Третье место конкурса «КОД науки» в номинации
«Инновационные образовательные технологии» (2024 г.)

Аннотация. В современном мире умение разбираться в финансовых вопросах играет ключевую роль для достижения личного и профессионального успеха. К сожалению, в России, особенно среди молодого поколения, финансовая грамотность находится на недостаточном уровне, что связано с недостаточной проработкой этого аспекта в образовательных программах. Данный проект направлен на создание специализированной онлайн-платформы для преподавателей начальной школы, целью которой является интеграция базовых знаний о финансах в учебный процесс. В ходе работы были определены основные трудности, с которыми сталкиваются учителя, включая адаптацию учебного материала и ограниченность интерактивных средств обучения.
Проект предусматривает разработку увлекательных игр и практических заданий с использованием известных персонажей, что поможет заинтересовать учащихся. Ожидается, что внедрение данной платформы в образовательный процесс позволит сформировать у детей ответственное отношение к финансам и подготовит их к будущим экономическим реалиям. Этот ресурс станет полезным инструментом для учителей, способствуя формированию поколения, обладающего финансовой компетентностью.

Ключевые слова: финансовая грамотность, учителя, начальные классы, образование, веб-сайт, интерактивные игры, педагогические подходы, вовлечение в процесс.

«В современном мире умение управлять своими финансами является важным навыком для каждого человека» [2, c. 30]. К сожалению, в России уровень финансовой грамотности населения оставляет желать лучшего, особенно среди подрастающего поколения. Причина кроется в недостаточном внимании к формированию финансовой культуры у школьников, особенно в начальных классах.

«Особенно актуальным становится обучение этому навыку уже на ранних ступенях образования – в младших классах школы. Ведь именно там формируются первые представления о деньгах, расходах и доходах, которые будут влиять на жизнь ребенка в будущем. Также, изучение основных понятий финансовой грамотности поможет детям легче адаптироваться к сложной экономической ситуации в стране и мире. Финансовая грамотность является важным навыком для любого человека, в том числе и для младших школьников. Знание основных принципов финансовой дисциплины поможет им развивать правильные финансовые привычки и научит планировать свои расходы» [2, c. 30]. Однако, преподаватели начальных классов часто испытывают дефицит в методических разработках и ресурсах, которые могли бы облегчить процесс обучения детей финансовым основам.

Разработка специализированного онлайн-ресурса для учителей начальной школы, посвященного финансовой грамотности, является актуальным и востребованным решением. Такой сайт может предоставить педагогам необходимые методические пособия, планы уроков, интерактивные упражнения и игры, что сделает обучение более увлекательным и понятным для детей.

Цель исследования заключается в создании сайта-помощника по финансовой грамотности для учителей начальных классов.

В процессе подготовки к XXV Студенческой научной конференции «День науки СФ МГПУ-2024» был проведен опрос, в которым приняли участие 90 человек в возрасте от 14 до 17 лет, преимущественно ученики 9 и 10-х классов (см. рисунок 1).

   

Рис. 1. Структура опрашиваемых по возрасту и классу обучения

После анализа полученных результатов был создан Telegram бот для обучения финансовой грамотности учащихся старших классов (см. рисунок 2).

Рис. 2. QR код для перехода в бот Telegram

В продолжении этого проекта решено создать продукт-помощник для учителей начальных классов.

В 2025 г. был проведен опрос в форме интервью среди пяти учителей начальной школы ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина.

На основании проведенного интервью стало очевидно, что учителя начальной школы испытывают значительные трудности при внедрении основ финансовой грамотности в учебный процесс. Сложность адаптации материала для детского восприятия является ключевым барьером. Педагогам приходится тратить значительное время на упрощение терминов и концепций, чтобы они были понятны ученикам младших классов.

Недостаточная интерактивность существующих материалов также является серьезной проблемой. Учителя отмечают, что детям сложно удерживать внимание на статичных текстах и лекциях. Необходимы более увлекательные и интерактивные методы обучения, такие как игры, викторины и практические задания, чтобы заинтересовать учеников и сделать процесс обучения более эффективным.

Ограниченность времени, которое учителя могут выделить на поиск и подготовку материалов, усугубляет проблему. Поиск качественной и актуальной информации, адаптированной для младшего школьного возраста, требует значительных усилий.

Дефицит качественных, доступных и интерактивных материалов по финансовой грамотности для начальной школы является существенным препятствием для успешного обучения детей основам финансовой грамотности. Решение этой проблемы требует разработки специализированных учебных пособий, методических рекомендаций и интерактивных инструментов, которые будут соответствовать возрастным особенностям и интересам учеников.

Первоначальной задачей стало нахождение подходящей платформы для создания сайта с легким интерфейсом. Критериями отбора служили простота освоения для начинающих пользователей, наличие интуитивно понятных инструментов для редактирования контента, а также возможности для кастомизации дизайна без необходимости углубленного знания кода.

