Аннотация. В статье рассмотрены библейские мотивы в лирике И. Бродского для выявления и анализа всех библеизмов, использованных поэтом. Целью статьи является анализ и классификация библеизмов по группам. Основное внимание в работе автор концентрирует на развитии и функции библеизмов для создания поэтического образа в стихах И. Бродского.

Ключевые слова: библеизм, библейские мотивы, И.А. Бродский, лирика И.А. Бродского.

Иосиф Александрович Бродский – выдающийся русский и американский поэт, переводчик, лауреат Нобелевской Премии по литературе 1987 года. Но признан был на родине только на закате своего творчества и после смерти. Начиная с середины 1980-х годов, интерес к творчеству И.А. Бродского не ослабевает как среди читателей, так и среди ученых. Оно находится в эпицентре современного литературоведения, свидетельствуя о востребованности и актуальности.

Анализ литературоведческих трудов по творчеству И.А. Бродского показал недостаточную степень изученности выделенного нами ракурса исследования. В имеющихся научных работах библеизмы системно не исследовались, они затронуты частично в контексте анализа стихотворений «Рождественского цикла» или трех стихотворений на ветхозаветную тему. Особый интерес при изучении творчества И.А. Бродского исследователи проявляют к двум основным сферам его деятельности: любовной лирике и открытию новых религиозно-метафизических горизонтов.

Мы обратились ко второму направлению, выделив частный аспект исследования: анализ библеизмов и их классификация в лирике Бродского. Стоит отметить, что Библия оказала огромное влияние на формирование религиозно-философских взглядов поэта. По его признанию, Священное Писание стало своеобразной точкой отсчета в его творчестве. Так в поэзии Бродского, по нашему представлению, воплощается языковая и художественная картина мира человека двадцатого века, для которого библеизмы ассоциируются не только непосредственно с Библией, но и с христианской русской и европейской культурами. По частотности употребления нами было выделено около 76-и постоянно повторяющихся библеизмов, которые на основании их соотнесенности с Библией составили 12 групп, каждой из которой было присвоено свое название.

Необходимо подробнее остановиться на вопросе понимания самого термина «библеизм». Библеизмы – это отдельные слова или непосредственно взятые из библейских текстов (например, Бог, Волхвы, левиафан и др.), или подверженные их семантическому воздействию.

В анализируемых стихотворения И.А. Бродского мы насчитали 65, в которых присутствуют библеизмы. Стоит отметить, что в их число не входят междометные и фразеологические конструкции типа Боже мой, Слава Богу, и др.

Первая группа, которую хотелось бы выделить, это номинации триединства Бога. И наиболее частотными среди этой группы библеизмов являются непосредственно лексема Бог. Нами были найдены следующие номинации: Бог, Творец, Господь, Отец, Звезда. Преобладает именно лексема Бог, самая употребительная как в русском языке и литературе, так и в лирике Бродского. Во многих стихотворениях, таких как «Исаак и Авраам», «Стихи под эпиграфом» и «Письмо в бутылке», Бог представляется читателю как ветхозаветный Бог, жестокий и карающий, который «…ягненка сам найдет себе…». Этот Бог-каратель «в каждом из нас…», но «Каждый пред Богом/ наг. / Жалок, / наг / и убог», – эти строки доказывают, что речь идет именно о ветхозаветном Боге.

Также Бродский представляет Бога как постоянную и всеобъемлющую силу, что проявляется, например, в стихотворении «На смерть Т.С. Элиота», в котором поэт сравнивает Его с человеком: «Бог органичен. Да. А человек? / А человек, должно быть, ограничен».

Другие библеизмы, такие как Творец, Господь и Отец, встречаются крайне редко, однако имеют свое место в творчестве поэта.

Наиболее интересен библеизм «Звезда», которым поэт обозначает Бога-Отца, вечно присматривающего за своим Сыном, ведущего его через пустыню. Данный библеизм используется в стихотворениях из «Рождественского цикла». Во многих стихах концепт Звезда раскрывается как синоним Бога.

