Аннотация. Проблемы адаптации студентов-первокурсников к новой учебной среде представляет интерес психолого-педагогической науке, как в теоретическом, так и практическом аспекте, в связи с этим в работе осмыслены и описаны вопросы предметного содержания дефиниции адаптация. Рассмотрены трудности адаптационного процесса и сформулированы возможные пути решения и минимизации детерминирующих факторов успешной адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде.

Ключевые слова: адаптация, виды адаптации, адаптация студентов-первокурсников.

Современные быстроменяющиеся информационные, политические, экономические тенденции, а также масштаб событийности информации на единицу времени как во всем мире, так и в нашем государстве, изменяют ориентиры и парадигмы к высшему образованию. Трансформируются требования рынка труда, возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах во всех сферах общественной жизни России. В связи с этим перед вузами страны возникает необходимость подготовки высококвалифицированных, креативно мыслящих, умеющих легко интегрироваться к постоянно меняющейся обстановке и принимающих не стандартные решения специалистов.

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время прослеживается недостаточный уровень готовности студентов первокурсников к осмыслению и переработке всего объема программ высшего образования. В некоторых случаях, для немалого количества студентов-первокурсников характерен «репродуктивный уровень познавательной деятельности, слабое владение обще-учебными умениями, недостаточная мотивация к познанию и избранной профессии» [8], что, в свою очередь, является в некоторых случаях одним из триггеров ситуации фрустрации и когнитивного диссонанса у студентов-первокурсников.

Проведённый анализ изучаемой проблемы свидетельствует о существовании определенного ряда довольно глубоких исследовании в отечественной психолого-педагогической науке, посвященной в той или иной степени к вопросам адаптации студентов первого года обучения к вузовской образовательной среде, в частности исследования: Вальтеран Е.В., Виноградовой А.А., Дубовицкой Т.Д., Каравановой Л.Ж., Крыловой А.В., Маклакова А.Г., Собкина В.С., Смирнова С.Д., Столяренко Л.Д., Троцука И.В., Якунина В.А. и др. Здесь также следует отметить, что большинство высших учебных заведений страны предпринимают серьезные меры, направленные на максимально полную адаптацию и интеграцию студентов первокурсников к условиям учебного учреждения. Однако указанная цель еще далека от завершения, а поиск эффективных практик остается актуальной задачей.

Как показывает практика, причина сложности адаптации студентов-первокурсников обусловлена в значительной степени качественными, а также количественными различиями между образовательными процессами школы и вуза. Объем усваиваемых знаний и интенсивность умственной работы разнится (конечно же, в вузе больше), вместе с тем имеется крайне неравномерная нагрузка (в том числе разница между уроком и «парой»), особенно это проявляется в период сессий. Кроме этого, кратно увеличивается круг изучаемых предметов, появляются профилирующие предметы, изменяется почти весь учебный процесс, также меняются и формы контроля, изменяется характер взаимоотношений обучающего и обучаемого. И для «вчерашнего школьника» уже с первых дней обучения в вузе возникает необходимость интегрироваться и как-то приспосабливаться к новым требованиям, предъявляемым вузом, к новым условиям обучения и новой социальной среде. Вместе с тем, первокурсники допускают ряд стереотипных ошибок, заблуждений таких как: «к экзамену можно подготовиться за одну ночь», «совмещать учебу и увлечения легко», «можно работать и учиться» и т.п. Другим фактором актуализирующим исследуемую проблему является возникшая необходимость перехода на дистанционное обучение с 2020 по начало 2022 года и появившиеся вместе с этим сложности адаптации к новым условиям обучения (об этом мы более подробно описывали в работе «Теоретические основы дистанционного обучения иностранным языкам») [2].

Указанные аспекты, в большинстве случаев являются детерминантами академической задолженности, пропусков занятий, неуспеваемостью, нарушением условии контракта, которые в свою очередь являются самыми распространенными и часто встречающимися причинами отчисления студентов первокурсников. Вместе с тем, по нашему мнению, адаптация проходит успешно у тех студентов-первокурсников, у кого выбор вуза и соответственно будущей профессии, осознан.

Таким образом, «адаптация студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающего в себя комплекс как субъективных (зависящих главным образом от самих студентов), так и объективных (в большей степени зависящих от внешних обстоятельств) факторов, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе» [5, с. 26]. Адаптационные возможности студентов-первокурсников как один из основных и важных личностных качеств, являются предметом исследования большинства гуманитарных, а также медико-биологических наук. Однако по сегодняшний день общепринятого, устоявшегося, определения «адаптации» нет. В этой связи отметим, что чаще всего в академической среде под этим понимают личностную или социальную адаптацию.

