Аннотация. В данной статье предлагается инновационный творческий метод взаимодействия детей и педагога при создании обучающегося мультипликационного ролика –от алгоритма его создания до алгоритма организации и его применения на занятиях по речевому развитию.

Ключевые слова: мультипликация, алгоритм создания мультипликационного фильма, алгоритм проведения речевого занятия с мультипликационным роликом, обучающие ролики.

Как известно, чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем активнее осуществляется его психическое и умственное развитие, динамичнее развиваются социальные отношения, как со взрослыми, так и со сверстниками.

В настоящее время для педагогов дошкольных учреждений достаточно остро встаёт проблема развития речи детей. Это вызвано многими причинами. Одна из них заключается в том, что сегодня у детей проявляется меньший интерес к художественной литературе. Это может быть спровоцировано тем, что в домашних условиях преимущество отдаётся компьютерным играм, просмотру телепередач, видеофильмов, что в наименьшей степени может способствовать обогащению речи детей и возможности обучения грамматически правильной речи. В результате этого дети дошкольного возраста могут испытывать затруднения в освоении программных требований по образовательной области «Речевое развитие». Такие дети испытывают трудности в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками, потому что говорят односложно, не могут выражать свои мысли, не используют в речи определения.

На сегодняшний день педагоги используют такие приёмы и методы на занятиях по развитию речи, которые могли бы способствовать лучшему усвоению материала и вызвать у детей устойчивый интерес к родной речи, ее выразительности и красоте.

Одним из таких современных приёмов является мультипликация. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств: живописи, графики, музыки, литературы, элементов театра и танца. Изобразительные средства каждого из этих видов искусства воздействуют разнообразно и богато, оказывают положительное влияние на развитие таких психических процессов, как воображение, восприятие, память, мышление. Просмотр мультфильмов делает ребёнка пассивным наблюдателем, в то время как, создание мультфильма делает дошкольника активным участником не только творческого процесса, но и образовательного [4].

Следует отметить, что мультипликационное творчество — это творчество старших дошкольников. Главный принцип деятельности для создания мультипликаций – от простого к сложному. Для эффективной работы в старших группах необходимо заниматься разносторонним развитием дошкольников с младшего возраста, решая такие задачи:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности;
  • накапливать знания для дальнейшей творческой деятельности;
  • поощрять проявление интереса к поиску самостоятельного решения проблемных ситуаций;
  • поощрять инициативу, эмоциональную отзывчивость;
  • развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и делать простейшие умозаключения;
  • развивать индивидуальность.

Важно отметить, что работа по созданию мультфильма может проводиться в рамках традиционных программ обучения и воспитания дошкольников и распределяться согласно расписанию непосредственной образовательной деятельности, т. е. подготовка идет в контексте занятия. Темой мультфильма, а также его персонажами могут быть любые объекты из любой образовательной области: социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития. Таким образом, участие в проекте не становится для детей источником дополнительной нагрузки.

Процесс создания мультфильма долгосрочный, групповой, совместный для педагога и детей. Перед началом работы педагогу важно определиться с приоритетами: будет ли важнее в работе совершенствование умений и навыков творческой деятельности детей или развитие навыков коммуникабельности, дисциплинированности, групповой работы, взаимопомощи, самовыражения, создание и сохранение дружеской и творческой атмосферы.

Для изготовления персонажей и декораций для съёмки мультфильмов дети осваивают и используют навыки рисования, лепки, конструирования, выполнения аппликаций и поделок из различных материалов. Далее представлен примерный общий алгоритм процесса создания мультфильма.

Алгоритм работы по созданию мультфильма:

  1. Замысел и сочинение сценария

Любая творческая работа начинается с составления сценария, т.е. плана воплощения замысла. При создании мультфильма за основу сценария детям можно предложить взять литературное произведение, песню, а также придуманные детьми истории или специально созданное для проекта произведение.

