Аннотация. В статье рассматривается инновационный подход к обучению английскому языку, в котором городская среда выступает в роли интерактивного учебного пространства. Помимо традиционных классных комнат, обучающиеся исследуют язык через непосредственное взаимодействие с архитектурой, рекламой, вывесками и другими элементами города. Этот метод направлен на применение знаний в реальных условиях. Использование городской среды в качестве «класса под открытым небом» не только обеспечивает контекст для практического применения языка, но и соответствует современным трендам в образовании, таким как геймификация и интерактивное обучение. В статье рассматриваются конкретные примеры заданий и проектов, которые можно реализовать в городской среде для повышения мотивации учащихся и улучшения их языковых навыков.

Ключевые слова: обучение английскому языку, городская среда, геймификация, интерактивное обучение, контекстуальное обучение, повышение мотивации, языковая среда, проектная деятельность, экологическое образование.

В современном мире, где глобализация и цифровизация становятся ключевыми трендами, изучение английского языка выходит за рамки традиционного класса. Особую значимость в таких условиях приобретает концепция «города как учебной среды», позволяющая преобразовать повседневное городское пространство в эффективный образовательный ресурс.

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения мотивации к изучению английского языка через погружение в реальную языковую среду города, где английский язык становится все более заметным. Существует потребность в практико-ориентированных методиках, связывающих теорию с реальной жизнью, а также в формировании активной позиции учащихся в развитии городской среды. Это особенно важно в свете противоречия между большим потенциалом городской среды как эффективного ресурса формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и недостаточной реализацией данного потенциала на уроках английского языка. Интеграция городской среды в процесс обучения соответствует принципам системно-деятельностного подхода и способствует достижению как образовательных, так и воспитательных целей, формируя активную гражданскую позицию и ответственное отношение к окружающей среде. Данное исследование направлено на разработку комплексного подхода к использованию городской среды, включающего систему занятий, проекты и интерактивные формы работы для эффективного освоения английского языка.

Традиционные методы обучения английскому языку, несмотря на свою устоявшуюся структуру, часто не отвечают вызовам современного мира. В условиях быстро меняющегося информационного пространства, где владение английским языком становится не просто академическим навыком, а инструментом для глобальной коммуникации и самореализации, возникает необходимость в поиске новых, более эффективных подходов. Существующие методики зачастую ориентированы на передачу знаний, но не всегда способствуют формированию так называемых «навыков XXI века». В контексте современных исследований в области образования и запросов работодателей когнитивные и социальные компетенции, такие как критическое мышление, способность к кооперации, решение проблем и развитые социально-коммуникативные навыки, определяются как ключевые для успешной адаптации личности в условиях XXI века. Это привело к трансформации целей образовательного процесса: система образования пересматривает свои приоритеты, интегрируя в учебные программы расширенный спектр междисциплинарных навыков, направленных на формирование у обучающихся универсальных компетенций, соответствующих вызовам современного общества [6].

Современное образование сталкивается с еще одним серьезным вызовом – снижением мотивации учащихся. Монотонность и стандартизированный характер заданий способствуют утрате интереса к обучению. В условиях обилия информации, поступающей из различных источников (медиа, интернет и социальные сети), формирование устойчивой мотивации у школьников к систематической образовательной деятельности представляет собой сложную педагогическую задачу. Особенно проблематичным становится стимулирование интереса к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции в учебный процесс и повседневную практику [2]. Как отмечают Д.С. Абайханова и Е.А. Лепшокова, «…у обучающихся должна быть сформирована стабильная мотивация», поскольку именно она выступает ключевым фактором их академической успеваемости [1, с. 4]. В связи с этим перед педагогами стоит комплексная задача по внедрению инновационных методов обучения и созданию образовательной среды, способствующей развитию внутренней мотивации учащихся. Одним из перспективных решений данной проблемы выступает геймификация образовательного процесса, предполагающая использование игровых механик и технологий для повышения вовлеченности и заинтересованности учащихся. Исследование R. Leitão подтверждает, что такой подход не только активизирует участие в учебной деятельности, но и способствует формированию метапредметных навыков — в частности, саморефлексии, целеполагания и познавательной инициативы [11].

