Аннотация. В данной статье описывается идея использования пособия В. Воскобовича в процессе организации работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи по речевому развитию. Выстраивание работы по формированию связной речи предлагается с введением дополнительного оборудования и разработкой сценариев занятий по лексическим темам с использованием развивающей среды В. Воскобовича.

Ключевые слова: развивающая среда В. Воскобовича «Фиолетовый лес», общее недоразвитие речи

В наш век современных технологий, где компьютер, интернет и другие мультимедийные средства технического прогресса заменяют коммуникативное общение, упрощают речевое развитие, что ведёт к ухудшению состояния связной речи детей. В итоге речь детей выстраивается простыми конструкциями, выглядит односложной, наблюдается сложность в грамматическом оформлении распространённых предложений. Диалогическая речь также не выстраивается в грамотно и доступно сформулированных вопросах, в построении развёрнутых или кратких ответах. Неспособность построить даже небольшой сюжетный или описательный рассказ по заданной теме или пересказать услышанную сказку, увиденный мультфильм или детскую передачу своими словами является отражением недостаточного уровня развития монологической речи. Кроме того, даже при выполнении небольшого монологического высказывания дети не обладают должной культурой речи – не владеют навыками логического ударения, интонационной выразительности, регулированием громкости голоса и темпа речи.

Самую многочисленную группу детей с нарушениями развития на современном этапе развития дошкольного образования составляют дети с общим недоразвитием речи. При общем недоразвитии речи в первую очередь страдает лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Неслучайно единство предметных и социальных средств с учетом индивидуальных и возрастных особенностей предполагает развитие ребенка, в том числе и речевое. Следовательно, грамотное создание предметно-развивающей среды для детей с общим недоразвитием речи является важным вектором в коммуникативном общении этой категории детей.

Для детей старшего дошкольного возраста в самый пик взросления необходимо учитывать, что предметно-пространственная, развивающая среда должна не только быть направлена на развитие высших психических функций, способствуя дальнейшему развитию, изменяясь вместе с детскими интересами, но и должна ориентироваться на «зону ближайшего развития».

Включение в коррекционно-развивающую деятельность предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича для использования на занятиях по речевому развитию детей с общим недоразвитием речи является одним из новаторских решений в образовательном процессе [2].

Уникальность данного пособия «Фиолетовый лес» в том, что на разных возрастных этапах его можно использовать как сенсорную, речевую, познавательную среду, в которой дети могут играть, конструировать, обыгрывать, рассказывать, узнавать.

Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» позволяет поддерживать интерес на протяжении всего занятия, способствует развитию сенсо-моторных функций, тактильных ощущений, что обеспечивает развитие активной цепочки взаимодействия «рука-речь».

Сама подача образовательного материала выглядит для детей очень презентабельно – ковролиновая основа для жёсткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка), и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие). Игровая среда интересна, начиная от цветовой гаммы поля пособия, до зверей и персонажей в нем участвующих, более того она мобильна и многофункциональна. Переносные элементы «Фиолетового леса» крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Все съёмные элементы можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заместителей в детской игре, в качестве трафаретов в изобразительной деятельности.

Имеющиеся четыре игровые зоны, на которые поделён Фиолетовый лес: «Небо», «Лужайка», «Дорожка», «Полянка» дают возможность комбинировать игры по зонам или использовать каждую зону по отдельности, создавая новые игровые ситуации.

В своей практической деятельности многие педагоги дополняют элементами среду фиолетового леса, реализовывая основную идею Вячеслава Вадимовича Воскобовича – цветовая гамма поля-фиолетовый цвет, который является отражением творчества не только педагогов его использующим, но и детей с ним взаимодействующих.

Включение методики развивающего обучения В.В. Воскобовича, как показывают практики, позволяет у детей с общим недоразвитием речи добиться не только устойчивого внимания на занятии, но и повысить речевую активность, поддерживать интерес на протяжении всего образовательного процесса.

Виды работы с пособием «Фиолетовый лес» могут быть самые разнообразные:

  • специально организованная деятельность;
  • занятия;
  • задания на решение проблемных ситуаций;
  • придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы;
  • сочинение и пересказ, заучивание загадок, стихотворений;
  • свободная деятельность детей.

Использование предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» в развитии связной речи позволяет перейти от коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОНР к активной рече-игровой деятельности.

Кроме того, для взаимодействия педагога с детьми и поддержания сказочного сюжета можно использовать героев предметно-пространственной среды «Фиолетового леса» – это мальчик Гео, который похож на настоящего мальчика, семь гномов, пчёлка Жу-жу, ворон Метр, Паук Юк.

Использование «Фиолетового леса» с точки зрения речевого развития можно рассматривать как среду, использование которой можно:

  • для развития лексико-грамматического строя речи;
  • для развития связной речи;
  • при обучении грамоте.

Кроме того, помимо предлагаемых вариантов усложнения заданий, многие педагоги предлагают самостоятельное усложнение с обогащением среды своими наглядными материалами в этой стилистике.

В своём проекте мы также планируем дополнение новыми элементами развивающую среду Фиолетового леса, чтобы разнообразить виды проведения занятий, а также предложим серию своих вариативных занятий для создания благоприятной среды по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развивающая среда «Фиолетовый лес» даёт возможность научить детей составлять описательные рассказы по таким темам, как «Времена года», «Насекомые», «Транспорт», «Игрушки» и другие

Цель предстоящего проекта – это создание методической разработки по использованию пособия В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи, в которой найдут своё отражение и методические рекомендации для педагогов и родителей по его использованию, а также серия занятий по обучению творческому рассказыванию с использованием игрового сюжета героев в Фиолетовом лесу.

