Аннотация. В статье рассматриваются потенциальные и текущие возможности внедрения инновационных технологий в отечественную образовательную систему с учётом передового зарубежного опыта. Обсуждаются примеры успешного внедрения данных технологий как в зарубежных, так и в российских реалиях, а также выделяются ключевые проблемы, препятствующие широкому распространению обозначенных решений.
Ключевые слова: инновационные технологии, искусственный интеллект, образовательный процесс, цифровизация.
Эпоха цифровизации привнесла многочисленные нововведения и корректировки во все сферы жизни общества, в том числе в образовательную среду. Внедрение и использование инновационных технологий в образовательном процессе впервые началось в странах западного мира, после чего этот процесс пришёл и в отечественную систему. Под инновационными образовательными технологиями в рамках данной работы понимаются различные механизмы, при помощи которых задействуются новые средства и способы организации образовательного процесса, способствующие его качественному улучшению.
Зарубежный опыт использования современных технологий в обучении основывается на комплексном внедрение цифровых платформ искусственного интеллекта, систем дополненной и виртуальной реальности, геймификации, аналитики на основе Big Data, нейросетей, чат-ботов, способствующих значительному повышению качества образовательного процесса, доступности и адаптивности к индивидуальным потребностям обучающихся. Предполагается, что систематическое внедрение инновационных технологий, апробированных в зарубежных странах, положительно влияет на доступность и персонализацию образования.
Современные образовательные технологии можно разделить на несколько категорий по способу воздействия: иммерсивные и интерактивные платформы (AR/VR‑симуляции, виртуальные лаборатории, игровые среды), интеллектуальные системы (AI-адаптивное обучение, интеллектуальные тьюторы), анализ больших данных (learning analytics, системы мониторинга успеваемости), массовые онлайн-платформы (MOOC, цифровые курсы) и геймификация (игровые элементы и механики мотивации). Положительное влияние инновационных технологий обосновывается передовыми конструктивистскими и когнитивными подходами: иммерсивное обучение (AR/VR) опирается на опытно-ориентированное обучение, AI-адаптивное обучение реализует принцип «зоны ближайшего развития» Выготского (с участием взрослых), а геймификация задействует мотивационную теорию самоопределения (паттерны компетентности, автономии).
Изучение зарубежного опыта следует начать с цифровых образовательных платформ, которые фактически стали первым массовым и эффективным примером использования инновационных технологий в обучении. Их появление ознаменовало появление новой формы электронного обучения как такового.
Свою эффективность цифровые образовательные платформы доказывали на протяжении многих лет, появившись ещё в 1990-х годах. Первопроходцами в этой сфере стали такие образовательные платформы как Coursera, Udacity, Udemy и Moodle. Эти системы являют собой интеграцию в рамках единой платформы значительное количество учебных курсов, подготовленными, как классическими университетами, так и ведущими экспертами в той или иной области знаний. Широкое распространение и доступность онлайн-курсов позволяет студентам почти из любой точки мира, где есть технические возможности, получать качественное образование, используя интерактивные лекции, видеоуроки, онлайн-тестирование и форумы для обсуждения. Об эффективности применения данного опыта свидетельствует как сам интерес к такому подходу со стороны обучающихся, заключения экспертов, так и всё большее использование образовательных инновационных технологий в глобальном масштабе.
Согласно отчёту образовательной платформы Coursera за 2023 год, ей пользуются десятки тысячи обучающихся по всему миру, их количество неуклонно растёт, а проект активно сотрудничает с одними из лучших университетов в мире. В отчёте указывается, что 14% обучающихся благодаря платформе получили повышение на работе, 17% обучающихся трудоустроились, 18% респондентов повысили уровень зарплаты, у 19% обучающихся увеличилось количество предложений об устройстве на работу, а каждый пятый и вовсе получил учёную степень либо диплом. При этом указывается о выборе данной платформы в качестве приоритетной по использованию дистанционных образовательных технологий работы с обучающимися из развитых стран, которым оказывается помощь в реализации потенциала и расширении возможностей получения востребованных знаний [14, с. 9]. О том, что именно данная платформа повлияла на достигнутые результаты, сообщают сами обучающиеся, что указано в отчёте. Однако не следует исключать и влияние на результаты внешних факторов, которые возможно проследить в будущем на более длительном временном промежутке.
