы нуждается в дополнительном исследовании, и это станет следующим шагом в нашей научной деятельности.

Social and isikhologichesky technologies during the correctional work with preschool children from incomplete families

Tsayuk A,M.,
3 year bachelor of the Moscow City University, Moscow
S.V. Gorokhov S.V.,,
senior teacher of faculty of psychology,
The higher school «Training environment» of MIP, Moscow

Research supervisor:
Tyutchenko Alexander Maksimovich,
professor of the Department of Psychological and Social Technologies, Institute of Psychology, Sociology and Social Relations at the Moscow State Pedagogical University, candidate of historical sciences, professor

Annotation: in this article modern technologies of social work with children from single-parent families are considered. Particular attention is paid to modern technologies implemented in the practice of social work.
Keywords: technology of social work, incomplete family, social and psychological development, innovative social technologies, aminaloterapiya, art-therapy.


  1. Астахов: число неполных семей в РФ за последние годы возросло до 30 % // РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20120426/635705515.html (дата обращения:10.07.2017 г.).
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  3. Бугаева Е. И. Дельфинотерапия в коррекционно-реабилитационной деятельности с детьми // Сборник работ 69-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 14–17 мая 2012, г. Минск. в 3 ч. Ч. 2. Минск, 2013. С. 5–9.
  4. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. 144 с.
  5. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М.: Академия, 2008. 368 с.
  6. Дударь А. И., Хусяинов Т. М. Возможности использования домашних животных при работе с клиентом в современной социальной работе и психологии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/10117 (дата обращения:10.07.2017 г.).
  7. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 224 с.
  8. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2006. 180 с.
  9. Копытин А. И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когито-центр, 2012. 286 с.
  10. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. Ярославль: Академия Развития, 2000. 176 с.
  11. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический проект; Трикста, 2008. 475 с.
  12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.
  13. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  14. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. 688 с.
  15. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2007. 143 с.
  16. Матейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / пер. с чеш. Л. Н. Хваталовой; общ. ред. и послесл. Н. М. Ершовой. М.: Прогресс, 1980. С. 70–98.
  17. МузТерапевт.Ру. URL: http://muzterapevt.ru/ (дата обращения:10.07.2017 г.).
  18. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье. М.: Владос, 2006. 159 с.
  19. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1999. 368 с.
  20. Попова О. В., Постнова П. В., Усминова А. П., Грязных С. Н., Барсукова М. А. Современные педагогические технологии в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития // Theoretical and practical questions of special pedagogics heoretical and practical questions of special pedagogics and psychology nd psychology: materials of the II international scienti materials of the II international scientific confer-c conference on June 3–4, 2014. Prague: V nce on June 3–4, 2014. Prague: Vědecko vydavatelské centrum decko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». С. 72–80. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2014/k-06_03_14.pdf#page=72 (дата обращения:10.07.2017 г.).
  21. Сохранная Н. А. Работа с неполными семьями. Минск: Красико-Принт, 2006. 176 с.
  22. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения:10.07.2017 г.).
  23. Фирсов М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007. 432 с.
  24. Фрейд З. Введение в психоанализ. СПб.: Азбука, 2015. 480 с.
  25. Холостова Е. И. Технологии социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2001. 400 с.
  26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1997. 608 с.
  27. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос, 2003. 272 с.
  28. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Смысл; Академия, 2012. 228 с.
