Аннотация. В статье исследуется методический потенциал когнитивного подхода в обучении функциональной системе артиклей английского языка. Анализируются сложности, связанные с освоением системы артиклей и рассматриваются теоретические подходы к их изучению, которые выделяют такие функции артиклей, как абстракция, классификация и индивидуализация. В работе выделяются преимущества когнитивного подхода, который позволяет рассматривать артикли как инструменты категоризации и концептуализации, развивает метакогнитивные навыки учащихся, обеспечивает осознанный выбор артиклей через анализ коммуникативной ситуации.
Ключевые слова: когнитивный подход, система артиклей, коммуникативная компетенция, когнитивная лингвистика, определенный артикль, неопределенный артикль, нулевой артикль, категоризация, абстракция, классификация, индивидуализация.
Освоение системы артиклей английского языка представляет собой сложный когнитивный процесс, включающий понимание функциональной роли артиклей, а также умение использовать контекст для выбора правильного артикля. Это не простое запоминание правил, а развитие глубокого понимания их смысловой нагрузки и влияние на интерпретацию предложения. Учащиеся должны осознавать, что артикль имеет грамматическое значение, указывая на определенность/неопределенность, количество и принадлежность на основе референциального контекста. Результатом в освоении функциональной системы артиклей является определение различий в использовании трех типов артиклей: определенный, неопределенный и нулевой, уделяя внимание контекстуально-зависимым случаям.
Соответственно, обучение также направлено на развитие навыков анализа текста и понимания контекстуальных связей, позволяющих определять подходящий артикль в конкретной ситуации, учитывая предшествующий текст, специфику речевого акта и фоновые знания слушающего/читающего, что включает выявление референциальных связей, понимание имплицитных значений и точную передачу смысловых нюансов. Процесс обучения должен подкрепляться автоматизацией навыка, достигаемой многократной практикой в разных коммуникативных ситуациях. Предполагаемые трудности в обучении связаны с контекстуальной зависимостью правил и исключениями из них, поэтому необходим комплексный подход, сочетающий объяснение правил и практику в разнообразных контекстах, включая развитие метакогнитивных навыков – саморегуляции, самоконтроля и рефлексии – для оценки работы, выявления и исправления ошибок.
Артикль, будучи неотъемлемой частью английской грамматики, не просто формальная единица, но один из ключевых элементов, определяющий смысл высказывания. Поэтому, его игнорирование или недостаточное освоение существенно ограничивает коммуникативные возможности ученика. Согласно ФГОС, цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции. Это достижимо только при глубоком понимании грамматических структур, включая систему артиклей. Неправильное использование артиклей ведет к искажению смысла, затрудняет понимание и снижает эффективность коммуникации.
В научной литературе в докогнитивный период уже существовали различные подходы к классификации артиклей и описанию способов обучения их употребления в английском языке. Один из наиболее известных подходов принадлежит А.И. Смирницкому, который рассматривал артиклевые формы с точки зрения оппозиции «абстракция – конкретизация» [8, с. 45]. Согласно его теории, нулевой артикль выражает абстрактное значение, неопределенный артикль – значение сравнения (классификации), а определенный артикль – индивидуализацию, выделяя конкретный предмет из множества. Этот подход основывается на сравнении и сопоставлении различных употреблений артиклей, демонстрируя их роль в уточнении семантики существительного. Методология А.И. Смирницкого, основанная на противопоставлении артиклевых форм, оказала значительное влияние на дальнейшие исследования в этой области. Е.А. Долгина, например, использовала теорию А.И. Смирницкого как основу анализа обширного корпуса англоязычных текстов, подтверждая ее применимость к различным стилям и жанрам [3, с. 78-80].
В.Д. Аракин предложил альтернативный подход к описанию семантики артиклей, ориентируясь на семный состав значения каждого артикля. Для определенного артикля он выделял семы индивидуализации (выделение предмета из совокупности), уникальности (обозначение единственного в своем роде объекта), указательности (схожесть с указательными местоимениями) и обобщения (представление предмета как представителя класса). Неопределенный артикль, по В.Д. Аракину, характеризуется семами классификации (отнесение к различным классам) и единичности (обозначение единственного числа) [7, с 112]. Таким образом, В.Д. Аракин предлагает более детализированное описание семантики артиклей, акцентируя внимание на различных смысловых компонентах, входящих в значение каждой формы. Его подход позволяет глубже понять смысловые различия в употреблении артиклей в различных контекстах.
