Аннотация. В данной статье рассматривается значение традиционных фестивалей и культурных мероприятий как инструментов мягкой силы в международной политике Республики Корея. В условиях глобализации и растущей роли культурной дипломатии эти мероприятия служат не только средством сохранения национальной идентичности, но и эффективным инструментом для содействия международному диалогу и сотрудничеству. В исследовании рассматриваются ключевые примеры корейских культурных фестивалей, которые играют важную роль в укреплении имиджа Кореи на мировой арене.
Ключевые слова: Республика Корея, культурная дипломатия, традиционные фестивали, международное сотрудничество, мягкая сила.
В последние десятилетия Республика Корея стала заметным игроком в сфере международной культурной дипломатии. Наряду со своими экономическими и технологическими достижениями страна активно продвигает своё культурное наследие за рубежом, используя фестивали, музыку, искусство и традиционные практики в качестве стратегических инструментов для глобального взаимодействия. Корейские культурные мероприятия – от древних ритуалов до современной поп-культуры – привлекают внимание мировой аудитории и вносят значительный вклад в формирование позитивного национального имиджа. Политика Республики Корея по популяризации корейской культуры, как современной, так и традиционной, обеспечила глобальное продвижение корейской культуры и рост осведомленности о Корее [1, с. 38].
Традиционные фестивали являются жизненно важным аспектом культурной идентичности Кореи: они несут в себе глубокую историческую и эстетическую ценность, а также служат платформами для содержательного межкультурного обмена [3, с. 116]. По мере того, как растет значение мягкой силы в международных отношениях, изучение культурных инициатив Кореи становится все более актуальным. Цель этой статьи – проанализировать, как традиционные фестивали и культурные мероприятия способствуют усилиям Республики Корея в международном сотрудничестве и укрепляют ее позиции на мировой арене.
Исторический контекст
Традиционные фестивали в Корее имеют глубокие корни в аграрном и конфуцианском наследии страны, выполняя как духовные, так и общественные функции. Эти фестивали, как правило, связаны с лунным календарем и уже давно являются средством сохранения культурной идентичности Кореи.
Один из самых известных традиционных праздников, в честь которого проводятся различные фестивали – Чусок, часто называемый корейским Днем благодарения. Отмечаемый осенью, это период, когда семьи чтят своих предков с помощью ритуальных церемоний (차례) и делятся традиционной едой, такой как сонпхён (рисовые лепешки). Чусок олицетворяет ценности сыновней почтительности, благодарности и единства семьи. Другим ключевым событием является Лунный Новый год (Соллаль), который знаменует начало лунного календаря и включает в себя родовые обряды, традиционные игры, такие как юннори (윷놀이), и ношение ханбока, традиционной корейской одежды. Соллаль подчеркивает уважение к старшим и продолжение семейных традиций.
Культурные традиции Кореи были сформированы ее историческим опытом, древней историей корейской государственности, колониальной оккупацией, войнами и экономическим возрождением. Травма от японской оккупации и Корейской войны вызвала сильное желание защитить и возродить корейскую идентичность. В ответ на это культурные фестивали стали средством утверждения национальной гордости и преемственности поколений.
По мере того как Корея переходила из статуса страны-получателя помощи в страну-донора и мирового культурного экспортера, ее культура и традиции становились фокусом культурных мероприятий, организуемых как в Корее, так и за рубежом.
Корейские фестивали как средство культурного обмена
Республика Корея широко известна своим разнообразным спектром культурных мероприятий, которые неизменно привлекают большое количество иностранных туристов. Эти фестивали не только предлагают увлекательные и часто бесплатные развлечения, но и предоставляют посетителям возможность непосредственно познакомиться с корейскими традициями и обычаями. Учитывая значительное число и частоту таких мероприятий по всей стране, вероятность оказаться на фестивале – намеренно или случайно – чрезвычайно высока [5, с. 55]. Традиционные фестивали в Республике Корея стали достопримечательностями как для внутреннего, так и въездного туризма. Такие мероприятия, как фестиваль танцев в масках в Андоне, фестиваль фонарей в Чинджу и фестиваль зеленого чая в Посоне не только прославляют корейское наследие, но и служат культурными витринами Кореи, приглашая к участию зрителей со всего мира.