Ключевой проблемой в обучении английскому языку выступает ограниченность языковой среды, что оказывает значительное влияние на эффективность процесса овладения языком. Исследование А.Е. Ниязовой и Д.Т. Мусы подтвердило, что процесс обучения иностранным языкам вне языковой среды характеризуется наличием ряда существенных препятствий, требующих эффективного педагогического решения. В ходе экспериментальной работы, проведенной в общеобразовательных учреждениях, были выявлены следующие проблемные аспекты: снижение мотивационно-познавательной активности обучающихся, наличие психологического языкового барьера, дефицит коммуникативной практики и явление интерференции родного языка [4].

В условиях отсутствия естественной англоязычной среды процесс изучения языка зачастую сводится к механическому запоминанию лексики и грамматических структур без понимания их реального функционирования в речи. Это приводит к языковой деконтекстуализации – отрыву знаний от их практического применения. Учащиеся могут успешно выполнять упражнения на правила (например, расставлять артикли), но испытывают трудности в живой коммуникации, где язык динамичен и контекстуально зависим.

Ярким примером служит заучивание слов без учета их многозначности и культурных коннотаций. Так, в заголовке «Who Wants To Be A Millionaire: Teacher beats brother to win jackpot» глагол «beat» употреблен в значении «опередить», а не «ударить». Однако учащийся, знакомый только с базовым значением, может интерпретировать фразу буквально, что вызывает когнитивный диссонанс и искажает смысл. Подобные ситуации подчеркивают необходимость интеграции городской среды в обучение – через взаимодействие с аутентичными материалами (вывески, медиа, социальные ситуации) школьники смогут усваивать язык не как набор правил, а как гибкую систему смыслов [5].

Современный город представляет собой динамичную и насыщенную среду, полную языковых и культурных стимулов. Вывески, реклама, граффити, карты, афиши, меню кафе и ресторанов – все это может стать ценным ресурсом для изучения английского языка, предлагая реальные примеры его использования в повседневной жизни. Однако традиционные методы обучения зачастую игнорируют этот потенциал, ограничиваясь классной аудиторией и учебниками.

Использование городской среды как образовательного ресурса представляет собой многообещающий подход, который решает ключевые проблемы современного обучения английскому языку. Этот метод не только адаптирует процесс обучения к реалиям XXI века, но и обеспечивает комплексное развитие навыков, которые необходимы для успешной коммуникации в глобальном мире.

Современный город дает уникальную возможность для развития метапредметных компетенций. Школьники учатся применять знания на практике, развивая навыки критического мышления, решения проблем, креативности и социальной адаптации. Например, исследование вывесок или рекламных слоганов помогает развить внимательность к деталям, а работа с контекстом (например, интерпретация метафор или многозначных слов) усиливает аналитические способности. Кроме того, выполнение проектов в рамках городской среды стимулирует командную работу, лидерство и организационные навыки, что особенно важно для будущей профессиональной деятельности.

Одним из главных преимуществ этого подхода является возможность интеграции элементов геймификации, что значительно повышает интерес учащихся к обучению, увеличивая при этом его эффективность, ведь игра «…не только повышает мотивацию к деятельности, но и позволяет ребенку стать активным участником образовательного процесса» [8, с. 157]. В своем исследовании J. Figueroa приводит отчет Университета Каплан, где в результате внедрения элементов геймификации на одном из курсов по информационным технологиям были достигнуты значительные успехи. Так, оценки студентов выросли на 9%, а количество не прошедших курс снизилась на 16% [13]. Задания, основанные на исследовании городских объектов, могут быть организованы в виде квестов, конкурсов или интерактивных игр. Например, ученикам можно предложить сфотографировать как можно больше англоязычных надписей в городе, расшифровать их значение или составить рассказ на основе найденных фраз. Такой подход превращает обучение в увлекательное приключение, снижая уровень стресса и повышая мотивацию. Геймификация также способствует развитию эмоциональной вовлеченности, что делает процесс запоминания информации более эффективным.

