Аннотация. Статья посвящена использованию электронных образовательных ресурсов на уроках итальянского языка как второго иностранного в школах в качестве дополнительного средства обучения. В материале рассматривается эффективность использования электронных образовательных ресурсов при формировании лексических навыков школьников. Автором проанализированы этапы формирования лексического навыка. На основе анализа составлена таблица с видами упражнений и электронными образовательными ресурсами. Проведен эксперимент, на основе которого было выявлено, что формирование лексических навыков средствами электронных образовательных ресурсов при обучении итальянскому языку продуктивнее, чем обучение с использованием стандартного УМК.

Ключевые слова: лексический навык, этапы формирования лексического навыка, электронные образовательные ресурсы, второй иностранный язык, итальянский язык.

В настоящее время знание специалистами иностранных языков – это такой же важный критерий для работодателей, как умения, способности, опыт, ценностные ориентиры, мотивы. Работник, владеющий иностранным языком, является более конкурентоспособным на рынке труда. Статус иностранного языка как обязательного предмета закреплён в общеобразовательной школе и вузах различного профиля подготовки, иностранный язык включён в учебные планы начальной школы, введен второй иностранный язык, разработана и реализована концепция предпрофильного/предпрофессионального обучения иностранному языку, создана концепция единого государственного экзамена по иностранному языку [Тарева, 2022б, с. 7]. «Для современного школьника иностранный язык является не только и не столько средством общения, это способ адаптации к мировому образовательному пространству, проводник в глобальный информационный мир межкультурной коммуникации, инструмент для постоянного саморазвития, а также национального и глобального самоопределения» [5, с. 210]. 

Общеизвестно, что английский язык является самым востребованным в российских школах, но, несмотря на это, наряду с ним изучаются немецкий, французский, испанский, китайский, а также итальянский языки.

В настоящее время в Москве 17 школ предоставляют возможность изучения итальянского языка как иностранного. Однако, в федеральный перечень учебников для школ, рекомендуемых к использованию, включён лишь один учебник по итальянскому языку как второму иностранному – линия УМК «Итальянский язык» Н.С. Дорофеевой и Г.А. Красовой.

Данный УМК учитывает ряд особенностей обучения школьников итальянскому языку как второму иностранному, среди которых можно выделить опору на первый иностранный язык (английский), учёт принципов сопоставления и контраста. Но в то же время материал учебного комплекса требует от учителя тщательного отбора текстов и дополнительных заданий, в соответствии с возрастом, интересами обучающихся, а также с поставленными целями уроков. В частности, ощущается нехватка учебных материалов для формирования лексических навыков школьников, изучающих итальянский язык в 7 классе. Между тем, формирование лексического компонента иноязычной коммуникативной компетенции является одной из целей изучения иностранного языка в школе. В связи с этим, учителя обращаются к дополнительным средствам обучения, к которым можно отнести электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР), обладающие рядом преимуществ перед основным учебным комплексом, так как позволяют сделать уроки иностранного языка современными, актуальными, интерактивными, интересными, что мотивирует школьников к дальнейшему обучению и достижению более высоких результатов. К тому же данные материалы дают дополнительные сведения о жизни и культуре другого народа, ведь любой язык нельзя изучать отдельно от цивилизации страны изучаемого языка [1, с. 95].

В связи с описанными обстоятельствами перед учителями итальянского языка встаёт проблема отбора образовательных ресурсов, представленного на них учебного материала и заданий согласно этапам формирования лексических навыков. Это определяет актуальность нашего исследования по использованию ЭОР на уроках итальянского языка в 7 классе.

При подборе ЭОР и разработке серии упражнений мы основывались на выводах таких исследователей, как А.Е. Кустова [2], Р.К. Миньяр-Белоручев [3], Е.И. Пассов [4], С.В. Шатилов [7], А.Н. Щукин [8]и других.

Придерживаясь определения Р.К. Миньяр-Белоручева, мы рассматриваем лексический навык как «способность автоматизировано вызывать из памяти слово, словосочетание или же фразу, которые соответствуют коммуникативному заданию, потребностям общения» [3, с. 46].