Отличительной чертой многих корейских фестивалей является их открытость для международного сотрудничества. Иностранные делегации, культурные труппы и артисты часто приглашаются для участия в представлениях, выставках и программах культурного обмена в рамках традиционных фестивалей.
Корейские фестивали способствуют двустороннему обмену культурными знаниями. Продвигая корейские традиции за рубежом, они также создают пространство для знакомства и признания других культур в Корее. Многие фестивали теперь включают международные зоны, где посетители могут участвовать в выставках, выступлениях и представлениях кухонь разных стран. Например, фестиваль кимчи в Кванджу организует международные павильоны и приглашает шеф-поваров, исполнителей и ремесленников со всего мира поделиться своими традициями. Подобные общие пространства позволяют осуществлять содержательное культурное взаимодействие, где отмечаются как сходства, так и различия между культурными практиками.
Важным примером того, как культурные фестивали способствуют международному обмену, является K-Pop World Festival, запущенный в 2011 году. Хотя этот фестиваль тематически связан не с традиционной культурой, а с современной корейской музыкой, в силу популярности корейской поп-культуры он стал мощным инструментом культурной дипломатии, активно поддерживаемым Министерством иностранных дел Кореи и Министерством культуры, спорта и туризма. Каждый год около 100 корейских дипломатических представительств по всему миру организуют национальные отборочные туры, привлекая тысячи участников со всех континентов и укрепляя таким образом культурные связи между Кореей и другими странами [6, с. 118]. Фестиваль не только демонстрирует яркую музыкальную поп-культуру Кореи, но и выступает в качестве шлюза для межкультурного диалога и сотрудничества. Он отражает стратегическое использование Кореей культурных мероприятий для создания позитивного глобального имиджа и развития долгосрочных партнерских отношений. Во многих случаях эти культурные взаимодействия подкрепляются двусторонними соглашениями и формированием совместных культурных комитетов, которые формализуют рамки для сотрудничества и взаимного обмена в культурной сфере.
Экономическое значение фестивалей
Традиционные фестивали в Республике Корея вносят значительный вклад в местную экономику, особенно в регионах, удаленных от мегаполисов. Так, фестиваль фонарей в Чинджу, который проводится с 2000 года, демонстрирует, как традиционные культурные события могут превратиться в экономически устойчивые предприятия. Изначально фестиваль полностью финансировался из государственного бюджета, включая центральное правительство, провинцию Кённам и город Чинджу. В течение девяти лет на мероприятие было потрачено в среднем 8,62 млн долл., из которых 15,42% поступило из национального бюджета, 9,85% – от провинциального правительства и 37,65% – от города Чинджу.
Однако с 2002 года фестиваль постепенно перешел на модель самообеспечения, со снижением зависимости от государственного финансирования. Оргкомитет начал получать доход за счет платных услуг, таких как прогулка по плавучему мосту, катание на лодке по реке Намган и участие в традиционных костюмированных мероприятиях. Этот сдвиг подчеркивает потенциал фестиваля не только как культурного актива, но и как прибыльного предприятия, способного привлекать частное финансирование и генерировать доход, тем самым снижая нагрузку на государственные ресурсы [4, с. 188].
Традиционные и современные корейские фестивали служат эффективными платформами для продвижения корейских товаров, услуг и культурного экспорта. От корейской еды (хансик) до косметики, традиционной одежды (ханбок) и товаров K-pop фестивали предлагают познакомиться с корейским образом жизни и инновациями. Иностранные посетители часто посещают выставки различной продукции, участвуют в кулинарных мастер-классах или покупают местные продукты во время фестивалей. Такая экспозиция способствует выходу корейских брендов на новые рынки и укрепляет имидж Кореи как страны качественных товаров, креативности и культурного изобилия.
Кроме того, фестивали часто поддерживаются торговыми миссиями и культурными атташе, которые используют эти мероприятия как возможность для представления корейских предприятий и туристических объектов. Таким образом, фестивали работают на стыке культуры, экономики и дипломатии, усиливая конкурентоспособную мягкую силу Республики Корея на международной арене.
