Аннотация. В статье рассмотрена комплексная психолого-педагогическая технология сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста на базе общеобразовательной школы, приведены результаты исследования по данной проблематике, даны методические рекомендации по организации взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ведется в рамках психолого-педагогического сопровождения, под которым понимается специально организуемая профессиональная деятельность по взаимодействию с ребенком в образовательной и воспитательной школьной среде и направленная на создание социально-психологических условий, благоприятных для повышения успешности ребенка, его воспитания, социализации, а также его развития [6, с. 36].
Для ребенка с ОВЗ особенно важно организовать психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализации комплексного и инклюзивного образования. Одним из способов организации такого сопровождения психолого-педагогического характера является индивидуальное наставничество, тьюторство, сопровождение. Цель такого сопровождения – оказание помощи в социализации, адаптации к внешнему миру, поддержка в приобретении и реализации права на образование и профессиональную подготовку, в целях поддержки развития личности ребенка, реализации его потенциала и творческих способностей.
Сопровождение имеет свой объект и предмет, субъекты и компоненты, задачи и направления, принципы и уровни. Для каждой категории детей определятся временная продолжительность сопровождения, в зависимости от потребности и состояния субъекта. Участие ребенка в этом процессе должно осуществляться через всестороннюю поддержку различных специалистов, работающих в системе образования – психологов, педагогов-дефектологов, тьюторов и классных руководителей [4].
Целью исследования было изучение практик взаимодействия специалистов, оказывающих индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ.
Реализация поставленной нами цели тесно связана с обеспечением процесса сбора эмпирических данных, методом глубинного (структурированного) интервью. Такой вид интервью предполагает исследовательское общение в виде беседы, проведение которого контролируется интервьюером. Интервью проводилось в устной форме, а также с применением дистанционных технологий с последующим протоколированием полученных результатов [1].
Содержательно гайд интервью состоял из трех блоков вопросов:
Первый блок вопросов направлен на выявление основных параметров деятельности специалистов сопровождения. К этим параметрам относятся: должность, стаж работы, функциональные обязанности, частота и форма взаимодействия, цели и внутренняя мотивация к взаимодействию с другими специалистами.
Второй блок вопросов нацелен на выявление типичных трудностей во взаимодействии между специалистами, их причин и способов решения.
Третий блок вопросов предполагал получение информации о перспективах, планах развития, необходимых изменениях.
Респонденты были выбраны из числа специалистов психолого-педагогического сопровождения, которые наиболее тесно взаимодействуют с ребенком в школе. В глубинном (структурированном) интервью приняли участие 4 группы специалистов: классные руководители, тьюторы, логопед и дефектолог, психологи.
Все специалисты, принявшие участие в исследовании, имеют разный опыт работы (от 1 года до 15 лет), а также выполняют различные функциональные обязанности:
- логопедические занятия с детьми с ОВЗ;
- обучение и воспитание обучающихся с учетом их психологических и физиологических особенностей;
- проведение диагностики воспитанников и обучающихся;
- сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе;
- обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности;
- ведение документации, разработка индивидуальных программ занятий и консультаций;
- консультации родителей и педагогов;
- информационно-просветительская работа (вебинары для родителей будущих первоклассников, мастер-классы и пр.).
В вопросе частотности и затраченного на взаимодействие времени в неделю мнения специалистов психолого-педагогического сопровождения разошлись в каждой группе опрошенных. Тьюторы и психологи взаимодействуют по запросу или по необходимости. В каждой группе встречаются разные ответы: тьютор и логопед могут взаимодействовать каждый день от 30 минут до 2 часов, а психолог и дефектолог могут взаимодействовать от 1 до 2 часов в неделю. Классные руководители взаимодействуют от нескольких часов ежедневно до 2 часов в неделю. (см. таблицу 1)
Таблица 1. Частотность и время взаимодействия с другими специалистами
Тьюторы | Психологи | Логопед – дефектолог | Классные руководители |
по необходимости или каждый день около 1 часа |
- по запросу |
- часто, от нескольких часов в неделю |
- около 2 часов в неделю |
Специалисты взаимодействуют между собой в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ по различным вопросам, и их спектр достаточно широк.
Обобщенный перечень целей и тем, по которым взаимодействуют специалисты:
- индивидуальный маршрут и его корректировка;
- проведение коррекционных занятий, составление расписания индивидуальных занятий;
- преодоление трудностей во взаимодействии с одноклассниками и адаптации, а также причины отклоняющегося поведения;
- сведения о детях, учет психофизических особенностей и потребностей;
- консультации по взаимодействию с воспитанниками и обучающимися;
- выяснение причин неуспеваемости и повышение результативности учащегося;
- диагностика ребенка по просьбе родителя или консилиума образовательной организации.
