Аннотация. В статье рассмотрена комплексная психолого-педагогическая технология сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста на базе общеобразовательной школы, приведены результаты исследования по данной проблематике, даны методические рекомендации по организации взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ведется в рамках психолого-педагогического сопровождения, под которым понимается специально организуемая профессиональная деятельность по взаимодействию с ребенком в образовательной и воспитательной школьной среде и направленная на создание социально-психологических условий, благоприятных для повышения успешности ребенка, его воспитания, социализации, а также его развития [6, с. 36].

Для ребенка с ОВЗ особенно важно организовать психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализации комплексного и инклюзивного образования. Одним из способов организации такого сопровождения психолого-педагогического характера является индивидуальное наставничество, тьюторство, сопровождение. Цель такого сопровождения – оказание помощи в социализации, адаптации к внешнему миру, поддержка в приобретении и реализации права на образование и профессиональную подготовку, в целях поддержки развития личности ребенка, реализации его потенциала и творческих способностей.

Сопровождение имеет свой объект и предмет, субъекты и компоненты, задачи и направления, принципы и уровни. Для каждой категории детей определятся временная продолжительность сопровождения, в зависимости от потребности и состояния субъекта. Участие ребенка в этом процессе должно осуществляться через всестороннюю поддержку различных специалистов, работающих в системе образования – психологов, педагогов-дефектологов, тьюторов и классных руководителей [4].

Целью исследования было изучение практик взаимодействия специалистов, оказывающих индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ.

Реализация поставленной нами цели тесно связана с обеспечением процесса сбора эмпирических данных, методом глубинного (структурированного) интервью. Такой вид интервью предполагает исследовательское общение в виде беседы, проведение которого контролируется интервьюером. Интервью проводилось в устной форме, а также с применением дистанционных технологий с последующим протоколированием полученных результатов [1].

Содержательно гайд интервью состоял из трех блоков вопросов:

Первый блок вопросов направлен на выявление основных параметров деятельности специалистов сопровождения. К этим параметрам относятся: должность, стаж работы, функциональные обязанности, частота и форма взаимодействия, цели и внутренняя мотивация к взаимодействию с другими специалистами.

Второй блок вопросов нацелен на выявление типичных трудностей во взаимодействии между специалистами, их причин и способов решения.

Третий блок вопросов предполагал получение информации о перспективах, планах развития, необходимых изменениях.

Респонденты были выбраны из числа специалистов психолого-педагогического сопровождения, которые наиболее тесно взаимодействуют с ребенком в школе. В глубинном (структурированном) интервью приняли участие 4 группы специалистов: классные руководители, тьюторы, логопед и дефектолог, психологи.

Все специалисты, принявшие участие в исследовании, имеют разный опыт работы (от 1 года до 15 лет), а также выполняют различные функциональные обязанности:

  1. логопедические занятия с детьми с ОВЗ;
  2. обучение и воспитание обучающихся с учетом их психологических и физиологических особенностей;
  3. проведение диагностики воспитанников и обучающихся;
  4. сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе;
  5. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности;
  6. ведение документации, разработка индивидуальных программ занятий и консультаций;
  7. консультации родителей и педагогов;
  8. информационно-просветительская работа (вебинары для родителей будущих первоклассников, мастер-классы и пр.).

В вопросе частотности и затраченного на взаимодействие времени в неделю мнения специалистов психолого-педагогического сопровождения разошлись в каждой группе опрошенных. Тьюторы и психологи взаимодействуют по запросу или по необходимости. В каждой группе встречаются разные ответы: тьютор и логопед могут взаимодействовать каждый день от 30 минут до 2 часов, а психолог и дефектолог могут взаимодействовать от 1 до 2 часов в неделю. Классные руководители взаимодействуют от нескольких часов ежедневно до 2 часов в неделю. (см. таблицу 1)

Таблица 1. Частотность и время взаимодействия с другими специалистами

Тьюторы Психологи Логопед – дефектолог Классные руководители

по необходимости или каждый день около 1 часа

- по запросу
- 1-2 раза в неделю по 1 часу

- часто, от нескольких часов в неделю
- каждый день от 30 минут и более

- около 2 часов в неделю
- почти ежедневное взаимодействие по несколько часов

Специалисты взаимодействуют между собой в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ по различным вопросам, и их спектр достаточно широк.