  1. Разработка идеи создания декораций и персонажей

Дети под руководством педагога определяют, какие декорации будут необходимы для мультфильма, какие персонажи будут участвовать, как и из чего их изготавливать.

  1. Совместная деятельность педагога и дошкольников по созданию декораций и персонажей

После разработки идеи начинается непосредственная деятельность по созданию фоновых заставок и придуманных образов. Во время образовательного процесса на занятиях дети выполняют задания по реализации задуманного из различных материалов в освоенных изобразительных техниках.

  1. Съёмка и монтаж мультфильма

Этот этап осуществляется самими педагогом в силу того, что дошкольники ещё не способны чётко выполнить многократные действия по фотосъемке и монтажу материала с использованием компьютера.

Сначала нужным образом выставляются декорации и персонажи. Затем выполняется покадровая съёмка на фотоаппарат, установленный на штатив. Для получение плавных и реалистичных движений требуется большое число кадров (не меньше 150). Из этого следует, что необходимо снимать каждое, даже незначительное изменение в изменении декораций, положении и позах персонажей. После того, как материал отснят, полученные изображения могут быть обработаны и соединены в единый ряд при помощи одной из компьютерных программ (например, Windows MovieMaker, Windows Life и др.). Такие программы позволяют и наложение звуков, музыки или голосового сопровождения (записанной аудиодорожки).

  1. Демонстрация

В готовом виде мультфильм показывается детям. Так же демонстрация может быть проведена перед родителями и педагогами. Мультфильм может быть использован в дальнейшей работе с дошкольниками в зависимости от содержания:

  • ознакомление с литературным произведением;
  • знакомство с темами из образовательной области «Познавательное развитие»;
  • закрепление правил дорожного движения;
  • ознакомление с лексическими темами;
  • закрепление материала по теме «Время года» и др.
  1. Анализ результатов работы и рефлексия

На данном, заключительном, этапе осуществляется обсуждение с детьми успехов и трудностей, возникших в процессе реализации замысла. Это поможет внести коррективы в организацию работы над следующим мультфильмом [1].

Процесс ознакомления с лексическими темами дошкольников с общим недоразвитием речи может проявиться уже на первом этапе создания мультфильма, если в качестве основы мультфильма выступают придуманные детьми и воспитателем сценарии и персонажи, а далее наполняемость темой может служить сюрпризным обучающим моментом.

Знание особенностей формирования речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи даёт возможность определить педагогические условия, необходимые для накопления словаря детей и обучению связной речи. Общими условиями организации процесса ознакомления с лексическими темами мы рассматриваем следующий алгоритм:

  1. Постоянное обогащение опыта впечатлениями из жизни. Поэтому необходимо расширять кругозор детей, развивать их эмоции и чувства с раннего возраста. Это одно из условий успеха детей в любой деятельности.
  2. Обогащение и активизация словаря.
  3. Работа по обучению детей связности речи, начиная уже с младшего возраста, когда у ребёнка появляется активная речь, и он начинает говорить короткими фразами. Для речевого и познавательного обучения по лексическим темам, которое служит залогом формирования операций логического мышления (классификация, сравнение, обобщение, умозаключение), можно вместе с ребёнком систематизировать и находить общее в предложенном материале объединять его в общую тему, например, животные леса, животные дома, животные жарких стран и т.д.
  4. Игры с дошкольниками для лучшего усвоения материала на протяжении всего обучения. Такие игры проводятся с группой, подгруппой или индивидуально. Результатом игры следует рассматривать обобщение под общей темой, систематизацию и составление предложений из нескольких слов из обобщённой лексической темы ребёнком.
  5. Правильное понимание детьми с ОНР задания «придумать», т.е. создать что-то новое, сказать о том, с чем на самом деле они знакомы и что узнали нового о предметах, явлениях, животных и т.д.
  6. Процесс самого ознакомления с лексическими темами не очень развернут во времени, но имеет несколько этапов:
  • Знакомство или предъявления стимульного материала в мультипликационном обучающем ролике. Этот этап у ребенка проходит успешно, если педагогом дана установка на такую деятельность (например, «Какой предмет появиться новый?» «Скажи какой он»). Правильная установка побуждает детей к поискам нового.
  • Собственно процесс введения слов из лексической темы в речь. На этом этапе идут поиски художественных и выразительных средств для оформления своих мыслей, активизируется и пополняется словарный запас.
  • Заинтересованность первым результатом. Когда появляется новый незнакомый или малознакомый материал, который через героя мультипликационного ролика поддаётся в качестве изучаемого материала. Ребёнок начинает интересоваться качеством, характеристиками изучаемого объекта вследствие чего прилагает больше усилий для запоминания и получения ожидаемых результатов педагогом использование в речи или включение в пассивный словарь и понимание значение объекта. На данном этапе необходима поддержка взрослого, т.к. при получении положительной оценки ребёнок будет стараться узнать новое из обучающего мультипликационного ролика.