Этимология слова «адаптация» происходит от средневекового лат. adaptatio – приспособление [9]. По нашему мнению, в определении понятия «адаптация» заслуживает внимания точка зрения Маклакова А.Г., который сформулировал концепцию личностно-адаптационного потенциала, а так же разработал совместно с Черемякиным С.В. многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», где «адаптация» интерпретируется не только как процесс, но и как свойство любой живой саморегулируемой системы, способное приспосабливаться к изменяющимся условиям среды [7].

В научных трудах Дубовицкой Т.Д. и А.В. Крылова рассматривается понятие «адаптированность» (некоторые авторы рассматривают его как синоним адаптации), которая отражает результативную сторону процесса адаптации [3]. Кроме этого, выделяется профессиональная и социально-психологическая адаптация. Здесь можно отметить аналогию с точкой зрения Столяренко Л.Д., которая квалифицирует социальную  адаптацию и акцентирует внимание на следующих ее видах, в частности: «профессиональная адаптация» подразумевает приспособление к содержанию, условиям и характеру учебной среды и «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособление индивидов к группе и взаимоотношениям [11].

Согласно мнению Виноградовой А.А. «адаптация» к учебной среде вуза включает следующие виды:

  • «биологический вид», подразумевает новый режим (по времени, в том числе к условиям обучения и проживания);
  • «психологический вид» (появление и удовлетворение новых потребностей, форм поведения);
  • «профессиональный вид» (т.е. к новому содержанию, методике и организации обучения);
  • «социальный вид» (к учебной группе, профессорско-преподавательскому составу) [1].

Не менее интересна интерпретация В.В. Игнатовой по особенностям и понятию «социальной адаптации». Здесь рассматривается «активное приспособление личности к тем изменениям, которые происходят в социальной среде. Оно подразумевает, что индивид сам понимает о необходимости изменений в отношениях. Тем самым начинается формирование иных способов поведения, направленных на гармонизацию отношений с окружающими» [4].

На основании изученных материалов отметим, что в отечественной литературе «адаптация» рассматривается как многоуровневый, динамичный процесс, имеющий свою структуру, последовательность и особенности протекания, связанный с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые социальные роли [12]. Зарубежные же исследования до 1940-х в основном акцентировались на изучении проблем адаптации мигрантов к другим условиям жизни в новой для них стране. В 1960 К. Оберг ввел понятие «культурного шока», так он описывал состояние человека в чужой культурной среде. Постепенно изучение адаптации приобрело практический вектор, направленный на минимизацию «культурного шока» и помощи в принятии новой культуры. Так же следует отметить, что многие исследователи феномена «адаптации», полагают, что в научный оборот термин «адаптация» в 1865 году введен немецким физиологом Германом Аубертом (приспособление (адаптация) глаза к темноте после яркого света).

После того как мы рассмотрели понятие «адаптация», попробуем разобраться более подробно с проблемными вопросами и видами адаптации. Для начала отметим, что большинство исследователей изучаемого вопроса рассматривают три основных вида адаптации студентов первого года обучения к условиям образовательной среды:

  • «формальная/бытовая» адаптация (личностные качества, подразумевающие возможности приспособления/приспосабливание студентов первокурсников к новым условиям быта;
  • «социальная» адаптация (имеются в виду процессы интеграции в студенческом окружении);
  • «дидактическая» адаптация (это вопросы, касающиеся именно новых форм и методов обучения).

Несмотря на разграничения в научных исследованиях проблемных вопросов адаптации студентов-первокурсников, следует отметить, что они очень тесно взаимосвязаны. Так, например, наличие бытовых проблем у студента-первокурсника может являться причиной дидактических трудностей. А коммуникативные проблемы и проблемы в межличностных отношениях могут являться причиной бытовой адаптации.

В качестве критериев «адаптированности» студентов первокурсников к учебной среде и непосредственно к учебному процессу в вузе мы использовали: субъективное восприятие многосложности вузовского учебного процесса, собственное восприятие учебных успехов (самооценка), присущие вузу трудности обучения. Опросы (анкетирование, интервьюирование и беседы) нами проводилось в начале 2022/2023 учебного года (сентябрь-декабрь) в Институте иностранных языков РУДН, в опросе приняло участие 137 респондентов.