Специалисты сопровождения всех 4 групп единогласно считают, что чаще всего они взаимодействуют в очной форме, так они выделили внутришкольные консилиумы (схожи с планерками и совещаниями) и личные беседы, дистанционно взаимодействовать приходиться реже в WhatsApp или в Zoom. Результаты представлены в облаке ключевых слов (см. рисунок 1).
Рис. 1. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «В каких формах происходит взаимодействие со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»
На вопрос «Что побуждает Вас к взаимодействию со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья?» специалисты всех групп приводили разные ответы, но из ответов можно заметить, что всем группам специалистов не хватает узкопрофильных компетенций по взаимодействию с ребенком, поэтому они стремятся к обращению к коллегам для обмена информацией об обучающихся.
Классные руководители обращаются к другим специалистам-коллегам за помощью, чтобы понять причины неуспеваемости обучающегося. Психологи же обращаются к классным руководителям за советом, как лучше наладить и получить обратную связь от родителей детей. Результаты представлены в виде таблицы 5.
Очень важно иметь полную характеристику обучающегося от разных специалистов сопровождения, чтобы оказать обучающемуся разностороннюю комплексную помощь (см. таблицу 2).
Таблица 2. «Что побуждает Вас к взаимодействию со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»
Тьюторы | Психологи | Логопед-дефектолог | Классные руководители |
- психическое состояние ребенка | - получение информации о ребенке | - особенности обучающихся | - взаимодействие с детьми (особенности) |
- личная мотивация | - профессиональное развитие по узкопрофильным вопросам | - как взаимодействовать с ребенком? | - специальные упражнения и приемы работы |
- взаимодействие с родителями (обратная связь) | - причины неуспеваемости детей |
Следующий блок вопросов заключался в анализе трудностей во взаимодействии и их причин.
Логопед и классные руководители утверждают, что никаких трудностей во взаимодействии с другими специалистами сопровождения не имеют. Возможно, это связано с тем, что логопеды и классные руководители – это одни из самых «многоговорящих» профессий, что позволяет им легко взаимодействовать с окружающими.
Тьюторы и один из психологов сошлись во мнении, что испытывают неприязнь к определенным коллегам. Второй психолог и дефектолог высказали мнение, что трудность заключается либо в несерьезном отношении специалиста к работе, либо в отсутствии понимания между старшим и младшим поколениями коллег (см. таблицу 3 и рисунок 2).
Таблица 3. Трудности во взаимодействии со специалистами сопровождения
Тьюторы | Психологи | Логопед – дефектолог | Классные руководители |
- межличностные (неприязнь) | - личная неприязнь - несерьезное отношение специалиста к работе |
- нет трудностей - понимание между поколениями |
- нет трудностей |
Рис. 2. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «Какие трудности Вы испытываете во взаимодействии со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»
Большая часть специалистов, а именно тьюторы, классные руководители, логопед и дефектолог обозначили в качестве причины возникновения трудностей во взаимодействии с другими специалистами психолого-педагогического сопровождения большую загруженность основными обязанностями, а психологи отметили эмоциональное выгорание специалистов (см. таблицу 4 и рисунок 3).
Таблица 4. Причины возникновения трудностей во взаимодействии со специалистами психолого-педагогического сопровождения
Тьюторы | Психологи | Логопед – дефектолог | Классные руководители |
- сложно найти время | - выгорание специалистов | - большая загруженность специалистов | - загруженность специалистов |
Рис. 3. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «По каким причинам Вы испытываете трудности во взаимодействии со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»
В вопросе «Нужно ли учитывать мнения специалистов в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья при организации и реализации учебного процесса в школе?» специалисты всех 4 групп абсолютно солидарны, что учитывать не просто нужно, а действительно необходимо и важно, аргументируя это тем, что:
- нужно учитывать психическое состояние ребенка для организации коррекционной работы;
- специалисты знают, как правильно и эффективно взаимодействовать с ребенком, т.е. специалист может подсказать другому специалисту индивидуальный подход к ребенку и дать рекомендации по работе для усвоения материала;
- для ребенка очень важно, чтобы все специалисты сопровождения работали вместе и слажено (обеспечение комплексного подхода) (см. рисунок 4).