Аннотация. В статье рассматривается проблема исторической грамотности современных школьников и предлагаются пути формирования универсальных учебных действий, а также предметных знаний по истории посредством настольных игр.

Ключевые слова: историческая грамотность, интерактивные методы, настольные игры.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что проблема недостаточной исторической грамотности современных детей стоит достаточно остро. Опросы и социологические исследования показывают, что многие дети не знают даже самых важных исторических событий нашей истории, затрудняются в узнавании исторических деятелей, неверно оценивают причины и последствия событий. В то же время история – это предмет, который может быть подан увлекательно, интересно, ведь изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Исторические знания необходимы для того, чтобы понимать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня. Обдумать произошедшие события, проанализировать их и на основе уже произошедшего составить план на будущее – это возможно только в том случае, если каждое следующее поколение интересуется как мировой историей, так и историей своего народа. Также история учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин [5, с. 58].

Благодаря анализу исторических событий ребенок учится формировать собственное мнение, аргументировать и отстаивать его. История – не сухое заучивание дат и имен, а поиск закономерностей, причин событий, выстраивание последовательностей, живое понимание судьбы народа. Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал следующее: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». С данным высказыванием невозможно не согласиться. Прошлое является неотъемлемой частью истории всего народа. Именно младшее поколение может стать, с одной стороны, продолжателем традиций своего народа, а с другой, «локомотивом» исторического движения вперед. Однако возможно это лишь при глубоком знании своей истории.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что народ, который не знает своего прошлого, не имеет возможности опираться на опыт предыдущих поколений, следовательно, у него нет будущего, ведь без опоры на прошлое невозможно двигаться вперед. Историческая грамотность школьников, несомненно, формируется на уроках истории, внеурочных занятиях, в ходе воспитательной работы, однако по-прежнему актуальна проблема поиска таких методов обучения истории, которые будут интересны и доступны детям младшего школьного возраста. Сухое заучивание дат, имен, событий часто приводит не только к быстрому забыванию материала, но и к отсутствию интереса к истории. Так, проведенный нами опрос младших школьников показал, что ребята определяют те разделы предмета «Окружающий мир», которые связаны с историческим материалом, «скучными» и сложными. В то же время на вопрос, хотели бы они изучать историю в формате игры, все дети ответили утвердительно.

Необходимо отметить, что в нормативных документах современного образования историческая грамотность становится одной из основ формирования национальной идентичности. Так, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России рассказывается о том, как исторически складывался национальный воспитательный идеал и указывается на то, что современный идеал воспитания должен складываться на основании исторической преемственности. Кроме того, в Концепции обозначена такая базовая национальная ценность, как патриотизм, формирование которой абсолютно невозможно без понимания истории страны. В Концепции указывается и на то, что для решения задачи формирования национальных ценностей учителям и воспитателям необходимо обращаться к истории России и ее народов [1, с. 18].

Как же сделать приобщение к истории интересным для ребят начальных классов? Ведь формирование исторической грамотности должно начинаться достаточно рано. Так, уже в начальной школе в рамках предмета «Окружающий мир» ребята получают базовые знания об истории страны. Кроме того, широкие возможности для раскрытия исторического содержания имеет внеурочная деятельность. Внеурочные занятия могут и должны проводиться в самых разных форматах – это и «урок в музее», и деловая игра, и интерактивное занятие, и занятие-путешествие [3, с. 124].

В соответствии с ФГОС НОО нового поколения одной из целей современного образования в начальной школе является формирование различных групп универсальных учебных действий. Однако надо отметить, что как предметные, так и универсальные действия не могут быть сформированы без определенного содержания, их формирование должно строиться на знаниях школьников [4, с. 14]. Важную роль в обучении играют интерактивные методы обучения.  Интерактивный(«Inter» – это взаимный, «act» – действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения [2, с. 110]. На уроках и внеурочных занятиях с использованием подобных методов обучения можно включать настольные игры. С помощью современных настольных игр можно формировать как универсальные учебные действия, так и предметные знания. Роль настольных игр заключается в том, что они позволяют получить знания в легкой и органичной для детей форме [6, с.37]. Все настольные игры позволяют развивать концентрацию внимания, улучшают память, обогащают знаниями. В то же время настольных игр, основанных на историческом материале, достаточно мало. Проведенный нами анализ показал, что большинство настольных игр посвящены темам окружающего мира (например, космос, растения, животные), исторический же материал редко становится основой настольной игры.