  29. Delta Animal Shelter. URL: http://deltaanimal.org/  (дата обращения:10.07.2017 г.).
  1. Astahov: chislo nepolnyh semej v RF za poslednie gody vozroslo do 30 % // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/society/20120426/635705515.html (date of the address: 10/07/2017).
  2. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. SPb.: Piter, 2008. 400 s.
  3. Bugaeva E. I. Del'finoterapiya v korrekcionno-reabilitacionnoj deyatel'nosti s det'mi // Sbornik rabot 69-j nauchnoj konferencii studentov i aspirantov Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta, 14–17 maya 2012, g. Minsk: v 3 ch.. Сh. 2. Minsk, 2013. S. 5–9.
  4. Vygotskij L. S. Lekcii po psihologii. SPb.: Soyuz, 1997. 144 s.
  5. Dubrovina I. V., Prihozhan A. M., Zacepin V. V. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya: hrestomatiya. M.: Akademiya, 2008. 368 s.
  6. Dudar' A. I., Husyainov T. M. Vozmozhnosti ispol'zovaniya domashnih zhivotnyh pri rabote s klientom v sovremennoj social'noj rabote i psihologii // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2015. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/10117 (date of the address: 10/07/2017).
  7. Zubkova T. S., Timoshina N. V. Organizaciya i soderzhanie raboty po social'noj zashchite zhenshchin, detej i sem'i: ucheb. posobie dlya stud. sred. prof. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2004. 224 s.
  8. Kiseleva M. V. Art-terapiya v rabote s det'mi. SPb.: Rech', 2006. 180 s.
  9. Kopytin A. I. Metody art-terapevticheskoj pomoshchi detyam i podrostkam. M: Kogito-centr, 2012. 286 s.
  10. Kryazheva N. L. Kot i pes speshat na pomoshch'. Animaloterapiya dlya detej. Yaroslavl': Akademiya Razvitiya, 2000. 176 s.
  11. Lakatos I. Izbrannye proizvedeniya po filosofii i metodologii nauki. M.: Akademicheskij proekt; Triksta, 2008. 475 s.
  12. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Smysl; Akademiya, 2005. 352 s.
  13. Lisina M. I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii. SPb.: Piter, 2009. 320 s.
  14. Majers D. Social'naya psihologiya. SPb.: Piter, 1999. 688 s.
  15. Marder L. D. Cvetnoj mir. Gruppovaya art-terapevticheskaya rabota s det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. M.: Genezis, 2007. 143 s.
  16. Matejchek Z. Nekotorye psihologicheskie problemy vospitaniya detej v nepolnoj sem'e // Vospitanie detej v nepolnoj sem'e / per. s chesh. L. N. Hvatalovoj; obshch. red. i poslesl. N. M. Ershovoj. M.: Progress, 1980. S. 70–98.
  17. MuzTerapevt.Ru. URL: http://muzterapevt.ru/ (date of the address: 10/07/2017).
  18. Nikolaeva YA. G. Vospitanie rebenka v nepolnoj sem'e. M.: Vlados, 2006. 159 s.
  19. Osnovy social'noj raboty: uchebnik / otv. red. P. D. Pavlenok. M.: INFRA-M, 1999. 368 s.
  20. Popova O. V., Postnova P. V., Usminova A. P., Gryaznyh S. N., Barsukova M. A. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii v korrekcionnoj rabote s det'mi s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya // Theoretical and practical questions of special pedagogics heoretical and practical questions of special pedagogics and psychology nd psychology: materials of the II international scienti materials of the II international scientific confer-c conference on June 3–4, 2014. Prague: V nce on June 3–4, 2014. Prague: Vědecko vydavatelské centrum decko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». S. 72–80. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2014/k-06_03_14.pdf#page=72 (date of the address: 10/07/2017).
  21. Sohrannaya N. A. Rabota s nepolnymi sem'yami. Minsk: Krasiko-Print, 2006. 176 s.
  22. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (date of the address: 10/07/2017).
  23. Firsov M. V. Tekhnologiya social'noj raboty; ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Akademicheskij proekt, 2007. 432 s.
  24. Frejd Z. Vvedenie v psihoanaliz. SPb.: Azbuka, 2015. 480 s.
  25. Holostova E. I. Tekhnologii social'noj raboty. M.: INFRA-M, 2001. 400 s.
  26. H'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primenenie). SPb.: Piter, 1997. 608 s.
  27. Celujko V. M. Psihologiya neblagopoluchnoj sem'i. M.: Vlados, 2003. 272 s.
  28. Ehl'konin D. B. Psihologiya igry. M.: Smysl; Akademiya, 2012. 228 s.
  29. Delta Animal Shelter. URL: http://deltaanimal.org/ (date of the address: 10/07/2017).

Дата публикации: 13.07.2017 г.