Аннотация: Статья посвящена особенностям организационной основы госарбитража СССР в 1931-1974 гг. Автор выделяет особенности соподчинения органов госарбитража, характеризует полномочия органов исполнительной власти по надзору за деятельностью госарбитражей. Автор приходит к выводу, что в 1931-1974 гг. система органов государственного арбитража была децентрализованной. Государственный арбитраж при СНК СССР обладал ограниченными полномочиями по инструктированию госарбитражей и контролю за их деятельностью.

Ключевые слова: государственный арбитраж, СССР, хозорганы, имущественные споры, подведомственность, кадровая проблема, децентрализованная система.

Государственные арбитражи в СССР были учреждены в 1931 г. в целях укрепления договорной и плановой дисциплины посредством разрешения имущественных споров хозорганов.

Система органов государственного арбитража включала в себя: Госарбитраж при Совете Труда и Обороны СССР (далее по тексту – СТО СССР), в компетенцию которого входило разрешение споров между хозорганами общесоюзного значения; госарбитражи при Экономических совещаниях, которые разрешали споры между центральными органами союзной республики; госарбитражи при СНК автономных республик, краевых и областных исполкомах и при исполкомах автономных областей, разрешавшие остальные имущественные споры хозорганов [16].

В мае 1931 г. система органов государственного арбитража была подвержена изменениям и включила в себя: Госарбитраж при СНК СССР; госарбитражи при СНК союзных республик; госарбитражи при СНК автономных республик, исполкомах автономных областей и при краевых (областных) исполкомах [17].

Была подвержена изменениям и подсудность органов госарбитража. К примеру, местные органы госарбитража разрешали имущественные споры между хозорганами автономной республики или области, а также споры хозорганов  общесоюзного или республиканского значения, если цена иска не превышала десяти тысяч рублей. Кроме того, местные госарбитражи принимали к производству дела по поручениям Государственного арбитража при СНК СССР или республиканского госарбитража [22].

Допускалось создание межрайонных органов госарбитража в республиках без областного или краевого деления. Также в Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Новосибирске и других городах [3, л. 29] были образованы госарбитражи при горисполкомах, разрешавшие споры между хозорганами городского значения. Госарбитраж при Московском горсовете, к примеру, принимал к производству дела, цена иска которых была не ниже одной тысячи рублей; споры, в которых истцами были хозорганы областного значения Московской области, а ответчиками – организации города Москвы; дела на сумму от одной до десяти тысяч рублей, в которых истцами были хозорганы союзного, республиканского или местного значения, а ответчиками – предприятия города Москвы [26].

Государственный арбитраж РСФСР был образован в мае 1931 г. В РСФСР госарбитражи осуществляли деятельность по разрешению споров в целях укрепления «революционной законности, плановой дисциплины, хозрасчета» [25]. Ещё одной целью деятельности госарбитражей стало «повышение персональной ответственности хозяйственников за невыполнение или ненадлежащее выполнение сделок и договоров» [25]. В РСФСР главные госарбитры назначались органами исполнительной власти. Главные госарбитры местных госарбитражей получали заработную плату по ставке заместителя отдела исполкома [4, л. 18].

В 1931 г. также был образован и Государственный арбитраж при Средне-Азиатском экономическом совете, разрешавший споры среднеазиатских государственных предприятий и подразделений хозорганов общесоюзного значения [18].

В 1946 г. в СССР функционировал сто пятьдесят один госарбитраж [2, с. 186], в 1954 г. – сто тридцать три госарбитража [1, с. 127], в 1970 г. – сто тридцать пять госарбитражей, в которых работала одна тысяча триста семьдесят четыре человека [14, л. 1]. В РСФСР в 1958 г. действовало семьдесят три местных госарбитража, из них пятнадцать при Советах министров АССР, шесть – при крайисполкомах, пятьдесят – при областных исполкомах. Продолжали работу и госарбитражи при Московском и Ленинградском горисполкомах [5, л. 1]. Семьдесят три местных госарбитража действовало в РСФСР и по состоянию на 1972 г. [6, л. 1–2]