Разработанная нами настольная игра под названием «От Руси к России» предназначена для закрепления знаний и пробуждение интереса к предмету «История». Правила игры таковы: В игре могут принимать участие от двух до шести игроков. Нужно поставить фишки на старт – город «Киев». Броском кубика определяется очерёдность хода. Игрок, получивший право первого хода, бросает кубик, чтобы определить номер карточки с вопросами, на которые ему предстоит ответить. Игрок вынимает карточку и зачитывает вопросы. Если он отвечает правильно, то забирает карточку себе. Если нет, то карточку с вопросами возвращают в конец соответствующей колоды, а ход переходит к следующему игроку. Игрок, собравший пять карточек разных цветов, получает отметку «5».

В игру входят: игровое поле, 6 фишек, кубик, карточки с вопросами, буклет с правильными ответами, правила игры (см. рисунок 1).

Рис.1. Внешний вид игры

Задания игры расположены на карточках. Приведем примеры типов заданий:

  • Задания с выбором ответов, которые могут быть представлены словесно или в иллюстрациях. Так, в одном из заданий ребятам необходимо из трех портретов выбрать тот, где изображен Рюрик.
  • В заданиях на соотнесение нужно сопоставить события и правителей.
  • Задания с дополнительными материалами. К ним относятся задания с картами и иллюстрациями. Например, используя карту, ребятам нужно рассказать о расселении славян.
  • Задания-игры, например, «Третий лишний». Из трёх событий ребятам нужно выбрать два, которые связаны между собой и одно, которое является лишним, и объяснить почему. Например, необходимо выбрать лишнее из событий «Ледовое побоище», «Стояние на реке Угре», «Куликовская битва».

Приведем пример еще одного задания-игры - «Кто я?» (рисунок 2).

Рис. 2. Игра «Кто я?»

  • Задания с историческими источниками также представлены в игре, они позволят детям различать те или иные исторические документы, понимать смысл написанного в них. Например, прочитав отрывок из «Повести временных лет» младшим школьникам нужно определить, кому принадлежит фраза «Каждый держить отныне отчину свою». Конечно, далеко не все исторические источники понятны детям, поэтому детям может понадобиться помощь педагога в «расшифровке» исторического документа. Однако это может лишь добавить интереса к выполнению задания.
  • В игре присутствуют и задания открытого типа, где учащемуся требуется дать развёрнутый ответ – таких заданий большинство в игре (рисунок 3).

Рис. 3. Пример задания открытого типа

  • На карточках игры представлены и интерактивные задания. Для этого составлены электронные вопросы и игры. С помощью QR-кодов, которые представлены на карточках, дети смогут выполнять интерактивные задания. Такие задания, на наш взгляд, не только интересны детям, но и позволяют организовать, при необходимости, дистанционный формат обучения.
  • Задания с лентой времени, графиками, диаграммами и таблицами (рисунок 4).

Рис. 4. Пример задания с таблицами

Таким образом, настольная игра позволит учителю сделать работу с историческим материалом на уроках более разнообразной и интересной для детей. Кроме того, игра может использоваться на внеурочных занятиях по исторической тематике. Важно также отметить, что игра легко трансформируема, может обновляться и дополняться. Так, педагоги не только младших классов, но и основной школы, могут сделать дополнительный набор игровых карточек, который будет соответствовать материалу, изучаемому по программе в старших классах.

Литература:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 29 с.
  2. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе. М.: Владос, 2004. 163 с.
  3. Сейдниязова Н.В., Серикова Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения. М.: Историческая и социально-образовательная мысль, 2012. № 6. С. 123-126.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2016. 53 с.
  5. Шоган В.В., Сторожакова Е.В. Методика преподавания истории в школе. М.: Юрайт, 2022. 434 с.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: RUGRAM, 2022. 228 с.

Formation of interest in the history of Russia among younger schoolchildren through the board game «From Russia to Russia. Through the ages»

Neplyueva M.O.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Chudina Natalia Vladimirovna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Аnnotation. The article deals with the problem of historical literacy of modern schoolchildren and suggests ways to form universal educational activities, as well as subject knowledge of history through board games.

Keywords: historical literacy, interactive methods, board games.

Literature:

  1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia. Moscow: Enlightenment, 2009. 29 pages.
  2. Studenikin M.T., Dobrolyubova V.I. Methods of teaching history in primary school. Moscow: Vlados, 2004. 163 pages.
  3. Seydniazova N.V., Serikova L.A. Extracurricular activities as a means of achieving personal results in the initial stage of education. Moscow: Historical and socio-educational thought, 2012. № Page: 123-126.
  4. Federal state educational standard of primary general education. Moscow: Prosveshchenie, 2016. 53 pages.
  5. Shogan V.V., Storozhakova E.V. Methods of teaching history at school. Moscow: Yurayt, 2022. 434 pages.
  6. Elkonin D.B. The psychology of the game. Moscow: RUGRAM, 2022. 228 pages.