Для того, чтобы реализовать поставленную цель, была проанализирована современная и классическая психолого-педагогическая литература по теме проекта, подготовлено планирование занятий с включением дополнительного оборудования (игровых средств для поля) в развивающую среду «Фиолетовый лес», разработан чек-лист по организации занятий по речевому развитию для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Чек-лист занятия по речевому развитию отражает принципы построения занятия с учётом индивидуально-личностного и личностно-деятельностного подходов, методику коррекционно-развивающего обучения с построением занятий по спирали, с постоянным усложнением и продвижением детей в речевом развитии  вперёд. С опорой на изученный ранее речевой материал детьми, с демонстрацией полученных знаний и речевых умений, с опорой на разные виды речевых занятий (см. таблицу 1).

Таблица 1. Чек-лист занятия «Речевое развитие» с использованием ППРС «Фиолетовый лес»

 

содержание деятельности на занятии

Вид занятия

– дидактическая игра;
– беседа;
– рассказывание по сюжету и т.д.

Направленность

– развитие словаря;
– формирование грамматического строя речи;
–  развитие связной речи.

Целевые ориентиры

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Организационно-мотивационный момент

Создание игровой обучающей ситуации (ИОС): подведение к теме занятия (художественное слово, сюрпризный момент, показ наглядного материала), активизация знаний дошкольников с обозначением игровых средств в ее использовании.

Основной этап

Этап постановки проблемы

Постановка проблемного вопроса с высказыванием предположений детьми о его решении.

Этап восприятия материала

Непосредственная речевая деятельность детей (ответы, рассказ, элементы драматизации).

Этап практического решения проблемы

Лексико-грамматические игры и упражнения в соответствии с темой; дидактические игры на  игровом поле среды.

Заключительный этап- этап рефлексии

– завершение игровой обучающей ситуации;
– вопросы педагога на закрепление, ответы детей;
– оценка ситуации понимания и значения предложенного и выполненного хода решения проблемы.

 Для реализации речевых задач каждого из предлагаемых занятий предполагается создание игровой обучающей ситуации (ИОС), которая создаётся педагогом. Благодаря созданной ИОС дошкольники смогут решить значимую для них образовательно-игровую задачу, обогатить, уточнить, активизировать свой лексико-грамматический запас, диалогическую и монологическую речь  

Успешность проекта будет зависеть от системности проведения занятий с данным пособием, а также наличием интереса и воображения детей и конечно речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проявление которой возможно при умелой организации совместной образовательной деятельности педагогом с детьми.

Литература:

  1. Волобуева Ю.В. Методика развивающего обучения В.В. Воскобовича в развитии связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи. / Ю.В. Волобуева, О.Г. Жаркова, М.М. Посохова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). Казань: Молодой ученый, 2020. С. 6-8.
  2. Воскобович В.В., Вотинвой О.М., Вакуленко Л.С. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Москва: Развивающие игры Воскобовича, 2020. 178 с.
  3. Микляева Н.В., Вайнапель М.Л., Бардалим В.В. Интерактивная предметно-развивающая среда ДОО. Москва: Сфера, 2018. 128 с.
  4. Патрушева И.В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов Москва: Издательство Юрайт, 2022. Тюмень: Тюменский государственный университет. 130 с. (Высшее образование).
  5. Теория и методика игры. Учебник и практикум для СПО. 2-е издание, исправленное и дополненное. / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 265 с. (Серия: Профессиональное образование)

The use of V. Voskobovich’s manual «Purple forest» for the development of coherent speech of older preschool children with general speech underdevelopment

Kondrashova A.V.,
student of 4 course of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Rud Natalia Nikolaevna,
Lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Аnnotation. This article describes the idea of using V. Voskobovich's manual in the process of organizing work with children with general speech underdevelopment in speech development. Building work on the formation of coherent speech is proposed with the introduction of additional equipment and the development of scenarios for classes on lexical topics using V. Voskobovich's developing environment.

Keywords: V. Voskobovich's developing environment «Purple Forest», general underdevelopment of speech.

Literature:

  1. Volobueva Yu.V. The methodology of V.V. Voskobovich's educational training in the development of coherent speech of children with severe speech disorders. / Yu.V. Volobueva, O.G. Zharkova, M.M. Posokhova // Topical issues of modern pedagogy: materials of the XIII International. scientific. conf. (Kazan, June 2020). Kazan: Young Scientist, 2020. Page: 6-8.
  2. Voskobovich V.V., Votinvoy O.M., Vakulenko L.S. Developing spatial environment «Violet Forest». Moscow: Developing Games of Voskobovich, 2020. 178 pages.
  3. Miklyaeva N.V., Vainapel M.L., Bardalim V.V. Interactive subject-developing environment of the PTA. Moscow: Sphere, 2018. 128 pages.
  4. Patrusheva I.V. Psychology and pedagogy of the game: a textbook for universities Moscow: Yurit Publishing House, 2022. Tyumen: Tyumen State University. 130 pages. (Higher education).
  5. Theory and methodology of the game. Textbook and workshop for JIT. 2nd edition, revised and supplemented. / O.A. Stepanova, M.E. Weiner, N.Y. Chutko. Moscow: Yurite Publishing House, 2019. 265 pages. (Series: Vocational Education)