Взгляд С.Г. Ахметовой на семантику артиклей во многом перекликается с подходом В.Д. Аракина, но отличается большей простотой и включает в анализ также нулевую артиклевую форму. Это указывает на то, что, несмотря на различия в методологии, многие исследователи сходятся во мнении о многоаспектности семантики артиклей и о необходимости учитывать различные контекстуальные факторы при анализе их функций [1].
Важно отметить, что обучение функциональной системе артиклей – это комплексный процесс, который требует понимания как грамматических правил, так и коммуникативных функций артиклей. Эффективное обучение должно быть направлено на формирование как лингвистических, так и когнитивных навыков, позволяющих учащимся правильно использовать артикли.
Традиционные методы обучения, основанные на механическом запоминании, часто оказываются недостаточно эффективными, так как не раскрывают учащимся глубинный смысл функций артиклей. Когнитивный процесс в обучении артиклям сводится к особому вниманию к мышлению, восприятию и памяти так как именно они непосредственно влияют на понимание осознание и дальнейшее правильное использование артиклей.
Р. Лангакер, например, подчеркивает, что грамматика отражает не просто структуру языка, а способ мышления человека, его умение по-разному интерпретировать ситуацию [9]. Следовательно, когнитивный подход предполагает осознанное усвоение языка путем сопоставления, а не простого сравнения, языковых конструкций и концептов родного и изучаемого языков [5]. Ключевые принципы когнитивного подхода включают рациональность, осознанность и сопоставление. Главная цель этого подхода – улучшить понимание и владение языком через глубокое осознание смысла грамматических явлений, концептов и их функций, что является важным при обучении грамматики на уровне основного общего образования.
Этот подход открывает новые возможности для понимания грамматических явлений, выходящих за рамки механического запоминания правил. В частности, он позволяет рассматривать грамматические элементы как отражение когнитивных процессов, которые лежат в основе языкового выражения [6]. Например, артикли в рамках данного подхода рассматриваются не как простые грамматические маркеры, а как система знаков, отражающая динамику мыслительного процесса говорящего и формирующая конкретное представление о предмете, выраженном существительным. Это позволяет сформировать у учащихся целостное представление о системе артиклей. Каждый артикль вносит свой вклад в построение представления о предмете. Совокупность таких представлений, образующихся при использовании артиклей с существительными, формирует понятие, которое существительное и выражает в качестве самостоятельной языковой единицы [2, с. 56].
Важно отметить, что подобный подход применим к любому языку, в котором присутствует система артиклей. Однако английский язык предоставляет говорящему особую свободу в их использовании. Это связано с тем, что, в отличие от многих других языков, артикли в английском не имеют жесткой привязки к морфологическим характеристикам существительного, таким как падеж или род. Артикль в английском языке отвечает исключительно за выражение числа. Таким образом, в рамках когнитивного подхода, выбор артикля указывает на то, как учащийся мысленно категоризирует предметы, при этом обучаясь анализировать ситуацию и свои коммуникативные намерения.
Исследователи, такие как А. И. Смирницкий, Е.А. Долгина и А.Л. Шедловская, устанавливают прямую связь между выбором артикля и степенью понимания и восприятия объекта в речи. Система артиклей представляется как последовательность: нулевой артикль – неопределенный артикль – определенный артикль. Эта последовательность отражает процесс формирования целостного представления об объекте: от обобщенного (абстрактного, отвлеченного) через классифицированное к индивидуализированному.
Первым этапом является обобщение или абстракция от конкретного предмета, что в языке выражается через нулевой артикль или его значимое отсутствие, например Love is beautiful. Water is essential for life. They admire beauty. Этот процесс отражает концептуальное противопоставление, которое лежит в основе мыслительного обобщения. Такие противопоставления могут быть как явными, выраженными лексически, так и скрытыми, подразумеваемыми. В результате обобщения существительные приобретают признаки исчисляемости и абстрактности, что отражает широкое, неконкретное представление о предмете.