В то же время органы госарбитража были созданы не во всех союзных республиках СССР. Госарбитражи отсутствовали в Абхазской ССР, в БССР были учреждены не во всех областях, в Киргизской, Таджикской и Туркменской ССР отсутствовали областные госарбитражи [10, л. 55]. В Украинской ССР допускалось образование межрайонных органов государственного арбитража [16]. Межрайонные госарбитражи также функционировали в республиках без областного (краевого) деления [16]. Укомплектование штатов госарбитражей, разрешавших примерно одинаковое количество дел, в союзных республиках осуществлялось по-разному, потому деятельность малокомплектных госарбитражей, состоявших в том числе и из одного госарбитра, далеко не всегда была целесообразной. Для решения проблемы малокомплектных госарбитражей с 1947 г. создание новых органов государственного арбитража допускалось только с согласия Государственной штатной комиссии при Совмине СССР и Госарбитража при Совмине СССР [10, л. 56].

 «Положения о государственном арбитраже» были приняты отдельными республиками. Республиканские «Положения», преимущественно, включали в себя нормы общесоюзного «Положения», но с уточнениями и дополнениями, обусловленными спецификой республиканского законодательства. Уточнения касались штрафов, налагаемых госарбитрами на должностных лиц, территориальной подсудности и т.д. Уточнения как расширяли полномочия республиканских госарбитражей, так и сужали их. Также они могли противоречить сложившейся практике разрешения споров хозорганов. К примеру, в РСФСР допускалось установление договорной подсудности для отдельных категорий споров, что противоречило общесоюзному «Положению». Появление подобных дополнений и уточнений было связано, в том числе, с зависимостью государственных арбитражей от республиканских органов исполнительной власти.

Руководство органом госарбитража осуществляли главный госарбитр. Главные госарбитры в зависимости от принадлежности госарбитража назначались СНК СССР, СНК республик и исполкомами. Главный госарбитр Госарбитража при СНК СССР получил право пользования государственной гербовой печатью [19] и право совещательного голоса на заседаниях СНК СССР, СТО СССР и Комиссии исполнения при СНК СССР [20]. В 1940-е гг. госарбитры Госарбитража при СНК СССР пользовались правами членов коллегий наркоматов и главных управлений и утверждались на должности постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР [9, л. 8]. Технический персонал госарбитража назначался на должности главным госарбитром. С 1956 г. госарбитры Госарбитража при Совмине СССР и республиканских госарбитражей назначались на должности главным госарбитром [12, л. 154]. В отдельном госарбитраже создавались рабочие группы, разрешавшие споры «определенной отрасли или определенных отраслей народного хозяйства» [1, с. 111].

Главные госарбитры республиканских госарбитражей получали заработную плату по ставкам руководителей отделов СНК республик, рядовые госарбитры – по ставкам на 20% ниже [13, л. 85]. В целом, должностные оклады работников системы госарбитража были ниже окладов сотрудников органов юстиции. В 1960-е гг. должностные оклады членов ВС РСФСР составляли триста рублей, тогда как оклады госарбитров госарбитража республики – сто семьдесят – двести рублей; оклады членов ВС СССР – четыреста двадцать рублей, а работников Госарбитража СССР – двести – двести пятьдесят рублей [13, л. 3]. Так как полномочия органов госарбитража были сходны с полномочиями судов общей юрисдикции, подчеркивалась важность доведения уровня заработной платы госарбитров до уровня заработной платы работников органов юстиции.

В 1930–1940-х гг. численность государственных арбитров постоянно увеличивалось. В 1944 г. в аппарате Госарбитража при СНК СССР работало шестьдесят девять человек, из которых восемь занимали должности госарбитров [8, л. 1]. В 1954 г. в Госарбитраже при Совмине СССР работало восемьдесят шесть человек, из которых десять занимали должности госарбитров. Восемь госарбитров получили высшее образование, все госарбитры имели опыт хозяйственной работы [11, л. 12]. В 1954 г. в системе органов госарбитража работало шестьсот семьдесят восемь человек, из них сто шестьдесят два сотрудника имели высшее образование [11, л. 19]. В 1957 г. в органах госарбитража существовало семьсот восемьдесят штатных единиц [6, л. 113]. В 1959 г. при расчете необходимой численности сотрудников учитывался тот факт, что один госарбитр должен был рассматривать в год одну тысячу дел [6, л. 123]. В 1970-е г. частая смена кадров, преимущественно ведущих работников и работников среднего звена, оставалась одной из ключевых проблем деятельности госарбитража. Кадровая проблема была обусловлена низким уровнем заработной платы работников государственного арбитража по сравнению с сотрудниками других органов юстиции [14, л. 32].

