Аннотация. Статья посвящена влиянию добывающего сектора экономики на экологию и взаимосвязь между ними. Приведены примеры воздействия, а также методы снижения ущерба добывающей промышленности для экологии.

Ключевые слова: мировая экономика, добывающий сектор, экология, промышленность.

Сегодня отношения между добывающим сектором экономики и обществом нельзя назвать наилучшими – это может иметь негативные последствия для компаний, если они не предпримут меры по улучшению взаимоотношений. Добывающий сектор извлекает огромные выгоды из добычи ценных минералов, но часто за счет окружающей среды. Регулирование этой деятельности в основном зависит от локальной политики, и внедрение передовой практики по улучшению этих взаимоотношений остается проблематичным.

За последние годы в добывающих отраслях возросла осведомлённость о потенциальных негативных последствиях изменения климата для добывающего сектора. Постоянные засухи, наводнения и прочие экстремальные погодные явления заставляют компании задуматься о собственной уязвимости и о рисках, которые может представлять изменения климата.

Добыча полезных ископаемых – спорное явление, так как их извлечение бросает вызов экономическим, социальным и экологическим аспектам устойчивого развития общества. В данной статье была предпринята попытка пролить некоторый свет на связи между экологией и экономикой, и представлен обзор проблем, связанных с добычей ресурсов и изменением климата. Мы должны уделять этому большое внимание, поскольку:

  • добывающий сектор является одним из основных источников выбросов парниковых газов и производит ископаемые энергетические ресурсы, которые также вносят значительный вклад в глобальные выбросы углекислого газа;
  • добывающая промышленность является сектором, который особенно уязвим к изменениям климата;
  • добыча полезных ископаемых вносит значительный вклад в развитие многих стран по всему миру, в частности многих развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой;
  • развитые, промышленно развитые экономические страны зависят от функционирующих цепочек поставок и надежности поставок ресурсов, которые являются движущей силой их экономики.

Говоря о влиянии экологии на добывающую промышленность, стоит вспомнить последние события мировой истории, а именно пандемию COVID-19. Экономическая деятельность в мире была сильно подорвана – несмотря на то, что экономика быстро вернулась в своё нормальное состояние, уровень, который был спрогнозирован до вируса, не был достигнут и потери из-за пандемии остаются довольно объемными. По сравнению с ранними прогнозами ВВП последние данные указывают, что ВВП снизился почти на 5900 млрд долл. США в пересчете по паритету покупательной способности (ППС) — спад на 4,2% [4, с. 2.] (см. рисунок 1).

Рис. 1. Оценка потерь мирового объема производства вследствие COVID-19 к 2021 году

В зависимости от региона воздействие пандемии на экономику было различным. К примеру, экономика развивающихся стран пострадала сильнее, чем экономика уже развитых стран. Оценка потерь объема производства к 2021 году в сравнении с предпандемийными прогнозами составила в среднем 3,9 и 7,7% по каждой категории соответственно. Однако широкий диапазон воздействия намного более выражен в категории развивающихся и новых индустриальных стран, где прогнозы потерь находятся в пределах от максимум 13,8% для малых островных развивающихся государств (МОРаГ) до минимум лишь 1,4% для Китая [4, с. 2.] (см. рисунок 2).

Рис. 2. Оценка потерь объема производства вследствие COVID-19 к 2021 году по категориям стран

Из всего вышесказанного становится ясно, что COVID-19 принёс экономике не малые проблемы, и добывающий сектор – не исключение. Методы, принятые для предотвращения распространения пандемии, нарушили поставки производства, а также ограничили передвижение людей, что значительно снизило потребление во всех секторах экономики. Такое положение спровоцировало отток капитала с развивающихся рынков и создало позитивные условия для дефляционного кризиса.

Рассмотрим влияние пандемии более подробно: в марте 2020 г. цена барреля нефти значительно упала – она снизилась на 53% до 23 долларов. Это самый низкий показатель за последние 17 лет. Причина этому – COVID-19 и конкуренция за место на рынке между Россией и Саудовской Аравией. Вследствие этих событий добыча нефти стала просто экономически невыгодной, из-за чего многие производители сланцевой нефти могли быть вынуждены закрыть свои производства. Цены на промышленные металлы также упали. В то время медь подешевела на 20%, никель на 13% и цинк на 14%. Драгоценные металлы также подешевели, и золото – не исключение: его цена снизилась на 6% [3].