Цифровое образование активно поддерживается рядом зарубежных государств, которые обеспечивают его финансирование в приоритетном порядке. В частности, образовательное ведомство Мексики поддерживает платформу MéxicoX, во Франции – это FUN, в свою очередь индийское Министерство развития человеческих ресурсов концентрирует внимание на проекте NPTEL [13].
Другой по важности инновационной технологией, внедряемой в образовательный процесс, стал искусственный интеллект (ИИ), вместе с которым в нашу жизнь пришли чат-боты и нейросети. Хоть попытки использования ИИ в образовательной среде начались еще в 1960-х годах, но это были лишь первые шаги, где в основе находился персонифицированный, а не массовый подход [2, с. 329]. Приоритетными стали направления внедрения возможности оценивания с помощью новых технологий уровня подготовки обучающихся, и лишь в последующем более глубокое внедрение в образовательный процесс.
Наиболее успешным и массовым использованием инновационных технологий в образовании стали чат-боты, представляющие, по сути, программы, функционирующие на основе облачных сервисов и ИИ, обеспечивая возможность получения в режиме реального времени ответы на поставленные вопросы, внешне создавая эффект общения с человеком. Это происходит в форме диалога между пользователем и программой, обеспечивая возможность получения ответов на распространённые и общеизвестные вопросы. В качестве таких технологий выделяются «Ada» и «DeakinGenie».
Невозможно не упомянуть популярный в последнее время проект компании OpenAI – ChatGPT. Хоть данный чат-бот и не является образовательным по своей специфике, а предназначен для повседневных и иных нужд, тем не менее он пользуется большой популярностью в образовательной среде и обучающиеся часто прибегают к его использованию. Данный чат-бот стал настоящим прорывом в развитии систем ИИ и позволяет искать любую необходимую информацию при помощи интернета. Помимо поиска информации, чат-бот оказывает помощь в редактировании текста, переводе источников с других языков, а также предоставляет и широкий инструментарий. Конкурентом данного чат-бота выступает одноимённый проект китайской компании DeepSeek.
Чат-боты зачастую не интегрированы на нормативном уровне в образовательных учреждениях, а их использование нередко запрещается под угрозой санкций. Но, тем не менее, они пользуются популярностью у обучающихся, и те активно их применяют.
Важным развитием чат-ботов стало появление интеллектуальных тьюторов, которые способны оказывать помощь обучающимся в узконаправленных учебных дисциплинах. Интеллектуальные тьюторы фактически представляют из себя ассистента преподавателя, в основе которого лежит использование технологий искусственного интеллекта. Благодаря такому подходу обеспечивается возможность сэкономить значительное количество времени для педагогического состава, минимизировав затраты на выполнение рутинных задач. В контексте данной темы важным будет уточнить, что интеллектуальные тьюторы напрямую связаны с адаптивными обучающимися системами. Адаптивные обучающие системы, использующие нейросети, способны анализировать поведение пользователя и приспособить учебный материал под его индивидуальные особенности и потребности. Такие системы позволяют создавать персонализированные учебные планы, учитывая знания, скорость обучения и предпочтения обучающихся. Для адаптивного обучения можно использовать нейросети, способные анализировать большое количество данных о студентах и их взаимодействии с учебным материалом. Цель такой системы – адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого студента, учитывая его предпочтения, стиль обучения и уровень знаний. Для задач адаптивного обучения возможно использовать следующие типы нейронных сетей: RNN и LSTM – для анализа последовательностей данных, таких как история взаимодействий студента с учебным контентом; CNN – анализа визуального контента и текстовых данных в учебных материалах; FNN – классификации студентов по качественным признакам (например, наличие внутренней и внешней мотивации, социальная активность, эмоциональная устойчивость и другие) и предсказания результатов их обучения на основе агрегированных данных об успеваемости [8, с. 592].
В качестве наиболее успешного примера интеллектуального тьютора можно привести виртуального помощника преподавателя Jill Watson AI framework, созданного в Технологическим институтом Джорджии [12].
Создание такого рода ассистента имело своей целью обеспечить возможность получения информация при типовых запросах в рамках обучения по программе получения ученой степени в сфере компьютерных наук. По итогу оказалось, что возможности такой программы намного шире, позволяя расширить спектр дисциплин, а также предоставить доступ студентам.
