По итогам студенческой открытой конференции «Лига исследователей МГПУ»,
21 ноября по 25 ноября 2022 г.

Аннотация. В статье рассматривается образ Александра Невского в тик-ток пространстве. Представлены основные коммеморативные практики об Александре Невском в тик-ток пространстве в публичном дискурсе.

Ключевые слова: Александр Невский, образ, Тик-Ток, визуальный, память.

Современное медиапространство необходимо изучать по ключевым игрокам, одним из таковых на сегодняшний день является Тик-Ток. Данная социальная сеть в 2021 заняла первое место среди самых посещаемых сайтов в мире, обогнав таких медиагигантов как Google и Facebook. Это позволило занять Тик-Ток доминирующее положение среди медиа-агентов и стать ведущим поставщиком информации. Такое положение Тик-Ток объясняется тем, что в современной перцептивной системе людей идёт процесс тотальной визуализации сознания: если человек средних веков воспринимал мир преимущественно через слух, то в наше время познаёт через зрение [8, с. 287]. Именно поэтому Тик-Ток представляет из себя более новый качественный этап иллюстрации данного явления. Более того, в сравнении с традиционными социальными сетями Тик-Ток возводит визуальный компонент в доминирующие положение в отличии от других социальных сетей (Facebook и Instagram).

Здесь возможна параллель с эпохой Раннего Нового времени, когда на смену эстетике Ренессанса пришла эстетика маньеризма, которой была свойственна тотальная визуализация. Йохан Хёйзинга, изучая культуру позднего средневековья, отмечал, что человек мыслил «исключительно в зрительных представлениях» и «удовлетворение приносило только то, что было зримо» [6, с. 489]. Примечательно, что Тик-Ток воспроизводит аналогичную нашему времени ситуацию: без визуализации – нет мысли.

Мы задались целью выяснить, каким образом характерные для Тик-Ток механизмы трансформации информации сказываются на функционировании исторической памяти. Для этого был выбран образ Александра Невского, занимающего одно из ключевых мест в пантеоне русских героев. Более того Александр Невский является системообразующим элементом исторической памяти России. Заняв первое место в проекте «Имя – Россия», Александр Невский по праву может считаться центральным «местом памяти», формирующим национальную мифологию. Из-за чего его визуальные образы в Тик-Ток пространстве являются важными, так как отражают мнемонические точки народного самосознания.

Наша гипотеза состояла в том, что данный образ может активно тиражироваться в Тик-Ток-пространстве именно по той причине, что его коммеморация традиционно носила преимущественно визуальный характер. Во-первых, поскольку Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г., его почитание связано с многовековой иконографической традицией. Во-вторых, начиная с Петровской эпохи, образ Александра Невского как исторического предшественника Петра I на западном векторе внешней политики, занял ключевой положение в официальной идеологи Российской Империи. А это также способствовало целенаправленному формированию и внедрению в общественное сознание соответствующих визуальных образов. В-третьих, новый – кинематографический – этап визуализации образа Александра Невского связан с созданием легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Следует оговориться, что в значительной мере здесь сказалось уникальное качество режиссера – его умение создавать яркие, западающие в память образы: многие фрагменты из его более ранних фильмов «Броненосец Потемкин» и «Октябрь» настолько прочно вошли в коллективное сознание, что большинством принимаются за документальные кадры и неоспоримые исторические факты (это сравнимо с эффектом квазивоспоминаний – когда людям кажется, что они помнят свое раннее детство, так как знают о нем из семейных фотоальбомов).

Сравнительно недавно, 2008 г., возникла еще одна версия кинематографического образа князя – фильм «Александр. Невская битва». Он также добавил свои оттенки в визуальный образ Александра Невского, хотя по уровню мастерства его невозможно сравнивать с лентой Эйзенштейна. Скорее, здесь сработал обратный эффект: восприятию фильма способствовало то обстоятельство, что многовековым почитанием князя и его высокой визуальной узнаваемостью, в первую очередь благодаря шедевру Эйзенштейна, была подготовлена соответствующая почва.

