Аннотация. В данной статье рассматривается проблема актуальности создания интерактивных заданий с использованием инструментов цифровизации в процессе обучения иностранному языку обучающихся начальной школы. Детально рассмотрены результаты проведённого исследования на вышеуказанную тему, приведены и проанализированы статистические данные, полученные опытным путём.

Ключевые слова: лексические задания, цифровизация, обучение иностранному языку, онлайн-инструменты, начальная школа.

Современные реалии информационного общества диктуют новые условия, которые касаются всех сфер жизни. Дистанционные технологии все прочнее укрепляются в образовании, работе и повседневной деятельности людей. Как отмечает Е.Г. Тарева, цифровые возможности не только расширили жизненное пространство человека, но и способствовали усложнению человеческих возможностей: памяти, перцептивных способностей, мыслительной активности, коммуникативных способностей [5, с. 86].

Достаточно большое количество онлайн-ресурсов и различных инструментов, используемых для образовательных целей, постепенно вытесняет традиционные способы обучения. Объем использования информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка также возрастает, способствуя повышению мотивации обучающихся, развитию их речевой и лексической компетенций, расширению кругозора обучающихся и формированию самостоятельности в целях дальнейшего изучения языка [6, с. 24]. Помимо этого, инструменты цифровизации развивают у обучающихся личные качества и, так называемые, «гибкие навыки» (или «soft skills»), потребность в которых всё более чётко диктуется современным обществом [2, с. 84]. Более того, в условиях пандемии, когда все образовательные учреждения были вынуждены перенести учебный процесс в дистанционный формат, выявилась острая проблема, заключающаяся в неосведомленности многих педагогов относительно использования онлайн-ресурсов и включения разнообразных видов работы в ходе дистанционного занятия.

Целью нашего исследования стало выявление аргументации, доказывающей актуальность разработки иноязычных лексических онлайн заданий на начальном этапе школьного образования. Среди основных задач, поставленных перед нами, можно назвать следующие:

  1. проанализировать результаты анкетирования, которое проводилось на базе частной билингвальной школы г. Москва «Leaders International School» в ноябре 2021 учебного года;
  2. наглядно представить результаты анкетирования и обосновать их;
  3. прийти к общему заключению, руководствуясь полученной информацией.

В целях определения актуальности введения и разработки лексических онлайн заданий для обучающихся начальной школы были разработаны два варианта анкет. Анкетирование проводилось очно, в письменной форме. Гендерный состав анкетирования – девять опрошенных мужского пола, пятнадцать респондентов женского пола. Первый вариант анкет был предназначен для учителей, входящих в возрастную группу от 25 до 45 лет, второй – для обучающихся начальной школы в возрасте от 9 до 11 лет. В анкетировании приняли участие восемь педагогов английского языка и шестнадцать учеников четвёртого класса.

Анкеты для учителей состояли из 9 вопросов. Примечательно, что шесть из восьми респондентов отметили, что используют интернет-ресурсы на каждом занятии, тогда как двое ответили, что стараются применять веб-инструменты хотя бы раз в неделю. На наш взгляд, данная тенденция непосредственно связана с недавним введением дистанционного формата обучения, так как у учителей появилась возможность ознакомиться с новыми инструментами обучения иноязычной лексике.

Все восемь респондентов утверждают, что используют интернет-ресурсы на разных этапах работы над лексическим материалом, а также все педагоги сходятся во мнении, что выполнение заданий онлайн является более привлекательным для современных школьников, нежели выполнение традиционных упражнений на отработку лексических единиц в учебниках. Данные ответы подтверждают актуальность разработки лексических заданий на этапе начального образования. На вопрос о наиболее эффективном средстве обучения лексике учителя ответили по-разному: шесть респондентов отметили вариант «использование онлайн-игр и интерактивных заданий», четверо также упомянули средства наглядности, и один респондент отметил вариант «использование лексических единиц в контексте».

На вопрос об эффективности применения онлайн-заданий для формирования и развития лексической компетенции в рамках инклюзивного образования все педагоги английского языка ответили положительно и подтвердили эффективность и удобство использования онлайн инструментов. Это, несомненно, является одним из ключевых факторов, доказывающих актуальность применения онлайн-ресурсов в обучении иностранному языку, так как инклюзивное образование получает все большее распространение, тем самым диктуя особые требования к разработке заданий. Онлайн-технологии способствуют доступности образования для всех обучающихся, что является достоинством данного формата заданий.

