Аннотация. На современном этапе становится все более очевидно в необходимости внесения изменений в классическую систему преподавания РКИ. Одна из основных задач для преподавателя – найти и использовать индивидуальный подход к ученикам, что возможно при использовании электронных образовательных технологий. Ученики, используя электронные технологии, получают возможность выбрать свой темп и способы обучения, которые помогут им не только подготовиться к занятиям РКИ, закрепить полученные знания, развить критическое мышление и творческие способности, но и повысить свою мотивацию к обучению. Однако, электронное обучение неспособно полностью заменить уроки в классе с преподавателем, такой вид обучения может рассматриваться лишь в качестве дополнительного.

Ключевые слова: технологии, образовательные технологии, интернет-технологии, РКИ, дистанционное обучение, мультимедийные технологии.

В современном мире все более активно развиваются различные технологии. У специалистов возникают серьезные споры о необходимости реализации технологий в образовательной сфере. Уже нельзя говорить о постоянном использовании только традиционных методов на занятиях из-за популяризации смешанного типа урока с использованием интернет-ресурсов. Многие специалисты выделяют положительные качества применения технологий на занятиях: доступность и гибкость за счет использования различных средств, открытость информации, развитие мотивации и внимания. Однако, существуют и негативные аспекты при использовании интернет-ресурсов.

Теоретико-практическая значимость исследования заключена в возможности использования популярных и доступных каждому онлайн-ресурсов, описание всех положительных и отрицательных факторов и определение возможности использования интернет-технологий в образовательном процессе при изучении русского языка как иностранного (далее – РКИ) и иного иностранного языка.

«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников». [8].

Электронные образовательные технологии – это технологии, которые основаны на использовании интернет-ресурсов, развлекательных приложений с целью оптимизации учебного процесса на занятиях [10].

С появлением Интернета в 1990-е годы, в США и Канаде появились виртуальные школы, в которых учителя стремились использовать новейшие технологии, чтобы создавать новые учебные материалы в качестве дополнения к традиционному обучению с использованием готовых шаблонов интернет-ресурсов.

В настоящие дни, виртуальные школы существуют во всем мире. Учащиеся могут делать задания по предметам дома, используя компьютер и Интернет.

Русский язык входит в десятку самых влиятельных языков мира. Наш язык привлекает иностранцев тем, что всегда являлся языком литературы, науки и искусства. Крупные компании в Европе, Азии и в Америке заинтересованы в работниках, владеющих русским языком.

В последние годы появилась явная потребность в изменении формата изучения РКИ. В социокультурной среде классические занятия больше неэффективны для усвоения языка. Учителя и преподаватели жалуются на снижение мотивации у учащихся при использовании только традиционных методов обучения на занятиях.

«Электронное обучение предполагает различные форматы, включая обучение через интерактивные лекции у лучших преподавателей, игровые симуляторы, интерактивные тесты, в том числе аудиовизуальные, дистанционное выполнение виртуальных лабораторных и практических работ, предусматривающих возможность контроля со стороны преподавателя, моделирование процессов, имитирующих реальность, организацию сетевой проектной деятельности, создание сетевых сообществ по профилю обучения (предмет, курс, группа и т.д.)» [7]. Благодаря интернет-ресурсам на занятиях по РКИ можно реализовать индивидуальный и личностно-ориентированный подход, расширить словесный запас обучающихся и их лингвострановедческие знания о России. Кроме всего перечисленного, интернет-ресурсы делают занятия разнообразнее и увлекательнее, что способствует развитию мотивации у студентов. Однако, качество материалов, выложенных во всемирную паутину, чаще всего подвергается сомнению. Ресурсы, представленные на сайтах государственных организаций, не вызывают сомнений в качестве и с большей вероятностью соответствуют необходимым нормам, но ресурсы, взятые из открытых источников, могут содержать языковые и коммуникативные искривления, а также морально-этические нарушения. Поэтому, преподавателю необходимо тщательно проверять и отбирать необходимые материалы из интернета на соответствие методическим целям и задачам обучения РКИ.

Ученики могут проконсультироваться по вопросам выполнения заданий или изучения нового материала с одногруппниками или преподавателями онлайн. В процессе дистанционного обучения происходит индивидуализация обучения, благодаря адаптации к стилю работы каждого студента и преподавателя. Информационные технологии, которые используются с различными приёмами аудиторной работы, успешно применяются преподавателями для повышения мотивации у учащихся на очных занятиях.