Кроме того, использование городской среды позволяет решить одну из ключевых проблем в обучении английскому языку — недостаток языковой среды. Внеурочные занятия, дополненные взаимодействием с реальным городским пространством, компенсируют этот недостаток, делая обучение более живым и прикладным. Методика использования города в качестве образовательного ресурса способствует тому, что учащиеся выходят за рамки школьной программы и осваивают язык в естественном контексте. Например, обсуждение экологических инициатив, таких как велосипедные дорожки, парки или проекты по переработке отходов, позволяет не только попрактиковаться в использовании специализированной лексики, но и задуматься о глобальных вопросах, таких как устойчивое развитие и бережное отношение к окружающей среде. Экологическое образование в школах имеет ключевое значение для дальнейшего прогресса в области охраны окружающей среды и устойчивого развития (см. рисунок 1). Чтобы эффективно справляться с современными экологическими вызовами, необходимо формировать у будущих поколений осознание важности защиты природы. Образование помогает не только информировать учащихся о проблемах, связанных с окружающей средой, но и вовлекать их в активные действия [9].

Рис. 1. Преимущества городской среды как образовательного ресурса для обучения английскому языку

Проанализировав концепцию «класса под открытым небом» и ее ключевых преимуществ, целесообразно перейти к конкретным практическим способам интеграции городской среды в процесс обучения английскому языку. Как уже было отмечено, современный город предоставляет богатый спектр возможностей для создания аутентичной языковой среды и организации проектной деятельности, способствующей формированию и совершенствованию как социолингвистических, так и метапредметных навыков обучающихся.

В качестве эффективных образовательных практик можно предложить ряд взаимосвязанных активностей, основанных на принципах проектного обучения. Проектная методика особенно ценна тем, что развивает у учащихся «…системное мышление и решение проблем, управление результатом и ответственность, управление собой, умение работать в команде и навык сотрудничества» [3, с. 125], а также критическое мышление и творческий подход к решению задач. Проектно-ориентированное обучение стимулирует когнитивную активность учащихся за счёт решения практических задач в реальном контексте. В своей работе G.H. Beckett подчёркивает, что project-based learning (PBL) способствует формированию так называемых «5C-компетенций»: critical thinking (критическое мышление), collaboration (сотрудничество), communication (коммуникация), creativity (творческий потенциал) и cultural awareness (культурная осведомленность) – ключевых для XXI века [9]. При этом работа над проектами в городской среде создает условия для естественной языковой практики и межкультурной коммуникации.

Одним из эффективных способов интеграции городского пространства в образовательный процесс является создание тематических путеводителей на английском языке. Данный проект не только развивает языковые навыки, но и формирует исследовательские, аналитические и дизайн-компетенции учащихся, а также способствует командной работе.

На подготовительном этапе учащиеся выбирают тему, связанную с городской средой (например, «Парки Москвы: экология и досуг» или «Стрит-арт как элемент городской культуры»), и определяют целевую аудиторию (туристы, местные жители). Затем происходит распределение ролей: исследователь собирает информацию (исторические справки, интервью, фотоматериалы), контент-редактор адаптирует текст под уровень владения языком, проверяет грамматику и лексику, дизайнер разрабатывает макет и подбирает визуальный контент, а координатор контролирует сроки и организационные вопросы.

На этапе реализации учащиеся проводят полевое исследование: посещают локации, фотографируют объекты, берут интервью у горожан (по возможности на английском языке). Собранные материалы анализируются и систематизируются, после чего создается черновой вариант брошюры. Важным элементом является промежуточная презентация перед учителем, позволяющая получить обратную связь и доработать проект.