В итоге выбор был сделан в пользу платформы Tilda, сочетающей в себе простоту использования, гибкость настроек и надежность работы. Данная платформа позволила быстро создать функциональный и привлекательный сайт, отвечающий всем требованиям проекта.

Далее последовал этап наполнения сайта качественным контентом. Методические материалы были разработаны с учетом возрастных особенностей младших школьников и современных педагогических подходов. Особое внимание уделялось созданию интерактивных заданий, которые делали обучение увлекательным и интересным для детей (см. рисунок 3).

Рис. 3. QR код для перехода на сайт

Были разработаны несколько интерактивных игр на разных платформах.

Первая и всем знакомая платформа PowerPoint. На ней была разработана игра «Смешарики. Основы финансовой грамотности». Данная игра создана для учащихся 2-4 классов. Каждый уровень игры представляет собой интерактивный тест или задание, тесно связанное с финансовыми понятиями. Визуальное оформление в стиле «Смешариков» делает обучение увлекательным и запоминающимся. Интерактивность – ключевой аспект игры «Смешарики. Основа финансовой грамотности». Ученики не просто пассивно воспринимают информацию, а активно участвуют в процессе, принимая решения и наблюдая за последствиями своих действий. Такой подход способствует более глубокому усвоению материала и развитию навыков финансового планирования. Игра успешно сочетает в себе развлекательный и образовательный элементы. Любимые персонажи и красочный мир «Смешариков» мотивируют детей к обучению, а тщательно разработанный контент обеспечивает получение необходимых знаний в области финансов. «Смешарики. Основы финансовой грамотности» – отличный пример того, как образовательные игры могут эффективно и увлекательно обучать детей важным финансовым концепциям (см. рисунок 4).

Рис. 4. Интерактивная игра «Смешарики. Основы финансовой грамотности»

Следующая интерактивная игра была разработана на платформе Genialiy. Название игры «В мире финансовой грамотности» (см. рисунок 5). Данная игра сделана на основе всем знакомой игры бродилка и рассчитана на обучающихся 3-х классов. Когда фишка с героем попадает на помеченное поле, выскакивают вопросы с вариантами ответов. Вопросы сформулированы простым и доступным языком, учитывая возрастные особенности третьеклассников. Каждый правильный ответ приближает игрока к победе.

Рис. 5. Интерактивная игра «В мире финансовой грамотности»

Основная цель игры – это не только проверка знаний, но и стимул вовлечения учащихся к процессу изучения финансовой грамотности. Использование игры дает возможность для создания динамичного контента и познавательного интереса.

На рисунке 6 представлена разработанная рабочая тетрадь, которая рассчитана на весь период обучения в начальной школе. Цель тетради по финансовой грамотности – не только изучение учащимися базовых понятий по финансовой грамотности, но и формирование у учащихся грамотного и правильного отношения к деньгам. Немаловажной целью данной тетради является обучение планирования своих расходов, выбор разумных финансовых затрат, самостоятельность выбора объема собственных сбережений.

При разработке тетради главным критерием было то, чтобы она соответствовала определенному возрасту и уровню знаний учащихся младшего школьного возраста, а также чтобы полученные знания можно было закрепить на практике. По данной тетради учащиеся могут обучаться как дома, так и в школе. Тетрадь содержит красочные и яркие элементы, что позволяет сделать процесс обучения увлекательным, что очень важно для учащихся младшего школьного возраста.

В данной тетради задания постепенно усложняются, например, математические задания включают в себя умение считать и анализировать полученные деньги и затраты, а также анализировать цены. Логические задачи направлены на нахождение различных решений в сложной финансовой ситуации. В игре также представлены творческие задания: рисование копилок, написание рассказов о долгах, данные задания направлены, на то, чтобы учащиеся могли правильно и грамотно выражать свои мысли и идеи, относящиеся к деньгам. Подобные задания мотивируют интерес учащихся к данной теме, а также делают обучение познавательным, интересным и увлекательным.

Рабочая тетрадь идет дополнением к играм, а за основу работы лег сборник мультсериала «Смешарики. Финансовая грамотность», который также был добавлен на сайт. Тетрадь закрепляет и дает возможность применять полученные знания не только в теории, но и в практике. Всевозможные интерактивные задания, головоломки, карточки, яркие и красочные упражнения, которые связаны с любимыми всеми детьми мультсериалом «Смешарики», способствуют в большей степени развитию логического мышления и осознанных знаний финансовой грамотности у детей.

   

Рис. 6. Рабочая тетрадь

 Тематика «Смешариков» не только повышает мотивацию к изучению материала, но и формирует полное представление о финансовой грамотности. Любимые герои сталкиваются с всевозможными финансовыми трудностями, учатся управлять деньгами. Дети, видя действия героев, становятся более замотивированными, у них появляется интерес к изучению данной темы.