Следующий этап – это процесс классификации, который выражается через неопределенный артикль, например I saw a cat. She wants to buy a car. He is a doctor. Здесь происходит сужение обобщенного представления до типичного, что позволяет отнести предмет к определенному классу. Этот процесс делает представление о предмете более конкретным и узким, превращая его в типичный пример данного класса. В результате классификации существительное становится более конкретным и может приобретать признаки исчисляемости. Процесс классификации, выраженный неопределенным артиклем, способен проявляться в разнообразных вариантах или реализовываться через различные когнитивные действия, например This is a problem, not a tragedy. A child needs care. It's a difficult question. Прежде всего, он подчеркивает единичность объекта, принадлежащего к конкретной категории. Далее, артикль может служить для сопоставления одного элемента класса с другим, поскольку между ними существуют как общие черты, так и отличия. Кроме того, классификация может отражать идею множественности, когда речь идет о любом представителе данной группы. Стоит отметить, что эти когнитивные механизмы способны взаимодействовать, комбинируясь в различных вариациях. В ряде случаев неопределенный артикль акцентирует внимание на явлении как на отдельном феномене, относящемся к определенной сфере. Параллельно высказывание может содержать скрытое сравнение с альтернативным восприятием этого явления, например a hard life – an easy life [2, с. 32].
Наконец, определенный артикль обозначает высшую степень конкретизации, индивидуализацию предмета, например The cat is on the table. The sun is bright today. The book you gave me is fascinating. Это конечный этап познания, когда предмет рассматривается как уникальный и конкретный. Он отражает наиболее точное и детализированное представление о предмете, завершая процесс его познания.
Когнитивный подход, основанный на принципах функциональной лингвистики, представляет собой новое направление в изучении артиклей. Он не только рассматривает обобщение, классификацию и индивидуализацию в качестве основных функций артиклей, но и добавляет еще одну важную функцию – раскрывает суть осмысления самого артикля.
Структура «артикль + существительное», по мнению А.И. Смирницкого, образует единую категорию «абстракция-конкретизация». Эта точка зрения основана на работах, в которых значения артиклей определяются как оппозиция абстракции и индивидуализации с промежуточной стадией классификации.
Абстракция, классификация и индивидуализация тесно связаны с мыслительными операциями противопоставления и сравнения. Нулевая форма артикля выражает противопоставление, неопределенная – сравнение, а определенная – уникальность, то есть отсутствие сравнений и противопоставлений. Эти значения непосредственно влияют на стилистические функции артикля, поскольку его грамотное использование не только обеспечивает грамматическую корректность, но и раскрывает суть перечисленных категорий, обогащая высказывание дополнительными смысловыми оттенками [8, с. 48].
Е.М. Перцев и А.А. Шмараева выделяют соответствие дидактическим принципам посильности, сознательности и системности как одно из преимуществ когнитивного подхода при обучении функциональной системе артиклей. Данный подход к обучению использованию артиклей строится на принципах когнитивной лингвистики, акцентируя важность осознанного выбора и применения артиклей. Это означает, что учащийся не просто механически заучивает правила, а анализирует контекст и задействует мыслительные процессы, чтобы выбрать наиболее подходящий артикль. Таким образом, обучающийся становится активным участником процесса построения высказывания, а не пассивным потребителем грамматических конструкций [7, с. 47-48].
Более того, данный подход рассматривает артикли как инструмент категоризации окружающего мира [6, с. 310]. С помощью артиклей учащийся не просто называет предмет или явление, но и определяет его место в системе знаний, указывает на его известность или неизвестность, единичность или множественность, и тем самым формирует специфический контекст для всего высказывания. Выбор определенного артикля придает существительному дополнительные смысловые оттенки и позволяет более точно выразить мысль.
В силу того, что артикли играют существенную роль в обеспечении понимания как в устной, так и в письменной речи, предлагаемый метод предполагает их активное использование во всех видах речевой деятельности. Независимо от того, говорит ли учащийся, пишет ли он или воспринимает чужую речь, он должен уметь правильно использовать артикли для достижения коммуникативной цели. Предложенная система «абстрагирование – классификация – конкретизация» служит практическим инструментом для реализации этого подхода. Она помогает учащемуся пройти путь от общего понятия к конкретному предмету или явлению, осознанно выбирая на каждом этапе соответствующий артикль. Таким образом, учащийся не только демонстрирует своё понимание темы разговора, но и учится точно и грамотно выражать свои мысли на иностранном языке.