Завершающий этап включает оформление финального продукта — брошюры в печатном или цифровом формате (например, в виде PDF-документа или интерактивного веб-путеводителя). Проект защищается перед экспертной комиссией (учителя, одноклассники), которая оценивает его по следующим критериям:

  • Языковая грамотность (точность использования лексики и грамматических структур);
  • Содержательная глубина (уникальность информации, наличие ссылок на источники);
  • Визуальное оформление (читаемость, эстетика, соответствие теме);
  • Устная презентация (логичность изложения, аргументация выбора контента, ответы на вопросы).

Такой подход способствует развитию аналитических способностей, критического мышления и межкультурной коммуникации, поскольку учащиеся взаимодействуют с реальными культурными и языковыми контекстами. Кроме того, подготовка итоговых презентаций и отчетов на английском языке требует от школьников не только языковых и исследовательских навыков, но и публичной коммуникации, что напрямую связано с формированием метапредметных компетенций, включая цифровую грамотность. Исследование P. Hernández-Ramos и S. De La Paz подтверждает, что участие в мультимедийных проектных заданиях развивает у школьников навыки работы с цифровыми инструментами, поиска, анализа и презентации информации [10], что напрямую связано с формированием цифровой грамотности.

После защиты проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся обсуждают возникшие трудности и достигнутые результаты. Лучшие работы могут быть опубликованы на школьном сайте или в социальных сетях с использованием хештегов (#CityGuidesByStudents), что повышает мотивацию и придает проекту социальную значимость.

Результатом такого проекта может стать более глубокое понимание городской инфраструктуры и культурных особенностей, поскольку ученики получают возможность непосредственного взаимодействия с объектами исследования. Данный вывод согласуется с результатами эмпирического исследования, проведённого Cognition and Technology Group at Vanderbilt [12] в рамках которого учащиеся участвовали в проектной деятельности, связанной с архитектурным и социально значимым проектированием (дизайн общественных объектов). По результатам предтестов и посттестов были зафиксированы улучшения в умении применять пространственные и концептуальные знания, а интервью показали повышение уровня самостоятельности, исследовательского поведения и стремления к пересмотру собственных решений на основе внешних источников. Это подтверждает, что включение в образовательный процесс реальных объектов городской среды способствует осмысленному и практическому освоению как инфраструктурных, так и культурных характеристик города. Работая над составлением путеводителей, школьники не только осваивают лексику, связанную с инфраструктурой города, но и занимаются анализом информации, ее структурированием и адаптацией, что приводит к развитию критического мышления и улучшению навыков исследовательской деятельности. Они учатся не только находить и собирать информацию, но и оценивать её достоверность и актуальность. Этот процесс включает в себя сравнительный анализ различных источников: онлайн-ресурсов, библиотечных фондов и даже интервью с местными жителями или профессионалами в области туризма.

В качестве эффективного образовательного проекта можно также предложить разработку учащимися собственных экологических инициатив, направленных на защиту окружающей среды. Такой подход особенно актуален, поскольку долгосрочные качественные изменения в обществе возможны лишь тогда, когда забота об экологии войдет в систему ценностей [7].

В ходе подготовки собственных проектов учащиеся изучают основы экологической культуры как системы поведения в социоприродных экосистемах, направленной на сохранение качества окружающей среды, анализируют существующие экологические практики и разрабатывают собственные инициативы на английском языке по различным направлениям (например, «Развитие волонтерской деятельности в сфере охраны окружающей среды» или «Разработка цифровых платформ для поддержки экологических инициатив»). Школьники знакомятся с новой лексикой, связанной с экологиями и устойчивым развитием. Имея контекст, в котором используется новая лексика, ученики легче запоминают слова и выражения. При подготовке итоговых презентаций или отчетов на английском языке учащиеся учатся структурировать информацию, применять нужные языковые конструкции, а также публично представлять свои идеи. Это усиливает их уверенность в себе и назначает более глубокие навыки подготовки и выступлений.