Существуют важные преимущества в использовании электронных технологий для студентов:

  • можно получать знания, доступ к электронным материалам дистанционно, в любое время;
  • появляется больше времени на свои увлечения от ненадобности тратить время на дорогу;
  • ученики могут получить помощь и поддержку от преподавателя удаленно.

Для эффективного внедрения мультимедиа-технологий в классе необходимо: чтобы уроки смешанного типа вел подготовленный преподаватель; оборудование должно отвечать всем необходимым требованием и быть проверено на исправность; эффективно использовать электронные учебно-методические материалы.

Мультимедийное обучение позволяет превратить урок в интерактивную обучающую игру, что делает обучение речевой деятельности для учащихся намного легче. Кроме этого, инструменты мультимедийного обучения могут передавать: звук, тексты, графику, видео, что создает среду, благодаря которой у иностранных студентов возникает эффективное восприятие новой информации.

Однако, несмотря на все преимущества использования информационных технологий следует отметить и существенные негативные факторы. Во-первых, происходит полная подмена живого общения виртуальным, что не всегда продуктивно при изучении иностранного языка. Во-вторых, постоянное и неразумное использование компьютера и других электронных устройств приводит к снижению физического и психологического здоровья. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения в настоящее время у более чем 1 миллиарда человек в мире существуют те или иные проблемы со зрением. В-третьих, из-за доступности ресурсов велик уровень плагиата в самостоятельных работах учащихся.

Для улучшения качества обучения преподаватель должен минимизировать влияние негативных аспектов на образовательный процесс. Например, для сокращения вреда для здоровья можно ограничить время использования компьютера, не забывать делать получасовые перерывы при работе в таких программных обеспечениях для дистанционных уроков как: Skype, Discord, Microsoft Teams и т.д. Для развития оригинальности мышления у студентов можно использовать системы антиплагиата или составить творческие задания, которые замотивируют учащихся стараться самостоятельно выполнить все требования, что ограничит объем копируемой информации.

Перед подведением итогов хотелось бы вновь напомнить обо всех минусах электронного обучения, которые следует воспринимать серьезно:

  1. сложность в защите авторских прав;
  2. необходимость проверять перед каждым занятием оборудование на наличие неисправностей;
  3. отсутствие общих критериев качества и стандарта при составлении электронных материалов;
  4. значительный разрыв в возможностях для составления образовательных программ в платных и бесплатных интернет-программах;
  5. недостаточность средств у образовательных организаций для использования платных программ;
  6. негативное влияние на физическое и психологическое здоровье учеников при чрезмерном использовании компьютеров в образовательном процессе;
  7. недостаточная ПК-компетентность преподавателей;
  8. большие временные затраты при создании собственных образовательных программ;
  9. сложность поддержания баланса между интерактивностью и содержанием;
  10. сложность учета культуры иностранных студентов (отличающейся от российской), при разработке учебного материала.

Сегодня существует огромное разнообразие электронных технологий, которые помогают в изучении иностранного языка. Нельзя отрицать то, что использование интернет-ресурсов для обучения очень удобно для учителей и преподавателей: больше свободного времени, которое не требуется уделять для самостоятельной разработки материалов к уроку, ведь можно использовать уже ранее готовый материал; использование интернет-ресурсов способно разнообразить учебный процесс, что увеличит интерес у учеников; при создании собственных ресурсов развивается творческий потенциал и т.д. Кроме этого, используя электронные ресурсы, можно создать интересные задания и материал для самостоятельного изучения учащимися. Однако, необходимо подчеркнуть, что информационные технологии не способны заменить традиционную форму, педагога и живое общение. Основная функция электронных материалов – развлекать и привлекать. Однако, доступные материалы не подвергаются серьезному контролю – содержание может быть неполным, могут допускаться языковые и коммуникативных нарушения, что серьезно скажется на изучение любого иностранного языка.

Интерактивность и визуализация поможет привлечь аудиторию, создать необходимую среду для обучения иностранному языку с помощью изображений и видео. При самостоятельном изучении материала учащиеся могут сами определить темп обучения, получить дополнительную информацию, если они нуждаются в помощи или заинтересовались темой. Тем не менее, преподавателям необходимо тщательно проверять материал, который они хотят использовать на занятиях для обучения иностранных студентов, на наличие не только неточностей в содержании, но и на языковые и коммуникативные искривления, а также на морально-этические нарушения.