Рядовые пользователи Тик-Ток представляют Александра Невского в образе, порожденном преимущественно советской коммеморативной практикой, а именно фильмом «Александр Невский» (1938). Примечательно, что кинокартина, созданная гением Эйзенштейна, генерирует психологический эффект квазивоспоминаний об Александре Невском. Если люди хотят представить себе такого исторического деятеля как Александр Невский, то посредником воспоминания обязательно выступает фильм 1938 гг., который сочетает в себе яркие визуальные образы и богатые «интертекстуальные переклички» [7, с. 327]. Благодаря мастерству режиссера эти визуальные образы запали в сознание и кажутся частью нашего личного опыта. Если есть потребность вспомнить Александра Невского как защитника страны, то на ум сразу приходит парафраз «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». Когда имеется необходимость представить князя как патриота, близкого с народом, сразу вспоминается пословица: «С родной земли – умри, да не сходи» и сцена княжеского суда. Ну а если нам нужно вспомнить Александра Невского как святого воина и защитника веры, то князь мыслится через иконографический образ с сопровождением молитв и цитат из жития.

Все эти образы, как верно заметил И.Г. Данилевский, имеют симптомы соединения в двух героических традициях, а именно «православной» и «геополитической» [2]. Разумеется, подобного рода тенденция наблюдается и в Тик-Ток. Во-первых, набирает популярность упомянутый ранее байопик «Александр. Невская битва», который получает известность и в Тик-Ток. В данном фильме князь одновременно представляется как борец с геополитической угрозой с западных границ, так и защитник веры. Во-вторых, тезис Игоря Николаевича подтверждается явственным соединением политического и религиозного контекста видео в канун церковных праздников (6 декабря и 12 сентября).

Подробно стоит остановиться на датах церковных праздников. Выдвинутый тезис Данилевского о соединении героических традиций верифицируем в Тик-Ток пространстве. Однако всё-таки героические традиции в большей степени продолжают существовать изолировано друг от друга, имея свои отдельные способы воспоминания через визуализацию образов. Прежде всего это отображается в том, что Александр Невский в своё 800-летие вспоминался исключительно в сакральном значении. Церковные праздники, связанные с памятью об Александре Невском (12 сентября и 6 декабря), проводились в 2021 с большей активностью по сравнению с 2020 годом. В Тик-Ток было выложено много видео с религиозным контекстом: видеоряды икон с молебном, цитатами из жития, песнопения, крестный ход, перезвоны церквей и т.д. Более того, для некоторых людей рождение князя связывалось с 6 декабря, а не с маем или июнем.

В связи с тем, что Ледовое побоище является мнемонической точкой, неким связующим звеном в процессе представления образов и воспоминаний об Александре Невском, необходимо рассмотреть, какая историческая интерпретация о данном событии пользуется в Тик-Токе набольшей популярностью.

В публичном пространстве своего рода амбассадорами отечественной медиевистки считаются – А.А. Горский и И.Н. Данилевский. Но что касается темы Ледового побоища, здесь однозначно наибольший отклик встречают взгляды Игоря Николаевича. В данном вопросе ему проигрывают даже такие авторитетные специалисты, как Д.Г. Хрусталев и В.В. Долгов.

Современную интерпретацию Ледового побоища в Тик-Ток можно описать фразой М. Блока – «дурно истолкованная история может возбудить недоверие к истории лучше понятой» [1, с. 8]. Связано это прежде всего с тем, что для публичного дискурса вообще характерен запрос на ревизионистские интерпретации. И.Н. Данилевский как раз говорит о пересмотре конвенциональной трактовки Ледового побоища. Таким образом, «немейнстримная» точка зрения Данилевского ретранслируется историками-дилетантами, при этом его научные взгляды вырываются из историографического контекста, теряется или искажается значительная часть его аргументации, откровенно перевираются данные источников. Вследствие чего выводы Данилевского в переложении его интерпретаторов превращаются в пародию на научный дискурс, но с претензией на истину в последней инстанции, с отсылкой к авторитету профессионального историка.

Медиа-агентом, производящим такую «дурно истолкованную историю» в Тик-Ток пространстве, является видеоблогер Александр Шарифов. Автор прямо утверждает, что «Ледовое побоище – один из величайших русских национальных мифов, высосанных из пальца». Блогер проявляет откровенный дилетантизм, указывая на то, что данные о Ледовом побоище можно почерпнуть из двух источников, хотя Данилевский говорит о пяти.

В риторике блогера проявляется то, что историк 30-х годов Сергей Николаевич Чернов, полемизируя с Борисом Дмитриевичем Грековым, назвал потребительским отношением к источнику: когда из него историком берутся только отдельные известия без общего анализа источника [4, с. 123]. Говоря о численности сторон, автор не берёт в расчёт того, что названные в Рифмованной ливонской хронике потери – 20 братьев – относятся не к общему числу погибших и пленных, а лишь к командному составу. Не понимая, откуда Данилевский взял эту цифру, Штефанов делает вывод о крайней незначительности потерь. При этом он также упускает высказанную Данилевским мысль о том, что даже такие жертвы были значимыми для Ордена, поскольку общая численность командного состава двух орденов – Тевтонского и Ливонского (меченосцев) по подсчетам Джона Феннела вряд ли превышала сотню [5, с. 100]. Более того, игнорируются данные из Первой Новгородской Летописи старшего извода, в которой говорится: «паде Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ».