Как показало изучение результатов полученных данных, наиболее проблемными видами адаптации является «дидактическая адаптация», так считают большинство – 43% опрошенных, по мнению 18% опрошенных возникли трудности с бытовой адаптацией и 12,5% опрошенных отметили сложности с социальной адаптацией. Здесь прослеживается очевидность несформированности указанных видов адаптации у студентов-первокурсников (см. рисунок 1).

Рис. 1. Результаты опроса студентов-первокурсников об адаптации в университете

На вопрос об осознанности мотива выбора вуза подавляющее большинство – 75% ответили, что вуз выбирали осознано (менее одного процента ответили, «по совету родителей» и др.). Важно отметить, что ни для кого из опрошенных респондентов не был важен «низкий или высокий конкурс» (т.е. 0%.), другими слова опрошенные студенты отметили в первую очередь выбор будущей профессии.

Рис. 2. Результаты опроса студентов-первокурсников о мотивах выбора вуза

На следующий вытекающий вопрос «Если бы была возможность вновь поступать, Вы выбрали бы этот же вуз?», ответы респондентов распределились следующим образом: утвердительно ответили 71,9% опрошенных, нет – 9,4%, не знаю – 18,8%. Следует отметить, что ответы на два вышеуказанных вопроса коррелируются и в некотором роде подтверждают нашу гипотезу о том, что осознанный выбор вуза является одним из факторов успешной адаптаций студентов первого курса к образовательной среде.

Вызывающим настороженность по результатам анкетирования является неспособность большого процента студентов-первокурсников воспринимать лекционные материалы (15,6%) и навык конспектирования учебных материалов (18,8%). Кроме этого, не все опрошенные респонденты обладают умением обобщать учебные материалы и давать аналитическую оценку проблемного вопроса (40,6%), а 21,9% испытывают трудности с участием в круглых столах. Вызвало интерес, что 50% опрошенных студентов-первокурсников испытывают трудности выступления перед аудиторией.

Вместе с тем на вопрос, «По Вашему мнению, Вы уже адаптировались к новой учебной среде?» большинство опрошенных респондентов считает, что полностью (59,4%) либо частично (31,3%) адаптировались. Также в результате исследования было установлено следующее соотношение студентов-первокурсников, в частности: возраст – 87,5% до19 лет, 12,5% от 19 до 24 лет и ни одного старше 25 лет. Как мы можем видеть, студенты-первокурсники в большинстве своем, вчерашние школьники.

Обобщая вышеизложенное, мы сформулировали следующие выводы и предложения:

  • необходимо продолжить дальнейшее изучение и совершенствование теории и методологии, а также возможности повышения адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде;
  • проблематику адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде следует рассматривать как педагогическую (разработать и внедрить спецкурс, посвященный адаптации, нацеленный на формирование у студентов профессиональных компетенций, а также систему ценностей и развитие личности в целом);
  • систематизировать работу тьюторов, в должностных инструкциях которых прописаны вопросы, касающиеся адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде (по мнению студентов, тьютор «условно» больше чиновник вуза, чем человек, к которому можно обратиться с проблемным вопросом). Именно от успешной работы тьютора, по нашему мнению, во многом зависит успешная адаптация студента-первокурсника (привыкшего со всеми вопросами обращаться к классному руководителю);
  • разработать совместно с информационным центром «гайд-первокурсника» в котором разместить 10 кратких пунктов (подробно рассмотрев наиболее проблемные аспекты, выявленные по результатам опросов), направленных на эффективную адаптацию первокурсников. Принимая во внимание, что большинство из опрошенных нами студентов (63%) не пользуются «Путеводителем» ввиду его громоздкости (141 стр.), считаем целесообразным (по отзывам студентов) формат видеоролика 1-2 минуты и его размещения в группах в «Контакт» и «Телеграмм». Соответствующую информацию необходимо размещать вместе с приказом о зачислении (пересылая на e-mail), чтобы у первокурсников до начала обучения было сформировано некоторое виртуальное представление об особенностях обучения в вузе, и был сформирован некоторый алгоритм необходимых для эффективной адаптации действий;
  • рассмотреть (на заседании ученого совета университета) возможность и целесообразность проведения лонгитюдного исследования, посвященного указанной проблематике (с привлечением ведущих вузов страны). На сегодняшний день, единственное масштабное лонгитюдное исследование посвящённое адаптации, развитию, росту и ожиданиям студентов-первокурсников проведено в ВШЭ (проект «Траектории и опыт студентов университетов России» [6]). Здесь следует отметить позицию старшего научного сотрудника НИУ ВШЭ И. Чирикова (непосредственно занимающегося исследуемой проблемой): «…нужно понимать, с какими проблемами сталкиваются студенты в разных университетах и как эти проблемы решаются. Вузы конкурируют друг с другом, но специфика образовательного рынка такова, что обмен информацией идет всем только на пользу: руководство университетов начинает принимать решения не на основе интуиции и личных мнений, а на основе сравнительных данных» [10].

