Аннотация. В статье анализируется мотив «счастья», реализуемый через главные женские образы Марми, Мег и Джо Марч в романе Л.М. Олкотт «Маленькие женщины». Также в статье проводится параллель между аспектами женского счастья и классической концепцией «американской мечты» для выявления её применимости для женских персонажей в контексте середины XIX века.

Ключевые слова: женские образы, «американская мечта», мотив «счастья», «Маленькие женщины».

Центральная линия сюжета в данном произведении представляет собой попытки главных женских персонажей справиться с трудностями жизни и найти своё счастье. Стоит отметить, что во многих классических произведениях литературы женское счастье изображается через призму восприятия мужскими персонажами и, как правило, очень шаблонно. Со счастьем в США связана всем знакомая концепция «американской мечты». «Американская мечта» (The American dream) – это национальный идеал США, который связан с верой в демократические права, свободу и равенство и в возможность счастья, процветания и успеха для всех, кто приложит достаточно усилий и труда, через восходящую социальную мобильность. Пути достижения благополучия всегда волновали американцев. Например, в «Альманахе Бедного Ричарда» Б. Франклин «делает акцент на успешности конкретного индивидуума» [3, с. 8] и важной роли труда для достижения успеха. «Американская мечта» доступна настоящим американцам – людям, создающим себя самостоятельно (self-made man), что подтверждается популярностью в Америке так называемых историй успеха (success stories) [6, с. 379]. Данная идея схожим образом отражена ранее в одном из самых главных документов в американской истории – Декларации о независимости США (Declaration of Independence, 1776): «We hold these truths to be self-evident, that all men are created equal, that they are endowed by their Creator with certain unalienable Rights, that among these are Life, Liberty and the pursuit of Happiness» [7]. Согласно ему, люди изначально созданы равными, и у каждого есть право на жизнь, свободу и поиск счастья, своей «американской мечты». Одной из задач статьи является определить актуальность данной модели для женщин середины XIX века.

Луиза Мэй Олкотт (Louisa May Alcott) – американская писательница, прославившаяся изданным в 1868 г. романом «Маленькие женщины» (Little women), который был основан на воспоминаниях о её взрослении в обществе трех сестер. В книге 5 основных женских персонажей – Маргарет (Margaret), Джозефина (Josephine), Элизабет (Elizabeth) и Эми (Amy) и их мать – Марми Марч (Marmee March). Мы сфокусируемся на образах Марми, Джо и Мег Марч, потому что их модели счастья наиболее ярко раскрываются в анализируемой книге. Бет и Эми по сюжету являются самыми младшими в семье, поэтому их образы более полно прорисованы во второй части «Хорошие жены» («Good wives», 1869).

Одной из определяющих фигур в жизни девочек является их мама, Марми Марч. Она изображается как открытая, мудрая, добрая, честная женщина, хотя порой и строгая. Для дочерей она является авторитетом и примером для подражания, наставницей. Так, например, в главе «Рождество», Марми предложила помочь бедной женщине с шестью голодающими детьми, живущей в неотапливаемом помещении без окон, пожертвовав свои старые вещи, свой завтрак и одеяла. На просьбу матери голодная семья сначала отреагировала молчанием, однако затем они поддержали её: «They were all unusually hungry, having waited nearly an hour, and for a minute no one spoke, only a minute, for Jo exclaimed impetuously, «I'm so glad you came before we began!» [4, с. 30]. После утренней благотворительности все четыре сестры чувствовали прилив энергии и хорошее настроение, так как спасли семью Хуммелей (the Hummels) от голода: «And when they went away, leaving comfort behind, I think there were not in all the city four merrier people than the hungry little girls who gave away their breakfasts and contented themselves with bread and milk on Christmas morning» [4, с. 31]. В этом примере их мать пытается привить им доброту, умение сочувствовать и сопереживать, а также учит быть полезными обществу.

Также Марми принимает активное участие в жизни дочерей: занимается их воспитанием, является надежным тылом в стрессовых ситуациях и «крепким плечом» в моменты слабости. Луиза Мэй Олкотт наделила Марми Марч представлениями и мыслями своей собственной матери, помогающей всем нуждающимся и поддерживающей идеи о христианском гуманизме. Ключевой деталью образа матери в романе являются нравственные поучения, адресованные самой Олкотт и ставшие жизненным напутствием для главных героинь в сложные моменты жизни: «Не теряй надежду и будь всегда занята делом» (Hope, and Keep busy), «Возлюби свой долг, и станешь счастливой» (Love your duty and you will be happy) [5], то есть трудолюбие и традиционные ценности, которым учила Эбигейл Олкотт свою дочь, стали фундаментом для построения образа Марми Марч. Однако при этом стоит отметить её стратегию воспитания: Марми никогда не повышает голоса на дочерей, не ругает их, а наоборот, проводит воспитательные беседы, выслушивает их точку зрению: «They always looked back before turning the corner, for their mother was always at the window to nod and smile and wave her hand to them» [4, с. 63]. В её образе сочетаются компетентность, сдержанность, опытность и искренний интерес к жизни дочерей. Марми делают счастливой замужество, материнство и возможность быть добродетельной и помогать своим близким и обществу, в котором она живёт.