Using Electronic Technology in RCT Lessons

Morozova V.N.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Stekol'shchikova Irina Vitalievna,
Associate Professor at the Department of English Studies and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor in Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. At the present stage, it is becoming more and more obvious in the need to make changes to the classical teaching system of RCTs. One of the main tasks for the teacher is to find and use an individual approach to students, which is possible when using electronic educational technologies. Students, using electronic technologies, get the opportunity to choose their pace and ways of learning, which will help them not only prepare for RCT classes, consolidate the knowledge gained, develop critical thinking and creative abilities, but also increase their motivation for learning. However, e-learning is unable to completely replace lessons in the classroom with a teacher, this type of training can only be considered as an additional one.
Keywords: technologies, educational technologies, Internet technologies, RCTs, distance learning, multimedia technologies.


  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. 336 с.
  2. Батраева О.М., Бимурзина И.В. Интенсивные методы и технологии в преподавании РКИ. // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 62-64.
  3. Битехтина Н.Б. Игровые задания на занятиях по русскому языку как иностранному. М.: 2009. С. 64-96.
  4. Гончаренко Н.В. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях по русскому языку как иностранному / Социосфера, 2014. № 1. С. 213-216.
  5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 80 с.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М. 607 с.
  7. Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития // Гуманитарная информатика. 2013. №7. (дата обращения: 07.04.2022).
  8. Отекина Н.Е. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии // Инновационная наука. 2017. №4-2.i (дата обращения: 07.04.2022).
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  10. Сорова Т. Электронные образовательные технологии // Образовательный портал «Справочник». Дата последнего обновления статьи: 11.02.2022. (дата обращения: 13.04.2022).
  11. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М: Гардарики, 2000. 519 с.
  12. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Филоматис, 2008. 188 с.
  13. Grubin I.V., Dmitrieva E.I., Stekolschikova I.V. (2022). Overcoming the Negative Consequences of the Forced Transition to Distance Language Learning by Using Project Technology. In: Solovev, D.B., Savaley, V.V., Bekker, A.T., Petukhov, V.I. (eds) Proceeding of the International Science and Technology Conference «FarEastСon 2021». Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 275. Springer, Singapore. (дата обращения: 13.04.2022).
  1. Bespalko V.P. Pedagogy and progressive learning technologies. Moscow: publishing house in prof. обр. Min-wa arr. Russia, 1995. 336 pages.
  2. Batraeva O.M., Bimurzina I.V. Intensive methods and technologies in teaching RCT. // Pedagogy: traditions and innovations: materials international. Scientific conf. (Chelyabinsk, October 2011). T.I. Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2011. Page: 62-64.
  3. Bitechtina N.B. Game tasks in classes in the Russian language as a foreign language. Moscow: 2009. Page: 64-96.
  4. Goncharenko N.V. Information Technologies in Listening Training in Russian Language as a Foreign Language / Sociosphere, 2014. № 1. Page: 213-216.
  5. Clarin M.V. Pedagogical technology in the educational process. Moscow: Knowledge, 1989. 80 pages.
  6. Likhachev B.T. Pedagogy: Course of lectures / Textbook for students teacher, education. institutions and students of IPK and FPK. 4th ed., Rev. and Additional Moscow: Jurite-M. 607 pages.
  7. Mozhaeva G.V. E-learning at the university: Modern development trend // Humanitarian informatics. 2013. №7. (date of the address: 07.04.2022).
  8. Otekina N.E. Electronic cover, remote figurative technologies // Innovative science. 2017. № 4-2. (date of the address: 07.04.2022).
  9. Selevko G.K. Technology of modern image. Moscow: National Review, 1998. 256 pages.
  10. Sorova T. Electronic-shaped technology // Educational portal «Directory». Date of appointment: 11.02.2022. (date of the address: 13.04.2022).
  11. Kharlamov I.F. Pedagogy: Textbook. Manual. 4th ed. I ball. Moscow: Gardariki, 2000. 519 pages.
  12. Shchukin A.N. Modern intensive methods and technologies of teaching foreign languages. Moscow: Filomatis, 2008. 188 pages.
  13. Grubin I.V., Dmitrieva E.I., Stekolschikova I.V. (2022). Overcoming the Negative Consequences of the Forced Transition to Distance Language Learning by Using Project Technology. In: Solovev, D.B., Savaley, V.V., Bekker, A.T., Petukhov, V.I. (eds) Proceeding of the International Science and Technology Conference «FarEastСon 2021». Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 275. Springer, Singapore. (date of the address: 13.04.2022).