Литература:

  1. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе. // Образование и наука. 2008. №3(51). С. 37-48.
  2. Джантеев Р.Т. Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам. // Молодой ученый. 2020. №22(312). С. 520-523 (дата обращения: 05.12.2022).
  3. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. // Психолого-педагогические исследования psyedu.ru. 2010. Том 2. №2 (дата обращения: 05.10.2022).
  4. Ковчина Н.В., Игнатова В.В. Междисциплинарный анализ феномена «Социальное взаимодействие». // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. №3 (дата обращения 13.12.2022).
  5. Куницкая О.С. К вопросу о педагогической поддержке академической адаптации студентов младших курсов. // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества: материалы XV Межд. науч.-практ. конф. Минск: ЧУО «Институт современных знаний А.М. Широкова», 2012. С. 26-27.
  6. Лонгитюдное исследование «Траектории и опыт студентов университетов России» (дата обращения 13.12.2022).
  7. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал, 2001, том 22, №1. C. 16-24
  8. Собкин B.C., Ткаченко О.В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Труды по социологии образования, т. XI-XII. вып. XXI. М.: Центр социологии образования РАО, 2007. 200 с.
  9. Современный толковый словарь, БСЭ. (дата обращения: 05.12.2022).
  10. Старцев Б.Ю. В России стартует исследование студентов ведущих вузов (дата обращения: 13.12.2022).
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 672 с.
  12. Щуревич Г.А., Зинковский А.В., Пономарев Н.И. Адаптация молодежи к высшей школе: монография. СПб.: ВИФК, 1994. 227 с.

Adapting Freshman Students to an Educational Environment

Dzhanteev R.T.,
undergraduate of 1 course of the RUDN University, Moscow

Аnnotation. The problems of adaptation of first-year students to a new learning environment are of interest to psychological and pedagogical science, both in theoretical and practical aspects, in this regard, the work comprehends and describes the issues of the subject content of the definition of adaptation. The difficulties of the adaptation process are considered and possible ways of solving and minimizing the determining factors of successful adaptation of first-year students to the educational environment are formulated.
Keywords: adaptation, types of adaptation, adaptation of first-year students.

Literature:

  1. Vinogradova A.A. Adaptation of junior students to study at the university. // Education and science. 2008. №3(51). Page: 37-48.
  2. Dzhanteev R.T. Theoretical foundations of distance learning of adults in foreign languages. // Young scientist. 2020. №22(312). Page: 520-523 (date of the address: 05.12.2022).
  3. Dubovitskaya T.D., Krylova A.V. Methodology for studying the adaptability of students at the university. // Psychological and pedagogical research psyedu.ru. 2010. Volume 2. №2 (date of the address: 05.10.2022).
  4. Kovchina N.V., Ignatova V.V. Interdisciplinary analysis of the phenomenon «Social interaction». // Scientific review. Pedagogical sciences. 2014. №3 (date of the address: 13.12.2022).
  5. Kunitskaya O.S. On the issue of pedagogical support for the academic adaptation of junior students. // Science and education in the context of the socio-economic transformation of society: materials of the XV International Scientific and Practical Conference. Minsk: «Institute of Modern Knowledge A.M. Shirokova», 2012. Page: 26-27.
  6. Longitudinal study «Trajectories and experience of university students in Russia» (date of the address:l 13.12.2022).
  7. Maklakov A.G. Personal adaptation potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions. // Psychological Journal, 2001, volume 22, №1. Page: 16-24
  8. Sobkin B.C., Tkachenko O.V. Student of pedagogical university: life and professional prospects. Works on the sociology of education, vols. XI-XII. Issue XXI. Moscow: Center for Sociology of Education, RAO, 2007. 200 pages.
  9. Modern Explanatory Dictionary, Great Soviet Encyclopedia (date of the address: 05.12.2022).
  10. Startsev B.Yu. A study of students of leading universities starts in Russia (date of the address: 13.12.2022).
  11. Stolyarenko L.D. Fundamentals of psychology. Edition three, revised and supplemented. Series «Textbooks, tutorials». Rostov-on-Don: «Phoenix», 2000. 672 pages.
  12. Shchurevich G.A., Zinkovsky A.V., Ponomarev N.I. Adaptation of youth to higher education: monograph. St. Petersburg: VIFK, 1994. 227 pages.