Подчеркнем, что государственные арбитражи функционировали при органах исполнительной власти СССР. Именно органы исполнительной власти осуществляли общий надзор за деятельностью госарбитражей, поручали возбуждать дела, могли изменять, отменять или пересматривать решения госарбитражей в порядке надзора [16]. Исключением являлись решения государственного арбитража при Средне-Азиатском экономическом совете по спорам, цена иска которых превышала пятьдесят тысяч рублей, если одной из сторон являлся хозорган общесоюзного значения. В данном случае решения могли быть обжалованы в Госарбитраже при СНК СССР [18].

На Госарбитраж при СНК СССР были возложены обязанности по подготовке доклада о деятельности всех органов госарбитража для рассмотрения СНК СССР. Инспекция Госарбитража при СНК СССР занималась разработкой форм отчетности госарбитражей, инструктированием и проверкой работы государственных и ведомственных арбитражей, надзором (путем изучения жалоб и предоставления разъяснений) за вынесением решений и кодификацией законодательства. В компетенцию инспекции также входили учёт и контроль за движением кадров Госарбитража при СНК СССР и организация повышения квалификации кадров [7, л. 1].

Государственный арбитраж при СНК СССР инструктировал республиканские госарбитражи и ведомственные арбитражи, «не реже двух раз в год» [21], проводил совещания госарбитражей по вопросам деятельности. Инструктирование арбитражей осуществлялось путём изучения отчётов о проделанной работе; ознакомления с материалами дел для проверки качества решений и их соответствия законодательству; составления инструкций; проведения совещаний главных госарбитров; направления разъяснений и проведения устных консультаций с госарбитрами. Инструктирование местных госарбитражей и ведомственных арбитражей союзных республик осуществлялось республиканскими госарбитражами [21]. Результаты обследования направлялись в орган исполнительной власти, при котором состоял госарбитраж [7, л. 2]. Отметим, что истребование в ревизионном порядке материалов отдельных дел в целях предоставления рекомендаций осуществлялось вышестоящими госарбитражами только по «специальному поручению правительства» [15, л. 14].

Итак, сформированная система органов государственного арбитража была децентрализованной. Государственный арбитраж при СНК СССР инспектировал и инструктировал только республиканские госарбитражи, которые осуществляли надзор за деятельностью местных госарбитражей. Данная особенность соподчинения органов госарбитража, на наш взгляд, напоминает порядок взаимодействия между предшественниками госарбитражей – государственными арбитражными комиссиями.

В 1950-е гг. для решения проблемы децентрализации системы госарбитража на государственный арбитраж при Совмине СССР было возложено обобщение опыта работы госарбитражей и их инструктирование по вопросам «практики применения положений общесоюзных нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения, по вопросам ведения статистического учета арбитражных дел» [23]. Госарбитражу при Совмине СССР были предоставлены право издания правил разрешения споров госарбитражами по согласованию с Советом Министров СССР и право приостанавливать исполнение решений республиканских госарбитражей.

В 1974 г. Государственный арбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган [24]. В компетенцию Госарбитража СССР входили руководство органами госарбитража, обеспечение единообразия арбитражной практики разрешения споров и надзор за правильностью решений. Соответственно, Госарбитраж СССР отвечал за «организацию, состояние и совершенствование деятельности органов государственного арбитража» [24]. Союзно-республиканская система органов госарбитража просуществовала до ликвидации государственных арбитражей в 1991 г.

Литература:

  1. Андреева Е.С. Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 г. по 1993 г. (историко-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Андреева Екатерина Сергеевна. М., 2002. 197 с.
  2. Воронин Д.В. Развитие института государственного арбитража и его влияние на советскую экономику: союзно-республиканский и региональный аспекты (1922-1991 гг.): Дис. … док. ист. наук. 07.00.02 / Воронин Дмитрий Васильевич. Томск, 2016. 553 с.
  3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А512. Оп. 1. Д. 8. 79 л.
  4. ГАРФ. Ф. А512. Оп. 1. Д. 58. 104 л.
  5. ГАРФ. Ф. А512. Оп. 1. Д. 108. 35 л.
  6. ГАРФ. Ф. А512. Оп. 1. Д. 1113. 250 л.
  7. ГАРФ. Ф. Р8424. Оп.1. Д. 30. 4 л.
  8. ГАРФ. Ф. Р8424. Оп.1. Д. 96. 78 л.
  9. ГАРФ. Ф. Р8424. Оп. 1. Д. 97. 73 л.
  10. ГАРФ. Ф. Р8424. Оп.1. Д. 167. 63 л.
  11. ГАРФ. Ф. Р8424. Оп.1. Д. 609б. 21 л.
  12. ГАРФ. Ф. Р8424. Оп. 1. Д. 1052. 328 л.
  13. ГАРФ. Ф. Р8424. Оп.1. Д. 1282. 98 л.
  14. ГАРФ. Ф. Р8424. Оп.1. Д. 1411. 261 л.
  15. Марголин Л.И., Серебриер А.С. Арбитраж. Комментированный сборник важнейших постановлений Правительства и ведомственных распоряжений по вопросам арбитража. М., 1935. 272 с.
  16. Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 03 мая 1931 г. «Положение о государственном арбитраже» // СЗ СССР 1931 г. № 26. Ст. 203.
  17. Постановление ЦИК СССР № 7, СНК СССР № 366 от 20 мая 1931 г. «Об изменении положения о государственном арбитраже» // СЗ СССР. 1931. № 31. Ст. 239.
  18. Постановление ЦИК СССР № 12, СНК СССР № 561 от 03 августа 1931 г. «Об организации государственного арбитража при Средне-Азиатском экономическом совете» // СЗ СССР. 1931. № 49. Ст. 324.
  19. Постановление СНК СССР от 21 мая 1931 г. № 375 «О предоставлении главному арбитру права пользоваться государственной гербовой печатью» // СЗ СССР. 1931. № 31. Ст. 240.
  20. Постановление СНК СССР от 23 мая 1931 г. № 386 «О предоставлении главному арбитру при Совете Народных Комиссаров Союза ССР совещательного голоса на заседаниях Совета Народных Комиссаров Союза ССР, Совета Труда и Обороны и Комиссии Исполнения при СНК Союза ССР» // СЗ СССР. 1931. № 33. Ст. 248.
  21. Постановление СНК СССР от 08 декабря 1931 № 1085 «О мерах укрепления работы органов государственного арбитража» // СЗ СССР. 1931. № 70. Ст. 470.
  22. Постановление СНК СССР от 04 марта 1938 г. № 259 «Об изменении подсудности органов государственного арбитража» // СП СССР. 1938. № 8. Ст. 52.
  23. Постановление Совета Министров СССР от 23 июля 1959 г. № 824 «Об улучшении работы государственного арбитража» // СП СССР. 1959. № 15. Ст. 105.
  24. Постановление Совета Министров СССР № 60 от 17 января 1974 г. «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража» (вместе с «Положением о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР») // СП СССР. 1974. № 4. Ст. 19.
  25. Постановление ВЦИК РСФСР от 01 июня 1933 г. «Об утверждении Положения о государственном арбитраже РСФСР» // СУ РСФСР. 1933. № 35. Ст. 127.
  26. Постановление ВЦИК РСФСР, СНК РСФСР от 25 ноября 1935 г. «Об организации при Московском городском совете государственного арбитража» // СУ РСФСР. № 23. Ст. 226.

Decentralized system of state arbitration in the USSR (1931-1974)

Mashkova A.S,
postgraduate student, The Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Efremova Nadezhda Nikolaevna,
Professor, Department of Theory and History of State and Law, State Autonomous Educational Institution of Higher Education, Moscow State Pedagogical University, Candidate of Law, Professor

Annotation: The article is devoted to the peculiarities of the organizational basis of the USSR state arbitration system in 1931–1974. The author highlights the peculiarities of subordination of state arbitration bodies, characterizes the powers of executive authorities to supervise the activities of state arbitration. The author concludes that in 1931–1974 the system of state arbitration bodies was decentralized. The State Arbitration of the USSR had limited powers to instruct state arbitrators and control its activities.

Keywords: state arbitration, USSR, economic agencies, property disputes, jurisdiction, personnel problem, decentralized system.

