Аннотация. Пришедшей к власти после Война Алой и Белой розы династии Тюдоров потребовалось выстраивать новый образ правителя Англии, новые способы коммуникации с подданными, объяснять обществу причины начала новых военных кампаний. Одним из инструментов в решении этой задачи стали политические памфлеты. В настоящей работе рассмотрены работы следующих авторов: Томаса Бэкона, Томаса Смита, Рафаэля Холиншеда, которых объединяет близость к представителям власти, религиозные воззрения и общность адресатов.

Ключевые слова: Династия Тюдоров, Елизавета Тюдор, политический памфлет, политические языки.

В XVI веке в английском обществе меняется отношение к войне, причинам и целям военных действий, обновляется отношение к военным и рыцарству, трансформируется образ власти и монарха. Пришедшей к власти после масштабных войн: Столетней войны и Войны Алой и Белой розы, династии Тюдоров потребовалось выстраивать новый образ правителя Англии, искать новые способы коммуникации с подданными, объяснять обществу причины начала новых военных кампаний [4]. Это время выстраивания английскими интеллектуалами нового политического языка.

Исследование взглядов на войну и внешнеполитических настроений интеллектуальной элиты представляется актуальной задачей в рамках изучения политических языков коммуникации социальных институтов во время становления национальных государств Раннего Нового времени. Проследить эти взгляды представляется возможным на основании политических памфлетов XVI века, которые становятся общеевропейской традицией политической коммуникации.

Методологически исследование опирается на работы историков Кембриджской школы изучения политических языков раннего нового времени, самыми известными представителями которой считаются Джон Покок и Квентин Скиннер. Представители этого направления ввели в научный оборот понятие «контекста», то есть той политической и языковой среды, в которой автор источника создавал своё произведение [1]. Таким образом, следует рассматривать политические трактаты не как отдельные сборники политических идей, а как часть единой полемики, которую нельзя отрывать от исторических реалий жизни автора. Такой подход представляется наиболее продуктивным при изучении политических сочинений. 

В данной работе рассмотрены работы следующих авторов: Томаса Бэкона [2] (памфлеты и трактаты изначально издавались под псевдонимом Теодор Бэзил), Томаса Смита [8], Рафаэля Холиншеда [6]. Отнести этих авторов к одному кругу позволяет ряд причин.

Все они декларируют своей целью объяснение читателю устройства государства и мира, политики проводимой монархом. Так Томас Бэкон указывает на то, что своим трактом показал, «что является причиной этих жестоких войн, которые сейчас царят почти по всему миру, и какими средствами они могут быть прекращены» [2]. Бэкон, Смит и Холиншед очень близки к первым лицам государства. Холиншед начинает свою хронику с обращения к своему покровителю «Достопочтенному и его единственному доброму Лорду, сиру Уильяму Сесиллу, Барону Бёргли, одному из членов тайного совета её Королевского Величества». Томас Смит, благодаря содействию Сессила был введён в состав Тайного совета [5]. Томас Бэкон посвящает свой трактат «Достойному рыцарю Томасу Уайетту, с пожеланием Долгой жизни, непрерывного здоровья и благополучия». Отметим, что Томас Уайетт был дипломатом при дворе Генриха VIII, а позже был назначен вицеадмиралом [7]. Выделим ещё несколько характеристик, которые сближают рассматриваемых авторов: это приверженность к реформированной религии, принадлежность к университетской среде и общность маркеров политического языка.

Задачей данного исследования было выделить круг проблем и вопросов внешней политики Британии, которые авторы поднимают в своих произведениях.

Наиболее важной из них представляется отношение авторов к войне, как инструменту внешней политики. Для описания войн Томас Бэкон использует цитату из евангелия от Матфея, в которой Иисус описывает своё второе пришествие: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» [2]. Далее автор сообщает о том, что по миру распространяются «исключительные эпидемии, голод и ужасающие землетрясения», а «битвы и жестокие войны сейчас господствуют во всех местах по всему миру» [2]. Данный пассаж можно рассмотреть с двух позиций. С одной стороны, автор прямо сравнивает современные ему войны со временем второго пришествия Христа и, видимо, с концом света. Для этого он ещё раз пересказывает строки из Евангелия применительно к своему времени. Следует обратить внимание на намеренный эмоциональный окрас этих строк, данное сообщение заканчивается восклицательным знаком. С другой стороны, автор действует согласно традиции, своего времени, когда описаниям опасных для населения событий: восстания, войны, вспышки чумы, предшествовало описание странных природных явлений. В рассматриваемом случае Бэкон упоминает эпидемии, голод и землетрясения. Для того чтобы подчеркнуть их особенность он использует слово «extreme» [2] величайший, чрезвычайный. Так как автор деконструирует Евангелие: сначала строка о природных бедствиях, и только за ней строка о войнах; можно сделать вывод, что это намеренный приём с целью подчеркнуть опасность и разрушительный характер войн. Томас Смит в «De republica Anglorum» [8] ставит «открытую» войну в один ряд с «мятежами и восстаниями», в обоих случаях монарх получает одинаковые полномочия. Данный пассаж позволяет предположить, что для Смита война носит такой же разрушительный и вредный характер для государства, как и восстания. Позиция обоих авторов сходится в том, что война – это бедствие опасное и разрушительное для страны. Схожее отношение к войне находим и в трактате XVII века, Автор называет войну «последней стрелой в колчане крайней необходимости» [8], для него война – это последний способ решить противоречия с испанцами, «войны требует безопасность короля и королевства».