На сайте представлен сборник книг, которые можно интегрировать в процесс обучения как на уроках, так и дома. Сборник включил в себя такие книги как: «Волшебный банкомат. Детям об экономике» Татьяны Поповой [6], «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри [1], «Начинающий инвестор» Гейл Карлиц и Дебби Хониг [3], «Пёс по имени Мани» Бодо Шефер [7], «Новые удивительные приключения в стране Экономика» Игоря Липсиц [5] и комикс «Банки: вклады и кредиты» от портала мои финансы [4].

«Волшебный банкомат» и «Как научить ребенка обращаться с деньгами» предлагают практические советы и игровые сценарии, помогающие родителям и педагогам привить детям ответственное отношение к деньгам с раннего возраста.
Для тех, кто интересуется инвестированием, «Начинающий инвестор» станет отличным проводником в мир фондового рынка и других финансовых инструментов.
«Пёс по имени Мани» – «это вдохновляющая история о том, как юный герой учится управлять своими финансами и достигать поставленных целей» [6, c. 3].
«Приключение в стране Экономика» в свою очередь поможет разобраться в экономических процессах.

Закрепить знания поможет комикс от портала моифинансы.рф, где просто и доходчиво объясняются особенности банковских продуктов.

Разработанный сайт был апробирован учителем начальных классов ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина. В 4 классе был проведен интерактивный урок-игра «Смешарики. Финансовая грамотность». Во время занятия школьники занимались решением задач, отвечали на вопросы викторины и разыгрывали финансовые ситуации с участием известных героев. Структура урока была разработана с целью полного вовлечения каждого учащегося в учебный процесс и повышения его заинтересованности. Преподаватель подчеркнул живой интерес ребят к предмету и успешное усвоение знаний. Применение знакомого и любимого детьми материала способствовало созданию благоприятной и стимулирующей атмосферы обучения.

В будущем планируется более широкое внедрение сайта для проведения занятий по финансовой грамотности и в других классах начальной школы.

Приобретенный опыт дает основания полагать, что интерактивные методы обучения, базирующиеся на популярных детских произведениях, представляют собой действенный способ формирования ключевых финансовых умений у младших школьников. В дальнейшем планируется добавление нового полезного контента и развивающих игр.

Список литературы:

  1. Годфри Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами / пер. с англ. У.В. Сапцина М.: Добрая книга, 2006. 256 с.
  2. Игнатьева А.В. Обучение финансовой грамотности младших школьников // Актуальные исследования, 2023. №21(151). С. 30-32.
  3. Карлиц Г., Хониг Д. Начинающий инвестор: пер. с англ. Л. Брагиной. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 130 с.
  4. Комплект финансовых комиксов / МОИФИНАНСЫ.РФ [сайт]. (дата обращения: 03.2025).
  5. Липсиц И.В. Новые удивительные приключения в стране Экономика. 2-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022. 296 с.
  6. Попова Т.Л. Волшебный банкомат. Детям об экономике. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 150 с.
  7. Шефер Б. Пёс по имени Мани / Бпер. с нем. С. Борича. Минск: Попурри, 2022. 192 с.

Creating a Financial Literacy Website for Primary School Teachers

Matveeva A.V.,
bachelor of 3 course of the Samara campus of Moscow City University, Samara

Research supervisor:
Smolkova Anna Yurievna,
Associate Professor of the Department of General, Social Psychology and Personnel Management of the Samara campus of Moscow city university, Candidate of Economic Sciences

Abstract. In today's world, the ability to understand financial matters plays a crucial role in achieving personal and professional success. Unfortunately, in Russia, especially among the younger generation, financial literacy is at an insufficient level, largely due to the lack of emphasis on this aspect in educational programs. This project aims to create a specialized online platform for primary school teachers, with the goal of integrating basic financial knowledge into the educational process.
The study identified key challenges faced by teachers, including the adaptation of teaching materials and the limited availability of interactive teaching tools. The project involves the development of engaging games and practical tasks featuring well-known characters to capture students' interest. It is expected that the implementation of this platform will help foster a responsible attitude toward finances among children and prepare them for future economic realities. This resource will serve as a valuable tool for teachers, contributing to the development of a financially competent generation.
Keywords: financial literacy, teachers, primary education, education, website, interactive games, pedagogical approaches, engagement.

References:

  1. Godfrey J. How to teach a child to handle money / trans. from English by U.V. Saptsina. Moscow: Dobraya kniga, 2006. 256 p.
  2. Ignatyeva A.V. Teaching financial literacy to primary school students // Current research, 2023. №21(151).: 30-32.
  3. Karlitz G., Honig D. The novice investor / from English by L. Bragina. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2014. 130 p.
  4. Set of financial comics / MOIFINANCE.RF [website]. (date of the address:03.2025).
  5. Lipsits I.V. New amazing adventures in the country of Economy. 2nd ed. Moscow: VITA-PRESS, 2022. 296 p.
  6. Popova T.L. Magic ATM. Children about economics. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2022. 150 p.
  7. Schaefer B. A dog named Money / trans. from German by S. Borich. Minsk: Popurri, 2022. 192 p.