Аннотация. В статье рассмотрено понятие «познавательная деятельность» как ключевая проблема, которая стоит перед современным учителем английского языка в отношении школьников среднего звена и способы пути формирования познавательной активности средствами иностранного языка.

Ключевые слова: познавательная деятельность, обучение английскому языку, современный урок, педагогическое творчество, лингводидактика.

Реалии современного мира с его культурным и национальным разнообразием создают потребность воспитания человека с новым типом мышления. Подобные изменения актуальны и для России, где происходит постоянные изменения в политической, экономической и социокультурных сферах жизни. Для того, чтобы понимать культуры других стран и народов, а через них понимать и знать культуру, традиции и историю своей странны, необходимо активизировать и укреплять кросс-культурную грамотность. Как отмечают отечественные исследователи, цифровой рынок предлагает множество поисковых и тренировочных систем, из которых можно выбирать наиболее подходящие [8].

Наше общество сегодня ставит важные задачи перед современной школой, одна из которых – социализация ученика, то есть его подготовка к взрослой и самостоятельной жизни, где он будет в состоянии самостоятельно принимать решения, обозначать проблемы и успешно их решать. В современных условиях, когда информация обновляется ежедневно, очень важно научить школьников правильно работать с полученной информацией и уметь отделять необходимое и достоверное. Для этого ученики должны научиться получать знания и умения самостоятельно. Для достижения обозначенных задач необходима развитая познавательная деятельность. Цель статьи заключается в рассмотрении возможных путей развития у учащихся познавательной деятельности средствами английского языка.

Познавательная активность как важная проблема современного урока

На современных уроках английского языка у учащихся формируются не только умения аудирования, говорения, чтения и письма, но, также, происходит личностное развитие, осуществляемое с помощью воспитывающего потенциала содержания обучения. Цели обучения английскому языку, которые необходимо достигнуть в рамках урочной и внеурочной деятельности, прописаны в стандартах третьего поколения. К ним, среди прочих, относится развитие: иноязычной коммуникативной компетенции; личности учеников, осуществляемое за счет личностно-ориентированного метода; универсальных учебных действий [7]. Из сказанного следует, что, являясь сложным и многосторонним, обучение английскому языку – это своеобразный процесс, которым управляет учитель. Важно отметить, что всеобъемлющее усвоение учениками знаний, умений и навыков, а, также, развитие творческого потенциала возможно при ведущей роли учителя, его способности развивать познавательную деятельность. Учитель на современном уроке является «временным» представителем культуры другого народа.

Познавательная деятельность на уроке английского языка активизируется, в первую очередь, за счет создания атмосферы иноязычного общения. Это является важным условием, так как ученики изучают культуру и традиции страны через язык в целом, то есть его историю, статус и роль в мировом пространстве. Кроме того, на уроке используются разнообразные УМК, демонстрирующие культурологические аспекты изучаемой страны; словари; различные предметы, которые демонстрируют реальность изучаемой страны (фотографии достопримечательностей, макеты, миниатюры, плакаты); оригинальная художественная литература, а также материалы СМИ. Изучение иностранных языков – достаточно сложный процесс, требующий большой концентрации. В связи с этим разнообразные средства обучения призваны не только обеспечить эффективность обучения, но и пробудить познавательную активность учащихся.

Исходя из имеющегося педагогического опыта, можно сказать, что ученики на начальном этапе обучения в преобладающем большинстве показывают высокий уровень познавательной деятельности. Новый изучаемый предмет, яркие и современные УМК, упрощенный способ получения знаний, задания, представленные в игровой форме, захватывают внимание учеников. Интерес является маркером того, что деятельность и организаторские потребности ученика совпадают.

Однако, учителю необходимо приложить немало усилий, чтобы поддерживать и развивать далее познавательную деятельность учащихся. Активизация интереса учеников к изучаемому предмету является необходимым условием для успешного освоения английского языка, за счет чего школьники учатся и в будущем решать поставленные задачи с творческим подходом. Ведь освоение языка должно происходить осознанно, и, кроме того, сопровождаться естественным интересом. Учителю необходимо создавать благоприятные и комфортные условия для получения знаний и усвоения нового материала учащимися, где все ученики вовлечены в совместную работу, имеют желание узнать и создать что-то новое. Простое навязывание предмета приведет к тому, что учащиеся очень скоро потеряют интерес к его изучению, а это именно то, что учителю необходимо избегать и предотвращать.