К тому же Ледовое побоище вырывается из политического контекста эпохи и представляется как событие, которому ничего не предшествовало и ничего не следовало. Видеоблогер не рассматривает специфику Прибалтийского региона, который в XIII веке представлял из себя сложную систему сдержек и противовесов. Упоминая лишь Битву при Сауле, блогер не говорит о важном предшествующем событии: битве при Эмбахе в 1234 г., которая, по сути, также была «ледовым побоищем» (именно в ней, а не на Чудском озере, немецкие рыцари, как сообщает летопись, «обломишася», т.е. провалились под лед). Причём автор не знает, что в битве при Сауле участвовали и русские войска в лице псковских дружин, сражавшихся на стороне меченосцев.

Помимо фактических ошибок присутствуют и географические. Когда речь заходит о подчинении Алесандром Невским Новгорода власти Орды, он называет его Северо-Восточным регионом. Также блогер не до конца понимает причины восстания в Новгороде, не осознает, что бунтовали ни столько против переписи населения для налогообложения, сколько против нарушения библейской заповеди, запрещающей брать число.

Необходимо сказать, что на сегодняшний день образ Александра Невского имеет достаточно амбивалентный характер, представляя из себя разные варианты воспоминаний и представлений, которые имеют свойство соединяться, но при этом не находят единую конвенциональную форму. Более того, следствием необоснованного с научной точки зрения радикального пересмотра традиционной трактовки образа Александра Невского может породить новые, противоречащие науке мифологемы, о чем сегодня предупреждает Вадим Дологов [3, с. 215]. Это должно стать важным напоминанием для историков об их ответственности – не только профессиональной, но и социальной, о высокой цене слова ученого.

 Литература:

  1. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1973. 230 с.
  2. Данилевский И.Н. Ледовое побоище: смена образа. // Отечественные записки. 2004. №5. С. 28-40.
  3. Долгов В.В. Феномен Александра Невского. М: Центрполиграф, 2020. 222 с.
  4. Лурье Я.С. Критика источника и вероятность известия. // Культура Киевской Руси. М.: 1966. С. 121-126.
  5. Феннел Д. Кризис средневековой Руси. М.: Ломоносовъ, 2020. 240 с.
  6. Хёйзинга Й. Осень средневековья. СПБ: Ивана Лимбаха, 2011. 768 с.
  7. Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 592 с.
  8. Шкуратов В.А. Историческая психология. 3 изд. М.: Кредо, 2015. 244 с.

Alexander Nevsky's image in the tick-tock space

Rotov D.A.,
student of 4 course of the Southern Federal University, Rostov-on-Don

Research supervisor:
Korenevsky Andrey Vitalievich,
Associate Professor of the Department of National History of the Middle Ages and Modern Times of the Institute of History and International Relations of the Southern Federal University, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.

Аnnotation. In the article Alexander Nevskiy's image in the tick-tock space is considered. The main commemorative practices about Alexander Nevsky in tick-tock space in public discourse are presented.
Keywords: Alexander Nevsky, image, tick-tock, visual, memory.

Literature:

  1. Bloch M. The Apology of History. Moscow: Nauka, 1973. 230 pages.
  2. Danilevsky I.N. Ice Battle: change of image. // Otechestvennye zapiski. 2004. №5. Page: 28-40.
  3. Dolgov V.V. Phenomenon of Alexander Nevskiy. Moscow: Tsentrpoligraf, 2020. 222 pages.
  4. Fennel D. The Crisis of Medieval Rus'. Moscow: Lomonosov, 2020. 240 pages.
  5. Hoeisinga J. The Autumn of the Middle Ages. SPB: Ivan Limbach, 2011. 768 pages.
  6. Lurie J.S. Criticism of a source and probability of a story. // Culture of Kievan Rus'. Moscow: Page: 121-126.
  7. Shenk F.B. Alexander Nevskiy in Russian cultural memory. Moscow: New Literary Review, 2007. 592 pages.
  8. Shkuratov V.A. Historical Psychology. 3 ed. Moscow: Credo, 2015. 244 pages.