Ещё одним важным элементом исследуемых трактатов является формируемый через них образ монарха во время войны. У всех авторов прослеживается оппозиция понятий «Король» и «Тиран». Для английских интеллектуалов XVI века «тиран» – это противоположность короля. Король – это «лицо, которое правит по праву наследования или доброй воли народа, управляет страной по закону и справедливости, и ищет выгоды для людей, как для самого себя» [2], а тиран «насильно объявляет монархию против воли народа, нарушает законы для своего удовлетворения, принимает другие [законы] без совета народа, стремится не к процветанию своих жителей, а к своему, его сторонников и рода» [2]. Отличия между королём и тираном заключаются в приходе к власти, способе управления и целях. В качестве примера Смит приводит римских диктаторов и императоров Суллу, Октавиана, Нерона, Коммода. Заканчивается список тиранов упоминанием о том, что так же поступали «и многие Папы Римские» [8]. Можно сделать вывод, что английские авторы выдвигают обвинения Папе в захватнических и разрушительных устремлениях. Понтифик встаёт в один ряд с Турецким султаном и обвиняется в развязывании войн в Европе. При этом относительно других европейских государей суждения более сдержанные, Смит приводит не своё личное мнение, а мнение «некоторых людей», которые «могут также судить о королях Франции, и некоторых правителях Италии и других мест, потому что они издают и принимают законы по собственной воле, без согласия народа». Томас Бэкон пишет о том, что войны, при которых «огнём и мечом безжалостно уничтожаются справедливые и законные чужие владения» ведут «temporal rulers» [2]. Здесь «temporal» можно перевести, как «светские, мирские». Так Бэкон выводит из ряда правителей завоевателей/разрушителей английского монарха, который является ещё и главой англиканской церкви. По мнению Бэкона, войну ведут «другие иностранные королевства, ужасно недовольные продолжающимися войнами» [2], чего автор не может сказать об Англии. Завоевателями движут их «ненасытные тиранические амбиции» [2], которые заставляют их всё больше и больше расширять их этническое королевство. Для примера такого тирана Бэкон приводит турецкого правителя, который угрожает всему христианскому миру.

Томас Смит в «De republica Anglorum» размышляет не только о роли монарха на войне, но и даёт конкретные сведения о его полномочиях. Король обладает абсолютной властью в вопросах войны и мира, он может объявлять войну или примиряться по своему усмотрению или «только» после совещания со своим Тайным советом. Напомним, что автор и сам является членом Тайного совета. Тогда уточнение можно расценить, как способ показать значимость этого властного института в вопросах внешней политики. Вместе с этим, полномочий в вопросах войны лишается Парламент – «высшая и абсолютная власть в Англии» [8]. Смит особо оговаривает, что в мирное время недопустимо, чтобы власть короля становилась абсолютной, но «во время войны, на поле боя государь обладает абсолютной властью» [8]. Король получает «возможность казнить или приговаривать к другим телесным наказаниям без судебного разбирательства или другой формы правосудия» [8]. Аналогичную власть король получает и во время восстаний, хотя к ней и «не прибегают мудрые и благочестивые люди, которые рассматривают последствия и примеры».