Что же касается вопроса, направленного на выявление осведомленности учителей английского языка в сфере конкретных онлайн-платформ для создания заданий, нами были получены различные ответы: два учителя ответили, что создают задания на платформах «Kahoot», «WordCloud» и «Quizlet»; три респондента указали, что, помимо вышеперечисленных трех платформ, они используют и другие ресурсы; еще трое ответили, что не используют три данных приложения и работают на совершенно других платформах. Данные ответы отображают вовлеченность педагогов английского языка в исследование разнообразных онлайн-платформ для создания упражнений и интерактивных заданий.

Вопрос о возникновении трудностей в процессе работы с онлайн-ресурсами также позволил увидеть разнообразие уровня подготовки учителей к работе с онлайн-инструментами: один из респондентов ответил, что у него всегда возникают какие-либо трудности; трое отметили, что трудности возникают достаточно редко; и четыре учителя отметили вариант «иногда появляются сложности». Относительно востребованности онлайн формата выполнения лексических заданий учителя английского языка, в большинстве, сошлись на мнении, что данный формат весьма востребован. Двое из респондентов упомянули, что в будущем, вероятнее всего, уровень востребованности данных заданий увеличится, что также является весомым аргументом в пользу актуальности разработки онлайн игр и заданий, направленных на формирование и развитие лексической компетенции в начальной школе.

На заключительный вопрос педагоги английского языка ответили единогласно и изъявили желание апробировать комплекс лексических заданий на материале онлайн-игр с emoji / смайликами. Руководствуясь данными результатами анкетирования можно сделать вывод о том, что учителя английского языка открыты к использованию новых технологий в образовательном процессе; они вовлечены в процесс создания интерактивных заданий, интересных для современных школьников, и готовы продолжать работу с интернет-ресурсами, так как убеждены в востребованности и актуальности данного формата обучения в рамках современного образования.

Анкета для обучающихся включала в себя семь вопросов. По результатам опроса было выявлено, что на вопрос о лучшем способе запоминания английских лексических единиц двое указали вариант «заучивание слов и перевода наизусть», шестеро указали, что лучше запоминают слова с помощью средств наглядности, и 8 обучающихся написали, что лучше запоминают лексику при прослушивании слова.

Исходя из данных ответов, можно сделать вывод, что наиболее прочное запоминание лексического материала в начальной школе происходит с помощью аудиовизуальных средств, которые могут быть успешно применены в онлайн-заданиях. Помимо этого, как показывают полученные данные, обучающимся начальной школы наиболее интересно использовать интернет, чтобы запоминать слова (6 ответов) и играть в игры для запоминания лексики (8 ответов). Два респондента сообщили, что им интересно также делать задания из учебника, чтобы прочнее запоминать новые слова. Данные ответы подтверждают актуальность создания онлайн-заданий для усвоения иноязычных лексических единиц, а также акцентируют внимание на потребности в геймификации процесса закрепления и отработки английской лексики. На вопрос о том, нравятся ли обучающимся начальной школы смайлики, большинство ответило утвердительно (13 ответов). Помимо этого, как показывают результаты анкетирования, почти все обучающиеся понимают значение смайликов во время их использования (14 человек из 16), а также могут перевести на английский язык слова, которые изображают смайлики (12 из 16).

Это позволяет сделать вывод о заинтересованности обучающихся в выполнении онлайн-заданий, в которых присутствуют элементы наглядности, которые часто используются самими школьниками в повседневной жизни, а также которые понятны им. Интересная тенденция наблюдается в ответах на вопрос о том, в каком случае обучающиеся чувствуют большую усталость – выполняя задания в учебнике или в интернете. Здесь мнения разделились: 6 респондентов ответили, что чувствуют большую усталость в процессе выполнения онлайн-заданий, так как идет большая нагрузка на зрение; 10 обучающихся отметили, что выполнение заданий в тетради и учебнике вызывает у них большую усталость и скуку. С данной проблемой усталости от выполнения заданий в интернете можно справиться при соблюдении норм, утвержденных Роспотребнадзором, согласно которым непрерывное использование экрана обучающимися начальной школы должно составлять не более 10 минут. На последний вопрос, призванный выявить количество желающих попробовать запоминать лексические единицы с помощью онлайн-игр и смайликов, большинство обучающихся начальной школы дали положительный ответ (13 человек из 16), что свидетельствует о готовности и мотивированности обучающихся к выполнению заданий на интернет-платформах.

Исходя из всех вышеперечисленных результатов, полученных в ходе проведения анкетирования среди педагогов английского языка и обучающихся 4 класса, можно сделать заключение о том, что введение и использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку является востребованным в современном школьном образовании. Безусловно, пока что у обеих сторон образовательного процесса возникают некоторые трудности. К примеру, в условиях цифровизации образования и использования интернет-ресурсов для отработки материала роль учителя в образовательном процессе поменялась. Теперь непосредственными задачами учителя являются направление обучающихся на нужную образовательную траекторию, помощь с выполнением интерактивных заданий, создание качественных условий для получения обучающимися знаний, навыков и умений [1, с. 125].

