Аннотация. В статье рассматривается анализ предельных сумм социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Обосновано, что предельный размер вычетов, выраженных в рублях, а, соответственно, и максимальный размер экономии на налоге при их применении, с учетом покупательной способности рубля ежегодно уменьшается. Отмечено, что увеличение размера вычетов с 2024 года не в полной мере обеспечило максимальную защиту интересов налогоплательщиков и не затронуло системный недостаток – отсутствие возможности регулярной индексации. Поэтому с целью защиты и поддержки населения предлагается вести коэффициент-дефлятор, который будет давать возможность ежегодно индексировать максимальный размер социального налогового вычета на темп роста прожиточного минимума.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это основной прямой налог, который платит население Российской Федерации, получающее доходы из различных источников. Данный налог служит одним из основных источников дохода региональных бюджетов – так, его удельный вес в доходах бюджета Москвы по итогам 2022 года составил почти 51% [7].

Для резидентов (то есть тех, кто проводит в календарном году не менее 183 дней на территории России) основная ставка налога составляет 13% (а с дохода свыше 5 миллионов рублей в год – 15%), при этом для исчисления налоговой базы размер доходов налогоплательщика можно уменьшить на размер социальных налоговых вычетов, тем самым снизив и размер налога.

В зависимости от целей налоговые вычеты можно разделить на следующие виды:

  • стандартные,
  • социальные,
  • инвестиционные,
  • имущественные,
  • профессиональные [1, с. 218-221].

Российская Федерация активно применяет различные методы и инструменты налоговой политики в данной сфере [4], [5], [6], косвенно регулируя экономику и управляя поведением населения. Если рассматривать социальный налоговый вычет, который можно получить как самостоятельно, так и через работодателя (отдельные виды) [1], [9], то в настоящее время он предоставляется по нескольким направлениям:

  • на благотворительность;
  • на обучение детей;
  • на обучение физического лица, на лечение налогоплательщика, его детей, родителей и супруги, на физкультурно-оздоровительные услуги лица и его детей, на независимую оценку квалификации, пенсионные взносы и страховые взносы добровольного страхования жизни.

Вводя данный вычет, государство стимулирует вложения физических лиц в благотворительность, лечение, повышение профессиональной квалификации и пр. Вместе с тем, каждый из данных типов социальных вычетов имеет максимальный размер – так, вычет на благотворительность не должен превышать 25% (в отдельных случая – 30%) от облагаемого дохода лица, вычет на обучение детей – 50 000 руб. на одного ребенка в сумме на обоих родителей, совокупный размер иных вычетов (за исключением дорогостоящего лечения) – не более 120 000 руб.

В качестве примера применения максимального размера вычета рассмотрим пример 1.

Пример 1.
Иван Иванов учится на 3 курсе бакалавриата очно-заочной формы обучения, стоимость обучения составляет 200 000 рублей. Иван работает начинающим специалистом и за 2023 год его облагаемый доход составил 250 000 руб.
Согласно Налоговому кодексу РФ, максимальный размер расходов налогоплательщика, которые можно принять в качестве социального налогового вычета в 2023 году, равен 120 000 рублей.
Таким образом, размер НДФЛ, который Иван должен уплатить за 2022 год, применяя социальный налоговый вычет, составит:
(250 000 – 120 000) * 13% = 16 900 рублей.
Если бы данный вычет не был применен, то его размер составил бы:
250 000 * 13% = 32 500 рублей.
Таким образом, экономия по налогу Ивана от применения вычета равна:
32 500 – 16 900 = 15 600 рублей.

Таким образом, применение налоговых вычетов дает возможность понизить сумму налога, а, значит, например, лечение и обучение будет стоить дешевле за счет экономии на налоге. Вместе с тем ограничение по размеру вычета не дает возможность во многих случаях отнести все произведенные расходы на уменьшение налоговой базы. И, если максимальный размер вычета на благотворительность выражен в процентах от дохода, а, значит, и не подвержен инфляции, то предельный размер иных вычетов (а, значит, и экономия на налоге) с учетом покупательной способности рубля уменьшается каждый год, что отмечается исследователями [8].

Так, величина прожиточного минимума для трудоспособного населения по России в 2023 году составляет 15 669 рублей в месяц [3], что в год равно 188 028 рублей. Получается, максимальный размер экономии на НДФЛ при применении социального налогового вычета в 120 000 руб. составляет 8,3% от прожиточного минимума за год (15 600/188 028). Еще в 2020 году прожиточный минимум составлял 12 234,5 рубля [3] для той же категории населения, что в год соответствовало сумме равной 146 814 рублей, поэтому максимальная экономия на НДФЛ при применении социального налогового вычета в 2020 году составляла 10,6% от прожиточного минимума за год (15 600/146 814).