Мы видим, что в рамках использования концепции «класса под открытым небом» и внедрения экологических проектов в уроки английского языка обеспечивается экологическое просвещение учащихся. Городская среда становится площадкой для обсуждения актуальных экологических вопросов на английском языке, таких как переработка отходов, энергосбережение, создание зеленых зон и т.д. Это формирует у учащихся не только языковые навыки, но и активную гражданскую позицию.

Проектная деятельность, направленная на изучение городской среды, может быть успешно дополнена элементами геймификации, что, как было упомянуто ранее, значительно повышает мотивацию учащихся и эффективность языкового обучения. Включение интерактивных квестов как в онлайн, так и в офлайн-форматах создает уникальные возможности для непосредственного взаимодействия с городской средой через призму английского языка. Особенно перспективным представляется архитектурное направление, открывающее широкие возможности для освоения специализированной лексики посредством прямого знакомства с архитектурными объектами города.

Методологическая ценность данного подхода заключается в интеграции визуального восприятия и языковой практики, что способствует более глубокому усвоению материала. В рамках проектной деятельности можно предложить три взаимосвязанных задания, каждое из которых решает конкретные образовательные задачи.

Первое задание – создание фото-словаря архитектурных элементов – направлено на освоение специализированной лексики. Учащиеся получают список терминов (таких как facade, dome, arch, balcony) и должны найти соответствующие элементы в городской архитектуре, сфотографировать их и создать цифровой альбом с подробными описаниями на английском языке. Это задание не только расширяет словарный запас, но и учит точно использовать профессиональную терминологию в контексте.

Второе задание, архитектурный стиль-квест, развивает навыки анализа и сравнения. Учащиеся изучают характерные особенности различных архитектурных стилей (Gothic, Baroque, Modernism и др.), затем исследуют городское пространство, фотографируя здания и определяя их стилистическую принадлежность. Особенность задания заключается в организации группового взаимодействия – после сбора материала учащиеся обмениваются фотографиями и проводят «слепой анализ», аргументируя свои выводы на английском языке.

Третье задание предполагает создание интерактивной карты-экскурсии. Учащиеся разрабатывают тематический маршрут по историческим или архитектурно значимым объектам города, сопровождая его аудиогидом на английском языке. Это может быть как записанный подкаст, так и текстовые описания в специальном приложении. Задание развивает навыки связного повествования, учит использовать различные временные формы (Past Simple для исторических справок, Present Simple для описаний), а также включает элементы интерактивности – вопросы для «туристов», мини-викторины по маршруту.

Все задания предусматривают четкие критерии оценки, включающие: точность использования языковых средств, глубину содержания, качество визуального оформления и презентационных навыков. Завершается работа рефлексивной сессией, в ходе которой учащиеся анализируют приобретенные знания и навыки, а лучшие проекты получают возможность публикации на школьных ресурсах или специализированных платформах.

Дополнительным существенным аспектом является изучение лингвистического ландшафта города через анализ англоязычных вывесок, рекламных материалов и других элементов городской среды. Этот подход позволяет учащимся понять роль английского языка в современном урбанистическом пространстве, исследовать особенности перевода и адаптации текстов, а также изучить влияние глобализации на языковой облик города.

Важно учитывать, что современные цифровые технологии, в частности большие языковые модели, могут стать эффективным инструментом поддержки преподавателя в разработке интерактивных заданий для учеников. Мы попросили нейросеть Qwen 2.5 предложить возможный вариант городского квеста для школьников, изучающих английский язык, и искусственный интеллект сгенерировала игру «City Word Hunt» («Охота за словами»), которая предполагает сбор учащимися фотографий англоязычных вывесок, рекламных баннеров или указателей в городе, после чего школьники анализируют их содержание и обсуждают маркетинговые стратегии использования английского языка для привлечения внимания потребителей.