Стоит отметить, что наиболее успешный образовательный эффект от использования инструментов цифровизации достигается в совокупности с использованием других методов и приёмов обучения иностранному языку [4, c. 218]. Однако именно органичное внедрение инновационных инструментов в сценарий занятий обеспечивает более лёгкий и быстрый процесс усвоения лексического материала, а также повышает заинтересованность учащихся в дальнейшем изучении иностранного языка [3, с. 266]. Несмотря на все возникающие в процессе цифровизации образования сложности, как учителя, так и обучающиеся готовы исследовать новые формы обучения, так как они уверены в востребованности и эффективности создания и использования онлайн заданий, направленных на формирование и развитие иноязычной лексической компетенции в начальной школе. Это позволяет утверждать о необходимости создания заданий с использованием различных онлайн платформ и инструментов для обучающихся начальной ступени школьного образования в рамках предмета «Английский язык».

Establishing the relevance of developing online English vocabulary tasks in primary schools

Koshechkina A.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Alexandrovna,
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Аnnotation. This article discusses the relevance of developing interactive tasks involving digital tools in the process of teaching foreign language to primary school pupils. In addition, the results of the study on the aforementioned topic are considered in detail. Furthermore, the authors present and analyze statistical data obtained by means of experimental investigation.
Keywords: lexical tasks, digitalization, foreign language teaching, online tools, primary school.


  1. Кучкарова М.А. К вопросу об использовании инновационных технологий в начальных классах / М.А. Кучкарова, А.А. Алибоева. // Вестник науки и образования. 2020. № 10-4(88). С. 124-126.
  2. Морозова К.С. Роль «soft skills» в обучении младших школьников иностранному языку. // Новые педагогические исследования: сборник статей IV Международной науч.-практ. конф., Пенза, 15 апреля 2021 года. Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и Просвещение», 2021. С. 83-87.
  3. Назарцева Т.М. Эффективность применения ИКТ на уроках английского языка во 2 классе. // Актуальные исследования языка и культуры: теоретические и прикладные аспекты: Материалы III Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 09-10 апреля 2020 года. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2020. С. 265-267.
  4. Сафарова З.А. Г. Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе. // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию Балашовского института СГУ, Балашов, 28-29 марта 2018 года / Под редакцией Е.Н. Ахтырской, М.А. Мазаловой. Балашов: Издательство «Саратовский источник», 2018. С. 217-220.
  5. Тарева Е.Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2018. № 3 (27). С. 85-90.
  6. Цифровая трансформация образования: Электронный сборник тезисов докладов 1-й науч.-практ. конф., Минск, 30 мая 2018 года. Минск: Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь», 2018. 479 с.
  1. Kuchkarova M.A. On the use of innovative technologies in primary schools / M.A. Kuchkarova, A.A. Aliboeva. // Bulletin of Science and Education. 2020. № 10-4(88). Page: 124-126.
  2. Morozova K.S. The role of «soft skills» in teaching foreign language to junior high school students. // New Pedagogical Research: collection of articles of IV International Scientific-Practical Conference, Penza, April 15, 2021. Penza: Limited Liability Company «Nauka i Prosveshchenie», 2021. Page: 83-87.
  3. Nazartseva T.M. Effectiveness of using ICT in English lessons in the 2nd grade. // Actual Studies of Language and Culture: Theoretical and Applied Aspects: Proceedings of III All-Russian Scientific-Practical Conference, Saint-Petersburg, April, 09-10, 2020. Saint-Petersburg: Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2020. Page: 265-267.
  4. Safarova Z.A. G. The use of ICT in the lessons of the English language in primary schools. // Actual problems of teaching in primary schools. Kiryushkin readings: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 85th anniversary of the Balashov Institute of SSU, Balashov, 28-29 March 2018 / Edited by E.N. Akhtyrskaya, M.A. Mazalova. Balashov: Publishing house «Saratov source», 2018. Page: 217-220.
  5. Tareva E.G. The digital age and the pedagogical professions. // Bulletin of Moscow City Pedagogical University. Series: Philosophical sciences. 2018. № 3 (27). Page: 85-90.
  6. Digital transformation of education: Electronic collection of abstracts of the 1st Scientific-Practical Conference, Minsk, May 30, 2018. Minsk: Institution «Main Information and Analytical Centre of the Ministry of Education of the Republic of Belarus», 2018. 479 pages.