Стоит отметить, что важную роль в развитии познавательной активности играют внеурочные занятия и внеклассные мероприятия, которые дополняют основную работу на уроке, укрепляя полученные знания, и формируют нравственность личности учащихся. Из этого следует, что проблема формирования познавательной деятельности ученика является одной из ключевых у современного учителя при организации процесса обучения.

Современные условия обучения английскому языку учащихся 7-8 классов

Несмотря на большой интерес к проблематике повышения познавательной активности, вне поля зрения ученых остается «проблема эмоционально-ценностного компонента» [6, с. 16]. Как известно, на последующих этапах обучения интерес к изучению английского языка стремительно падает. УМК приобретают больше однотипных и усложненных заданий, усложняется подача материала, меньше времени уделяется игре. Возможно, поэтому в литературе отмечается, что «традиционные способы преподавания применяются в тандеме с соответствующими конкретными учебными целями, инновационными технологиями» [3, с. 218].

Поэтому одна из задач современного учителя – поддерживать «стабильный интерес учеников к предмету, постоянно улучшая образовательные технологии» [2, с. 10]. Одним из условий решения этой проблемы исследователи называют педагогическое творчество. Формирование познавательной деятельности происходит с помощью педагогического творчества, то есть создание условий, в которых ученик создает и открывает что-то новое.

Учащиеся 7-8 классов относятся к среднему звену. В этом возрасте учащиеся утомляются не так быстро, как ученики начальной школы, а значит, они готовы к более серьезным интеллектуальным и физическим нагрузкам. С другой стороны, заинтересованность предметом у школьников падает, так как детей интересуют не только темы, обусловленные программой, поскольку именно в этот период происходит становление личности ребенка. Именно поэтому данных период считается сложным и непредсказуемым. Поиск мотивации у школьников – основная задача учителя на данном этапе.

С.А. Герасимова отмечает, что сегодня «процесс овладения иностранным языком в России происходит вне пределов страны изучаемого языка и без непосредственных контактов с культурой носителей языка» [1, c. 95], что предполагает делать основной упор на творческие моменты.

Творческие уроки привлекают учеников и повышают их интерес к изучаемому предмету. Как результат, ученики показывают хорошую успеваемость, стабильный интерес, более глубокую саморефлексию и прочное усвоение материала. В зависимости от вида урока ученики могут приобретать опыт в различных навыках, например, вести дебаты, спонтанно и адекватно ситуации отвечать на поставленный вопрос.

Кроме того, к целям уроков творчества можно отнести формирование самостоятельности и индивидуальности учеников в процессе общения на английском языке, расширение общих знаний о разных сферах жизни, науке и искусстве. Изучая английский язык, ученики могут, также, углубить свои знания по другим школьным предметам, таким как история, география, обществознание и другие. Таким образом, происходит расширение кругозора, что положительно сказывается на образовании в общем.

Важно отметить, что творческие уроки имеют положительное влияние на развитие и формирование психики детей, интеллектуального потенциала и талантов учащихся, благодаря творчеству формируются эстетические вкусы учеников, развиваются профессиональные навыки и умения.

Чтобы повысить познавательную деятельность, необходимо учитывать следующие условия при моделировании урока:

  1. Грамотно сформулировать цели урока.
  2. Определить содержания урока в зависимости от требований программы.
  3. Спрогнозировать результаты урока.
  4. Создать вовлеченность каждого ученика в ходе урока.
  5. Обеспечить вариативность и разнообразие изучаемого материала.
  6. Учитывать принцип посильности.

Учебник является основным средством обучения, а аудиовизуальные дополнения не только реализуют дидактический принцип наглядности, связывают звенья цепи урока, но и экономят время учебного процесса. Сказанное коррелирует с теорией детерминизма, актуализирующей «признание всех типов связи на любых уровнях» [5, c. 17].

Пути повышения познавательной деятельности учащихся 7-8 классов

Частью современного урока обязательно должны являться современные образовательные технологии. К ним относятся: проблемное обучение, различные игры, проектная деятельность и т.п. Для того, чтобы интерес школьников не падал во время урока, необходимо вводить в процесс обучения все новые и новые возможности его повышения.