Более того, по прогнозам экспертов, мировая угольная промышленность уже никогда не будет прежней после пандемии COVID-19. В некоторых странах угольные электростанции попросту закрылись, так как кризис показал обществу, что возобновляемая энергия дешевле для потребителей, да и еще до пандемии угольная отрасль испытывала сильное давление от экоактивистов. В результате в EC импорт угля для тепловых электростанций в период пандемии сократился почти на две трети, достигнув в мае 2020 г. минимума впервые за 30 лет. Председатель Global Carbon Project высказал предположение, что падение цен на природный газ и удешевление солнечной, ветровой энергии усугубили положение угольной промышленности. В 2020 г. Швеция, как и Австрия, закрыла свой последний угольный завод, а Нидерланды сократили мощность угольных электростанций на 75%, чтобы выполнить постановление суда по снижению климатических рисков [3]. Даже Индия, являясь основным потребителем угольной энергии в мире, начала снижать его потребление, отдавая приоритет солнечной энергии.

Всё это еще больше усугубляет статус и положение добывающего комплекса мировой экономики. Для снижения влияния экологии на добывающий сектор (как и влияния сектора на экологию) стоит задуматься о переходе на экологическую промышленность. В контрольной записке МВФ и G-20 по политике в сфере экологии описываются способы борьбы с имеющимися проблемами и представлены объемы инвестиций, необходимых для достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году. Стратегия включает три компонента:

  1. установление тарифов за выбросы углерода;
  2. план «зеленых» инвестиций;
  3. меры, обеспечивающие справедливый переход к безуглеродной экономике [2].

Аналитики утверждают, что отказ на ближайшие десять лет от установления тарифов по выбросу углерода не приведет к поставленной цели по достижению чистового нулевого уровня выбросов. Причина этому – ценовая политика. Если в ближайшее время не ввести тариф, то риск климатической и экономической катастрофы становится крайне высок (см. рисунок 3).

Рис. 3. Опасность промедления

Инвестиции в «зеленую» экономику поспособствуют переходу к чистым нулевым выбросам, а также укрепят положение тарифов на углеродные выбросы. Поначалу инвестиции будут огромными – это необходимо для создания новой инфраструктуры, однако со временем они снизятся и даже окупятся. В результате динамика инвестиций имеет дугообразный характер — в первые 20 лет инвестиции растут, после чего их уровень опускается до отмечаемых за последнее время значений [2] (см. рисунок 4).

Рис 4. Начальные инвестиции

Стоит отметить и тот факт, что COVID-19 предоставил государствам возможность проинвестировать низкоуглеродную экономику не так болезненно, как это могло бы быть в других условиях. Китай, Южная Корея, США и Япония приняли решение достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году, что позволит сократить долю мирового объема выбросов и показать пример другим, менее развитым странам.

В данном контексте ООН разработала Руководство по передовой практике результативного отвода и использования метана в угольных шахтах. В документе представлены оптимальные принципы и стандарты использования шахтного метана, что даёт лицам, принимающим решения в сфере добывающего сектора, понимание проблемы и методы её решения. Стоит отметить, что перечисленные в документе стандарты не являются обязательными и не заменяют законодательства стран, однако они помогут поддержать и дополнить нормативную базу, разработки более безопасных методов отвода метана. К примеру, Международный совет по горному делу и металлам (ICMM) в сотрудничестве с академическими исследователями разработал подход для определения технологических решений для добывающего сектора в рамках шести Целей устойчивого развития ООН (ЦУР): питание и сельское хозяйство (ЦУР 2), хорошее здоровье и благополучие (ЦУР 3), чистая вода и санитария (ЦУР 6), доступная и чистая энергетика (ЦУР 7), промышленность и инновации (ЦУР 9) и устойчивые сообщества (ЦУР 11).

