Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования цифровых технологий для повышения эффективности организации самостоятельной работы обучающихся, а также проблема актуальности создания интерактивных заданий с использованием инструментов цифровизации в процессе обучения иностранному языку. Представлены примеры упражнений, разработанных с использованием современных инструментов цифровизации и направленных на развитие самостоятельной работы и лексико-грамматических навыков обучающихся.

Ключевые слова: самостоятельная работа, иностранный язык, интерактивный образовательный процесс, цифровизация

Современный мир характеризуется высокими темпами изменений техники и технологий, и, как следствие, очень коротким жизненным циклом информации и знаний. Е.Г. Тарева и Н.В. Языкова назвали «объективное отставание основных средств обучения (учебников) от достижений научной мысли в области методики обучения иностранным языкам и быстро меняющегося социального заказа и объективных обстоятельств» [4, с. 3]одной из проблем, которые следует решить в процессе модернизации системы преподавания предметной области «Иностранный язык». Авторы отметили, что «в силу быстротечности смены информационных, коммуникационных потоков нет возможности своевременно фиксировать в учебнике новое содержание, продиктованное временем» [4, с. 6].

Период пандемии covid-19, когда сфера образования столкнулась с серьезным вызовом организации дистанционного обучения в сжатые сроки, на практике подтвердил актуальность запроса общества на создание цифровых обучающих материалов, развитие цифровой образовательной среды и диверсификацию применяемых форм обучения.

Кроме того, следует отметить, что у современных школьников формируется так называемое клиповое восприятие, их внимание привлекают яркие запоминающиеся образы в виде роликов, картинок или аудиоподкастов. Подросткам интересны новые технологии, медиа и социальные интернет-ресурсы, цифровой игровой контент и т.п. Эта особенность нового поколения обучающихся также должна быть учтена при планировании обучения и создании новых учебных материалов.

При этом Т.С. Макарова обратила внимание на то, что «необходимость оперативного перехода на новые форматы обучения (дистанционный, гибридный и т.п.) выявила ряд противоречий, среди которых, в первую очередь следует отметить низкий уровень сформированности навыков самостоятельной работы у выпускников средней общеобразовательной школы» [2, с. 48]. Сложно не согласится с тем, что новые форматы обучения послужили лакмусовой бумажкой для оценки навыков самостоятельной работы обучающихся, а ведь умение работать самостоятельно – один из основных навыков, который должен быть сформирован на этапе школьного образования, так как он является фундаментом для дальнейшего профессионального обучения и становления личности, способной творить, создавать новое.

Таким образом, внедрение новых цифровых технологий в образовательный процесс стало одной из главных стратегий, реализуемой государственными органами Российской Федерации в сфере образования [3], а формирование навыков самостоятельной работы на этапе основного общего образования с использованием этих цифровых технологий – одним из наиболее актуальных вопросов образовательного процесса. 

При изучении иностранного языка нет ограничений в видах и формах организации самостоятельной работы. Как известно, самостоятельная работа может проводиться в индивидуальной, парной, групповой и фронтальной формах, а по степени вовлеченности обучающихся делится на следующие типы: воспроизводящая, реконструктивно-вариативная, эвристическая и творческая.

Целью нашего исследования стало установление таких цифровых форм учебных материалов, которые могли бы вызвать интерес учащихся основного общего образования к совершенствованию лексико-грамматических навыков английского языка

В связи с заявленной целью можно выделить следующие основные задачи исследования:

  1. проанализировать результаты анкетирования, которое проводилось на базе государственной общеобразовательной школы №236 г. Москвы в ноябре 2022 учебного года;
  2. отобрать современные инструменты цифровизации, применяемые в обучении иностранному языку;
  3. руководствуясь полученной информацией, представить некоторые задания, разработанные с использованием современных технологий и направленные на развитие навыков самостоятельной работы обучающихся, в том числе в целях совершенствования лексико-грамматических умений.