К одному из привлекательных путей развития познавательной активности относятся игровые ситуации. Это, также, оптимизирует время в усвоении новых знаний и умений. Игровые ситуации включают разнообразный арсенал игровых упражнений. Они расширяют словарный запас, улучшают грамматические, лексические, фонетические и другие навыки, повышают познавательную активность, положительно сказываются на психике учащихся и климате всего класса. Игровые упражнения позволяют каждому ученику быть активным участником образовательного процесса. В начале урока учащимся можно предложить фонетические игры, положительно влияющие на речевой аппарат. Например, легкие скороговорки: Fuzzy Wuzzy was a bear, Fuzzy Wuzzy had no hair, Fuzzy Wuzzy wasn't very fuzzy, was he? Орфографические игры будут полезны в тех случаях, когда необходимо потренировать написание слов.

Грамматические игры, например, можно использовать для того, чтобы изучить различные речевые образцы, которые учащиеся используют в смоделированных речевых ситуациях. В качестве задания, учащиеся могут поставить слова в правильном порядке, выбрать правильную форму глагола или определить время. Например, игра «What is my problem?», где все участники игры пишут на листочках разные жизненные проблемы, а далее листочки перемешивает учитель и прикрепляет их на спины игроков. Участники игры пытаются объяснить проблему, используя необходимую грамматическую форму, например, Past Simple. «I had a bad night». Ответы: «Nightmare, insomnia, headache».

Для изучения и отработки лексики помогают лексические упражнения игрового характера. Изучая тему «My flat, my house», можно попробовать известную игру «Snowball». Учащиеся по очереди называют слова, которые относятся к данной теме, а каждый следующий участник называет еще и предыдущие слова. Например, «a flat, a house, a room, a carpet, an attic» и так далее. Благодаря подобным играм активизируется речемыслительная деятельность.

Существует, также, много вариантов творческих игр, с помощью которых ученики развивают навыки аудирования и письма. Например, «креативное письмо», где необходимо написать письмо другу из отпуска, или дополнить уже имеющуюся историю интересными фактами, или прослушать два раза популярную песню и на слух вписать пропущенные слова из текста. 

Другим немаловажным путем, повышающим познавательную активность, является проблемное обучение, то есть моделирование проблемных ситуаций, при решении которых учащиеся приобретают новые знания или используют уже имеющиеся. К проблемному обучению относятся такие методы, как метод учебных дискуссий, который, также, учит школьников правильно спорить, поиск информации за «круглым столом», «интеллектуальный штурм» и пр. В качестве результата наблюдается личностная активность, развивается настойчивость учащихся в получении знаний, и, вместе с тем, хорошие результаты в обучении.

Другой вариант образовательных технологий – это интегрированные уроки, где учащиеся могут обсудить вопросы, связанные с другими дисциплинами, например географией, физикой, историей и т.п. Подобные уроки положительно сказываются на личностном развитии школьников, повышают их общий образовательный уровень, включая уровень интеллектуальной культуры.

Большую эффективность имеют современные информационные технологии. С их помощью также повышается мотивация учащихся. Известно, что школьники имеют большой интерес к современным гаджетам. Это значит, что на уроках можно использовать то, что не оставляет современных учащихся равнодушными. Таким образом, ученики используют разные информационные источники, а вместе с тем, учатся сортировать полученную информацию, что положительно влияет на развитие самостоятельности личности.

Сказанное совершенно очевидно показывает, что широкое применение в учебных заведениях путей повышения познавательной активности невозможно без полноценного методического сопровождения. Это не быстрый и кропотливый процесс работы учителя и учащихся в содружестве, начиная с начальной школы и активно продолжая в средней и старшей школах. Методика развития познавательной деятельности требует, по словам М.Э. Рябовой, «высокой степени самостоятельности, становление которой осуществляется благодаря опосредованному управлению работой учащихся» [4, с. 26].

Путей формирования познавательной деятельности в современной школе очень много, и, тем не менее, выявление новых возможностей является ключевой проблемой в лингводидактике.