Суммируя все вышесказанное, когнитивный подход не только углубляет понимание грамматических явлений, но и развивает у учащихся способность к более точному и выразительному использованию языка. Он помогает им осознать, что артикли – это не просто формальные элементы, а мощные инструменты для передачи смысла, реализуемого в контексте, что делает речь более ясной и убедительной. Когнитивный подход к обучению функциональной системе артиклей раскрывает их значимость не только как грамматического инструмента, но и как языковых единиц, отражающих мыслительные процессы и способы восприятия мира.
Список литературы:
- Ахметова С.Г. Артикль как выражение понятийной категории дейксиса в современном английском языке. Алма-Ата: Мектеп, 1982. 116 с.
- Долгина Е.А. О роли когнитивного направления в современных исследованиях английского артикля // Вопросы когнитивной лингвистики, 2008. С. 30-32.
- Долгина Е.А. Структура «артикль + существительное» в английском языке как полифункциональное явление: монография. М.: Флинта, 2018. 200 с.
- Елина Е.Н. Когнитивные теории значения: когнитивная грамматика Р. Лангакера // Вестник КГПУ имВ. П. Астафьева, 2010. №4. С.120-125.
- Мичугина С.В. Когнитивное варьирование при формировании категории цвета и ее прототипов // Когнитивные исследования языка, 2014. №19. С. 294-302.
- Мичугина С.В. Субъективное и объективное в восприятии и категоризации цветообозначений // Когнитивные исследования языка, 2016. №25. С. 310-316.
- Перцев Е.М., Шмараева А.А. Обучение употреблению артиклей английского языка на основе когнитивного подхода на неязыковых факультетах в группах продвинутого уровня (B1+) // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2023. №3. С.45-50.
- Смирницкий А.И. Морфология английского языка, 1959. 440 c.
- Langacker R.W. Introduction to Concept, Image, and Symbol. Cognitive Grammar in Cognitive Linguistics: Basic Reading / ed. by D. Geeraerts. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2006.: 29-68.
Methodological potential of the cognitive approach in teaching the functional article system
Frolovskaya E.V.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Michugina Svetlana Viktorovna,
Associate Professor, Department of English Language and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
Abstract. The article investigates the methodological potential of the cognitive approach in teaching the functional system of English articles. It analyzes the difficulties associated with mastering the article system and examines theoretical approaches to their study, highlighting such article functions as abstraction, classification, and individuation.
The work identifies advantages of the cognitive approach that treats articles as tools for categorization and conceptualization, develops students' metacognitive skills, enables conscious article selection through communicative situation analysis.
Keywords: cognitive approach, article system, communicative competence, cognitive linguistics, definite article, indefinite article, zero article, categorization, abstraction, classification, individuation.
References:
- Akhmetova S.G. The Article as an Expression of the Conceptual Category of Deixis in Modern English. Alma-Ata: Mektep, 1982.: 116 p.
- Dolgina E.A. On the Role of Cognitive Approach in Modern Studies of English Articles // Issues in Cognitive Linguistics. 2008.: 30-32.
- Dolgina E.A. The «Article + Noun» Structure in English as a Polyfunctional Phenomenon: Monograph. Moscow: Flinta, 2018. 200 p.
- Elina E.N. Cognitive Theories of Meaning: R. Langacker's Cognitive Grammar // Bulletin of KSPU named after V.P. Astafiev. 2010. №4.:120-125.
- Michugina S.V. Cognitive Variation in the Formation of the Color Category and Its Prototypes // Cognitive Language Studies. 2014. №19.: 294-302.
- Michugina S.V. Subjective and Objective Aspects in the Perception and Categorization of Color Terms // Cognitive Language Studies, 2016. №25.: 310-316.
- Pertsev E.M., Shmaraeva A.A. Teaching Article Usage in English Based on Cognitive Approach for Non-Linguistic Faculties at Advanced Level (B1+) // Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, №3.: 45-50.
- Smirnitsky A.I. English Morphology. Moscow: [Publisher not specified], 1959. 440 p.
- Langacker R.W. Introduction to Concept, Image, and Symbol. Cognitive Grammar in Cognitive Linguistics: Basic Reading / ed. by D. Geeraerts. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2006.: 29-68.