В целях проверки гипотезы востребованности лексических и грамматических цифровых заданий у обучающихся средней школы был разработан соответствующий опросник (см. приложение 1). В онлайн-анкетировании приняли участие тридцать человек – 13 учеников шестого и 17 учеников седьмого классов (пример вопросов опросника на рисунке 1). 

Рис. 1. Пример вопросов опросника.

Опросник состоял из восьми вопросов. Примечательно, что на вопрос о лучшем способе запоминания английских лексических единиц большинство учеников предпочли средства наглядности и перевод слов прослушиванию (см. рисунок 2).

Рис. 2. Ответы на вопрос о способе запоминания английских слов

Исходя из данных ответов, можно сделать вывод, что запоминание лексического материала проходит лучше с помощью перевода и визуальных средств, которые могут быть применены в онлайн-заданиях.

Помимо этого, 26 (86%) обучающихся ответили, что выполнять электронные задания (например, в виде онлайн-игры) гораздо интереснее, чем задания из учебника.

Данные ответы подтверждают актуальность создания онлайн-заданий для усвоения новой лексики и грамматики, а также акцентируют внимание на потребности в геймификации образовательного процесса.

Следующие вопросы были направлены на выявление интереса к определённым методам запоминания материала, которые могут быть в дальнейшем учтены при разработке онлайн-заданий. Так, например, 29 (93%) обучающихся ответили, что либо уже пользуются приёмом заучивания новых слов по флеш-карточкам и находят это крайне эффективным, либо хотели бы попробовать. Несмотря на то, что 21 (70%) опрашиваемых не знали, что такое Mind Maps, это же количество выразило интерес в ознакомлении с данным приёмом визуализации материала.

С учетом полученных результатов были разработаны и апробированы упражнения, направленные на формирование лексическо-грамматических навыков. В ходе разработки интерактивных онлайн-заданий были использованы средства наглядности, внедрены упражнения на различие и подстановку лексических единиц, созданы упражнения, направленные на семантизацию с помощью контекста, в ряде случаев была применена геймификация.

В качестве методической базы для отбора лексического материала выступил УМК «Spotlight[1]. Все цифровые задания объединены тематикой «Rules & Regulations», соответствующей восьмому модулю учебника. Отрабатывались лексические единицы по таким темам, как «Типы домов», «Места в городе», «Домашние правила» и грамматический материал по темам «Модальные глаголы must, have to, dont have to/neednt» и «Сравнения». При разработке упражнений были использованы такие интернет-ресурсы, как «Barabook» [5], «Genially» [6], «MindMeister» [7].

Первое упражнение направлено на введение нового лексического материала по теме «Типы домов». Для выполнения этой задачи было решено использовать платформу Barabook [5], так как с её помощью можно создать флеш-карточки (см. рисунок 3), которые облегчат понимание разницы типов домов и необходимость создания которых подтвердило анкетирование. Каждая карточка состоит из лексической единицы, яркого красочного изображения, выступающего в качестве визуального сопровождения, а также озвучки.

Рис. 3. Флеш-карточки

Приложение позволяет изучать слова с помощью таких игр, как:

  • «Подбор пары», где надо соотнести слова;
  • «Тест», задача которого – выбрать правильный ответ из четырёх вариантов;
  • «Пиши правильно», где обучающимся необходимо написать слово, глядя на картинку;
  • «Найти слово», в котором обучающийся собирает слово из букв.

Такой игровой формат повышает интерес и мотивацию учащихся к освоению лексики. Благодаря доступности (приложение не требует интернета), а также возможности организовывать командные соревнования (на основе игры «Тест») можно использовать работу с карточками как элемент урока.

Второе упражнение тоже направлено на введение лексического материала, но по другой теме этого же модуля и при помощи другой платформы. Так как на этот раз лексика посвящена теме «Места в городе», то было решено использовать платформу Genially [6], особенность которой – возможность создания интерактивного плаката (см. рисунок 4).