Одна из старших сестёр Маргарет Марч, или Мег (Meg) всегда послушна и скромна. Ей шестнадцать, девушка красива собой, романтична и воспитана: «Margaret, the eldest of the four, was sixteen, and very pretty, being plump and fair, with large eyes, plenty of soft brown hair, a sweet mouth, and white hands, of which she was rather vain» [4, с. 13]. Неслучайно при описании Мег писательница упоминает белизну рук, которой очень гордилась девушка. В Америке ещё начиная с колониального периода «трудолюбие (industry) почиталось в общинах и было крайне необходимым качеством при строительстве нового общества, основанного на идеях свободы (freedom) и равенства (equality)» [2, с. 9], однако в то время дамы из светского общества не занимались тяжелой работой и не вели быта, именно поэтому их кожа всегда оставалась чистой и нежной. Автор строит описание на контрасте между дамами из светского общества и Мег из простой семьи. Белый цвет всегда ассоциировался с чем-то высоким, божественным, невинным и аристократичным, поэтому работящая и хозяйственная Мег была горда белизной рук, что никакой труд не испортил её красоты.

Счастье для Мег – нечто материальное. Ей необходима светская жизнь. Во-первых, проблема обеспеченности семьи то и дело появляется отголосками прошлого на протяжении всего романа, так как это было частью рутины и обыденности героини, а сейчас, взрослея, она острее ощущает разницу финансового положения ее семьи и семей ее подруг. Во-вторых, сама Мег расценивает роскошь, как инструмент, позволяющий утвердиться в обществе, найти партнёра и полезные знакомства. Наконец, это доставляет ей эстетическое удовольствие. Например, эпизод, описывающий её каникулы с семьей Моффатов, это подтверждает. Она завидовала своей подруге Энни Моффат (Annie Moffat) и её нарядам: «The more she saw of Annie Moffat's pretty things, the more she envied her and sighed to be rich» [4, с. 143]. На один из вечеров Мег подобрали наряд – голубое платье с глубоким декольте и корсетом, дали лучшие украшения, завили волосы и напудрили лицо и шею, от своего отражения в зеркале она не могла оторвать глаз: «Meg blushed at herself in the mirror <...> As Meg went rustling after, with her long skirts trailing, her earrings tinkling, her curls waving, and her heart beating, she felt as if her fun had really begun at last, for the mirror had plainly told her that she was 'a little beauty'» [4, с. 152]. Любая одежда подчеркивала красоту Мег, но лишь дорогая красивая одежда позволяла ей чувствовать себя наравне с дамами из высшего общества. Желание финансовой свободы – это ещё один из основополагающих аспектов «американской мечты».

Второй по старшинству из сестер является Джозефина Марч, или Джо. Она на год младше Мег и является полной ее противоположностью: Джо не любит балы, а светские беседы ей скучны. Её, наоборот, увлекает мужская компания, она пародирует мужское поведение, так как находит в этом свободу: на мужчин не накладывалось столько запретов и правил, они могли свободно самореализовываться и выбирать свой путь, в то время как женщинам необходимо было подчиняться законам общества. Ещё в XVII веке Р. Уильямс и С. Сьюолл писали о том, что «свобода является безусловно значимой категорией для создаваемого нового общества на заокеанских землях» [1, с. 15]. В частности, Сьюолл полагал, что «свобода в самом широком смысле слова должна быть присуща всем гражданам идеального общества» [1, с. 15], каким он видел будущую Америку. Однако к гражданам в то время причисляли далеко не всех людей, в частности это касалось женщин, которые, например, получили право голосовать только в 1920 году.

В описании внешности Джо можно увидеть сочетание и мужских, и женских черт: «Fifteen-year-old Jo was very tall, thin, and brown, and reminded one of a colt, for she never seemed to know what to do with her long limbs, which were very much in her way. Round shoulders had Jo, big hands and feet, a flyaway look to her clothes, and the uncomfortable appearance of a girl who was rapidly shooting up into a woman and didn't like it» [4, с. 13]. Героиня взрослеет и стремительно превращается из девочки в девушку, её тело приобретает взрослые пропорции и очертания, а пока это происходит, Джо не может смириться со своими длинными конечностями, которые мешают ей при играх. Так автор изображает нежелание Джозефины взрослеть. Взросление для девушки того периода времени подразумевает под собой ведение светской жизни, следование этикету и правилам. Следовательно, нужно забыть про удобную мальчишескую одежду и развлечения, следовать социальным стереотипам о женщинах и стать леди.