Обобщенный перечень целей и тем, по которым взаимодействуют специалисты:

  1. индивидуальный маршрут и его корректировка;
  2. проведение коррекционных занятий, составление расписания индивидуальных занятий;
  3. преодоление трудностей во взаимодействии с одноклассниками и адаптации, а также причины отклоняющегося поведения;
  4. сведения о детях, учет психофизических особенностей и потребностей;
  5. консультации по взаимодействию с воспитанниками и обучающимися;
  6. выяснение причин неуспеваемости и повышение результативности учащегося;
  7. диагностика ребенка по просьбе родителя или консилиума образовательной организации.

Специалисты сопровождения всех 4 групп единогласно считают, что чаще всего они взаимодействуют в очной форме, так они выделили внутришкольные консилиумы (схожи с планерками и совещаниями) и личные беседы, дистанционно взаимодействовать приходиться реже в WhatsApp или в Zoom. Результаты представлены в облаке ключевых слов (см. рисунок 1).

Рис. 1. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «В каких формах происходит взаимодействие со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»

На вопрос «Что побуждает Вас к взаимодействию со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья?» специалисты всех групп приводили разные ответы, но из ответов можно заметить, что всем группам специалистов не хватает узкопрофильных компетенций по взаимодействию с ребенком, поэтому они стремятся к обращению к коллегам для обмена информацией об обучающихся.

Классные руководители обращаются к другим специалистам-коллегам за помощью, чтобы понять причины неуспеваемости обучающегося. Психологи же обращаются к классным руководителям за советом, как лучше наладить и получить обратную связь от родителей детей. Результаты представлены в виде таблицы 5.

Очень важно иметь полную характеристику обучающегося от разных специалистов сопровождения, чтобы оказать обучающемуся разностороннюю комплексную помощь (см. таблицу 2).

Таблица 2. «Что побуждает Вас к взаимодействию со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?» 

Тьюторы Психологи Логопед-дефектолог Классные руководители
- психическое состояние ребенка - получение информации о ребенке - особенности обучающихся - взаимодействие с детьми (особенности)
- личная мотивация - профессиональное развитие по узкопрофильным вопросам - как взаимодействовать с ребенком?  - специальные упражнения и приемы работы
  - взаимодействие с родителями (обратная связь)   - причины неуспеваемости детей

Следующий блок вопросов заключался в анализе трудностей во взаимодействии и их причин.

Логопед и классные руководители утверждают, что никаких трудностей во взаимодействии с другими специалистами сопровождения не имеют. Возможно, это связано с тем, что логопеды и классные руководители – это одни из самых «многоговорящих» профессий, что позволяет им легко взаимодействовать с окружающими.

Тьюторы и один из психологов сошлись во мнении, что испытывают неприязнь к определенным коллегам. Второй психолог и дефектолог высказали мнение, что трудность заключается либо в несерьезном отношении специалиста к работе, либо в отсутствии понимания между старшим и младшим поколениями коллег (см. таблицу 3 и рисунок 2).

Таблица 3. Трудности во взаимодействии со специалистами сопровождения

Тьюторы Психологи Логопед – дефектолог Классные руководители
- межличностные (неприязнь) - личная неприязнь
- несерьезное отношение специалиста к работе
- нет трудностей
- понимание между поколениями
- нет трудностей

Рис. 2. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «Какие трудности Вы испытываете во взаимодействии со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»

Большая часть специалистов, а именно тьюторы, классные руководители, логопед и дефектолог обозначили в качестве причины возникновения трудностей во взаимодействии с другими специалистами психолого-педагогического сопровождения большую загруженность основными обязанностями, а психологи отметили эмоциональное выгорание специалистов (см. таблицу 4 и рисунок 3).

Таблица 4. Причины возникновения трудностей во взаимодействии со специалистами психолого-педагогического сопровождения

Тьюторы Психологи Логопед – дефектолог Классные руководители
- сложно найти время - выгорание специалистов - большая загруженность специалистов - загруженность специалистов

 Рис. 3. Облако ключевых слов – ответы на вопрос: «По каким причинам Вы испытываете трудности во взаимодействии со специалистами в области психолого-педагогического сопровождения?»

В вопросе «Нужно ли учитывать мнения специалистов в области психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья при организации и реализации учебного процесса в школе?» специалисты всех 4 групп абсолютно солидарны, что учитывать не просто нужно, а действительно необходимо и важно, аргументируя это тем, что:

  • нужно учитывать психическое состояние ребенка для организации коррекционной работы;
  • специалисты знают, как правильно и эффективно взаимодействовать с ребенком, т.е. специалист может подсказать другому специалисту индивидуальный подход к ребенку и дать рекомендации по работе для усвоения материала;
  • для ребенка очень важно, чтобы все специалисты сопровождения работали вместе и слажено (обеспечение комплексного подхода) (см. рисунок 4).