Переходя к следующей группе номинаций Бога-Сына, стоит отметить, что Христос фигурирует всегда как герой, участвующий в событиях, связанных не только рождественской тематикой, но и реальной жизнью. В стихотворении «Рождество 1963 года» Христос, представленный в атмосфере Рождества, является эпицентром всего мира, потому как все стекались к Нему в пещеру. Он не появляется как «действующее лицо», однако играет самую главную роль. В стихотворении «Речь о пролитом молоке» Христос является главным героем картины Рождества и, как зачастую в лирике Бродского, упоминается лишь Его присутствие, Он не совершает действия, не высказывает свои мысли, а является «атрибутом» рождественской обстановки.

Следующая группа библеизмов – номинации Святого Духа – является самой малочисленной по количеству присутствующих в ней библеизмов. Присутствуют номинации «Дух Святой» (стихотворение Рождественского цикла «24 декабря 1971»), «Дух-Исцелитель» (стихотворение «Разговор с Небожителем») и «Божий дар» (стихотворении «Почти элегия»).

Еще одна большая группа, выделенная нами, – это наименование персонажей Ветхого Завета и Нового Завета. Каждый образ, представленный в том или ином стихотворении, чаще всего единичен у Бродского и не встречается в других текстах, однако раскрывается в непривычном понимании. В данной группе выделены непосредственно герои библейских сюжетов, такие как Ева и Адам (представленные в стихотворениях «От окраины к центру» и «На смерть Т.С. Элиота»), апостол Павел (в стихотворении «Большая элегия Дж. Донну» и повторяется один раз), Исаак и Авраам (только в стихотворения «Исаак и Авраам»), образ Святого семейства (встречается во многих стихотворениях, например, в «Presepio», «Бегство в Египет (2)», «Послесловие»), Святой Симеон и Анна Пророчица (в стихотворении «Сретенье»), Лазарь, Мария Магдалина, Иаков, Ирод и многие другие.

В этой группе представлены и номинации существ животного происхождения, и в его лирике библеизмы, обозначающие представителей животного мира, единичны. Стоит выделить два из них: «Левиафан», которого Бродский называет реальным существом и «Ягненок» как титул Христа.

Рассматривая следующую группу номинаций библейских реалий в лирике Бродского, следует отметить, что эта группа включает те номинации, которые в символическом плане не раскрывают себя в достаточной мере, чаще всего обозначая лишь конкретное местонахождение. Примером тому служит библеизм «Вифлеем» в стихотворении «Presepio». Здесь данный библеизм служит лишь указанием места, где родился Спаситель.

В поэзии Бродского часто встречаются наименования чинов небесной иерархии: это неоднократно повторяющиеся слова ангел, архангел, херувим, дьявол. Стоит отметить, что именно библеизм «ангел» наиболее часто повторяется в анализируемых текстах. Чаще всего ангелы в лирике Бродского – неотъемлемая деталь запечатленной автором картины: в стихотворении «Большая элегия Дж. Донну» ангелы спят и «тревожный мир забыт», ангелы выражают общее спокойствие заснувшего мира, где уснул и Бог; в стихотворении «Стихи на смерть Т.С. Элиота» ангелы представлены несметным количеством, но все они молчаливы, безлики и бесплотны, однако все являются частью картины Рождества.

В стихотворениях Бродского есть упоминания церковных праздников. Как известно, самым почитаемым из всех праздников для Бродского было Рождество Христово, которое он отмечал по католическому календарю. На каждое Рождество он писал стихотворение на рождественскую тему или непосредственно о Рождестве. Эти стихи составили цикл, который разделяется на два: «Стихи о Рождестве» И «Стихи по поводу Рождества». Этот библеизм в них играет роль либо обозначения конкретного праздника, как, например, в стихотворении «На смерть Т.С. Элиота», либо обозначает день рождения Иисуса Христа, основателя христианства, как, например, в стихотворении «Речь о пролитом молоке». Один раз упоминаются Сочельник в стихотворении «Рождественский романс», и Пасха в стихотворении «Прощайте, мадмуазель Вероника».

Особую группу богословско-христианских терминов составляют отдельные понятия и библеизмы, которые невозможно объединить в самостоятельные группы.