Некоторые добывающие компании внедрили цели устойчивого развития ООН в свою работу. Например, добывающие компании могут использовать свои потребности в энергии для обеспечения электроэнергией тех районов, где этой энергии недостаточно. Реализовать это возможно с помощью партнёрских отношений: на руднике Мана в Семафо в Буркина-Фасо компания «Windiga Energy» строит солнечную электростанцию мощностью 20 МВт, крупнейшую в Африке к югу от Сахары. Шахта Мана будет закупать энергию у завода, а излишки будут поступать в национальную сеть. Такой подход реализовывает ЦУР 7. Необходимо упомянуть, что по результатам опроса Oiland Gas Climate Initiative, 62% нефтегазовых компаний установили долгосрочные цели по снижению парниковых газов, а еще 85% компаний – назначили руководителей в компаниях, которые будут отвечать за политику по вопросам изменения климата [1].

Стараются не отставать от иностранных конкурентов и российские нефтедобывающие компании. Так, на заседании совета директоров ПАО НК «Роснефть» в декабре 2020 года был утверждён план по углеродному менеджменту до 2035 года. Помимо этого, «Роснефть», как и «Лукойл» ставит своей целью достичь чистых нулевых выбросов к 2050 году. В «Газпром нефти» ставят задачи по снижению углеродного следа на 30% уже к 2030 году. Для этого компания инвестирует в новые технологии, такие как улавливание и закачивание в подземные хранилища углерода и разделение попутного газа на полезные фракции [1].

Это даёт «нефтяным гигантам» возможность не только приспособиться к существующим переменам, но и идти в авангарде процесса глобального энергоперехода.

Литература

  1. «Заметаем» углеродный след. // dprom.online (дата обращения: 16.11.2022).
  2. Достичь чистого нулевого уровня выбросов. // IMF BLOG (дата обращения: 16.11.2022).
  3. Кондратьев В.Б. Коронавирус и горная промышленность. // Горная промышленность. 2020. №5. 10-18.
  4. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, 2021. Отчет о промышленном развитии – 2022. Будущее индустриализации в постпандемийном мире. Обзор. Вена. 44 c. (дата обращения: 16.11.2022).
  5. Руководство по наилучшей практике эффективной дегазации источников метановыделения и утилизации метана на угольных шахтах, 2010. Организация Объединенных Наций. // Серия публикаций ЕЭК по энергетике, №31. 107 c. (дата обращения: 16.11.2022).
  6. Climate Change and mining. A Foreign Policy Perspective (дата обращения: 12.11.2022).
  7. LLSD – International Institute for Sustainable Development (дата обращения: 12.11.2022).
  8. UN Environment Programme (дата обращения: 11.10.2022).

Environmental problems of the mining complex of the world economy

Vinnitskaya A.A.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Nemova A.A.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Pleshakova Marina Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Economics and Management, Institute of Law and Management of the Moscow City University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Annotation. The article is devoted to the impact of the extractive sector of the economy on the environment and the relationship between them. Examples of influence are given, as well as methods to reduce the damage from the mining industry to the environment.
Keywords: world economy, extractive sector, ecology, industry.

Literature:

  1. «Sweeping» the carbon footprint. // dprom.online (date of the address: 16.11.2022).
  2. Achieve net zero emissions. // IMF BLOG (date of the address: 16.11.2022).
  3. Kondratiev V.B. Coronavirus and mining. // Mining industry. 2020. №5. Page: 10-18.
  4. United Nations Industrial Development Organization, 2021. Industrial Development Report 2022. The future of industrialization in a post-pandemic world. Review. Vein. 44 pages (date of the address: 16.11.2022).
  5. Best Practice Guidelines for Efficient Methane Degassing and Utilization in Coal Mines, 2010. United Nations. // ECE Energy Publication Series, №31. 107 pages (date of the address: 16.11.2022).
  6. Climate Change and mining. A Foreign Policy Perspective (date of the address: 16.11.2022).
  7. LLSD – International Institute for Sustainable Development (date of the address: 16.11.2022).
  8. UN Environment Programme (date of the address: 16.11.2022).