Теперь рассмотрим эти этапы применительно к созданию мультфильма:

  1. Определение персонажа, который будет обучать или будет происходить узнавание ребёнком (детьми) новое. Педагог предлагает придумать, кто будет главным героем мультфильма, где будет происходить действие, если речь пойдет… и далее предлагается название известного уже детям объекта.
  2. Установление различного уровня взаимосвязи между персонажами и декорациями и лексическими объектами для изучения. Придумывание окружения главного героя, взаимоотношения между героями и окружающим «миром».
  3. Предоставление персонажей и декораций с точки зрения восприятия различными анализаторами.
  4. Описание изображённого средствами символической аналогии.

Не стоит забывать, что воспитателю необходимо быть внимательным слушателем, отмечать особенности ответов каждого ребёнка. Важно помнить, что нет «плохих» идей. Будет лучше, если педагог начнёт анализировать и оценивать полученную информацию сразу после получения ответов от детей. В каждом ответе нужно стараться найти те или иные положительные моменты.

Таким образом, при создании мультипликационного ролика необходимо с одной стороны создание условий для выполнения совместных действий с детьми по созданию мультипликационного ролика и поддержка мотивации  знакомства с новой лексической темой дошкольниками с общим недоразвитием речи, а с другой, введение новых объектов для расширения словаря и возможности введения новых лексических слов в монологическую и диалогическую речь детей.

 Литература:

  1. Варшавская М.Л. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста. М.: 1983. 192 с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Москва: АРКТИ, 2014. 168 с.
  3. Гуськова А.А. Использование средств мультипликации в преодолении ОНР. // Логопед. 2009. №7. С. 27-34.
  4. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов. // Начальная школа плюс До и После. 2010. №8. С. 20-25.
  5. Развитие речи детей средствами анимации (мультипликации). // Методические рекомендации по использованию интегрированной информационно-коммуникационной среды в гуманитарной школе (дата обращения 11.12.2022).

Creation of animated videos on lexical topics together with older preschool children with general speech underdevelopment

Novikova A.D.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor: Rud Natalia Nikolaevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Аnnotation. This article offers an innovative creative method of interaction between children and a teacher when creating a student animated video – from the algorithm of its creation to the algorithm of organization and its application in speech development classes.

Keywords: animation, algorithm for creating an animated film, algorithm for conducting a speech lesson with an animated video, training videos.

Literature:

  1. Warsavskaya M.L. Diapositive films and their application in work on the native language with children of preschool age. Moscow: 1983. 192 pages.
  2. Glukhov V.P. Formation of coherent speech of preschool children with general underdevelopment of speech. Moscow: ARCTIC, 2014. 168 pages.
  3. Guskova A.A. The use of animation tools in overcoming ONR. // Speech therapist. 2009. №7. Page: 27-34.
  4. Laletina A.F. Analysis of educational potential of animated films. // Primary school plus Before and After. 2010. №8. Page: 20-25.
  5. Development of children's speech by means of animation (animation). // Methodological recommendations on the use of an integrated information and communication environment in the humanitarian school (date of the address:12.2022).