Аналогичный ассистент разработан для школьников. Это образовательная платформа Brainly.com, в которой заложен функционал не только получения ответов на типичные вопросы, но и оказание посильной помощи в решении заданий, включая возможность непосредственного общения между всеми участниками образовательного процесса. Примечательно, что разработчики помощника учли и интересы родителей обучающихся, предоставляя им информацию о возможностях оказания помощи своим детям в учебе, в том числе в оптимальном выборе школы и университета, поддержании мотивации к обучению.
Помимо непосредственной помощи преподавателям и обучающимся в образовательном процессе, ИИ способен осуществлять аналитику обучения и составлять статистику при помощи инструментов Big Data. Для этих целей создаются целые отдельные приложения. Примерами этого могут послужить [3, с. 15-16]:
«OUAnalyse», разработанное Открытым университетом Соединенного Королевства с целью прогноза успеваемости студентов, а также своевременного выявления лиц, находящихся в группе риска. В качестве основы функционирования информационной системы используются данные образовательного учреждения. Благодаря такому подходу для административного и преподавательского персонала обеспечивается возможность наиболее оптимального вида поддержки учащихся. В качестве целевого предназначения данного технологического решения его разработчики обозначают оказание помощи в завершении обучения студентам, имеющим трудности в данном вопросе.
Также следует отметить и систему «ALP» используемую в США на основе ИИ в качестве внутреннего инструмента, направленного на создание психометрического профиля учащегося, его взаимодействий, предпочтений и достижений. В основе построения такой модели лежит анализ персональных сведений.
Аналогичным путем пошли разработчики системы Swift в Индии, благодаря которой обеспечивается анализ электронных данных о каждом обучающемся и прогнозируются наиболее вероятные модели, в которых последний может столкнуться с трудностями либо добиться успеха в обучении. Такой подход обеспечивает возможность создавать индивидуальные образовательные траектории, где в основе лежат предпочтения учащихся. По итогу это позволяет скорректировать образовательную программу под каждого обучающегося на основе исходных данных и вносить в нее своевременные корректировки.
Внедрение технологий искусственного интеллекта в образовательную среду, помимо прогрессирования нового уровня цифрового помощника в работе с рутинной деятельностью, содержит в себе еще ряд перспективных направлений. В частности, в США с привлечением различных партнеров разработан проект UniTime, который является, по сути интегрированной платформой, включающей технологию ИИ. Данная образовательная платформа с элементами администрирования позволяет формировать расписания различных университетских курсов и экзаменов, также обеспечивается своевременность внесения изменений во время проведения занятий, должное распределение аудиторного фонда. Несомненным преимуществом платформы является возможность предоставить каждому студенту сформировать персональное расписание занятий.
Среди других инновационных технологий, внедряемых в образовательный процесс, выделяются AR (дополненная реальность) и VR (виртуальная реальность), а также связанные с ними игровые технологии, способствующие геймификации образования.
Примером успешного внедрения VR- и AR-технологий в обучение является проект ClassVR, используемый более чем в 200000 учебных классах по всему миру [11]. ClassVR предлагает автономную VR-гарнитуру с интуитивно понятным интерфейсом, встроенными образовательными ресурсами и удобными инструментами управления.
Кроме того, педагогам не нужно самостоятельно разрабатывать все материалы: платформа предоставляет тысячи готовых учебных ресурсов в форматах виртуальной и дополненной реальности для различных предметов. Преподаватель может управлять контентом, направлять и контролировать внимание учащихся в процессе взаимодействия с виртуальной средой, что позволяет эффективнее использовать учебное время.
Использование AR и VR-технологий делает образовательный процесс более наглядным, интерактивным и увлекательным, способствуя лучшему усвоению материала, позволяя:
- создать эффект погружения для обучающихся;
- повысить интерес и вовлечённость обучающихся в процесс;
- улучшить понимание предмета обучающимися, благодаря более наглядному и понятному образовательному процессу с высоким уровнем интерактивности;
- развивать творческое мышление обучающихся;
- обогатить педагогический процесс и облегчить работу преподавателя.