Комбинация городских квестов и проектной работы открывает новые горизонты в интеграции языкового обучения с исследованием социокультурного пространства города. Особую значимость приобретают кросс-культурные исследования, которые позволяют учащимся глубже понять международные связи родного города и развить межкультурную компетенцию. В рамках такого подхода создание интерактивных карт мест, связанных с иностранными культурами, становится важным инструментом формирования как языковых навыков, так и цифровой грамотности. Например, учащиеся могут исследовать город в поисках локаций, отражающих влияние других культур, таких как рестораны национальной кухни, памятники, места проведения этнических фестивалей или дипломатические представительства. Задача заключается в разработке интерактивной карты, где каждый ученик добавляет информацию о выбранном месте, сопровождая её фотографиями, текстами на английском языке и аудио- или видеоматериалами. Такой проект помогает учащимся осознать глобальные связи в локальном контексте, способствуя формированию целостного взгляда на взаимодействие культур.

Другим перспективным направлением является использование музейного пространства как ресурса для развития языковых и речевых навыков через погружение в культурно-исторический контекст. Разработка виртуальных экскурсий на английском языке позволяет не только совершенствовать коммуникативные умения, но и расширять социокультурный кругозор учащихся. В процессе подготовки таких экскурсий школьники учатся структурировать информацию, работать с разнообразными источниками данных и адаптировать контент для разных типов аудитории. Пример задания может выглядеть следующим образом: учащимся предлагается выбрать один из музеев города и создать виртуальную экскурсию на английском языке, включающую ключевые экспонаты или тематические зоны. Работа над проектом включает написание сценария экскурсии, подготовку описаний экспонатов с использованием специализированной лексики, а также создание мультимедийного контента (фотографии, видео, аудио). Важным этапом является презентация готовой экскурсии перед одноклассниками, что способствует развитию публичных выступлений и навыков обратной связи.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в настоящее время город становится площадкой для комплексного развития языковых, социокультурных и цифровых компетенций обучающихся. Сочетание проектной деятельности, элементов геймификации и исследовательских подходов в обучении иностранному языку позволяет создать многомерную образовательную среду, способствующую развитию не только языковых навыков, но и метапредметных компетенций, таких как критическое мышление и цифровая грамотность. Анализ архитектурного ландшафта, лингвистического пространства и культурных связей города открывает широкие возможности для освоения специализированной лексики, понимания глобальных языковых процессов и формирования целостного мировоззрения учащихся.

Список литературы:

  1. Абайханова Д.C., Лепшокова Е.А. Проблема мотивации студентов в обучении английскому языку // Педагогический вестник, 2022. №24. С. 4-5.
  2. Азизова М.А. Мотивация в обучении // Экономика и социум, 2021. №5(84). Ч. 1. С. 605-608.
  3. Загороднюк Т.И. Проектное обучение в школах США, Франции и России // ИНСАЙТ, 2022. №1(9). С. 124-135.
  4. Ниязова А.Е., Муса Д.Т. К вопросу о применении информационно- коммуникационных образовательных технологий на уроках английского языка // Язык и культура, 2016. №3(35). С. 176-189.
  5. Оспанова О.К., Шевякова Т.В. Когнитивный диссонанс и его проявление в англоязычном медиадискурсе // Хабаршысы. Филология ғылымдары сериясы. 2023. Т. 68. №1. (дата обращения: 27.03.2025).
  6. Пинская А.М. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? / М.А. Пинская, А.М. Михайлова, О.А. Рыдзе [и др.] // Образовательная политика, 2019. №3(79). С. 50-62.
  7. Сборник лучших практик в сфере экологического просвещения. Опыт бизнеса. М.: 2023. 239 с.
  8. Черказьянов А.Д., Андреева Е.Е. Геймификация в образовании: достоинства и недостатки // Актуальные проблемы социогуманитарного образования : Сборник статей / Научная редакция Е.В. Донгаузер, Т.С. Дороховой. Том Выпуск 6. Екатеринбург: С. 155-161.
  9. Beckett G.H. Project-Based Learning For21st-CenturySkills: The Five 7C’s For L2 Students. // Docens Series in Education. 2023. Vol. 5.: 40-57.
  10. Hernández-Ramos P., De La Paz S. Learning history in middle school by designing multimedia in a project-based learning experience // Journal of Research on Technology in Education, 2009. Vol. 42(2).: 151-173.
  11. Leitão R. A systematic evaluation of game elements effects on students’ motivation / R.Leitão, M.Maguire, S.Turner et al. // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 27.: 1081-1103.
  12. Thomas J.W. A Review of Research on Project-Based Learning // San Rafael, CA: Autodesk Foundation, 2000. (дата обращения: 01.04.2025).
  13. Figueroa J. Using Gamification to Enhance Second Language Learning // Digital Education Review. 2015. №27.: 32-54.