Стержневой проблемой всех исследуемых трактатов видится проблема идентификации «своих» и «чужих». В политическом языке ещё не используется сочетание «native lands» и «motherlands», используется «our country». Важнейшим фактором для идентификации своих становится конфессиональная принадлежность. Главным качеством английских солдат становится смирение перед Богом, а для победы в войне всему английскому народу следует придерживаться ряда добродетелей. К примеру, богатые должны не копить зерно, а продавать его, чтобы нуждающиеся могли жить. В отличие от прямого призыва о самопожертвовании, обращённого к солдатам, о монархе авторы повествуют метафорично при помощи античных и христианских примеров. Бэкон представляет два пассажа о правителях, которые отдали свою жизнь ради страны и народа. Сначала Томас Бэкон рассказывает историю «благородного» Лео Византийского, который «предпочёл быть убитым, хоть и не праведно, среди своего народа, чем покинуть свою родную страну. В качестве второго примера смерти ради «сохранности своей страны» в трактате приводится история короля Афин Кодра [2].

Итак, подведём краткий итог. Наиболее значимыми проблемами в вопросах внешней политики и войны для английских интеллектуалов становятся их отношение к войне, роль и полномочия монарха во внешней политике и выделение качеств, которые присущи английскому народу.

Представляется продуктивным поиск отражения данных проблем и в других источниках XVI века, таких как карты, гравюры, портреты, пьесы. Это даст возможность сравнить идеи, транслируемые для разных социальных слоёв английского общества.

Литература:

  1. Атнашев Т.М. Кембриджская школа. «Context is king»: Джон Покок – историк политических языков // Новое литературное обозрение. 2015. №134 (дата обращения: 08.03.2023).
  2. Дмитриева О.В. «Англия это я». Бюрократические ипостаси лорда Уильяма Берли. Санкт-Петербург: Б/и, 2000. С. 9-20.
  3. Дмитриева О.В. Елизавета Тюдор. М.: Молодая гвардия, 2012. 306 с.
  4. Дмитриева О.В. «Новая бюрократия» при дворе Елизаветы I Тюдор // под общ. ред. Хачатуряна Н.А. Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда. СПб.: Алетейя, 2001. С. 137-149.
  5. Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе. М.: ИВИ РАН, 2000. 98 с.
  6. Becon T. Works of Thomas Becon. Cambridge: University Press, 1843. 530 pages (дата обращения: 08.03.2023).
  7. Collinson P. Elizabethans / P. Collinson. L.: Cambridge University Press, 2003. 265 pages.
  8. Kewes P., Archer I., Hill F. The Oxford Handbook of Holinshed’s Chronicles. Oxford, 2012. 812 pages.
  9. Smith T. De republica Anglorum Seene and allowed.1583. Ann Arbor, MI; Oxford (UK): Text Creation Partnership (дата обращения: 08.03.2023).

English political pamphlets of the second half of the 16th century as a means of communication between the authorities and subjects in matters of foreign policy

Samigulin M.R.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Rtishheva Galina Anatolievna,
Associate Professor of the All-University Department of General and Russian History Moscow City University, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.

Аnnotation. The Tudor dynasty, which came to throne after the War of the Scarlet and White Roses, needed to build a new image of the monarch of England, new ways of communicating with his subjects, explaining to society the reasons for starting new military campaigns. One of the tools in solving this problem was political pamphlets. This paper considers the works of the following authors: Thomas Bacon, Thomas Smith, Raphael Holinshed, who are united by proximity to government officials, religious beliefs and common addressees.
Keywords: Tudor dynasty, Elizabeth Tudor, political pamphlet, political languages.

Literature:

  1. Atnashev T.M. Cambridge School. «Context is king»: John Pocock – historian of political language s // New Literary Review. 2015. №134 (date of the address: 08.03.2023).
  2. Dmitrieva O.V. «England is me». Bureaucratic incarnations of Lord William Burley. St. Petersburg, 2000. Page: 9-20.
  3. Dmitrieva O.V. Elizabeth Tudor. Moscow: Young Guard, 2012. 306 pages.
  4. Dmitrieva O.V. «New bureaucracy» at the court of Elizabeth I Tudor // under the general. ed. Khachaturian N.A. The court of the monarch in medieval Europe: phenomenon, model, environment. St. Petersburg: Aletheia, 2001. Page: 137-149.
  5. Uvarov P.Yu. History of intellectuals and intellectual labor in Medieval Europe. Moscow: IVI RAS, 2000. 98 pages.
  6. Becon T. Works of Thomas Becon. Cambridge: University Press, 1843. 530 pages (date of the address: 08.03.2023).
  7. Collinson P. Elizabethans / P. Collinson. L.: Cambridge University Press, 2003. 265 pages.
  8. Kewes P., Archer I., Hill F. The Oxford Handbook of Holinshed’s Chronicles. Oxford, 2012. 812 pages.
  9. Smith T. De republica Anglorum Seene and allowed.1583. Ann Arbor, MI; Oxford (UK): Text Creation Partnership (date of the address: 08.03.2023).