Социальное значение
Культурные мероприятия и традиционные фестивали в Южной Корее играют важную роль в сохранении и возрождении национальной идентичности. Например Чусок, один из важнейших традиционных праздников, несет в себе глубокий социальный и культурный смысл. Это время, когда семьи по всей стране собираются вместе, чтобы провести родовые обряды и выразить благодарность за урожай года. Эти ритуалы укрепляют семейные связи и усиливают уважение к предкам – ценности, которые лежат в основе корейской культурной идентичности. Инклюзивная и праздничная природа Чусока позволяет ему также функционировать в качестве своеобразного культурного моста. Это праздник имеет параллели с другими традиционными праздниками урожая, такими как американский День благодарения, китайский Праздник середины осени и японский Обон, что открывает возможности для межкультурного взаимопонимания и сравнительного диалога [2, с. 34].
Культурные мероприятия помогают сохранять и передавать традиции, что особенно важно для формирования национальной идентичности. Они становятся местом встречи людей разных возрастов и социальных слоев, что способствует укреплению социальных связей и солидарности. Взаимодействие участников на фестивалях создает атмосферу единства и взаимопонимания, что особенно важно в многонациональном обществе.
Кроме того, такие мероприятия способствуют развитию культурного туризма, что в свою очередь приносит экономическую выгоду регионам. Привлечение иностранных гостей на фестивали создает возможности для обмена опытом и знаниями, способствует диалогу между культурами. Такое взаимодействие не только обогащает местную культуру, но и помогает формировать положительный имидж страны на международной арене.
Проблемы и вызовы
Глобализация существенно повлияла на традиционные фестивали в Южной Корее. Поскольку мир становится все более взаимосвязанным, слияние культурных элементов из разных стран привело к смешению местных обычаев и мировых тенденций. Это благоприятствует культурному разнообразию, но также актуализирует проблему сохранения уникальности местных традиционных фестивалей. Растущая коммерциализация культурных мероприятий, в том числе, для обслуживания иностранных туристов, часто размывает их первоначальный смысл и значение. Таким образом, Южная Корея сталкивается с проблемой баланса между глобальной привлекательностью своих фестивалей и необходимостью сохранения своих аутентичных традиций. При этом глобализация в контексте Южной Кореи не равнозначна культурной утрате, а скорее способствует культурной гибридизации, где местная идентичность сохраняется и даже усиливается через глобальные каналы. Эта модель контрастирует с теориями культурного и медийного империализма, которые постулируют односторонний поток культурного влияния с Запада. Вместо этого Южная Корея демонстрирует, что глобализация может быть двусторонним процессом – тем, который обеспечивает стратегический экспорт национальной культуры, защищая ее основополагающие традиции [9, с. 42].
Масштабные фестивали и культурные мероприятия в Южной Корее вызывают и ряд экологических и социальных проблем. Приток туристов и участников часто приводит к увеличению отходов, загрязнению и нагрузке на местную инфраструктуру. Кроме того, такие мероприятия могут нарушать привычный порядок и образ жизни местного населения, создавая, например, шумовое загрязнение, переполненность людских и транспортных потоков, приводят к росту стоимости жизни для жителей. Эти проблемы подчеркивают необходимость разработки таких методов организации подобных мероприятий, которые бы минимизировали негативные последствия, при этом обеспечивая культурную привлекательность [7, с. 4-6].
Поскольку культурные фестивали Южной Кореи получают международное признание, сохраняется обеспокоенность по поводу сохранения аутентичности корейских традиций. Влияние западной и мировой культуры может привести к потере уникальных аспектов корейского наследия, особенно в связи с тем, что страна стремится представить свою культуру на мировой арене. Существует настоятельная необходимость гарантировать, что культурные мероприятия останутся верными своим корням, сохраняя свои традиционные ценности и при этом принимая инновации [8, с. 320-333]. Задача заключается в поиске способов адаптации к современным требованиям без ущерба для аутентичности, которая составляет основу корейской культурной идентичности.
Заключение
Традиционные фестивали и культурные мероприятия в Южной Корее оказались бесценными инструментами в содействии международному сотрудничеству. Они служат средством продвижения богатого культурного наследия страны, одновременно выстраивая мосты взаимопонимания с другими странами. Благодаря культурной дипломатии, региональному сотрудничеству и глобальным инициативам мягкой силы Южная Корея показала, что фестивали могут выходить за рамки простых празднований и становиться инструментами мира, понимания и взаимного уважения. Реагируя на вызовы глобализации и сохраняя свою культурную аутентичность, Южная Корея сможет продолжать укреплять свою роль в международном культурном взаимодействии, сохраняя свое культурное наследие для будущих поколений.