Целесообразно будет проанализировать динамику изменения доли социального налогового вычета от прожиточного минимума за 2009 год, поскольку максимальный совокупный размер налогового вычета в размере 120 000 рублей был установлен с 1 января 2009 года, тогда для трудоспособного населения величина прожиточного минимума составляла 5 571,5 рублей [3], что в год равно 66 858 рублей. Таким образом, максимальная экономия на НДФЛ при применении социального налогового вычета в 2009 году составляла гораздо большее значение – 23,3% от прожиточного минимума за год (15 600 / 66 858).

Если же сравнивать таким же образом возможности экономии на НДФЛ при получении вычета на обучение детей (на каждого ребенка налогоплательщика), то в 2009 году максимальная экономия составила 9,7% от прожиточного минимума трудоспособного населения, а в 2023 – только 3,5%.

Анализируя динамику сложившейся ситуации, можно сделать вывод, что с каждый годом реальная стоимость денег снижается, а максимальный лимит вычетов остается неизменным, что приводит к снижению ценности их применения налогоплательщиками, а, следовательно, и снижению эффективности проводимой в данной области государством налоговой политики. Стоит отметить, что данные вопросы обсуждались на законодательном уровне и привели к внесению поправок в налоговое законодательство в части увеличения размера социальных налоговых вычетов, которые вступят в силу с 1 января 2024 года.

Так, будет увеличен максимальный размер социального налогового вычета, получаемого налогоплательщиком в размере фактически понесенных им расходов на обучение своих детей в возрасте до 24 лет, или подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных организациях – его размер составит 110 000 рублей (в настоящее время 50 тыс. руб.) на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя). Помимо этого, произойдет увеличение максимального размера до 150 тыс. руб. (в настоящее время 120 тыс. руб.) фактически произведенных расходов, в отношении которых предоставляются иные социальные налоговые вычеты:

  • на обучение непосредственно налогоплательщика;
  • на медицинские услуги и лекарства (за исключением дорогостоящего лечения – расходы по нему принимаются в полной сумме);
  • на физкультурно-оздоровительные услуги, оплаченные физическим лицом за него и его детей;
  • по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни (если они заключаются на срок не менее пяти лет) или по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
  • по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации.

Лица, которые могут воспользоваться вычетом, вправе самостоятельно выбрать, какие виды расходов и в каких суммах можно учесть в указанной выше максимальной величины социального налогового вычета.

Если бы данные изменения вступили в силу в 2023 году, то максимальная сумма экономии на НДФЛ составила бы:

  • 7,6% при применении вычета на обучение ребенка налогоплательщика,
  • 10,4% при применении вычета на обучение налогоплательщика, лечение его, супруга (супруги), детей и родителей и пр.

При этом, несмотря на повышение размера вычета, максимальная экономия все равно ниже, чем была в 2009 году. При этом размер данной экономии будет снижаться все больше с течением времени, так как максимальное значение размера вычета зафиксировано в Налоговом кодексе Российской Федерации и неизменно, а инфляция постоянно будет уменьшать покупательную способность денежных средств.

При этом следует отметит, что в Налоговом кодексе уже давно и активно используется механизм, позволяющий учесть влияние инфляции – это применение коэффициентов-дефляторов, размер которых ежегодно устанавливается Минэкономразвития РФ. Они представляют из себя показатели, которые дают возможность учесть ежегодное изменение потребительских цен на товары, работы и услуги. Как пример использования данных коэффициентов в интересах налогоплательщика можно представить коэффициент-дефлятор, который используется в специальном налоговом режиме «Упрощенная система налогообложения» – он распространяется, в частности, на подлежащую индексации величину предельного размера доходов, ограничивающих право налогоплательщика на применение данного режима. Рассмотрим действие коэффициентов-дефляторов на примере.

Пример 2.
Размер доходов общества с ограниченной ответственностью, которое применяет упрощенную систему налогообложения, в 2023 году составил 230 миллионов рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации предельный размер доходов хозяйствующего субъекта, при которых он может применять упрощенную систему налогообложения, составляет 200 миллионов рублей, скорректированных на величину коэффициента-дефлятора.
На 2023 год размер коэффициента-дефлятора составляет 1,257 [2], поэтому максимальный размер доходов, при которых в 2023 году организация может применять данный режим, равен:
200 000 000 * 1,257 = 251 400 000 рублей.
Таким образом, рассматриваемая организация имеет право применять в 2023 году (при соблюдении иных ограничений) упрощенную систему налогообложения. Если бы применение коэффициента-дефлятора было невозможно, то организации пришлось бы вернуться на общую систему налогообложения из-за превышения ее доходами суммы в 200 миллионов рублей.

Можно предложить использовать аналогичный коэффициент-дефлятор и для индексации предельного размера социальных налоговых вычетов, который будет отображать рост прожиточного минимума – например, с 2009 по 2023 годы прожиточный минимум вырос в 2,812 раза (15 669 / 5 571,5), а, следовательно, если бы ранее использовался коэффициент-дефлятор, то предельный размер социальных вычетов составлял бы 140 600 рублей (при обучении детей налогоплательщика) и 337 440 рублей в иных случаях).