Примером внедрения подобных технологий может служить Американская международная школа в Гуанчжоу, в которую в 2021 году проект ClassVR начал поставлять своё оборудование. Использование технологий AR и VR заметно повысило вовлечённость учащихся, особенно младших школьников, благодаря иммерсивной природе этих решений, способствующей более глубокому когнитивному восприятию. Отмечается, что ученики школы часто просматривали свои творческие работы в среде VR и AR, вносили изменения и дорабатывали проекты, что способствовало совершенствованию их учебных навыков. Такой интерактивный процесс развивает критическое мышление и способствует формированию навыков решения проблем [10].
Технологии виртуальной и дополненной реальности нередко применяются в образовательном процессе в игровой форме. Примером служат такие симуляторы, как Universe Sandbox (космический симулятор, позволяющий наблюдать за различными космическими явлениями и взаимодействовать с ними) и The Body (один из лучших анатомических симуляторов, позволяющий исследовать человеческое тело и наблюдать за его функционированием). На данный момент существуют исследования, которые позволяют нам говорить о том, что геймификация образовательного процесса напрямую влияет на результаты обучения [15].
Подобные примеры позволяют утверждать, что технологии VR и AR обладают значительным образовательным потенциалом благодаря своей интерактивности и иммерсивности. Они дают возможность учащимся глубже погружаться в процесс обучения и проявлять больший интерес, особенно если подаются в форме игры, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, данные технологии применимы не только в школьном образовании, но и в высшем – например, при подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере медицины или инженерии, за счёт возможности создания реалистичных симуляций профессиональной деятельности [6, с. 121-123].
Говоря о зарубежном опыте, необходимо также рассмотреть возможности его применения в России с целью эффективного внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. В нашей стране уже существуют отечественные аналоги упомянутых проектов и технологий. Цифровые образовательные платформы в России представлены такими ресурсами, как Skillbox, SkillFactory, GetCourse, Инфоурок и др. Среди крупнейших платформ можно выделить Лекториум и Открытое образование, активно сотрудничающие с ведущими университетами страны. Отдельного внимания заслуживает Московская электронная школа, которая, хотя и отличается по формату, также является цифровой образовательной платформой. Она позволяет педагогам отслеживать успеваемость учеников в цифровом формате и предоставляет доступ к электронной библиотеке учебных материалов по всем предметам школьной программы.
Среди отечественных аналогов платформ на базе ИИ можно выделить такие проекты, как GigaChat от Сбербанка, YandexGPT и Нейро. При внедрении ИИ в образовательную систему особенно важно учитывать зарубежный опыт, чтобы обеспечить максимально эффективную адаптацию технологий, учесть допущенные ошибки. Постепенное внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс в России уже осуществляется.
Так, в августе 2023 года ученый совет Московского городского педагогического университета (МГПУ) разрешил студентам использовать генеративные инструменты на основе ИИ (ChatGPT и его аналоги) для написания дипломных работ. Однако обучающиеся должны указать об этом в тексте ВКР, перепроверить информацию из ИИ-сервисов и дополнить ее «более надежными источниками» [5].
Также в МГПУ, как и во многих других высших образовательных учреждениях России, используется LMS (система управления обучением), что уже является внедрением зарубежного опыта, а в частности опыта платформы Moodle.
Касаясь отечественных аналогов в сфере технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) следует отметить, что на российском рынке действует целый спектр компаний, предлагающих свои продукты образовательной направленности: VR-Professionals, Cerevrum, Zarnitsa, PraxisVR, SIKE, FSA, Yode, VRConcept и другие. Однако внимание все еще акцентируется на процессах корпоративного обучения и создании соответствующих продуктов для отработки бизнес-решений.
Отдельного внимания заслуживает деятельность Центра НТИ ДВФУ VR/AR. На базе Дальневосточного федерального университета осуществляется разработка образовательного программного обеспечения в среде виртуальной и дополненной реальности. В частности, создаются учебные продукты по таким дисциплинам, как химия, физика и стереометрия, ориентированные на использование в рамках школьной программы [7].
Несмотря на определённые успехи в области внедрения инновационных технологий в российское образование, можно выделить ряд барьеров и серьёзных проблем, затрудняющих их полноценную реализацию.
Одной из ключевых проблем остаётся неравномерное распределение цифровой инфраструктуры между регионами [9, с. 26-31]. Во многих школах отсутствуют: высокоскоростной интернет, современное оборудование, системы искусственного интеллекта и электронного документооборота. Внедрение зарубежных решений требует модернизации ИКТ-инфраструктуры и разработки совместимых программных продуктов, соответствующих российским стандартам. Даже отечественные аналоги зачастую не могут быть внедрены из-за слабой технической базы, особенно в сравнении столицы и крупных региональных центров с провинциальными и сельскими школами.