Литература:

  1. Герасимова С.А. Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного языка. // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. № 4(24). С. 95-103.
  2. Новикова Е.С. Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка. // Педагогика и психология образования. 2015. № 3. С. 9-13.
  3. Рябова М.Э. Аутентичные цифровые ресурсы как инструмент развития навыков межкультурного диалогического общения. / М.Э. Рябова, К.Д. Демченко // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: Материалы Третьей международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта – 02 2022 года / Редколлегия: Л.Г. Викулова (отв. ред.) [и др.]. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2022. С. 218-223.
  4. Рябова М.Э. Методика обучения монологической речи студентов языкового вуза на основе электронных ресурсов. // Германские языки и сопоставительное языкознание: современные проблемы и перспективы развития / Институт иностранных языков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Том Выпуск № 4. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2022. С. 87-91.
  5. Тульцева А.Э. Философские аспекты понятия языковой валентности. // Германские языки и сопоставительное языкознание: современные проблемы и перспективы развития / Институт иностранных языков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Том Выпуск № 4. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2022. С. 16-19.
  6. Языкова Н.В. Эволюция парадигм в лингводидактике глазами современника. // Иностранные языки в школе. 2019. № 5. С. 12-17.
  7. ФГОС Основное общее образование. (ред. от 11.12.2020) (дата обращения: 11.11.2022).
  8. Suleimanova O.A. The Learning and Educational Potential of Digital Tools in Humanities and Social Science. / O.A. Suleimanova, I.A. Guseinova, A.A. Vodyanitskaya // Society. Integration. education: Proceedings of the International Scientific Conference, Rēzekne, 22-23 мая 2020 года. Rēzekne: Rēzeknes Tehnoloģiju akadēmija, 2020. Vol. IV. Page: 657-669.

Increasing of cognitive activity in middle school on English lessons

Vasicheva N.Y.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ryabova Marina Eduardovna,
Professor, Department of Germanic Studies and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of The Moscow City University, Doctor of Philosophy, Professor

Annotation: the paper considers the term «cognitive activity» as a key problem that faces the modern English teacher with regard to students of middle school and the ways of forming cognitive activity by means of English language.
Keywords: cognitive activity, English language teaching, modern lesson, creative work of teacher, linguadidactics.

Literature:

  1. Gerasimova S.А. Architectonic of oriented book of foreign languages teaching. // Vestnik MCU. Series: Philology. Language theory. Language education. 2016. № 4(24). Page: 95-103.
  2. Novikova Е.S. Activation of cognitive activity of primary school on English lesson. // Pedagogy and psychology of education. 2015. № 3. Page: 9-13.
  3. Ryabova М.E. Authentic digital resources as a tool for developing intercultural dialogical communication skills. / М.E. Ryabova, К.D. Demchenko // Dialoge of Cultures. Cultural dialogues: digital communication: Materials of the third international scientific and practical conference, Moscow, 29 March – 02 2022 / Editorial board: L.G. Vikulova [etc.]. Moscow: Limited Liability Company «Languages of the Peoples of the World», 2022. С. 218-223.
  4. Ryabova М.E. Methodology for teaching monologue speech of students of a language university based on electronic resources. // Germanic languages and comparative linguistics: modern problems and development prospects/ Institute of Foreign Languages The Moscow City University. Volume Issue № 4. Moscow: Limited Liability Company «Languages of the Peoples of the World», 2022. С. 87-91.
  5. Tultseva A.E. Philosophical aspects of the concept of language valence. // German languages and comparative linguistics: modern problems and development prospects/Institute of Foreign Languages of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education The Moscow City University. Volume Issue # 4. Moscow: Limited Liability Company «Languages of the Peoples of the World», 2022. Page: 16-19.
  6. Yazykova N.V. The evolution of paradigms in linguodidactics through the eyes of a contemporary. // Foreign Languages at School. 2019. № 5. Page: 12-17.
  7. FGOS Basic general education. (edit. 11.12.2020) (date of the adress: 11.11.2022).
  8. Suleimanova O.A. The Learning and Educational Potential of Digital Tools in Humanities and Social Science. / O.A. Suleimanova, I.A. Guseinova, A.A. Vodyanitskaya // Society. Integration. education: Proceedings of the International Scientific Conference, Rēzekne, May 22-23, 2020. Rēzekne: Rēzeknes Tehnoloģiju akadēmija, 2020. Vol. IV. Page: 657-669.