Список литературы:
- Ефимова А.И. Российские К-попперы: ценности, идентичность и выбор профессии // Корееведение, 2024. №1(6). С. 37-49.
- Ким Енсук. Корейский традиционный праздник «Чусок» // Корееведение в России: направление и развитие. 2020. №1. С. 33-36.
- Легенды о происхождении корейских праздников: практикум / авт.-сост.: Л.А. Воронина, А.И. Ефимова. М.: МГПУ, 2024. 116 с.
- Ли Джи Ын. Корейский фестиваль на примере праздника плавающих фонарей на реке Намганг в городе Чинчжу // Новое прошлое / The New Past, 2019. №1. С. 178-190.
- Набиева К.М. Развитие индустрии туризма в Южной Корее на современном этапе // Казанский вестник молодых учёных. 2020. №2. С. 52-59.
- Прыгункова А.С. Публичная дипломатия Республики Корея // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. №3. С. 116-121.
- Швецова О.А., Ли Чжан Хи. Снижение воздействия промышленного производства на окружающую среду: данные инвестиционных проектов по переработке отходов в Республике Корея // Прикладные науки. 2020. Т. 10, №10. С. 1-21.
- Kang Shin Young. Authenticity in Heritage Festivals in South Korea: A Comparison of the Gangneung Danoje and Baudeogi Festivals. PhD dissertation in Philosophy. Exeter, UK: University of Exeter, 2013. (дата обращения: 01.04.2025).
- Stewart E.W. South Korea Managing Globalization: Strategies of Self-Definition and Cultural Preservation. Master’s thesis in Anthropology. Texas A&M University, College Station, 2014. 128 p.
The role of traditional festivals and cultural events in the international cooperation of the Republic of Korea
Kremneva D.A.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Research Supervisor:
Efimova Anna Ivanovna,
Associate Professor of the Chinese Language Department of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, PhD
Abstract. This article explores the significance of traditional festivals and cultural events as instruments of soft power in the international policy of the Republic of Korea. In the context of globalization and the growing importance of cultural diplomacy, these events serve not only as a means of preserving national identity but also as effective tools for promoting international dialogue and cooperation. The study examines key examples of Korean cultural festivals that play an important role in enhancing Korea's image on the global stage.
Keywords: Republic of Korea, cultural diplomacy, traditional festivals, international cooperation, soft power.
References:
- Efimova A.I. Russian K-pop Fans: Values, Identity, and Career Choice // Korean Studies, 2024. №1(6).: 37-49.
- Kim Yoonsook. The Korean Traditional Holiday «Chuseok» // Korean Studies in Russia: Directions and Development, 2020. №: 33-36.
- Legends about the origin of Korean holidays: workshop / auto-station: L.A. Voronina, A.I. Efimova. Moscow: Moscow City University, 2024. 116 p,
- Lee Ji Eun. A Korean Festival through the Example of the Lantern Floating Festival on the Namgang River in Jinju City // The New Past, 2019. №1.: 178-190.
- Nabiyeva K.M. Development of the Tourism Industry in South Korea at the Present Stage // Kazan Bulletin of Young Scientists, 2020. №2.: 52-59.
- Prygunkova A.S. Public Diplomacy of the Republic of Korea // Korean Studies in Russia: Directions and Development. 2021. №3.: 116-121.
- Shvetsova O.A., Lee Jang Hee. Minimizing the Environmental Impact of Industrial Production: Evidence from South Korean Waste Treatment Investment Projects // Applied Sciences. 2020. Vol. 10. №10.: 1-21.
- Kang Shin Young. Authenticity in Heritage Festivals in South Korea: A Comparison of the Gangneung Danoje and Baudeogi Festivals. PhD dissertation in Philosophy. Exeter, UK: University of Exeter, 2013. (date of the address: 01.04.2025).
- Stewart E.W. South Korea Managing Globalization: Strategies of Self-Definition and Cultural Preservation. Master’s thesis in Anthropology. Texas A&M University, College Station, 2014. 128 p.