Кроме того, существует социальное и региональное неравенство в доступе к современным образовательным технологиям. В отдалённых районах уровень цифровизации значительно ниже, а многие обучающиеся не имеют доступа к необходимым устройствам и интернету. Это создаёт серьёзную диспропорцию в качестве образования и снижает равенство образовательных возможностей [4, с. 2].
Эту проблему усугубляет и недостаточная ресурсная и кадровая обеспеченность учебных заведений [1]. Школы в регионах часто не располагают необходимыми финансовыми возможностями для внедрения цифровых решений. Внедрение таких технологий требует значительных вложений, а также подготовки квалифицированных кадров. Система повышения квалификации педагогов в сфере EdTech пока слабо развита: далеко не все преподаватели готовы к переходу на смешанные и цифровые форматы обучения. Необходима также методическая поддержка и стандартизация процессов внедрения.
Как уже было отмечено, успешная реализация инноваций требует значительных инвестиций – как государственных, так и частных. Государственная поддержка реализуется через гранты, субсидии и целевые программы, однако она часто распределяется неравномерно. Применение зарубежного опыта возможно лишь при наличии устойчивого финансирования, эффективной системы мониторинга и прозрачной оценки результатов. Ситуация осложняется тем, что в последние годы расходы на образование в России все еще являются недостаточными. Важно переломить эту тенденцию, увеличив бюджетное финансирование образовательной сферы и активнее привлекая частные инвестиции, как это практикуется в ряде зарубежных стран.
Дополнительным препятствием является скептическое отношение со стороны педагогов и родителей к цифровым методам обучения. В российской образовательной культуре по-прежнему высока роль преподавателя как основного источника знаний, что зачастую противоречит модели, ориентированной на цифровую самостоятельность обучающихся. Также существует различие в педагогических подходах, менталитете и приоритетах, что затрудняет прямое заимствование зарубежных практик. Частично эта проблема была нивелирована в период пандемии, когда многие преподаватели были вынуждены осваивать цифровые инструменты и переходить на дистанционное обучение. Однако это лишь частичное решение, и комплексный подход по-прежнему необходим.
Отдельную обеспокоенность вызывает возможность частичной замены педагогов цифровыми инструментами. Несмотря на очевидные преимущества технологий, существует риск снижения качества образования из-за уменьшения живого взаимодействия между учеником и преподавателем, особенно в гуманитарных дисциплинах. Это может привести к снижению мотивации, ухудшению коммуникативных навыков и деиндивидуализации обучения.
Подводя итог, следует отметить, что зарубежный опыт может сыграть важную роль в формировании эффективной стратегии внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, если он будет тщательно проанализирован и применён с учётом российских реалий. Ориентация на международные практики позволяет избежать типичных ошибок и ускорить адаптацию новых решений. В то же время прямое копирование зарубежных моделей невозможно без учёта специфики российской образовательной системы, методик, стандартов качества, а также уровня материально-технического обеспечения учебных заведений. Несмотря на существующие сложности, в России уже имеются собственные аналоги многих зарубежных проектов, что свидетельствует о наличии потенциала для успешного развития. Важно продолжать работу над устранением системных барьеров и созданием условий для широкого внедрения технологий в образование.
Список литературы:
- В Госдуме заявили об увеличении дефицита учителей // РБК (сайт), 2025. (дата обращения: 05.04.2025).
- Еськин Д.Л. Использование технологий искусственного интеллекта в обучении // МНКО, 2023. №6(103). C. 329-331.
- Как применение ИИ-технологий может способствовать повышению качества образования? // Технологии искусственного интеллекта в образовании. Руководство для лиц, ответственных за формирование политики. Юнеско, 2022. С. 14-19. (дата обращения: 05.04.2025).
- Лях Ю.А., Гриценко С.С. Финансирование образования в России: проблемы и перспективы // Наука и образование сегодня, 2025. №1(82). С. 6-9.
- МГПУ разрешил студентам использовать ИИ при подготовке ВКР // Московский городской педагогический университет (сайт), 2023. (дата обращения: 05.04.2025).