Рис. 4. Интерактивный плакат

Все места, изучаемые в модуле, собраны вместе на одном изображении в виде карты города. Чтобы сделать плакат интерактивным, добавляем к каждому месту особые метки («горячие точки»), которые предлагают участнику взаимодействовать с такими мультимедийными объектами как: видео, аудио, презентация, слайд-шоу, игры, опросы, веб-ресурсы, интернет-документы. Так, например, нажимая на «ресторан», учащиеся могут узнать подробнее об этом месте, а затем в игровой форме повторить лексический материал по теме «Еда», а нажимая на «школу» - посмотреть сразу появляющееся на экране видео об образовании в Великобритании и выполнить тест на понимание. Введение грамматического материала происходит посредством контекстного употребления модальных глаголов в качестве объяснения правил города и отдельных мест, например: «You cant play loud music at night», «You mustnt eat in class» и т.п. Есть упражнения, направленные на отработку лексико-грамматического навыка, которые заключаются в составлении учениками грамматически верного предложения из данных слов. С помощью такого задания, например, обучающиеся не только отрабатывают грамматический материал по теме «Степени сравнения» и такие конструкции, как as (положительная)…as; the+(сравнительная), the+(сравнительная), но и закрепляют ранее изученный лексический материал.

Примечательно, что такая карта города помогает визуализировать новый лексический материал, а также выполнить интерактивные задания, объединённые темой модуля. 

Следующее нестандартное задание заключается в создании учениками Mind map на основе грамматического материала «Использование глаголов can, must, mustnt».

Платформа MindMeister [6], помимо того, что является отличным инструментом для создания интерактивной онлайн-доски, направлена также на создание «интеллектуальных карт» (см. рисунок 5).

Рис. 5. Mind map

Интеллект-карты – это инструмент визуального отображения информации, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать её. Mind map можно применять разными способами: учитель может вводить материал, закреплять его, однако наибольшей эффективности такой метод достигает при так называемом «мозговом штурме» - учащиеся суммируют и систематизируют ранее изученный материал, который визуализируется в интеллект-картах. Данный сервис идеально подходит для такого способа работы, при котором обучающиеся сами называют лексические единицы для дополнения интеллект-карты.

Эффективной стратегией может стать введение нового лексического и грамматического материала путём создания совместной интеллект-карты на уроке с целью наглядного пошагового объяснения того, что такое Mind map, как её создавать, какими возможностями обладает платформа. Затем можно предложить обучающимся продемонстрировать полученные знания и умения посредством создания своей собственной интеллект-карты в качестве домашнего задания и представления её на следующем занятии. Таким образом, учащийся самостоятельно выполняет творческое задание в цифровом формате, систематизирует свои знания при помощи Mind map, показывает практическое применение усвоенного лексического и грамматического материала.

Итак, мы рассмотрели примеры создания заданий, направленных на развитие лексико-грамматических навыков, при помощи трёх платформ, вызвавших интерес при проведении анкетирования в средней общеобразовательной школе. Наполнение разработанных цифровых заданий соответствует психологическим и возрастным особенностям обучающихся, о чём свидетельствует наличие красочных средств наглядности, элементов геймификации и смены видов учебной деятельности. Наблюдение показало успешность применяемых методов: подростки были вовлечены в процесс обучения, во время выполнения заданий присутствовал дух состязательности и творчества.

Литература:

  1. Английский язык. 6 класс. Учебник / Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. // Английский в фокусе (Spotlight). М.: Просвещение, 2021. 144 с.
  2. Макарова Т.С. Стратегии организации самостоятельной работы обучающихся в цифровую эпоху // Филологическое обеспечение профессиональной деятельности учителя английского языка и русского языка как иностранного. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2022. С. 45-51.
  3. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования». 2021. 267 с. (дата обращения: 08.09.2022).
  4. Тарева Е.Г., Языкова Н.В. Факторы модернизации школьного образования в предметной области «иностранные языки» // Иностранные языки в школе. 2018. №4. С. 2-8.
  5. Barabook (сайт) (дата обращения: 01.02.2023).
  6. Genially (сайт) (дата обращения: 01.02.2023).
  7. MindMeister (сайт) (дата обращения: 01.02.2023).
  8. Suleimanova O.A. The Learning and Educational Potential of Digital Tools in Humanities and Social Science / O.A. Suleimanova, I.A. Guseinova, A.A. Vodyanitskaya // Society. Integration. education: Proceedings of the International Scientific Conference, Rēzekne, May 22-23, 2020. Rēzekne: Rēzeknes Tehnoloģiju akadēmija, 2020. Vol. IV. Page: 657-669.

Features of the organization of independent work of schoolchildren using digital technologies

Petrova A.M.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Aleksandrovna,
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article discusses the use of digital technologies to improve the efficiency of the organization of independent work of students, as well as the problem of the relevance of creating interactive tasks using digitalization tools in the process of teaching a foreign language. Specific examples of exercises developed using modern digitalization tools and aimed at developing independent work and lexical and grammatical skills of students are presented.
Keywords: independent work, foreign language, interactive educational process, digitalization.

Literature:

  1. Grade 6. Textbook / Vaulina YE, Dooley D, Podolyako OE, Evans V//English in focus (Spotlight). Moscow: Enlightenment, 2021. 144 pages.
  2. Makarova T.S. Strategies for organizing independent work of students in digital era // Philological support of professional activity of a teacher of English and Russian as a foreign language. Moscow: Limited Liability Company «Languages of the Peoples of the World», 2022. Page: 45-51.
  3. Passport of the strategy «Digital transformation of education». 2021. 267 pages. (date of the address: 08.09.2022).
  4. Tareva E.G., Yazykova N.V. Factors of modernization of school education in the subject area «foreign languages» // Foreign languages at school. 2018. № Page: 2-8.
  5. Barabook (website) (date of the address: 01.02.2023).
  6. Genially (website) (date of the address: 01.02.2023).
  7. MindMeister (website) (date of the address: 01.02.2023).
  8. Suleimanova O.A. The Learning and Educational Potential of Digital Tools in Humanities and Social Science / O.A. Suleimanova, I.A. Guseinova, A.A. Vodyanitskaya // Society. Integration. education: Proceedings of the International Scientific Conference, Rēzekne, May 22-23, 2020. Rēzekne: Rēzeknes Tehnoloģiju akadēmija, 2020. Vol. IV. Page: 657-669.

Приложение 1. Анкета для учеников средней школы

Класс

  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9

Когда вы запоминаете английские слова лучше?

  • Когда слушаю, как слово произносится
  • Когда смотрю на картинку с изображением этого слова
  • Когда смотрю на написание и перевод слова

Что вам интереснее:

  • Делать задания из учебника
  • Выполнять электронные задания (например, в виде онлайн-игры)

Пользуетесь ли вы приёмом заучивания новых слов по флеш-карточкам? (Пример таких карточек на рисунке)

  • Да, пользуюсь
  • Нет, не пользуюсь, но хочу попробовать
  • Нет, не пользуюсь и не хочу пробовать

Хотели бы вы попробовать запоминать слова с помощью онлайн-игр и флеш-карточек?

  • Да
  • Нет

Знаете ли вы, что такое Mind Map (ментальные карты)?

  • Да, знаю
  • Нет, не знаю

Интересно ли было бы вам использовать Mind Map как средство запоминания материала? (Пример такой карты на рисунке)
Немного о Mind Map: в центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

  • Да
  • Нет

Нравятся ли вам задания соревновательного характера? (Например, онлайн-квизы, где за каждый правильный ответ вы получаете балл; соревнуетесь со своими одноклассниками, в конце есть победитель и призёры)

  • Да, нравятся
  • Нет, я не люблю соревнования

Мне удобнее выполнять тест

  • записывая ответы в тетради
  • в электронном формате (например, как сейчас)