Literature:

  1. Andreeva E.S. Formation and development of arbitration courts in Russia in the period from 1922 to 1993 (historical and legal aspect): doctoral thesis of Law's. 00.01 / Andreeva Ekaterina Sergeevna. M., 2002. 197 pages.
  2. Voronin D.V. Development of the Institute of State Arbitration and its impact on the Soviet economy: Union-Republican and regional aspects (1922-1991): doctoral thesis of historical sciences. 07.00.02 / Voronin Dmitry Vasilyevich. Tomsk, 2016. 553 p.
  3. State Archive of the Russian Federation (GARF). F. A512. Op. 1. d. 8. 79 l.
  4. F. A512. Op. 1. D. 58. 104 l.
  5. F. A512. Op. 1. D. 108. 35 l.
  6. F. A512. Op. 1. D. 1113. 250 l.
  7. F. R8424. Op.1. D. 30. 4 l.
  8. F. R8424. Op.1. D. 96. 78 l.
  9. F. R8424. Op. 1. D. 97. 73 l.
  10. F. R8424. Op.1. D. 167. 63 l.
  11. F. R8424. Op.1. D. 609b. 21 l.
  12. F. R8424. Op. 1. D. 1052. 328 l.
  13. F. R8424. Op.1. D. 1282. 98 l.
  14. F. R8424. Op.1. D. 1411. 261 l.
  15. Margolin L.I., Serebrier A.S. Arbitration. The commented collection of the most important Government resolutions and departmental orders on arbitration issues. M., 1935. 272 pages.
  16. The resolution of the Central Executive Committee of the USSR and the Council of People's Commissars of the USSR «Regulations on State Arbitration» dated 03.05.1931 // Collection of legislation of the USSR. 1931 № 26. Art. 203.
  17. The resolution of the Central Executive Committee of the USSR № 7, the Council of People's Commissars of the USSR № 366 of May 20, 1931 «On changing the regulations on State arbitration» dated 20.05.1931 // Collection of legislation of the USSR. № 31. Art. 239.
  18. The resolution of the Central Executive Committee of the USSR № 12, the Council of People's Commissars of the USSR № 561 «On the organization of state arbitration at the Central Asian Economic Council» dated 03.08.1931 // Collection of legislation of the USSR. 1931. № 49. Art. 324.
  19. The resolution of the Council of People's Commissars of the USSR № 375 «On granting the Chief Arbitrator the right to use the State seal» dated 21.05.1931 // Collection of legislation of the USSR. 1931. № 31. Art. 240.
  20. The resolution of the Council of People's Commissars of the USSR № 386 «On granting the Chief arbitrator at the Council of People's Commissars of the USSR advisory voice at meetings of the Council of People's Commissars of the USSR, the Council of Labor and Defense and the Commission of Execution under the Council of People's Commissars of the USSR» dated 23.05.1931 // Collection of legislation of the USSR. 1931. № 33. Art. 248.
  21. The decree of the Council of People's Commissars of the USSR dated 08.12.1931 «On measures to strengthen the work of state arbitration bodies» // Collection of legislation of the USSR. 1931. № 70. Art. 470.
  22. The resolution of the Council of People's Commissars of the USSR № 259 «On changing the jurisdiction of state arbitration bodies» dated 04.03.1938 // Collection of resolutions of the USSR. 1938. № 8. Art. 52.
  23. The resolution of the Council of Ministers of the USSR № 824 «On improving the work of State Arbitration» dated 23.07.1959 // Collection of resolutions of the USSR. 1959. № 15. Art.105.
  24. The resolution of the Council of Ministers of the USSR № 60 of January 17, 1974 «On further improvement of the organization and activities of state arbitration bodies» (together with the «Regulations on State Arbitration under the Council of Ministers of the USSR») dated 17.01.1974 // Collection of resolutions of the USSR. 1974. № 4. Art. 19.
  25. The resolution of the Central Executive Committee of the RSFSR «On approval of the Regulations on State Arbitration of the RSFSR» dated 01.06.1933 // Collection of resolutions of the RSFSR. 1933. №. 35. Art.127.
  26. The resolution of the Central Executive Committee of the RSFSR and the Council of People's Commissars of the RSFSR «On the organization of the Moscow City Council of State arbitration» dated 25.11.1935 // Collection of resolutions of the RSFSR. 1935. №. 23. Art. 226.