- Напсо М.Д. VR и AR-технологии в образовательном процессе // Этносоциум и межнациональная культура, 2023. №182. С. 120-125.
- Образование // Центр НТИ ДВФУ VR/AR. (дата обращения: 05.04.2025).
- Применение нейросетевого подхода к построению современного образовательного процесса в вузе / Е.Н. Бояров, С.В. Абрамова, О.В. Купцова [и др.] // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2025. Т. 10, №5. С. 588-599.
- Шелудяков И.С., Лебедева Красса Е.Н. Цифровое неравенство в регионах России: проблемы и пути их преодоления // Прогрессивная экономика. 2023. №2. С. 23-43.
- American International School of Guangzhou // ClassVR. (дата обращения: 05.04.2025).
- Case Studies // ClassVR. (дата обращения: 05.04.2025).
- Georgia Tech is developing artificially intelligent agents that are unleashing the potential of lifetime learning // GeorgiaTech. (дата обращения: 05.04.2025).
- Massive List of MOOC Platforms Around the World in 2025 // The Report. (дата обращения: 05.04.2025).
- Most learners report career benefits from learning on Coursera // Learner Outcomes Report. (дата обращения: 05.04.2025).
- Li M., Ma S., Shi Y. Examining the effectiveness of gamification as a tool promoting teaching and learning in educational settings: a meta-analysis // Frontiers in Psychology, 2023. Vol. 14.: 1-17.
Foreign experience of innovative technologies in education and their implementation in Russia
Yaroshevich D.O.,
bachelor of 1 course of the Moscow City University, Moscow
Research Supervisor:
Tishakov Maxim Petrovich,
Associate Professor, Department of Law, Institute of Economics, Management, and Law Moscow City University, Candidate of Law Sciences
Abstract. The article examines potential and current opportunities for the introduction of innovative technologies into the domestic educational system, taking into account advanced foreign experience. Examples of successful implementation of these technologies in both foreign and Russian realities are discussed, and key problems that hinder the widespread dissemination of the identified solutions are highlighted.
Keywords: educational process, innovative technologies, artificial intelligence, digitalization.
References:
- The State Duma Reports an Increase in the Teacher Shortage // RBC (website), 2025. (date of the address: 05.04.2025).
- Yeskin D.L. The Use of Artificial Intelligence Technologies in Education // MNKO, 2023. №6(103).: 329-331.
- How Can the Application of AI Technologies Contribute to Improving the Quality of Education? // Artificial intelligence technologies in education. Guide for policy makers. Unesco, 2022.: 14-19. (date of the address: 05.04.2025).
- Lyakh Yu.A., Gritsenko S.S. Financing Education in Russia: Problems and Prospects // Science and Education Today, 2025. №1(82).: 6-9.
- MCU Permitted Students to Use AI in the Preparation of Final Qualification Works // Moscow City University (website), 2023. (date of the address: 05.04.2025).
- Napso M.D. VR and AR Technologies in the Educational Process // Ethnosocium and Interethnic Culture, 2023. №182.: 120-125.
- Education // NTI Center DVFU VR/AR. (date of the address: 05.04.2025).
- Application of the Neural Network Approach to Building a Modern Educational Process at a University / E.N. Boyarov, S.V. Abramova, O.V. Kuptsova [et al.] // Pedagogy. Theory and Practice, 2025. Vol. 10. №5.: 588-599.
- Sheludyakov I.S., Lebedeva Krassa E.N. Digital Inequality in the Regions of Russia: Problems and Ways to Overcome Them // Progressive Economy, 2023. №2.: 23-43.
- American International School of Guangzhou // ClassVR. (date of the address: 05.04.2025).
- Case Studies // ClassVR. (date of the address: 05.04.2025).
- Georgia Tech is developing artificially intelligent agents that are unleashing the potential of lifetime learning // GeorgiaTech. (date of the address: 05.04.2025).
- Massive List of MOOC Platforms Around the World in 2025 // The Report. (date of the address: 05.04.2025).
- Most learners report career benefits from learning on Coursera // Learner Outcomes Report. (date of the address: 05.04.2025).
- Li M., Ma S., Shi Y. Examining the effectiveness of gamification as a tool promoting teaching and learning in educational settings: a meta-analysis // Frontiers in Psychology, 2023. Vol. 14.: 1-17.