Дружбу с соседским мальчиком Лорри (Lorry), жившем в доме напротив, можно расценивать как отдушину, когда Джо могла проводить время так, как хочется именно ей, ни о чем не задумываясь. Из этого мы понимаем первый аспект счастья Джозефины Марч – стремление к свободе и равенству в обществе, которые нужны для достижения её «американской мечты». Она не следует стереотипам, а пытается быть самой собой.

Джо, как и сама Луиза Мэй Олкотт, с которой списан образ героини, увлекается литературой: она любит не только читать книги, но и писать их – у нее был сборник сказок, который она хотела издать по возвращении отца с войны. Таким образом, ещё один из ее аспектов счастья – самореализация через литературу, возможно, в будущем признание ее как автора, что в тот период времени было очень сложно достичь. Ограниченность возможностей в развитии карьеры играет большую роль в становлении личности девушки, так как равенство на карьерном пути между женщинами и мужчинами отсутствует. «Американской мечтой» Джо было достижение равенства во всех сферах жизни: от выбора одежды до карьерного роста.

Таким образом, можно увидеть, что автор романа «Маленькие женщины» представляет несколько видов счастья. Счастье, заключающееся в высоком социальном статусе, финансовой свободе и благополучии, было представлено через образ Мег, а в образе Джо счастье синонимично со свободой и самореализацией, которая возможна для неё только через частичную идентификацию с мужчиной. Если образы девушек демонстрировали аспекты счастья под сильным влиянием концепции «американской мечты», которые будут близки их ровесницам, то мать девочек отражает счастье для взрослой женщины – семейный очаг, радость быть матерью и замужней дамой, что одобрялось обществом того времени. Л.М. Олкотт создала образы, отражающие возможные модели достижения счастья для женщины в американском обществе XIX века.

Литература:

  1. Баранова К.М., Афанасьева О.В. Образ Нового Адама в американской колониальной литературе XVII века. // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2014. №3(15). С. 8-17.
  2. Баранова К.М. Ведущие лейтмотивы ранней американской словесности и их влияние на современную литературу. // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011. №1(7). С. 8-13.
  3. Баранова К.М. Стилизация в тексте «Альманаха Бедного Ричарда» Б. Франклина. // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2013. №1(11). С. 8-13.
  4. Alcott L.M. Little Women. // Серия: Билингва Москва: Эксмо-Пресс. 2022. 608 с.
  5. McFall G. How Louisa May Alcott’s Mother Encouraged Her Early Writing (дата обращения: 16.01.2022).
  6. Paul H. The Myths That Made America: An Introduction to American Studies. Transkript Verlag. American Culture Studies, 2014 (дата обращения: 16.01.2022)
  7. The Declaration of Independence of the United States of America. // Project Gutenberg (дата обращения: 09.11.2022).

Realization of the «happiness» motif through female images in the novel «Little Women» by Louise May Olcott

Khusainova V.R.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Nefedova Olga Igorevna,
Associate Professor of the Department of English Philology at the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University. Candidate of Philology

Annotation. The article analyzes the motive of «happiness» realized through the main female images of Marmie, Meg and Jo March in the novel «Little Women» by L. M. Olcott. The article also draws a parallel between the aspects of women's happiness and the classical concept of the «American dream» to identify its applicability for female characters in the context of the mid-XIX century.
Keywords: female images, «The American Dream», the motif of «happiness», «Little Women».

Literature:

  1. Baranova K.M., Afanasieva O.V. The image of the New Adam in the American colonial literature of the XVII century. // Bulletin of Moscow State University. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2014. №3(15). Page: 8-17.
  2. Baranova K.M. The leading leitmotivs of early American literature and their influence on modern literature. // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2011. №1(7). Page: 8-13.
  3. Baranova K.M. Stylization in the text of «Poor Richard's Almanac» by B. Franklin. // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2013. №1(11). Page: 8-13.
  4. Alcott L.M. Little Women. // Series: Bilingual Bestseller. Moscow: Eksmo-Press. 2022. 608 pages.
  5. McFall G. How Louisa May Alcott’s Mother Encouraged Her Early Writing. 2018 (date of the address: 16.01.2022).
  6. Paul H. The Myths That Made America: An Introduction to American Studies. Transkript Verlag. American Culture Studies, 2014 (date of the address: 16.01.2022).
  7. The Declaration of Independence of the United States of America // Project Gutenberg (date of the address: 09.11.2022).