Вслед за А.Н. Щукиным, А.Е. Кустовой, С.В. Шатиловым, Е.И. Пассовым мы берем за основу классическое поэтапное формирование лексического навыка, предполагающее следующие стадии / этапы:

  1. Этап введения новой лексики и ее семантизации. На данном этапе учитель обращает внимание на фонетические особенности слова, проговаривает его вместе с учащимися, затем проводит словообразовательный анализ, предлагает лингвострановедческий комментарий, пояснения о ситуациях использования слова в речи, его сочетаемости с другими единицами.
  2. Этап тренировки и создания прочных лексических речевых связей. На этом этапе происходит отработка лексики в различных проблемно-поисковых упражнениях (например, на сопоставление, выбор лишнего, распределение по группам и пр.).
  3. Этап употребления лексических единиц в неподготовленной речи. На данном этапе лексика вводится в активную речь, учащимся предлагаются продуктивные упражнения на пересказ, составление собственных устных или письменных высказываний, [2], [4], [7], [8, с. 134-135].

Как было сказано ранее, существует множество ЭОР, которые используются учителями для обучения школьников лексической стороне речи на различных этапах. Среди них лингвистический корпус итальянского языка, словари, блоги, онлайн доска, облако слов, интерактивные карточки, ментальные карты, ассоциативные карты, аудио и видеозаписи, игровые приложения, интерактивные упражнения на соотнесение, распределение, поиск эквивалента и т.п.

Подробный комплекс упражнений для изучения лексики итальянского языка в общеобразовательной школе с применением электронных образовательных ресурсов был разработан и апробирован нами на базе 7 класса ГБОУ г. Москвы «Школа № 201» в период с марта по май 2023 года. Учащиеся экспериментального класса наряду с обучением по стандартной школьной программе выполняли дополнительные упражнения в процессе знакомства, тренировки и закрепления лексики с использованием ЭОР. Виды упражнений и ЭОР по разным этапам формирования лексического навыка распределены и представлены нами в таблице 1.

Таблица 1 - Виды упражнений на семантизацию, тренировку и закрепление лексических единиц средствами ЭОР

Этап

Виды упражнений

Ресурс

1. Введение новой лексики и ее семантизации

Прослушайте и повторите новые слова.

Language Guide

Запишите русские и английские эквиваленты для итальянских слов. Постарайтесь объяснить их значение.

Parliamo Italiano, Online Italian Club

Подберите синонимы к слову.

Parliamo Italiano

Соотнесите антонимы по смыслу.

Parliamo Italiano

Расставьте буквы в правильном порядке.

LearningApps, WordWall

2. Тренировка и создание прочных лексических речевых связей

Соотнесите слово с его значением.

приложение «Memrise», Digital Dialects, Quia

Определите значение слова по его корню.

Parliamo Italiano, Online Italian Club

Найдите и переведите слова с одним и тем же корнем, префиксом, суффиксом (определите части речи по словообразовательным элементам).

Parliamo Italiano, Online Italian Club

Прослушайте и запишите слово.

приложение «Учить итальянский язык»

Вычеркните лишнее слово.

LearningApps

Распределите слова по группам.

LearningApps, WordWall

Заполните пропуски в предложениях.

LearningApps, WordWall

Решите кроссворд.

LearningApps, WordWall

Разгадайте ребусы.

Parliamo Italiano

Подберите слова, которые подойдут для описания картинки.

Wordle.net, Parliamo Italiano

Составьте подборку лексики по теме и создайте на ее основе облако слов.

Wordle.net

Подберите нужную иллюстрацию к слову.

LearningApps, Digital Dialects, Quia

Прочитайте текст и выпишите из него слова на определенную тему.

Блоги Scudit, Thought Co, Transparent

Выберите слово согласно звучанию.

приложение «Учить итальянский язык»

Выберите подходящую иллюстрацию.

приложение «Учить итальянский язык», Digital Dialects, Quia

Заполните пропуски в словах нужными буквами.

приложение «Учить итальянский язык»

Подберите пару.

LearningApps

Подпишите названия предметов.

LearningApps

Отгадайте слово с помощью игры «Виселица».

LearningApps, Digital Dialects, Quia

3. Употребление лексических единиц в неподготовленной речи

Выберите подходящее по смыслу слово.

LearningApps, WordWall

Перефразируйте предложения с использованием новой лексики.

LearningApps

Дополните предложения словами, подходящими по смыслу.

LearningApps

Составьте предложения с изученными словами.

LearningApps

 

Уроки проходили раз в неделю на протяжении трех месяцев, в общей сложности было разработано и проведено 12 занятий, два из которых давались учащимся для самостоятельной проработки в качестве промежуточного контроля. Для отбора лексического минимума нами был выбран учебник Н.С. Дорофеевой и Г.А. Красовой «Итальянский язык» для 7 класса. В общей сложности нами было подобрано 95 различных заданий для формирования лексических навыков средствами ЭОР, в том числе 15 из них мы разработали самостоятельно. В эксперименте принимали участие учащиеся двух классов: 25 в экспериментальной группе, 20 в контрольной. Перед началом эксперимента было проведено входное тестирование с целью определения уровня знания лексики, в конце обучения в обеих группах состоялось итоговое тестирование. Результаты тестирований представлены на рисунках 1-3.