В качестве примера обратимся к понятию смерть в функции библеизма, который используется Бродским во многих стихотворениях и имеет разные значения. Лексема «Смерть» в качестве библеизма используется в стихотворении «От окраины к центру». В словах «Разбегаемся все. Только Смерть нас одна собирает» заключен мотив завершения со смертью, жизни человека, являющийся ключевым, однако, в этих же словах выражена мысль об уравнивании всех людей, какими бы они ни были при жизни разными. В этом стихотворении нет никакой надежды на лучшее или на возможное продолжение жизни. Настрой автора однозначен и пессимистичен, что маркирует этот библеизм в каждом из стихотворений.

Таким образом, нами были выделены следующие группы библеизмов в лирике И.А. Бродского: номинации триединства Бога (Отца, Сына, Духа), наименования персонажей Ветхого и Нового завета, нарицательные имена, номинации существ животного происхождения, номинации библейских реалий (наименование чинов небесной иерархии, церковные праздники) богословско-христианские термины в лирике; выявлен их смысл, определены частотность их использования и функция.

Обобщая результаты анализа лирики И.А. Бродского, отметим, что его поэзия раскрывает сознание человека XX века, для которого библеизмы ассоциируются не только со Священным Писанием, но и с бытовыми реалиями современного ему мира. Как известно, библеизмы и библейские образы связаны не только с религией, но и с мировой художественной культурой, являясь неотъемлемой ее частью.

Biblicalisms in the lyrics of I.A. Brodsky

Tymchuk A.S.
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Smirnova Alfia Islamovna
Head of the Department of Russian Literature, Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philology, Professor

Annotation. The article discusses biblical motives in the lyrics of I. Brodsky to identify and analyze all the biblicalisms used by the poet. The purpose of the article is to analyze and classify biblicalisms into groups. The author focuses his work on the development and function of biblicalisms for creating a poetic image in the verses of I. Brodsky.
Keywords: biblicalism, biblical motives, I.A. Brodsky, lyrics I.A. Brodsky.


  1. Бродский И. Избранное. М.: Аттикус, 2009. 800 с.
  2. Верхейл К. Танец вокруг мира. Встречи с Иосифом Бродским. СПб., 2002. 272 с.
  3. Измайлов Р. «Библейский текст» в творчестве Бродского: священное время и пространство // Сибирские огни. Новосибирск, 2008. N 5. С.164-177.
  4. Мищенко Е.В. Библейская тема в лирике Иосифа Бродского. Новосибирск, 2008. С. 59-63.
  5. Ранчин А. «Человек есть испытатель боли...»: Религиозно-философские мотивы поэзии Бродского и экзистенциализм. М., 1997. № 1. С. 154-168.
  6. Сергеева-Клятис А.Ю. «Рождественские стихи» Иосифа Бродского. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. 43 c.
  7. Сергеева Е.В. Избранное. Сборник статей. М.: Директ-Медиа, 2013. 343 с.
  8. Библейская энциклопедия / подгот. изд. Никифор, архим. Репр. изд. 1891. М.: Терра, 1990. 902 с.
  1. Brodsky I. Izbrannoe. M.: Atticus, 2009. 800 pages.
  2. Verheul K. Dance around the world. Meetings with Joseph Brodsky, Saint Petersburg, 2002. 272 pages.
  3. Izmailov R.R. «The Bible text» in the work of Brodsky: sacred time and space. // Siberian lights. Novosibirsk, 2008. N 5. Page 164-177.
  4. Mishchenko E.V. The Biblical theme in the lyrics of Joseph Brodsky. Novosibirsk, 2008. Page 59-63.
  5. Ranchin A. «Man is a testator of pain...»: Religious and philosophical motives of Brodsky's poetry and existentialism. Moscow, 1997. № 1. Page 154-168.
  6. Sergeeva-Klyatis A.Yu. «Christmas poems» Of Joseph Brodsky. Tver: Tver state University. UN-t, 2002. 43 pages.
  7. Sergeeva E.V. Favorites. Collection of articles. Moscow: Direct-Media, 2013. 343 pages.
  8. The Bible encyclopedia / podgot. ed. Nicephorus was ordained. Repr. ed. 1891 Moscow: Terra, 1990. 902 pages.