Urban Environment as a Resource for Teaching EFL

Buslovskaya A.D.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Gvozdyakova A.V.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Savkina Ekaterina Alexandrovna,
Deputy Head of the Department for Academic Affairs, Senior Lecturer, Department of English and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages, Moscow City University

Abstract. The article explores an innovative approach to teaching English, where the urban environment serves as an interactive learning space. Beyond traditional classrooms, students engage with the language through direct interaction with architecture, advertisements, signs, and other urban elements. This method emphasizes applying knowledge in real-world contexts. Utilizing the urban setting as an «open-air classroom» provides a practical framework for language use while aligning with educational trends such as gamification and interactive learning. The article examines specific tasks and projects that can be implemented in urban environments to enhance student motivation and improve language skills.
Keywords: English language learning, urban environment, gamification, interactive learning, contextual learning, increasing motivation, language environment, project-based activities, environmental education.

References:

  1. Abaykhanova D.S., Lepshokova E.A. The problem of student motivation in learning English // Pedagogical Bulletin, 2022. №24.: 4-5.
  2. Azizova M.A. Motivation in learning // Economics and Society, 2021. №5(84). Part 1.: 605-608.
  3. Zagorodnyuk T.I. Project-based learning in schools of the USA, France, and Russia // INSIGHT, 2022. №1(9).: 124-135.
  4. Niyazova A.E., Musa D.T. On the application of information and communication educational technologies in English lessons // Language and Culture, 2016. №3(35).: 176-189.
  5. Ospanova O.K., Shevyakova T.V. Cognitive dissonance and its manifestation in English-language media discourse // Khabarshy: Series of Philological Sciences, 2023. Vol. 68, №1. (date of the address: 27.03.2025).
  6. Pinskaya A.M. 21st-century skills: how to develop and assess them in the classroom? / A.M. Mihaylova, O.A. Rydze and others / Educational Policy, 2019. №3(79).: 50-62.
  7. Collection of best practices in the field of environmental education: Business experience. Moscow: 2023, 239 p.
  8. Cherkazianov A.D., Andreeva E.E. Gamification in education: advantages and disadvantages / Current Problems of Socio-Humanitarian Education: Collection of Articles / edited by E.V Donghauser, T.S Dorokhova, Vol., Issue 6. Yekaterinburg: 2023.: 155-161.
  9. Beckett G.H. Project-Based Learning For21st-CenturySkills: The Five 7C’s For L2 Students. // Docens Series in Education. 2023. Vol. 5.: 40-57.
  10. Hernández-Ramos P., De La Paz S. Learning history in middle school by designing multimedia in a project-based learning experience // Journal of Research on Technology in Education, 2009. Vol. 42(2).: 151-173.
  11. Leitão R. A systematic evaluation of game elements effects on students’ motivation / R.Leitão, M.Maguire, S.Turner et al. // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 27.: 1081-1103.
  12. Thomas J.W. A Review of Research on Project-Based Learning // San Rafael, CA: Autodesk Foundation, 2000. (date of the address: 01.04.2025).
  13. Figueroa J. Using Gamification to Enhance Second Language Learning // Digital Education Review. 2015. №27.: 32-54.