Рис. 1. Результаты входного контроля в обеих группах

Рис. 2. Результаты итогового контроля в обеих группах

 

Рис. 3. Результаты итогового контроля в обеих группах (средние баллы)

Как видно на Рисунке 3, средний балл в контрольной группе увеличился на 26,35% и составил 62,4%, а в экспериментальной – увеличился на 38,88% и составил 70,08%.

Таким образом, опытно-экспериментальное обучение доказало свою эффективность и продемонстрировало, что формирование лексических навыков средствами электронных образовательных ресурсов при обучении итальянскому языку на 12,53% продуктивнее, чем обучение с использованием стандартного УМК.

Результаты опытно-экспериментального обучения показали, что использование таких электронных образовательных ресурсов как Quizlet, Miro, Learningapps и многих других на уроках итальянского языка как второго иностранного позволяет сделать уроки современными, актуальными, интерактивными, интересными и адаптированными под возрастные особенности обучающихся.

Литература:

  1. Герасимова С.А. Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного языка // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. №4(24). С. 95-103.
  2. Кустова А.Е. Обучение иноязычным фразеологическим единицам при изучении французского языка как дополнительной специальности: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2005. 221 с.
  3. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр.яз.». М.: Просвещение, 1990. 224 с.
  4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва: Русский язык, 1989. 276 с.
  5. Тарева Е.Г. Учитель французского языка в новом лингвообразовательном измерении // Романские тетради: Романия как цивилизационное понятие. Сборник научных статей / Отв. редактор Л.Г. Викулова. Том 2. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2022а. С. 209-218.
  6. Тарева Е.Г. Языковое образование: векторы трансформации // Иностранные языки в школе. 2022б. №10. С. 5-10.
  7. Шатилов С.В. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986. 223 с.
  8. Щукин А.Н., Фролова, Г.М. Методика преподавания иностранных языков. М.: Издательский дом «Академия», 2015. 288 с.

The use modern EER in the process of formation of lexical skills of schoolchildren (to the EMC «Italian language» by N.S. Dorofeeva and G.A. Krasova)

Shueva V.A.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Luchina Elena Vyacheslavovna,
Associate Professor, Department of Romance Languages and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. The article is devoted to the use of electronic educational resources on the lessons of Italian as a second foreign language at schools as an additional learning tool. The article examines the effectiveness of using electronic educational resources in the formation of lexical skills of schoolchildren. The author analyzes the stages of formation of a lexical skill. A table with types of exercises and electronic educational resources has been compiled based on the analysis. An experiment was conducted on the basis of which it was revealed that the formation of lexical skills by means of electronic educational resources in teaching the Italian language is more productive than learning using a standard EMC.
Keywords: lexical skill, stages of lexical skill formation, electronic educational resources, second foreign language, Italian language.

Literature:

  1. Gerasimova S.A. Architectonics of an individually oriented textbook of a foreign language // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2016. №4(24). Page: 95-103.
  2. Kustova A.E. Teaching foreign-language phraseological units when learning French as an additional specialty: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences Yekaterinburg, 2005. 221 pages.
  3. Minyar-Beloruchev R.K. Methods of teaching the French language: textbook. a manual for students of pedagogical institutes on spec. «Foreign language». Moscow: Prosveshchenie, 1990. 224 pages.
  4. Passov E.I. Fundamentals of communicative methods of teaching foreign language communication. Moscow: Russian language, 1989. 276 pages.
  5. Tareva E.G. Teacher of the French language in a new linguistic and educational dimension // Romance notebooks: Romania as a civilizational concept. A collection of scientific articles / Editor L.G. Vikulova. Volume 2. Moscow: Limited Liability Company «Languages of the Peoples of the World», 2022a. Page: 209-218.
  6. Tareva E.G. Language education: vectors of transformation // Foreign languages at school. 2022b. №10. Page: 5-10.
  7. Shatilov S.V. Methods of teaching German in secondary school. Moscow: Prosveshchenie, 1986. 223 pages.
  8. Shchukin A.N., Frolova G.M. Methods of teaching foreign languages. Moscow: Publishing House «Academy», 2015. 288 pages.