Таким образом, повышение с 2024 года пороговых размеров социальных вычетов повысило сумму максимальной экономии на налоге на доходы физических лиц. Однако данные изменения по-прежнему не в полной мере обеспечивают максимальную защиту интересов налогоплательщиков и по сравнению с 2009 годом реальный максимальный размер вычета меньше, несмотря на увеличение его номинального размера. При этом данное повышение не затронуло системный недостаток таких сумм – отсутствие возможности регулярной индексации. Поэтому с целью защиты и поддержки населения предлагается вести коэффициент-дефлятор, который будет давать возможность ежегодно индексировать максимальный размер социального налогового вычета на темп роста прожиточного минимума трудоспособного населения. Этот шаг позволит государству сохранить размер вычета с учетом покупательной способности денежных средств в условиях изменчивых экономических процессов, не внося изменения в Налоговый кодекс РФ.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. №117-ФЗ (дата обращения: 04.07.2023).
  2. Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2023 год. Приказ Минэкономразвития России от 19.10.2022 №573 (дата обращения: 04.07.2023).
  3. Величина прожиточного минимум в Российской Федерации. Справочная информация СПС Консультант Плюс (дата обращения: 04.07.2023).
  4. Зыбин А.Я. Налоговые вычеты по НДФЛ как инструмент социальной политики государства // Человек труда и наука: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новочеркасск, 17-20 октября 2022 года / Отв. редактор Е.А. Лазарева. Том Часть 2. Новочеркасск: Научно-производственное предприятие «НОК», 2022. С. 123-127.
  5. Мухамадиева Д.Н., Гринь Р.И. Особенности современной налогово-бюджетной политики России с учетом цифровизации // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2023. №1-2. С. 5-18.
  6. Левшукова О.А., Кичкарь С.В., Литвиненко Е.В., Тутукова Ф.А. Налоговые вычеты по НДФЛ как инструмент решения социальных проблем государства // Вестник Академии знаний. 2022. №51(4). С. 396-402.
  7. Открытый бюджет города Москвы (сайт). (дата обращения: 04.05.2023).
  8. Романихина Е.Г. Соответствует ли социальный и стандартный налоговый вычет действительности? // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2022): Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 12-16 декабря 2022 года. Том Часть 9. М.: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2022. С. 161-166.
  9. Шинкарева О.В., Майорова А.Н. Особенности предоставления работодателем социальных налоговых вычетов // Бухучет в здравоохранении. №5. С. 54-59.

Maximum social deductions for personal income tax: is growth sufficient in 2024?

Osetrov A.M.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Danilevskaya E.V.,
student of 4 course of the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Аnnotation. The article considers the analysis of the maximum amounts of social tax deduction for personal income tax. It is justified that the maximum amount of deductions expressed in rubles, and, accordingly, the maximum amount of tax savings when applied, taking into account the purchasing power of the ruble, is reduced annually. It was noted that the increase in the amount of deductions from 2024 did not fully ensure maximum protection of the interests of taxpayers and did not affect the systemic flaw - the lack of the possibility of regular indexation. Therefore, in order to protect and support the population, it is proposed to maintain a deflator coefficient, which will make it possible to annually index the maximum amount of social tax deduction for the growth rate of the subsistence minimum.
Keywords: population, personal income tax, social tax deduction, living wage, tax policy

Literature:

  1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) from 05.08.2000. №117-FL (date of the address: 04.07.2023).
  2. On the establishment of deflator coefficients for 2023. Order of the Ministry of Economic Development of Russia from 19.10.2022. №573 (date of the address: 04.07.2023).
  3. The subsistence minimum in the Russian Federation. Consultant Plus (date of the address: 04.07.2023).
  4. Zybin A.Ya. Personal income tax deductions as an instrument of social policy of the state // Man of labor and science: Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Novocherkassk, October 17-20, 2022 / Editor E.A. Lazareva. Volume Part 2. Novocherkassk: Scientific and production enterprise «NOC», 2022. Page: 123-127.
  5. Mukhamadieva D.N., Grin R.I. Features of the modern fiscal policy of Russia, taking into account digitalization // Scientific review. Series 1: Economics and Law. 2023. №1-2. Page: 5-18.
  6. Levshukova O.A., Kichkar S.V., Litvinenko E.V., Tutukova F.A. Personal income tax deductions as a tool for solving social problems of the state // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2022. №51(4). Page: 396-402.
  7. Open budget of the city of Moscow (website). (date of the address: 04.05.2023).
  8. Romanikhina E.G. Does the social and standard tax deduction correspond to reality? // Social and humanitarian problems of education and professional self-realization (Social Engineer-2022): Collection of materials from the All-Russian Scientific Conference of Young Researchers with International Participation, Moscow, December 12-16, 2022. Volume Part 9. Moscow: Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), 2022. Page: 161-166.
  9. Shinkareva O.V., Mayorova A.N. Features of the employer's provision of social tax deductions // Accounting in health care. 2016. №5. Page: 54-59.